ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бояхчян Раиса Артаковна
ООО «Лаборатория судебных экспертиз «Информационно-контрольное бюро»
пресс-секретарь

Аннотация
Несмотря на усилия властей, дошкольное образование в России все еще остается недоступным для значительной части населения. Остро стоит проблема с ясельными группами: сперва их просто перестали укомплектовывать, а затем они постепенно исчезли. Беспокойство также вызывает и дефицит опытных сотрудников в связи с небольшой зарплатой в сочетании с огромной ответственностью, и направленность на раннюю передачу ребёнка в школу и другие проблемы.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Бояхчян Р.А. Проблемы дошкольного образования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/10/15345 (дата обращения: 14.03.2024).

В некоторых регионах страны до сих пор остро стоит проблема нехватки мест в детских садах. Более того, согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» №273 [1], вступившем в силу с 1 сентября 2013 года, рассчитывать на обучение в дошкольном учреждении могут дети возрастом от 3 до 7 лет! В результате: большинство матерей не может выйти из декретного отпуска раньше срока, чтобы финансово помогать семье в это экономически сложное время.

Получилось так, что ясельные группы не отменили, в них просто перестали набирать детей. Произошло это после внесённых правок к закону «Об образовании», согласно которым детские сады получили единую организационно-правовую форму – дошкольная образовательная организация.

Согласно внесённым правкам, термин «дошкольное образование для детей от 2 месяцев до 3 лет», другими словами, «ясли», заменили «дошкольным развитием». Ранее детские сады делились на ясли и детский сад и были обязаны предоставлять дошкольное образование ребёнку с двухмесячного возраста. Со 2 ноября 2013 года все детские сады в России, независимо от их организационно-правовой формы, работают по единым правилам. Согласно новому порядку, ребёнку до трёх лет детские сады не будут предоставлять дошкольное образование, а будут осуществлять только развитие ребёнка.

Вроде бы и ничего не поменялось, ребёнка, как и раньше, можно отдать в детский сад. Но в соответствии с пунктом 29 Приказа Минобрнауки РФ от 27.10.2011 № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» [2], «количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем». Это значит, что учредитель в лице муниципалитета (городских властей) вправе решить, кого брать в детский сад и ясли, а кого не брать. Несмотря на то, что в документе нигде не сказано, что ясельные места нужно сокращать, на местах происходит сокращение именно ясельных групп. Сперва их просто перестали укомплектовывать, а затем они постепенно исчезли.

Пребывая в отпуске по уходу за ребенком, родительницы получают мизерное пособие, которое может быть приятной надбавкой к чему-то, но вряд ли самостоятельным доходом, позволяющим обеспечить себя и ребенка всем необходимым. Вот и выходит, что пристроить дитё в детский сад — иногда единственная реальная возможность для мам продолжать карьеру и вносить свою лепту в семейный бюджет. Для большинства среднестатистических родителей этот доход — насущная необходимость. Со вступлением закона в силу, около 2 млн. семей обречены с трудом сводить концы с концами.

Однако, представители различных ведомств советуют всерьез задуматься о няне, если ребенку еще нет трех лет. Но вновь вопрос упирается в деньги. Откуда их взять, ведь услуги няни в среднем в час стоят 200 рублей. При 8 часовом рабочем дне, даже не считая время на дорогу, в день составляет уже 1600 рублей, а в месяц более 30000 рублей. Безусловно, в зависимости от региона, от возраста детей расценки могут быть разные, но суть от этого не меняется.

В Российской империи ясли появились вскоре открытия первых детских садов. Само название — «Детский сад» пришло из Германии и было придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем. Название «Детский сад» он придумал из соображений, что дети — цветы жизни, требующие умелого и тщательного ухода и выращивать их должны садовницы.

В 1837 году в Коломне были открыты дневные детские комнаты – первый детский сад. Первоначально здесь получили опеку 6 мальчиков и 11 девочек, через год число детей возросло до 112. Это было сделано по просьбе матерей-работниц, чтобы “бедным лицам женского пола свободного состояния доставить способы к производству рукодельных работ, посредством которых они могли бы честным и полезным образом снискивать содержание себе и своим семьям”. В России воспитание малолетних долгое время осуществлялось только в частных и церковно-приходских начальных школах и в отдельных благотворительных заведениях.

Популярность первого в истории России детского сада была настолько велика, что уже через год после его открытия, в 1838 г., правительство учредило особый Комитет главного попечительства детских приютов. Руководила комитетом сама императрица Александра Федоровна. Комитет подготовил специальное Положение о работе детских приютов. 27 декабря 1839 г. оно было высочайше утверждено. Согласно этому Положению, приюты в России должны были создаваться в основном на средства общественной и частной благотворительности. Государство наблюдало лишь за учебным процессом и нравственным воспитанием детей в них. Комитет обратился к провинциальным властям с призывом помочь бедным детям и их родителям.

Система дошкольных образовательных учреждений активно развивалась, и через три десятилетия в России появилось несколько десятков детских садов: платных и бесплатных, для дворян и интеллигенции, рабочих, а также приютов для сирот.

В это время начали организовываться образовательные курсы для воспитателей, проводились лекции и «тренинги», выпускалась соответствующая литература.

В 1890–1900-ые годы детские сады различных типов, как и ясли (иногда эти понятия не разделялись), получили в Санкт-Петербурге широкое распространение. Они действовали при гимназиях с педагогическими классами, в приходах православных и иноверных храмов, нередко устраивались заводчиками при промышленных предприятиях.

В 1898 г. на острове Голодай был открыт бесплатный народный детский сад, а при нем – “Сельскохозяйственный приют”. Приют-ясли являлись самым популярным учреждением из тех, что были в ведении городских попечительств, у неимущих классов. Целью создания таких приютов было оказание помощи малолетним детям, остававшимся на весь день без надлежащего присмотра у матерей – фабричных работниц или поденщиц, с утра до вечера из-за работы отсутствовавших дома. Такие приюты-ясли были открыты с 6-7 часов утра до 7-8 часов вечера ежедневно, кроме праздников. Помимо собственно приюта, дети также получали в них пищу и одежду, дети были под постоянным присмотром дежурных сотрудниц, а иногда и особой смотрительницы. Кроме того, преследовалась цель хотя бы в течение дня изолировать детей от вредного влияния окружающей их среды, их религиозного и нравственного воспитания. В одних городских попечительствах было два отделения: одно для младших детей до шести лет, а другое для детей от шести до девяти лет. В других же попечительствах эти отделения были самостоятельными учреждениями: ясли и дневной приют (детский сад).

Безусловно, нельзя сравнивать первые детсады и сегодняшние. И дело не только в том, что сегодня мы живем в веке быстрых технологий, информатизации и компьютеризации общества, «продвинутых» детей. Дело в том, что сегодня одной из главной функцией детсадов является подготовка детей к школе, тогда как раньше в центре внимания были творческие способности ребенка, его интересы и он сам. Детей воспитывали в духе патриотизма, с детства прививали моральные ценности.

За последние четверть века количество дошкольных учреждений сократилось почти вдвое – с 76 тыс. до 45 тыс. Недостаток детских садов создаёт условия, при которых родители рады любому месту, что сказывается на качестве предоставляемых услуг. Так, Институт изучения детства, семьи и воспитания в своем ежегодном рейтинге детских садов уже несколько лет подряд ни одному региону России не ставит отметку «отлично», общий вывод рейтинга: дошкольное образование лучше всего в богатых нефтяных регионах Сибири и на Юге страны, а во многих иных регионах не дотягивает даже до минимальных стандартов.

Другая проблема — педагогические кадры. В современном образовании, опирающемся на вариативность и разнообразие, фигура педагога становится центральной. Но чтобы реализовать свое право на академическую свободу, он должен обладать соответствующими компетенциями, должен понимать, как именно строить образовательный процесс в условиях вариативности. А в наших детсадах, отмечается в докладной, «обычно работают люди, подготовленные по устаревшей модели или вообще не имеющие профессиональной подготовки. Социальный статус профессии пока еще низок. Да и уровень зарплат дошкольных педагогов, которые являются самыми низкими в образовании, никак не соответствует самой высокой ответственности за судьбу ребенка».

В 2017 году в поселках страны средняя зарплата воспитателя не превышает 10000 рублей. Зарплата помощника воспитателя ниже. В частности, в Московском детском саду она составляет от 5500 до 18000 рублей. Няня в Кировской области получает 5500 рублей.

Согласно статистическим данным, в 2016 году оклад преподавателей вузов составил 55 тысяч рублей, а педагоги общего образования теперь получают более 33 тысяч рублей. По крайней мере, так гласит статистика.

Получается, что люди, которым мы доверяем своих детей еще в беспомощном возрасте, которые должны стать примером для них и следить за их безопасностью, за развитием способностей, интересами, получают самую маленькую заработную плату. Но ведь во многом от них зависит будущее ребенка, так как именно в этом возрасте формируется характер детей, будущая личность. Наверное, неслучайно говорят, что воспитатель – это не профессия, а состояние души, потому иначе очень сложно понять, как люди могут выкладываться и получать удовольствие от работы за считанные копейки.

2018-2027 годы станут в России Десятилетием Детства. Этот проект станет закономерным продолжением Национальной стратегии действий в интересах детей, которая завершается в этом году.

Защита детства – приоритет любого государства, не только с гуманитарной точки зрения, но и с точки зрения инвестиций в будущее: рано или поздно сегодняшние дети станут опорой того экономического роста, источники которого сейчас ищут российские власти.

Очень надеемся, что приведенные ниже данные в скором времени начнут меняться в лучшую сторону:

  • В России по меньшей мере 4,5 миллиона детей живут за чертой бедности, и экономический кризис продолжает увеличивать это число.
  • 54,2% российских детей в возрасте не имеют возможности уехать из дома на каникулы на неделю за год и более. Самая распространенная причина – затруднительное финансовое положение родителей.
  • У 31% детей нет снаряжения для активного отдыха вне дома (велосипеда, роликов и так далее).
  • По признанию главы минтруда Максима Топилина, “60%, а то и 70% бедных – это семьи с детьми”.
  • В России две тысячи детских домов и 67000 их воспитанников. У 90-95% сирот  родители живы, еще 27 тысяч детей учится в 150-ти школах-интернатах. Десять процентов  детдомов и интернатов не имеют элементарных условий, 48% требуют капремонта, 5 находятся в аварийном состоянии. 40% выпускников детдомов становятся алкоголиками, 40% попадают в тюрьмы, 10% кончают жизнь самоубийством и только 10% могут устроиться в жизни.

Дети в раннем детстве беззащитны, восприимчивы и невинны. В этом возрасте они как никогда нуждаются в заботе, внимании, любви, опеке.  Окружение ребенка сильно влияет на его будущее. Он запоминает, а в последующем копирует модели поведения взрослых. Поэтому так важно, чтобы дома у ребенка были любящие родители, в детском саду – профессионалы своего дела, а государство, в свою очередь, должно дать возможность для достойного развития детей. Ведь главное, чтобы дети были счастливы!


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об образовании в Российской Федерации”. Консультант Плюс. http://www.consultant.ru
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. № 2562 “Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении”. ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru


Все статьи автора «Бояхчян Раиса Артаковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: