Современное общество живет в условиях глобализации, оказывающей как благоприятное, так и негативное влияние на все социально-экономические институты. Это обусловлено тем обстоятельством, что многие геополитические процессы выходят далеко за пределы государств и становятся плохо или совсем неуправляемыми (например, глобальное потепление в некоторых странах может вызвать засуху и голод населения, а в других, напротив, сократит затраты на изменении судоходных маршрутов, повысится урожайность и т.д.). Наличие таких угроз обусловило необходимость принимать меры по обеспечению экономической безопасности стран и их регионов.
Мировые экономические проблемы негативно сказываются и на России. За последние двадцать лет в России произошло большое количество различных реформ и сильнейших экономических кризисов.
К концу 1998 года размеры инфляции в десятки раз превышали аналогичные значения для 1993 года. С 1995 по 1996 годы правительство России фактически никак не контролировало этот процесс, поэтому работала только сырьевая отрасль экономики, большинство производств и наукоёмких предприятий были обречены на вымирание.
В 2008 кризис охватил весь мир, начавшись с обвала фондовой биржи. Однако, причины кризиса 2008 года для России имели не только внешний характер, но и внутренний. Поскольку экономика оставалась сырьевой, то снижение стоимости нефти и металлов негативно отразилось на всех отраслях. Фактически, низкая ликвидность денежной массы России сформировала кризис 2008 года.
В 2014 году экономический кризис в России был вызван также резким снижением цен на энергоресурсы, поскольку экономика до сих пор остается сырьевой, и введения экономических санкций по отношению к России со стороны стран Запада.
Кризисные явления в экономике России в разные периоды её развития заставляли власти задуматься об обеспечении собственной безопасности. Впервые понятие «безопасность» в России упоминается в 1881 году в «Положении о мерах государственного порядка», а термин «экономическая безопасность России» в нормативные документы вошёл лишь в 1996 году. В это же время в стране принимается стратегия экономической безопасности РФ [1], то есть незадолго до кризиса 1998 года. Правительство России по всей видимости знало о наступлении кризиса 1998 года раньше на два года, как минимум, до его возникновения, однако, не предприняло существенных мер для его предупреждения.
Уже после в 2000 году была утверждена Концепция национальной безопасности [2], где экономика страны является ее важнейшей характеристикой. Концепция национальной безопасности 10 января 2000 года утратила свою юридическую силу и была преобразована в Стратегию национальной безопасности РФ, утвержденную Президентом 12 мая 2009 года, которая будет действовать до 2020 года.
Согласно Стратегии национальной безопасности РФ [3, п.6] национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
Таким образом, составляющим элементом национальной безопасности является экономическая безопасность; чем благополучнее экономическое положение страны и её регионов, тем выше уровень жизни ее населения.
Экономическая безопасность – это совокупность политических, экономических, социальных и научно-технологических факторов, определяющих уровень национального суверенитета. Подобная независимость достигается за счет малого влияния доминирующей экономики, а также, если состояние социальных, внутриполитических и экономических аспектов находится в допустимых пределах.
Рисунок 1 – Уровни безопасности
Если раньше до переходного периода к рынку национальная безопасность, в том числе и ее экономическая сторона, рассматривалась и обеспечивалась, в основном, в масштабе всего государства, то в настоящий период признана ее региональная составляющая, которая является предметом и задачей работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации (рисунок 1).
Понятие «регион» (лат. regio страна, область) в России используется в значении, как территориальная единица государства, субъект Федерации.
Поэтому экономическую безопасность региона следует понимать, как совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость развития экономики и социальной сферы региона, органически интегрированной в экономику Российской Федерации.
Экономическая безопасность регионов характеризуется наличием необходимых ресурсов для поддержания уровня жизни населения регионов в текущий момент и ближайшее будущее время.
Обеспечение экономической безопасности региона – это реализация органами государственной власти, органами субъекта федерации и местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества социально-экономических мер, направленных на противодействие угрозам экономической безопасности и удовлетворение интересов граждан региона.
Рисунок 2 – Основные условия экономической безопасности региона
Экономическая безопасность региона обеспечивается при следующих условиях (рисунок 2):
- Безопасность занятости населения региона. Одна из основных обязанностей государства заключается в необходимости обеспечения населению возможности заниматься активной трудовой деятельностью в безопасных для жизни и здоровья условиях.
- Сохранение платежеспособности. Платежеспособность региона зависит не только от работы казначейства, но и во многом зависит от уровня его Внутреннего регионального продукта (ВРП), экспорта, ликвидности денежной валюты.
- Правильное планирование денежных потоков в региональной экономике обеспечивает её стабильное развитие.
Экономическая безопасность региона является частью общей системы безопасности региона и рассматривается наряду с такими ее составляющими, как обеспечение обороноспособности, энергоресурсами, информацией, защита от катастроф и экологических бедствий, поддержание мирной обстановки в социуме (рисунок 3).
Рисунок 3 – Основные условия экономической безопасности региона
При этом все составляющие взаимосвязаны.
Высокая обороноспособность страны не может быть достигнута при слабой экономике регионов, а государство, раздираемое изнутри региональными конфликтами, не может иметь сильную и развивающуюся экономическую систему. А для развития производства необходимо такое состояние экономики региона, при котором население будет обеспечено всеми необходимыми ресурсами, гарантиями и потенциалом. При этом продовольственный резерв не должен уменьшаться под влияние внутренних и внешних условий.
При стабильном состоянии финансово-банковской системы становится возможной гарантия общеэкономических условий функционирования рыночных институтов и органов власти в регионе. В современных экономических условиях безопасность регионов в области финансов требует преодоления финансового кризиса и укрепления всей финансовой системы, сокращения и ликвидация взаимных задолженностей предприятий, государственного долга регионов, бездефицитного устойчивого бюджетного финансирования социальной сферы и инвестиционной деятельности.
Экономическая безопасность региона находится на надлежащем уровне благодаря действию некоторых определяющих факторов:
- военно-политической мощи региона;
- конкурентной позиции по наиболее важным направлениям развития региона;
- экономико-географического расположения на территории региона производительных сил.
- поддержки отраслей индустриальной экономики;
- резервов наиболее важных материальных ресурсов высшего и первого порядка в надлежащих объемах для обеспечения нормальной жизнедеятельности в случае форс-мажорных ситуаций.
В свою очередь аспекты, благодаря которым обеспечивается экономическая безопасность региона, – это факторы, влияющие на сохранение наиболее эффективного уровня:
- контроль регионального бюджета;
- оптимизация деятельности экономических и политических систем управления регионом;
- всестороннее рассмотрение условий по предотвращению различных чрезвычайных ситуаций, а также анализ путей наиболее эффективного восстановления;
- инвестирование в разработку и внедрение новейших технологий;
- разработка законодательной документации, обеспечивающей экономическую безопасность региона;
- борьба с коррупцией;
- оптимизация деятельности спецслужб.
В связи со всеми вышеперечисленными факторами экономическая безопасность региона – это особое состояние экономики региона, которое способствует обеспечению защиты интересов региона, устойчивости и независимости от внешних и внутренних угроз, защите наиболее важных аспектов жизнедеятельности граждан, а также способности к развитию социальных, экономических, политических, правовых, экологических и прочих систем общества и региона в целом.
Библиографический список
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 // Российская газета. – 14.05.1996.
- О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 Российская газета. – 18.01.2000 (утратил силу).
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // http://www.pravo.gov.ru. 31.12.2015.