РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Тарасова Татьяна Викторовна
Пензенский государственный технологический университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления

Аннотация
Данная статья посвящена особенностям рынка труда молодежи Пензенской области, рассматриваются проблемы и перспективы его развития. Особое внимание уделено рассмотрению региональных программ, способствующих привлечению к трудовой деятельности молодежи региона, в том числе несовершеннолетних и граждан с ограниченными возможностями. Проведенное исследование позволяет утверждать, что, несмотря на всестороннее развитие и решение данной проблемы, региональному рынку труда необходимы дальнейшие преобразования.

Ключевые слова: , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Тарасова Т.В. Региональный рынок труда молодежи: проблемы и перспективы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/06/16081 (дата обращения: 14.03.2024).

Кризисная ситуация во всех сферах жизнедеятельности нашего общества сказывается на функционировании рынка труда в России, тяжелое состояние которого в свою очередь отягощает кризис общества. Экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность нашей жизни порождают множество проблем в сфере организации занятости населения. В первую очередь это ряд правовых, экономических, социальных и социально-психологических вопросов, требующих комплексного подхода к их рассмотрению. Анализ динамики занятости населения свидетельствует, что крайне неблагоприятно ситуация на рынке труда за последние десять лет складывалась для наиболее «уязвимых» групп населения, к числу которых относится и молодежь.

На 1 января 2018 года численность безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости Пензенской области, составила 5449 человек. По данным мониторинга за январь-декабрь 2017 года в связи с ликвидацией организаций или сокращением численности были уволены 1949 человек из 428 организаций.

Высвобождение проведено в организациях следующих видов деятельности:

-       добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 28,8%;

-       государственное управление и обеспечение военной безопасности – 10,5%;

-       здравоохранение и предоставление социальных услуг – 8,1%;

-       финансовая деятельность – 8,4%;

-       транспорт и связь – 6,0%;

-       сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 4,9%;

-       образование – 6,7%;

-       профессиональная, научная и техническая деятельность – 11,1%;

торговля – 5,2% и др. [1].

Отказ от действовавшей длительное время системы распределения молодых специалистов по предприятиям и организациям поставил выпускников высших образовательных учреждений перед фактом самостоятельного трудоустройства. В настоящее время вызывает озабоченность  тенденция увеличения количества выпускников высшей школы в общей численности безработных, рост числа молодых людей с высшим образованием, работающих не по специальности, замещение рабочих мест средней и низкой квалификации выпускниками вузов и т.д.

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ожесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. Увеличение числа невостребованных на рынке труда выпускников вузов, в равной степени, как и потребности предприятий в конкурентоспособных высококвалифицированных молодых специалистах в условиях информационного общества, указывают на необходимость целенаправленной программы комплексных мер по содействию занятости этой категории населения.

Поведение молодежи на рынке труда имеет определенную специфику. Это необходимо учитывать при разработке политики занятости, т.к. молодежь является достаточно ярко выраженной «группой риска». Необходимо помнить, что затраты на содействие занятости молодежи носят в основном долгосрочный характер и определяют развитие национальных экономик на многие десятилетия вперед. Общепризнано, что недовложения в образовательный, культурный и нравственный потенциал молодого поколения могут повлечь  негативные и тяжелые последствия как для отдельной личности, так и для государства в целом.

Кроме того, проблема занятости молодежи имеет следующие, наиболее существенные противоречия:

между провозглашенным правом на труд и реальным обеспечением этого права;

между численностью молодежи, находящейся на рынке труда, и числом рабочих мест, которые она реально может занять (спрос-предложение);

между системой образования и рынком труда (невостребованность полученного образования);

между высокими притязаниями молодежи и реальными потребностями в их труде (завышенные притязания);

между рынком труда и рынком жилья для молодежи (есть работа – нет жилья).

Программа «Молодежная практика», реализуемая службой занятости Пензенской области, направлена на оказание помощи в трудоустройстве выпускников учебных заведений. Данная категория граждан не имеет опыта работы, не умеет искать рабочее место и предлагать себя работодателю, что делает проблематичным её трудоустройство. Содержание программы состоит в следующем: служба занятости заключает договор с работодателем о том, что последний обязуется принять на работу выпускника учебного заведения (зарегистрированного в центре занятости в качестве безработного) и обеспечить его работой, а центр занятости берет на себя обязанность выплачивать выпускнику заработную плату. Работодателю предоставляется право оставить выпускника на постоянную работу или не оставить, в зависимости от того, как он проявит себя. Очень часто работодатель не может этого сделать из-за отсутствия на предприятии вакантной штатной единицы.

Статистические данные показывают, что быстрее на постоянную работу трудоустраивается молодёжь, имеющая какую-либо профессию. В тоже время наблюдается тяжёлое психологическое состояние у тех молодых людей, которые при выборе специальности, считали её престижной, а после окончания учебного заведения оказалась, что полученная специальность не востребована на рынке труда.  Не менеее актуальной программой региона является «Временная занятость несовершеннолетних граждан», направленная на трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет [2].

Работа по их трудоустройству проводится совместно с местными органами государственной исполнительной власти, предприятиями различных организационно-правовых форм и видов собственности, Комитетами по делам молодежи, Комиссиями по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел и другими заинтересованными сторонами.

Основными целями и задачами органов службы занятости при организации работы с подростками являются:

-       профилактика детской  безнадзорности, наркомании и пьянства в подростковой среде, создание условий для снижения числа подростковых правонарушений;

-       расширение возможности трудоустройства подростков, в том числе  на работы, имеющие социальную направленность;

-       трудовое и нравственное воспитание несовершеннолетних граждан;

-       профессиональная ориентация учащихся;

-       адаптация подростков в сфере трудовых отношений;

-       подготовка резерва кадров для предприятий;

-       приобщение несовершеннолетних к трудовой деятельности,

-       получение ими профессиональных навыков.

В 2017 году при содействии службы занятости трудоустроено на условиях временной занятости  5044 несовершеннолетних гражданина, что составляет 98,5% от общего количества граждан в возрасте 14–18 лет, обратившихся за содействием в поиске работы в органы службы занятости (2016г. – 97,8%;  2015г. – 98,0%).

При этом сумма финансовых средств, израсходованная с начала 2017 года на их трудоустройство составила 15,1 млн. руб., (2016г. – 15,4 млн. руб.; 2015г. – 13,3 млн. руб.). При этом средний период трудоустройства  составил  1 месяц.  Основными видами работ, на которых трудились подростки, являлись  благоустройство территорий, выращивание овощей, прополка насаждений, подсобные работы.

Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан оказывает существенное воздействие на сокращение уровня подростковой преступности, профилактику правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних, способствует улучшению ситуации с детской безнадзорностью и беспризорностью, поэтому преимущество при реализации данного мероприятия оказывается несовершеннолетним гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

К особой категории граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы относятся дети-инвалиды и родители детей-инвалидов. Поэтому данная категория людей постоянно находится в центре внимания органов службы занятости. Государственные услуги содействия занятости предоставляются им в приоритетном порядке. При оказании содействия в трудоустройстве большое значение имеют рекомендации врачей. При этом используются все формы активной политики занятости [3].

Как известно, основным документом, регулирующим взаимоотношения работника и работодателя, является трудовой договор. Однако в современной России не все работодатели считают его оформление непосредственной обязанностью. Более того, работодатели сознательно не соблюдают законодательство в корыстных интересах, делая работника уязвимым с правовой точки зрения. Скрывая факт трудовых отношений, наниматель получает возможность экономить на заработной плате, уклоняться от уплаты налогов и социальных выплат.

В свою очередь, для работника отсутствие трудового договора становится препятствием для защиты своих прав. Работа без надлежащего оформления трудовых отношений лишает граждан достойного пенсионного обеспечения, гарантий в связи с трудом во вредных условиях, права на ежегодный оплачиваемый отпуск, на пособия по временной нетрудоспособности, в связи с материнством и другие.

Требования закона к правильному оформлению работников довольно обширны, прежде всего, необходимо, чтобы предприятие позаботилось о составлении всех необходимых документов, которые свидетельствовали бы о факте трудоустройства человека в организации, его обязанностях и правах.

Таким образом, успешная реализация программы содействия занятости населения во многом зависит от слаженности работы всех участников программы: исполнительной власти региона, региональной службы занятости населения работодателей, иных заинтересованных организаций и ведомств. Также нельзя забывать, что служба занятости – это лишь один из элементов сложной системы институтов, регулирующих рынок труда. Главным при этом является вопрос о взаимоотношениях государственных и негосударственных субъектов регулирования рынка труда и роли различных государственных субъектов в таком регулировании.


Библиографический список
  1. Интерактивный портал службы занятости населения Пензенской области URL: http://58zan.ru/Documents/Detail/a5f5caf0-e185-48e2-8594-8c98536df41e /(дата обращения: 01.06.2018).
  2. Министерство труда и социальной защиты РФ. URL: http://www.rosmintrud.ru/employment/employment (дата обращения: 25.05.2018).
  3. Информационный портал государственной службы занятости населения Пензенской области. URL: http://58zan.ru/home/info/rinok.aspx  (дата обращения: 25.05.2017).


Все статьи автора «Тарасова Татьяна Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: