УДК 330

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Ивченко Светлана Вадимовна
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)

Аннотация
В статье описана взаимосвязь национального финансового контроля и финансовой безопасности государства, приведено исследование ряда проблем финансового контроля и пути их решения.

Ключевые слова: , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Ивченко С.В. Финансовый контроль как неотъемлемая часть системы финансовой безопасности государства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/02/15801 (дата обращения: 23.09.2018).

Национальные интересы государства неосуществимы без способности проводить финансово-экономическую политику в условиях обязательной финансовой безопасности государства. Таким образом, обеспечение выполнения государственных задач в полном объеме может быть достигнуто только при таком состоянии экономики, при котором в государстве формируется положительный поток финансов, что и образует сущность финансовой безопасности страны. Государственная экономика предполагает функционирование правовых, политических, а также экономических аспектов и механизмов, которые, в свою очередь, обеспечивают и финансовую безопасность государственной системы в целом.

На эффективность и платежеспособность финансов влияет нелегальный сектор, механизм которого отражается также и на их балансе и равновесии. Нежелательные эффекты воздействия данного сектора на систему образовывают необходимость создания и осуществления системы значимых действий в отношении безопасности государственных финансов страны.

Система недопущений, при которой финансовая безопасность может считаться достаточной, подразумевает следующие аспекты:

1)                  Снижена максимально возможность направления потоков финансов в области применения, которые не соответствуют регулируемым законодательными актами сферам их использования;

2)                  Случаи нецелевого использования финансовыми потоками сокращены до минимума;

Существуют организационные структуры государства, а также государственные институты, которые выполняют некоторые значимые надзорные функции:

1)                  Разработка и реализация спектра условий развития национальной системы государственных финансов;

2)                  Поддержка и сопровождение непрерывности и беспрепятственности движения денежного потока;

3)                  Нахождение и устранение внутригосударственных и внегосударственных угроз финансовой системе.

Существует много мнений относительно понятия безопасности финансов. Например, трактовка определения «Современным экономическим словарем» подразумевает разработку условий устойчивого функционирования всей финансовой системы государства и региона, которые предотвращают возникновение дефолта, гибель финансовых потоков, возможные срывы в обеспечении участников экономических операций необходимыми финресурсами, прерывание непрерывного денежного обращения. Напротив, мнение Г. Петровой и Э. Кочетова содержит в себе представление о существе нового содержания финансовых потоков как «оторванность от воспроизводственных циклов (уход в виртуальное геофинансовое пространство), с другой стороны, они наполняют новым содержанием меновую стоимость». Также авторы подмечают, что «углубление процесса отхода от эквивалентного обмена и перелив финансовых потоков в спекулятивный капитал формируют новейшую экономическую ситуацию, когда финансовый менеджмент и финансовое право получают новейшую функцию регулирования мировых денежных потоков».

Формируя собственную точку зрения, автор данной статьи хотел бы обозначить понятие финансовой безопасности как позицию иммунитета самого первостепенного элемента безопасности экономики страны, которое находит свое выражение в следующем:

1)                  Гарантия защищенности интересов всех слоев общества и государства в целом в сфере финансов;

2)                  Уменьшение и смягчение последствий кризисов денежной системы;

3)                  Прогнозирование финансовой ситуации параллельно с обеспечением финансовой незыблемости системы в планируемом периоде;

4)                  Противостояние многочисленным внутренним и внешним рискам, способным причинить финансовый вред финансовой системе в целом;

5)                  Реализация принципов неизменной гибкости законов и актов относительно проведения экономических перемен;

6)                  Соответствие стандартам международного масштаба всех аспектов государственного законодательства.

В финансовой отрасли существует некоторое количество масштабных проблем, поэтому нужна система мер, которые обеспечат необходимую и достаточную финансовую безопасность. Данная проблематика включает в себя:

1)                  Несовершенство снабжения и обеспечения в целом национального производства, что исходит из факта наличия структурной неполноты взаиморасчетов и разлад в системе поступления необходимой финансовой поддержки расходов на пенсионные обеспечения, зарплаты и пособия по безработице;

2)                  Субъекты хозяйствования, действующие на своих выделенных рынках, не обеспечены постоянным контролем за их операциями;

3)                  Неприспособленность заточенной под высокий уровень инфляции финансовой системы к ситуации умеренного роста инфляционных механизмов;

4)                  Смешанность системы обращения денежных ресурсов, и образование из-за этого высокого оттока капитала;

5)                  Слабый уровень координации между инструментами кредитно-денежной и финансовой системы;

6)                  Слабый уровень регулирования товарных рынков, а также национальных вложений в иностранных государствах и наоборот.

Незаконный вывоз капиталовложений и масштабная коррупция, как следствие, были спровоцированы рекордно низким уровнем дисциплины в сфере финансов. Нарушения в этой сфере – огромная угроза для национальной безопасности страны.

Тем не менее, все системы государственного аппарата характеризуются неизменным присутствием контроля в сфере финансовой деятельности. Злободневность проблематики в управлении государственными финансовыми потоками потребовала разработки компонентов управления, что и было сделано под руководством Министерства Финансов Российской Федерации:

1) финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность;

2) стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов;

3) эффективная и справедливая система межбюджетных отношений;

4) консолидация бюджета и бюджетного процесса;

5) среднесрочное финансовое планирование;

6) бюджетирование, ориентированное на результаты;

7) эффективный финансовый контроль, отчетность и мониторинг.

Существуют органы государственного контроля в сфере финансов, которые контролируют исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов и федерального бюджета, следят за динамикой использования кредитных средств, а также распределением различного рода льгот относительно налогового бремени. Счетная палата Российской Федерации является таким органом, также следует отметить, что субъекты Российской Федерации могут создавать органы финансового контроля, руководствуясь законодательством конкретного субъекта.

Таким образом, главная цель контроля в сфере финансов в государстве представляет из себя комплекс мер по усиленному росту продуктивности управления резервами, фондами и финансовыми запасами для поддержания финансовой незыблемости и защиты социальной сферы общества, подъему уровня качества жизни населения в целом и наращиванию устойчивости государства к внешним и внутренним факторам, подрывающим стабильность в развитии экономики.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Кондрат Елена Николаевна Значение финансового контроля в системе финансовой безопасности государства // Вестник МГИМО. 2011. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-finansovogo-kontrolya-v-sisteme-finansovoy-bezopasnosti-gosudarstva (дата обращения: 19.02.2018).
  2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., ИНФРА-М, 2006
  3. Кочетов Э., Петрова Г. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные (финансовый дуализм и его правовые аспекты)//Общество и экономика. – 2000. – №1.
  4. Экономическая безопасность. Производство-Финансы-Банки. Под ред. В.К.Сенчагова.-1998, С.166-167.
  5. Синельников С., Золотарева А., Трунин И., Толмачева И., Юдин А. Муниципальные финансы в бюджетной системе России. М.: Институт экономики переходного периода, 2002. С. 164
  6. Бурмистров А.С. Государственный контроль финансов – проблемы правового и организационного обеспечения. «Российская юстиция», 2010, №6 С.3.
  7. Аналитические материалы к документу, представленному Минфином России к встрече министров финансов «Группы восьми» //URL:http://old.minfin.ru/ru/reforms/budget/principles/
  8. Экономическая безопасность России. Издательство «Дело». Под ред. В.К.Сенчагова.-М. 2005, С.314


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «thegeffa»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация