УДК 338.22

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ: ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

Люлякина Дарья Николаевна
Пензенский государственный университет
магистр

Аннотация
На сегодняшний день конкурентоспособность многих фирм на рынке низка вследствие неэффективного использования принципов процессного подхода. Актуальность темы заключается в выявлении возможностей повышения прибыльности компании на основе оптимизации бизнес-процессов.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Люлякина Д.Н. Оптимизация системы менеджмента предприятия: процессный подход // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/10/15322 (дата обращения: 18.10.2017).

В настоящее время современная рыночная среда сложна, динамична и требует от компании систематического совершенствования своих систем управления,  а также модернизации информационных систем их поддержки.  На сегодняшний момент, общепризнанным фактом, является, что кризис экономики – это, прежде всего, кризис управления, из-за  несоответствия качества менеджмента компаний требованиям сферы рынка. Выходом из такого положения является внедрение эффективных механизмов управления в соответствии с общепринятыми мировыми стандартами.

На этапе инновационных изменений, которые происходят сегодня в мире, любое предприятие стремится к совершенствованию своей деятельности, получению прибыли, обретению стабильности в финансовом положении компании, а также ищет новые пути развития, чтобы выйти лидером среди конкурентов и иметь неповторимый продукт. На данном этапе развития современных технологий очень сложно держаться с конкурентами на одном уровне, предлагать услуги, которые будет сложно скопировать конкурентам, а также быть лидерами в своем бизнесе.

В этих условиях изменения требуется от процессов управления, особой мобильности и динамичности. Понимание того, что, не придавая значению роли процесса управления, это может привести к непроработанности, а во многих случаях и полному отсутствию действенных инструментов его эффективной организации, заставляет компании  иначе взглянуть на процессный подход.

Во всем мире применение процессного подхода к управлению компанией считается одним из важнейших инструментов повышения эффективности бизнеса.  Процессный подход – главная концепция менеджмента организации, которая сформировалась в 80-х годах прошлого века. Данная концепция подразумевает, что вся деятельность организации рассматривается как набор процессов. Для того чтобы управлять, необходимо управлять  бизнес-процессами. Процессный подход является ключевым элементом улучшения качества ведения бизнеса.

Главное понятие, которое использует процессный подход – это понятие бизнес- процесса. Существует множество определений, но наиболее часто используется определение стандарта ISO 9001. «Процесс – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы». Важной составляющей процесса, которая не отражена в этом определении, является систематичность действий. Действия процесса должны быть повторяющимися, а не случайными.

Процессный подход применяется с целью построения горизонтальных связей в организациях. Структурные подразделения и сотрудники компании, участвуют в бизнес-процессах, они способны самостоятельно решать возникающие проблемы без участия непосредственных руководителей и координировать работу в рамках процесса .

Благодаря данному подходу, можно более оперативно решать возникающие проблемы и воздействовать на конечный результат. Отличительной особенностью процессного подхода от функционального, позволяет концентрироваться не на работе каждого из структур подразделений, а на результатах работы компании в целом. В отличие от функционального подхода, управление процессами позволяет концентрироваться не на работе каждого из подразделений, а на результатах работы организации в целом. При процессном подходе,  главным элементом становиться процесс, и понятие структуры организации уходит на второй план. Т.к. данный подход подразумевает, что организация состоит не из подразделений, а из бизнес-процессов.

Процессный подход опирается на множество принципов. Применение  этих принципов  в компании позволяет значительно повысить эффективность работы, увеличить скорость обработки данных  и т.д. Однако, чтобы внедрить данные принципы, в компании должна быть сформирована высокая корпоративная культура. Процессный подход требует от работников организации постоянной совместной работы, несмотря на то, что они могут относиться к различным структурным подразделениям.  От того, насколько удастся наладить  совместную работу в коллективе, будет зависеть «работоспособность» принципов, лежащие в процессном подходе.

Наиболее популярными принципами  процессного подхода являются:

  • Принцип востребованности процесса. У любого бизнес-процесса должна быть, а его результаты должны иметь внешних и внутренних потребителей.
  • Принцип взаимосвязи процессов. Компания,  представляет собой сеть взаимосвязанных между собой бизнес-процессов.
  • Принцип контроля процесса. Бизнес-процесс имеет начало и конец, которые определяют границы показателей процесса, и его результат.
  • Принцип ответственности за процесс.  В реализации бизнес-процесса могут быть задействованы различные сотрудники компании, но контролировать и  нести ответственность за результат должен один человек.  Владелец процесса – процессный подход использует это понятие как одно из самых важных. Владельцем является человек, имеющий в своем арсенале необходимое количество человеческих, материальных ресурсов и несущий ответственность конечный результат процесса.
  • Принцип документирования процессов. Бизнес-процессы необходимо стандартизировать, документировать, т.е. получать все данные об изменениях и совершенствованиях деятельности процесса.

Процессный подход формирует горизонтальные связи в работе компании, благодаря существует ряд преимуществ, в отличии от функционального подхода.

Основными преимуществами процессного подхода являются:

  • Координация действий различных отделов в рамках бизнес-процесса;
  • Ориентация на результат процесса;
  • Повышение эффективности работы  и конкурентоспособности организации;
  • Повышение предсказуемости результатов;
  • Выявление минусов в управлении деятельности организации с целью модернизации бизнес-процессов;
  • Минимизация  издержек компании;
  • Исключение нецелесообразных бизнес-процессов;
  • Сокращение времени на обработку данных и материальных затрат.

Процессный подход лежит в основе часто используемых и достаточно эффективных  методов по совершенствованию деятельности организации. На сегодняшний день выделяют четыре направления, которые используют процессный подход в качестве главного подхода по повышению эффективности работы организации.

К таким направлениям относятся:

  1. Всеобщий менеджмент качества (TQM). Данная концепция,  предусматривает непрерывное повышение качества выпускаемой продукции, бизнес- процессов и системы менеджмента организацией. В основу работы организации ставится удовлетворение потребностей потребителя.
  2. Постоянное улучшение процессов (Continuous Improvement Process). Это концепция, которая предусматривает минимальные, но постоянные оптимизации процесса. Наиболее популярным подходом, в основе которого лежит постоянное улучшение процессов является японский подход «кайдзен» (kaizen);
  3. Совершенствование бизнес-процессов (Business Process Improvement) или управление бизнес процессами (Business Process Management). Это подход, направленный на то, чтобы помочь организациям оптимизировать бизнес процессы с целью повышения их эффективности. Изменения процессов обязательность происходят на систематической основе.
  4. Реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering).  Реинжиниринг представляет собой форму реформирования предприятия, которая способствует резкому повышению эффективности его деятельности за счет переопределения бизнес-процессов, корректировки или замены используемой бизнес – модели [3]. Сутью реинжиниринга является выделение основных бизнес-процессов предприятия, их детальное исследование и изучение, описание на понятном языке и анализ на результат.

Компания, построенная по процессному принципу, более гибкая на все воздействия со стороны внешней среды. Т.к. в настоящий момент в мире век информационных технологий, то любой компании необходимо понимать, что для того, чтобы находиться наплаву и быть конкурентоспособной организацией на рынке, необходимо постоянно улучшать и оптимизировать свои бизнес-процессы, а это возможно, если правильно внедрить процессный подход в компанию. Процессный подход значительно упрощает адаптацию новых сотрудников и снижает зависимость работы компании от человеческого фактора. Таким образом, многие проблемы современного российского менеджмента может решить использование процессного подхода и инструментов управления бизнес-процессами. Данная технология на сегодняшний момент является очень популярной, так как она позволяет навести порядок в компании и заложить механизм улучшения процессов.


Библиографический список
  1. Беккер Й., Вилков Л., Таратухин В., Кугелер М., Роземанн М. Менеджмент процессов/ Пер с нем. – М.: Эксмо, 2014.
  2. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник для вузов/ В.Г. Медынский. – М.: ИНФРА-М, 2013
  3. Смирнов Ю.Н. Об экономике бизнес-процессов предприятия //Научно-практический журнал «Интеграл» – 2012.


Все статьи автора «Люлякина Дарья Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: