ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ СОЗДАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КРАСНОЯРСКОГО РЕГИОНА

Филимонова Мария Александровна1, Разнова Наталья Васильевна2
1Сибирский федеральный университет, магистр кафедры «Экономика и управление развитием бизнеса»
2Сибирский федеральный университет, научный руководитель, к.э.н, доцент

Аннотация
Статья посвящена оценке современного состояния транспортной системы России, проблемам, сдерживающим ее развитие. Проведена оценка привлекательности логистического центра на территории Красноярского края.

Ключевые слова: Красноярский край, Транспортно-логистический центр


STATE ESTIMATION AND PROBLEMS OF THE TRANSPORT AND LOGISTICS HUB CREATION IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY OF THE KRASNOYARSK REGION

Filimonova Mariya Aleksandrovna1, Raznova Natalya Vasilevna2
1Siberian Federal University, Master degree of "Economics and business process management"
2Siberian Federal University, Research advisor - PhD, associate professor

Abstract
The article is dedicated the assessment contemporary state of the Russian transport system, the problems hindering its development. The appeal of the logistics center in the Krasnoyarsk Territory has been assessed.

Библиографическая ссылка на статью:
Филимонова М.А., Разнова Н.В. Оценка состояния и проблем создания транспортно-логистического центра в условиях инновационного характера развития экономики Красноярского региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14131 (дата обращения: 01.04.2024).

В условиях перехода экономики России на инновационный путь развития, важнейшим фактором устойчивости и динамичного роста экономики является развитие транспортной инфраструктуры. По мере дальнейшего развития экономики РФ, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать. [1]

Настоящее состояние транспортной системы России нельзя считать оптимальным, поскольку объемные и качественные показатели транспорта и особенно его инфраструктуры, на сегодня не дают эффективно решать задачи растущей экономики, в том числе и задачи удовлетворения спроса инновационного сектора экономики на высококачественные транспортно-логистические услуги.

Значительная региональная неравномерность транспортной и логистической инфраструктуры, устаревшие физически и морально ее элементы, низкая степень кооперации различных видов транспорта, не способствуют наращиванию возможностей не только транспортного комплекса страны, но и развитию экономики ее регионов. Все это требует от отечественного транспорта значительных изменений.

Важно и то, что, практически, во всех субъектах РФ наблюдается рост требований к качеству оказываемых логистических услуг и скорости доставки груза, усложняется структура грузопотоков и характер груза (популярность набирают сборные перевозки). Потребители отдают предпочтение компаниям, оказывающим комплексные логистические услуги.

На сегодняшний день, проблемы развития транспортной системы непосредственно влияют на формирование экономики страны, замедляя и ее социальное развитие. Поэтому для создания оптимальной и устойчивой транспортной системы в России, необходима целенаправленная государственная политика в сфере продвижения транспорта. На решение этих проблем ориентирована разработанная Министерством транспорта и принятая Правительством РФ на период до 2030 года новая Транспортная стратегия, определяющая основную цель развития транспортного комплекса страны – формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры. [1]

При разработке данной стратегии, был учтен опыт в области развития транспорта за рубежом. В числе ее стратегических задач – создание сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ) для оказания транспортно-экспедиторских услуг и развитой сети продаж грузовых перевозок, расширение сферы услуг системы транспортно-логистического обслуживания хозяйствующих субъектов регионов России. Эффективное решение данных проблем обеспечит рост доступности и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики территорий и страны в целом. [1]

При всей масштабности и значимости вопроса формирования оптимальной сети ТЛЦ отметим, что до настоящего времени отсутствуют как нормативно-правовое определение данного термина, так и официально принятая их видовая классификация. Недостаточно проработан и, как следствие, отсутствует единый механизм выбора места размещения ЛЦ.

Среди существующих понятий, наиболее емким, на наш взгляд, является определение данное профессором В.И. Сергеевым: «Логистический центр – это структура, объединяющая несколько предприятий и организаций (частных,  государственных, общественных), совместно эксплуатирующих логистическую инфраструктуру (транспортную, складскую и информационную), расположенную на определенной территории под руководством управляющей компании и за счет интеграции и координации логистической деятельности, обеспечивающей добавленную ценность,  как для клиентов, так и для участников». [3]

Неравномерное развитие регионов страны, транспортной и логистической инфраструктуры, большие расстояние между промышленными районами, высокая востребованность логистических услуг в отсутствие научно-обоснованных методов размещения ЛЦ определяет актуальность и перспективность решения поставленной проблемы.

Первостепенное социально-экономическое и геополитическое значение сегодня приобретает развитие транспортной логистики Сибири и Дальнего Востока, для обеспечения прочных связей со всеми регионами страны, вовлечения в производство богатейших природных и притока в эти районы трудовых ресурсов, что обеспечит устойчивое развитие данных территорий в составе единого геополитического и социально-экономического пространства РФ.

Красноярск, в силу своих территориальных преимуществ, имеет все возможности стать территорией инновационного развития региональной транспортной системы. Использование логистического подхода при реализации Транспортной стратегии России на территории региона обеспечит не только ускорение и непрерывность продвижения сквозных товароматериальных потоков, но и снижение затрат в дистрибьюции, связанных с продвижением ТМЦ от мест производства до потребления.

Все чаще мультимодальные и сборные перевозки в наши дни пользуются спросом. Так, в 2014 году на долю сборных автоперевозок приходилось порядка 17% от общей структуры автомобильных перевозок страны и составило 310 млн. т., в 2015 году количество заказов на перевозку сборных грузов снизилось на 10%, но, несмотря на падение, прогнозируется к 2020 году рост спроса на 19- 49%. [2] Это еще раз подтверждает, что для организации подобных перевозок транспортным компаниям необходима разветвленная сеть складов и терминалов.

Диспропорция между увеличивающимся спросом на логистические услуги в регионах и наличием мощностей, необходимых для их обеспечения, является причиной высоких логистических издержек и не соответствует стратегическим целям страны по формированию единого экономического пространства.  Отметим, что на сегодня логистические издержки в конечной цене товара в России достигают 15-20 % против 7-8% в странах с развитой рыночной экономикой. Вместе с тем анализ отечественного и зарубежного эффективного размещения логистических центров (ЛЦ) свидетельствует о возможности снизить транспортные расходы на 7−20 %, на погрузочно-разгрузочные работы и хранение на 15−30 %, а общие логистические расходы на 12–35 %.

Региональный логистический центр – территориально объединенные независимые предприятия, ориентированные на оказание другим организациям услуг по грузовым перевозкам, сопутствующих услуг (хранение груза, техническое обслуживание и ремонт), регулируемый единым информационно – аналитическим центром, осуществляющий управление всеми информационными, финансовыми и материальными потоками. Структурными элементами ЛЦ являются: крупные складские помещения, оборудованные приспособлениями для погрузки/разгрузки, комплектации грузов; открытые контейнерные площадки; железнодорожная станция; морской или речной порт, автомобильный парк, административное здание. Главные элементы ЛЦ – механизированные складские помещения и транспорт.

На сегодня город Красноярск является крупным транзитным узлом, расположенным в самом центре Евразийского континента, располагающим всеми видами транспорта.  На территории города расположен один из крупнейших речных портов Восточной Сибири и самое крупное грузоперерабатывающее предприятие Енисейского бассейна-ОАО “Красноярский речной порт”. Железнодорожный транспорт представлен компанией ОАО «РЖД». Функционирует на территории Красноярска международный ООО «Аэропорт Емельяново», на базе мощностей которого выполняются как пассажирские, так и грузовые рейсы не только по региону и стране в целом, но и за рубеж.  Автомобильный        транспорт представлен множеством как специализированных, так и смешанных предприятий, в большинстве своем, представленных небольшими организациями в виде частных форм собственности (ИП).

Оценивая привлекательность города Красноярска с точки зрения коммерческой производственно – складской недвижимости отметим, что на данный момент в городе действуют 26 крупных складских комплексов общей площадью около 550 тыс. м2, в числе которых:

−     два складских комплекса категории «А», предоставляющих услуги ответственного хранения – «Терминал Северный», «Тетра-Логистик»;

−      один комплекс категории «В+» – ПСК «Октябрьский»;

−      четыре комплекса категории «В» – «СибСклад», «САПСАН», ПСК «Норильская» и «Свердловская»;

−     19 комплексов класса «С». [5][6]

Складские комплексы класса «А», «В+» и «В» имеют общую площадь, соответственно, порядка 53 тыс. м2, 91,5 тыс. м2 и 400 тыс. м2.

Соотношение складских площадей крупных складских комплексов г. Красноярска отражают материалы рис. 1.

 Рис. 1 – Соотношение складских площадей крупных складских комплексов г. Красноярска

Материалы рисунка позволяют отметить, что на территории Красноярска доминирует доля складских помещений класса «С», что дает основание признать низким уровень развития складского хозяйства в экономике города, несмотря на значительные территории, занимаемые данным видом деятельности. На сегодня общая площадь участков, на которых расположены складские объекты, составляет порядка 119,8га.  На долю складских помещений класса «А» приходится 16га. Тогда как класса «В+» и «В» – 20га и класса «С» – около 84га.

Как ранее отмечалось для эффективной работы ЛЦ очень важно его местонахождение, в связи, с чем его расположение должно выбираться с учетом наличия возможности быстрого и легкого доступа к нему по автодорогам от экономических центров. Также, ЛЦ должен находиться в пределах железнодорожной сети и иметь хорошую связь с магистральными железнодорожными линиями и с морскими или речными портами.

Местоположение складских комплексов классов «А» и «В» и «С» на территории г. Красноярска представлено на рис. 2.  и рис. 3.[6]

 Рисунок 2 – Местоположение складских комплексов класса “А” и “В” на территории г. Красноярска

 

 Рисунок 3 - Местоположение складских комплексов класса “С”  на территории г. Красноярска

Местоположение большей части складских комплексов классов «А» и «В» – промышленные зоны района левого берега р. Енисей, достаточно удаленные от центра города, но имеющие удобные подъезды с федеральных трасс и автомагистралей. Местоположение складских комплексов класса «С» – это промышленные зоны, как на правом, так и на левого берегу реки.

Отметим, что большинство складских помещений расположено неподалеку от железнодорожных станций, что делает их более привлекательными в случае принятия решения о создании ЛЦ. Немало важным фактором является и то, что по основному транспортному показателю – грузооборот, железнодорожный транспорт занимает лидирующее положение в экономике города и региона, что связано с его отраслевой структурой, в которой доминируют цветная металлургия, нефтяная, лесная, угольная отрасли промышленности.

Что касается технического оснащения действующих складских комплексов, то на сегодня они оснащены большим числом разнообразных видов дополнительных механизмов и погрузочно-разгрузочной техники, площадками для разгрузки грузов.

На 11 складских комплексах, представленных категориями складов от «А» до «С» имеются железнодорожные тупики. Основная масса складских комплексов имеет удобные подъезды, так, 12 складских комплексов г.Красноярска имеют удобный подъезд с федеральной трассы М53. Тогда как 4 – с Енисейского тракта, 3 – с улицы Калинина, 3 из центра города, 2 – с улицы Брянской и 2 – с трассы М54.  Следует заметить, что на территории имеет место значительный спрос на качественные складские помещения, притом, что на рынке аренды коммерческой недвижимости, присутствует достаточно большой объем предложения. Однако в большинстве случаев предлагаемые объекты обладают низкой коммерческой привлекательностью для потенциальных арендаторов, так как вследствие длительного периода эксплуатации данные объекты значительно изношены. Мало отвечают они и современным требованиям, предъявляемым к объектам такого назначения.  Поэтому и мало подходят для создания ЛЦ.

Таким образом, на рынке наблюдается избыток предложений по складским помещениям низкого качества (класс «С»), в общей структуре складских помещений данного класса составляют порядка 80%. Ситуация же с качественными складскими помещениями обратная, рынок Красноярска характеризуется недостатком современных складских комплексов класса «А» и «В+».

На наш взгляд, Красноярский край имеет значительный потенциал для развития рынка промышленно-складской недвижимости, что в совокупности с высоким уровнем спроса и низким уровнем предложения качественной недвижимости делает его привлекательным для инвесторов. Однако создание ЛЦ на его территории требует грамотных управленческих решений и инвестиций. Красноярск, являющийся крупнейшим региональным центром, через который проходят большие объемы различного рода грузопотоков, преимущественно связанных с промышленной деятельностью региона на сегодня – перспективное место для строительства логистического центра.


Библиографический список
  1. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года. – Режим доступа: http://rosavtodor.ru/documents/119
  2. Рынок автомобильных грузоперевозок в 2014-2015гг. и прогноз до 2018г. – Режим доступа: http://research.rbc.ru/
  3. Сергеев В.И.  Концептуальные подходы к проектированию и классификация логистических центров // Логистика и управление цепями поставок, №4, 2010.
  4. Развитие транспортного комплекса Красноярского края» на 2014-2016 годы. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/
  5. Маркетинговое исследование рынка коммерческой складской недвижимости г. Красноярска 2014-2017 гг. – Режим доступа: http://dropdoc.ru/
  6. Краткий обзор рынка складов в регионах России за первое полугодие 2016 г. – Режим доступа: http://zdanie.info/
  7. Рынок автомобильных грузоперевозок в 2014-2015гг. и прогноз до 2018г. – Режим доступа: http://research.rbc.ru/
  8. Маркетинговое исследование рынка коммерческой складской недвижимости г. Красноярска 2014-2017 гг. – Режим доступа: http://dropdoc.ru/
  9. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года. – Режим доступа: http://rosavtodor.ru/documents/119
  10. Сергеев В.И.  Концептуальные подходы к проектированию и классификация логистических центров // Логистика и управление цепями поставок, №4, 2010.
  11. Развитие транспортного комплекса Красноярского края» на 2014-2016 годы. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/
  12. Краткий обзор рынка складов в регионах России за первое полугодие 2016 г. – Режим доступа: http://zdanie.info/


Все статьи автора «Филимонова Мария Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: