УДК 338.2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ШВЕЦИИ

Бакорах Диана Амаровна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
студентка

Аннотация
В статье рассматриваются основные аспекты государственного регулирования иностранных инвестиций в Швеции, включая исторические предпосылки, систему налогообложения, основные регулирующие органы, а также возможности и ограничения, налагаемые на иностранное участие в шведских компаниях.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Бакорах Д.А. Государственное регулирование иностранных инвестиций в Швеции // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/04/15921 (дата обращения: 25.09.2018).

Научный руководитель: Удальцова Наталья Леонидовна

Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Москва)

кандидат экономических наук, доцент Департамента менеджмент

С началом процесса глобализации роль международных связей в бизнесе существенно возросла, поскольку чем выше уровень и качество таких связей, тем более мобилен капитал страны, и тем больше инвестиций может получить бизнес. Одновременно с этим экспорт товаров превратился в наименее выгодный способ вывоза капитала за рубеж по сравнению с любой из денежных форм, и большое значение приобрели мультинациональные и транснациональные корпорации, поскольку они развиваются сразу в нескольких странах. Положительное влияние иностранных инвестиций заключается в том, что полученные из-за рубежа иностранные инвестиции развивают внутреннее производство, стимулируют инновационную деятельность, увеличение рабочих мест и обеспечивает дополнительный приток средств в бюджет через налоги [1].

Швеция занимает лидирующие места в различных инновационных индексах (например, по Глобальному инновационному индексу Швеция заняла 2-ое место в 2016 году), и одно из лидирующих мест по объемам внутренних и внешних инвестиций, при этом уровень жизни один из самых высоких среди развитых страны, а коэффициент Джинни – один из самых низких. В последнее время Швеция считается эталоном в области инвестиций и инноваций, поскольку именно в этой стране процессы налажены таким образом, что выгоду получает как внутренний получатель инвестиций и страна, так и инвестор [2]. Учитывая, что по сравнению с европейскими странами, Россия отстает по инвестируемому капиталу в процентном соотношении к ВВП, имеет смысл выяснить, с чем связан успех других стран и попытаться перенять международный опыт.

В первую очередь, проблему инвестирования капитала из других стран связывают с коррупцией, чрезмерной бюрократизацией процесса инвестирования, а также нестабильностью банковской системы, т.е. с вопросами макроэкономического масштаба, что неудивительно: политика государства существенно влияет на жизнь населения этого государства. Фундаментальным является государственное регулирование инвестиций, которое определяет возможности, ограничения, размеры иностранных инвестиций в другую страну [3].

До 1980-х годов поход Швеции к инвестициям из-за рубежа был достаточно рестриктивным и регулировался сложной системой законов и правил. Когда Швеция присоединилась к Европейскому Союзу в 1995 году, ситуация с инвестиционным климатом страны существенно улучшилась, привлекая иностранных инвестором в страну. Количество иностранных субсидий в Швецию в середины 1990-х гг. увеличилось с 3000 до 10000 спустя десять лет. Современная Швеция считается страной, благоприятной для инвестиций, поскольку предлагает рынок с высокой конкуренцией, низким процентом коррупции и доступом к новым продуктам, технологиям, навыкам и инновациям. Комбинация этих факторов с высококвалифицированной рабочей силой, выдающейся системой телекоммуникаций и стабильной политической средой сделали Швецию основным центром инвестиций для американских и других иностранных компаний [2].


Рисунок 1. Динамика инвестиций в страну и из страны в России, Германии, Франции, Швеции и Австрии в 2013-2016 гг. [4]

На рисунке мы видим, что последние четыре года Швеция лидирует по отношению к развитым европейским странам в области осуществления внутренних и иностранных инвестиций, в то же время Российская Федерация отстает по обоим показателям от всех рассматриваемых стран.

В 1990-х гг. Швеция существенно либерализовала свои рынки, в некоторых отраслях, включая электроэнергетический и телекоммуникационный рынки, Швеция стала передовой страной через более эффективную работу этих секторов и низкие цены. Несмотря на это, препятствия для прямого иностранного инвестирования остаются, включая широкую, хотя не дискриминирующую, систему разрешений и лицензий, которые необходимы для того, чтобы заниматься большим количеством видов деятельности, а также высокую долю рынка крупных игроков в некоторых отраслях, особенно строительстве и оптовую торговлю продуктами питания [5].

Регулирование иностранной собственности в финансовом секторе относительно свободно: иностранные банки, страховые компании, брокерские фирмы и кооперативные ипотечные учреждения могут размещать свои филиалы в Швеции на равных условиях с фирмами этой станы, хотя им необходимо получать разрешения.

Также шведское правительство провело приватизацию фармацевтической компании «Апотекет» в 2010 году, предоставляя возможность частным фирмам заниматься продажей фармацевтической продукции. В результате примерно 600 аптек было продано частным лицам, а общее количество аптек выросло [6].

Несмотря на широкую либерализацию, иностранные и внутренние инвесторы все еще не могут заниматься продажей алкогольных напитков. Кроме того, существуют ограничения на иностранный контроль и имущественные права иностранных инвесторов в некоторых областях. Они не выделены в шведских законодательных актах, но граждане и шведские хозяйствующие субъекты надежно защищены законодательной системой. Частные и публичные предприятия, как правило, пользуются равным доступом на рынки, но в следующих ситуациях существуют исключения [7]:

- бухгалтерское дело: инвестирование в бухгалтерский сектор странами-нерезидентами ЕС не может превышать 25%;

- фирмы, оказывающие юридические услуги: инвестирование в корпорацию или партнерство, занятые в адвокатуре, ограничены для инвесторов из стран-нерезидентов ЕС;

- авиаперевозки: иностранные хозяйствующие субъекты могут не обладать доступом к международным воздушным путям, если они не участвуют в межгосударственных соглашениях;

- авиаперевозки: внутренние авиаперевозки остаются за национальными авиалиниями;

- водный транспорт: внутренние перевозки остаются за судами под национальным флагом.

Шведские компании могут обладать различной правовой формой, главное отличие этих форм в ответственности собственника: количество собственников, степень индивидуальной ответственности за долги компании и проч. Закон Щвеции «Об иностранных филиалах» (1992) регулирует деятельность иностранных компаний, открывших филиал на территории Швеции и деятельность иностранных предпринимателей, открывших бизнес в стране. Согласно ему, филиал иностранной компании должен возглавлять президент с гражданством стран Европейского Экономического Союза (ЕЭС) [6]. Любые коммерческие предприятия Швеции, включая филиалы, должны быть зарегистрированы в регистрационном органе, любое изобретение и торговый знак должны быть зарегистрированы в Швеции для получения юридической защиты. Банк с головным офисом в странах, не участвующих в ЕЭС, должен обладать специальным разрешением от Органа финансового контроля для получения возможности открытия своего филиала в Швеции. В зависимости от отрасли и природы бизнесы, компании должны регистрироваться в Агентстве по защите окружающей среды (Naturvårdsverket) [8], если задействовано недвижимое имущество, с властями страны, обязательно регистрируются в Агентстве налогообложения Швеции (Skatteverket) [9]. Собственники стран-нерезидентов ЕС и ЕЭС должны получить разрешение от Службы миграции Швеции (Migrationsverket) [10] для того, чтобы начать и руководить бизнесом.

Еще одна важная часть государственного регулирования инвестиций – это законодательные акты о конкуренции. Как член ЕС, Швеция изменила свое законодательство для того, чтобы соответствовать строгим правилам в области конкуренции. Швеция осуществила изменения в своей законодательной базе для адаптации к практике ЕС, которые были нацелены на то, чтобы избежать искажений и препятствий к эффективной мобилизации и распределении инвестиций. Правила конкуренции заключены в Законе Швеции «О конкуренции» (2008), которые вступил в силу в ноябре 2008 года. Антимонопольное регулирование осталось прежним с 1993 года. Шведское бюро конкуренции является основным органом, ответственным за исполнение Закона «О конкуренции».

Инвестиционная привлекательность Швеции также обеспечивается благоприятным налогообложением. Структура налогообложения Швеции идейно проста и налоговые ставки относительно низки. С 2013 года в Швеции налог на прибыль предприятий составляет 22% (до этого было 26,3%). Эффективная ставка может снижаться для компаний, у которых есть возможность осуществлять снижающие корректировки к формированию налогового резерва до 25% от прибыли до налогообложения. Компании могут формировать доналоговые резервы, которые подвергаются налогообложению, только когда используются, а некоторый процент от этих резервов может быть использован для покрытия убытков [6].

В силу освобождения от налогов прироста капитала и дивидендов, а также других налоговых льгот, в том числе низкие эффективные ставки для корпоративных налогов, снижаемые ставки для налоговых целей, отсутствие налога на доход со вкладов, отсутствие государственных пошлин на акционерный капитал, расширенное соглашение о системе двойного налогообложения Швеция является одной из самых привлекательных стран.


Рисунок 2. Динамика выплат по налогу на прибыль в процентном соотношении к совокупной прибыли в России, Швеции, Германии, Франции и Австрии в 2013-2016 гг. [11]

Как мы видим на рисунке 2, система налогообложения Швеции довольно стабильна, и хотя по сравнению с рассматриваемыми странами, в России самый низкий процент выплат по налогам, это не обеспечивает приток инвестиций. Соответственно, мы можем сделать вывод, что государственное регулирование – это комплекс мер по повышению и контролю за инвестиционной деятельностью, который не может ограничиваться только одним направлением.

Дивиденды, выплачиваемые филиалом головной иностранной компании, не подлежать налогообложению, а дивиденды иностранным инвесторам подлежать 30-процентном налогообложению, если эту ставку нельзя снизить в рамках соглашения о двойном налогообложении. Также обязательство по выплате налогов может быть снято согласно Европейской директиве о родительских субсидиях.

В Швеции не существует ни валютного контроля, ни запретов на перевод прибыли, процедур ликвидации инвестиций, выплаты лоялти или оплаты лицензий. Зависимые компании и филиалы могут переводить родительской компании за границей Швеции выплаты по управленческим услугам, затратам на НИОКР и т.д., т.е. доходы на инвестируемый капитал относительно свободно переводятся за границу.

Стоит также отметить, что, хотя в Швеции действует политика недискриминации инвестируемого капитала, государство все же обладает долей коммерческих предприятий частично или целиком, более того, государство Швеции является крупнейшим владельцем и работодателем. С декабря 2011 года 58 компаний и концернов управляются правительственными органами, 43 из которые полностью принадлежат государству, 15 – частично, на этих фирмах занято пример 183 тыс. человек. Отрасли, в которых, в основном, ведут деятельность государственные предприятия, – это энергетика, лес, добыча полезных ископаемых, финансы, связь, почтовые услуги, азартные игры и продажа алкоголя [7].

Эти компании действуют под теми же законами, что и частные, хотя государство назначает советы участников, представляющие собственника. Как и частные компании, государственные предприятия обладают советами директоров, и правительству запрещено Конституцией прямое вмешательство в их деятельность, также как частные, они публикуют годовые отчеты и подвергаются независимым аудиторским проверкам, что только подтверждает гипотезу о том, что государственное регулирование успешно, только если поддерживает, а не руководит инвестиционной деятельностью страны.

Говоря о поддержке иностранных инвестиций, Швеция заключила соглашения о защите инвестиций с 70 странами мира, среди которых многие страны Евросоюза, а также Казахстан, Россия, ОАЭ, Вьетнам и некоторые страны Африки [7].

Существует несколько органов, специализирующихся по глобализации размещения капитала и экспорту в Швеции.

Правительство Швеции уполномочило Совет по обеспечению иностранных кредитов Швеции продвигать шведский экспорт и интернационализацию шведских компаний. Этот совет обеспечивает экспортирующие компании и банки защитой от неуплаты экспортных транзакций, снижая риск и стимулируя международные операции.

Также в результате выпуска стратегии Швеции по экспорту в 2015 году Правительство организовало Шведскую Команду для продвижения инвестиций и экспорта. Задача этого органа заключается в том, чтобы сделать вход на рынок экспорт простым и понятным для шведских компаний и состоит из системы публичных инициатив для поддержания экспорта и интернационализации.

Государство не ограничивает внутренних инвесторов от инвестиций за границу, единственное исключение составляют ограничения по вопросы национальной безопасности и обороны. Инспекторат по стратегическим продуктам контролирует соблюдение правил о продаже и экспорте оборонного оборудования и продуктов двойного назначения [6].

В результате проведенного исследования государственного регулирования иностранных инвестиций Швеции мы выяснили, что Швеция является лидером по объему внутренних и внешних инвестиций, в 2016 году объем внутренних инвестиций составил 70,61% от ВВП, а внешних – 53,71% от ВВП. Начало либерализации рынка было положено с вступлением в Европейский Союз, когда Швеция стала оптимизировать свое законодательство.

Регулирование финансового сектора и переводов денежных поступлений от деятельности иностранных компаний довольно свободны в этой стране, ограничения на иностранные инвестиции и экспорт касаются объектов и продукции ВПК и продажи алкогольных напитков.

Также в законодательстве существуют ограничения по доле иностранного участие в бухгалтерском деле, фирмах, оказывающих юридические услуги, авиаперевозках и водном транспорте.

Регулирование деятельности иностранных компаний осуществляется в соответствии с Законом Швеции «Об иностранных филиалах», и любой собственник должен регистрироваться в Агентстве по защите окружающей среды, в Агентстве налогообложения, в случае иностранного резидентства – в Службе миграции Швеции.

Закон «О конкуренции» и Антимонопольное регулирование – основные законодательные акты, регулирующие вопросы конкуренции в Швеции.

Налогообложение Швеции является одним из примеров высокой привлекательности для фирм, поскольку существует несколько способов существенно снизить либо ставку налога на прибыль, либо налогооблагаемую базу, а также благодаря широкой сети соглашений о двойном налогообложении.

Государственные предприятия Швеции заняты в энергетике, лесопользовании, добыче полезных ископаемых, финансах, связи, почтовых услугах, азартных играх и продаже алкоголя, но они отчитываются по той же форме, что и частные предприятия, а государству запрещено прямое вмешательство в их деятельность.

Мы выяснили, что основными органами, регулирующими иностранные инвестиции и экспорт, являются Совет по обеспечению иностранных кредитов, Шведская Команда и Инспекторат по стратегическим продуктам.

Таким образом, государственное регулирование иностранных инвестиций в Швеции – это сложная система, которая одновременно предоставляет свободу рынка, ограничивает стратегические области и поддерживает интерес к инвестированию в страну. Эта система, разрабатываемая и редактируемая по сей день, дает чрезвычайно положительные результаты, благодаря которым Швеция – одна из лидирующих стран как в вопросах инноваций и бизнеса, так и в вопросах уровня жизни населения.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Удальцова Наталья Леонидовна Национальный инновационный комплекс: основные тенденции организации и управления // УЭкС. 2016. №3 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyy-innovatsionnyy-kompleks-osnovnye-tendentsii-organizatsii-i-upravleniya (дата обращения: 02.04.2018).
  2. Удальцова Н.Л. Государственное регулирование инновационной деятельности за рубежом // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 8. – С. 3-9.
  3. Осеи Д.Д. Иностранные инвестиции и их значения для рыночной экономики // Финансовые исследования. 2017. №2 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannye-investitsii-i-ih-znacheniya-dlya-rynochnoy-ekonomiki  (дата обращения: 02.04.2018).
  4. OECD Databank. URL – http://stats.oecd.org
  5. Trade Portal Standander. Sweden – Foreign Investment. URL – https://en.portal.santandertrade.com/establish-overseas/sweden/foreign-investment
  6. U. S. Department of State. 2015 Investment Climate Statement – Sweden. URL – https://www.state.gov/e/eb/rls/othr/ics/2015/241756.htm
  7. export gov. Sweden – Opennes to & Restrictions on Foreign Investment. URL – https://www.export.gov/article?id=Sweden-openness-to-foreign-investment
  8. The Swedish Environmental Code. URL – http://www.swedishepa.se/Guidance/Laws-and-regulations/The-Swedish-Environmental-Code/
  9. The Swedish Tax Code. URL – https://www.skatteverket.se/servicelankar/otherlanguages/inenglish/businessesandemployers/registeringabusiness.4.12815e4f14a62bc048f5179.html
  10. The Swedish Migration Agency. Employing people from countries outside the EU. URL – https://www.migrationsverket.se/English/Other-operators-English/Employers/Employing-people-from-non-EU-countries-.html
  11. World Bank Databank. URL – http://data.worldbank.org/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бакорах Диана Амаровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация