УДК 33

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Потемина Дарья Кирилловна
Финансовый университет при Правительстве РФ
студентка факультета Менеджмент группы АУ 3-2

Аннотация
На сегодняшний день, вся мировая экономика напрямую зависит от развития научно-технического прогресса, и если к началу XX века данная зависимость проявлялась слабо, то к XXI в. значительно усилилась. Многие мировые страны, для того, чтобы поддерживать развитие своей экономики и достойно конкурировать с лидирующими мировыми странами все активнее развивают инновационную экономику внутри своего государства, внедряя нововведения в различные отрасли хозяйства. РФ в инновационном развитии отстает от многих стран и именно поэтому, для сокращения данного отставания и развития качественно-новых разработок все чаще инвестирует средства в НИОКР.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Потемина Д.К. Государственное регулирование инновационной деятельности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/11/15491 (дата обращения: 22.11.2017).

Научный руководитель: Удальцова Наталья Леонидовна

Финансовый университет при Правительстве РФ (г.Москва)

кандидат экономических наук, департамент Менеджмента

Экономическое развитие в современном мире строится на формировании экономики, основой которой является генерация, распространение и использование знаний, а главными движущими факторами стабильного мирового экономического развития являются инновации и инновационная деятельность. Активные действия со стороны государства являются основным условием осуществления перехода экономики на инновационный путь развития. [1,c.48]

Инновационная деятельность представляет собой главный ресурс государства. Инновации — это своего рода фундамент, на котором базируются прогрессивные изменения экономики страны, а также ее экономическая безопасность. Таким образом, инновационная деятельность является основой развития экономики страны, представляет ее возможности.

На сегодняшний день лишь нефть и газ являются основными источниками доходов России. В современных условиях прослеживается необходимость перехода нашей страны на инновационный путь развития, экономика должна опираться на достижения науки и техники. Отсутствие связей между наукой и производством не дает возможности РФ конкурировать в высокотехнологичных отраслях. Сложившаяся проблема не позволяет говорить о сформированной системе экономической безопасности и перспективах завоевания лидирующих позиций в мировой экономике.

В 2016 году Россия находилась за пределами первых сорока стран по уровню развития инноваций. Среди стран, занимающих лидирующие позиции, можно выделить Сингапур, Данию, Швецию с Финляндией, а также США и Гонконг.

На данный момент инновации слабо влияют на экономику. В России крупный бизнес является одним из самых слабых участников инновационной процессов. За границей корпорации выделяют из бюджета на разработки и исследования около 65 %, а средний показатель по странам ОЭСР равен 70 %. К сожалению, в Российской Федерации ситуация куда плачевнее, так как лишь 20% затрат НИОКР финансируется из корпоративного сектора.

Государство осуществляет регулирование инновационной деятельности с помощью прямых и косвенных методов.

Прямое регулирование в первую очередь включает в себя бюджетное финансирование научно‐исследовательской деятельности, а также повышение уровня заинтересованности в развитии НИОКР путем перераспределения бюджетных и внебюджетных финансовых средств между различными сферами научных исследований, и разработок. Собственные средства предприятий – это основной источник средств для финансирования инновационной деятельности предприятий и НИОКР. Общий объем бюджетного финансирования покрывает только 4% совокупных затрат на инновации. Большая часть средств, выделяемых из федерального бюджета направлена на развитие НИОКР в высокотехнологичных отраслях. В то же время, совокупная доля внебюджетных и венчурных фондов, а также иностранных инвестиций составляет около 0,1 – 0,6%.

Ученые-экономисты выделяют несколько ключевых проблем, которые влияют на инновационное развитие экономики РФ:

1. Увеличивающийся размер внешней задолженности, падение ликвидности, уменьшение собственного капитала и ресурсной базы.

2. Снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты и т.д.

3.Обесценению валют и импорту инфляции в мировой экономике

В ситуации, сложившейся в нашей стране на данной момент, зарубежные и российские экономисты оценивают Россию, как страну с непривлекательным инвестиционным климатом. Для разрешения данной проблемы и повышения инвестиционной привлекательности нашей страны следует использовать несколько видов борьбы, среди которых:

1. Повышение уровня инвестиционной привлекательности путем изменения законодательства в части инвестиционных технологий и упрощения некоторых административных процедур.

2. Усовершенствование налогового законодательства, касающегося вопросов инвестиционной деятельности.

3. Активное развитие и увеличение объема средств, инвестируемых в сферу технологий и инноваций, которые смогут повысить не только России в мировом рейтинге, но и снизят зависимость нашей страны от цен на сырье.

4. Усовершенствование системы мер для привлечение отечественных инвестиций.

5. Усовершенствование системы мер для привлечение зарубежных инвестиций.

Для развития инноваций в РФ принята и действует «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», в которой изложена новая перспектива для национальной экономики, основные пути усовершенствования и финансирования.

Согласно данной стратегии, предполагается увеличение затрат на реализацию инновационной деятельности с 1,39 % в 2010 г., до 2,5 % в 2020 г.. Помимо этого, за счет разработки и внедрения инновационного механизма во многие отрасли экономики РФ планируется увеличение совокупного веса инновационных товаров, а также работ и услуг в общем объеме экспорта с 7 %, который был в 2010 г. и до 15 % по наиболее оптимистичному сценарию в 2020 г.

Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров. Проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности – уже введены и продолжают функционировать различные необходимые для развития инноваций налоговые льготы. Также продолжается усовершенствование таможенного регулирование экспорта инновационной продукции. Наука является неотъемлемой частью производства и главной производственной силой, только в этих условиях может существовать инновационная экономика. [3,c.54]

Необходимо создание национального рынка наукоемкой продукции, что поможет развитию в больших объемах своих инноваций, конкурентно способных предприятий. Новая экономика не может развиваться без вложения в человеческий интеллект и развития человеческого потенциала. По всей вероятности, в ряду объективных предпосылок инновационной экономики можно выделить необходимость в развитой информационной инфраструктуре, которая обеспечивала бы эффективные коммуникации, а также быстрое распространение необходимых информационных ресурсов и знаний. Переход экономики страны к инновационному пути развития должен быть поддержан со стороны политической власти, но в то же время нельзя забывать о необходимости вложения частных и государственных инвестиций.[2]

Одним из наиболее важных моментов, которые нельзя упускать при планировании инновационного развития страны – это использование государством расширенного спектра мер для повышения инновационной активности, среди них можно выделить кредиты по льготным процентам, налоговые льготы, целенаправленная поддержка развития высокотехнологичных сфер, а также средний и малый бизнес, связанный с инновациями. Но на государственном уровне эти вопросы в основном носят декларативный характер, все решения остаются на уровне обсуждения, исходя из этой ситуации инновации в РФ, к сожалению, не так востребованы крупным бизнесом. У России есть два варианта для развития событий, либо она также остается сырьевым придатком Евросоюза, США, Японии и Китая, либо совершает инновационный прорыв и становится независимой в вопросах инновационного развития страны.

Инновационный прорыв будет неразрывно связан с пристраиванием от стратегии обороны и потерь к стратегии активного и быстрого развития. Исторический опыт нашей страны доказывает, что успеха невозможно достичь только обычным переносом на российскую реальность абстрактных моделей и схем, которые описаны в иностранных учебниках и пособиях. Точно также будут безуспешны попытки механического копирование опыта развития инновационных технологий других стран, например, удачно использующиеся в Сингапуре или США. Универсальные принципы рыночной экономики необходимо учитывать в контексте национальных интересов, традиций, особенности и геополитического положения России.

Несмотря на принятие ряда стратегических направлений развития инновационной сферы, экономика России так и не становится инновационной.

По заказу Министерства экономического развития торговли России Международный фонд Н.Д. Кондратьева и Институт микроэкономики в 2011 году подготовили очередную версию проекта Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике».

Проект прошел ряд обсуждений, одобрен коллегией Минэкономики и подготовлен к представлению в Правительство России; затем он был внесен на рассмотрение в Государственную Думу.

Возможно, в ближайшее время будет заполнен этот пробел в правовом регулировании инновационной деятельности России, что будет способствовать ее активизации, повышению конкурентоспособности страны. Подводя итог, отметим, что для реализации инновационной политики необходимы следующие совершенствования:

1. Увеличение государственного финансирования образования и науки.

2. Разработка целевых программ для стимулирования инновационной деятельности.

3. Принятие Федерального закона, который направлен на развитие инновационной деятельности России.

Проанализировав сложившуюся ситуацию в России, можно сделать вывод, что российский инновационный рынок развит недостаточно, это связано с тем, что наша страна является зависимой от экспорта сырья. Но все же предпринимаются попытки исправить данную ситуацию со стороны государства, они внедряют различные налоговые льготы, сниженные ставки по кредитам для высокотехнологичных производств.


Библиографический список
  1. Дорошенко Ю.А., Ряпухина В.Н. Актуальные проблемы развития национальной инновационной системы в России // Белгородский экономический вестник. – 2011. – № 1-2 (61-62). – С. 47-52.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. РГ. 2008 N 1662-р.
  3. Николаев О.В., Литвина Н.И. Проблемы инновационного развития экономики России // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. – 2014. – № 9. – 215 с.
  4. Рукина И.М., Филатов В.В. Государственная инновационная политика как ключевой фактор стратегии технологического прорыва // Качество. Инновации. Образование. – 2014. – № 3.- С. 92-100.
  5. Удальцова Н.Л. Системные проблемы и угрозы национальной инновационной системе России // Экономика. Налоги. Право.- 2016. -№ 3.- С. 113-119.
  6. Удальцова Н.Л. Подходы к инновациям и инновационной деятельности как фактору конкурентоспособности  // Экономические науки. -2015. -№ 123.- С. 25-28.
  7. Ховалыг Р.Б. Инновационная экономика: Новые задачи и вызовы // Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. – Йошкар-Ола: НИЦ Коллоквиум. – 2015. – 186 с.


Все статьи автора «Потемина Дарья Кирилловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: