УДК 338.2

НЕЗАВИСИМЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ – ОБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ ОСВОЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Бояхчян Раиса Артаковна
ООО «Лаборатория судебных экспертиз «Информационно-контрольное бюро»
пресс-секретарь

Аннотация
Данная статья посвящена серьезной экономической проблеме России, связанной с ненадлежащим контролем в сфере бюджетного финансирования. Одним из методов решения этого вопроса может стать внедрение и осуществление независимого контроля освоения бюджетных средств, проводя независимые экспертизы.
Независимая экспертиза освоения бюджетных средств позволит как контролировать, так и упреждать нарушения действующего законодательства РФ.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Бояхчян Р.А. Независимые экспертизы – объективный контроль освоения бюджетных средств // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/05/14944 (дата обращения: 30.05.2017).

В сложное экономически для России время постоянно разрабатываются и принимаются меры антикризисного плана. Президент РФ в одном из своих выступлений отметил, что в нынешних условиях, в рамках антикризисного плана Правительства, крайне важно тщательно контролировать бюджетные расходы и не допускать нецелевого использования средств, особенно в регионах. Чиновничий аппарат интерпретировал слова В. Путина удобным для себя способом, в прямом смысле взяв часть денежных средств под личный контроль. Этому есть  подтверждения в ходе нашей многолетней деятельности.

ООО Лаборатория судебных экспертиз «Информационно-контрольное бюро» с учетом наработанного опыта и практики, полученной в ходе совместной работы с правоохранительными органами и специальными службами РФ в рамках противодействия коррупции и борьбы с преступлениями в сфере экономики, столкнулась с проблемой ненадлежащего контроля в сфере бюджетного финансирования. В том числе при выполнении мероприятий в рамках федеральных (региональных) целевых программ (ФЦП).

В связи с вышеизложенным, нами в письменном обращении к Президенту РФ (исх. №313/01 от 28.07.2015 г.) было предложено внедрить и осуществлять независимый контроль освоения бюджетных средств, проводя независимые экспертизы. Независимые экспертизы необходимо проводить на стадии формирования, в процессе выполнения и при завершении мероприятия. Например, при строительстве объекта и сдачи его в эксплуатацию, при закупке оборудования, материалов и т.д.

На стадии строительства поэтапно нужно осуществлять независимую экспертизу объектов – проверять применяемые коэффициенты, ценообразование, понесенные затраты участниками строительства фактически выполненных работ и произвести сравнение с проектной документацией.

Нами рекомендовано заложить в бюджетную строку «Наименование мероприятия» – «Независимая экспертиза объекта – 1%», при этом уменьшить финансирование функций технического надзора на 1% (т. е. в 2 раза).

Преимуществом независимых экспертов является то, что они не имеют подчинения вышестоящим чиновникам. Контроль проводят специалисты, не имеющие никакой выгоды от внесения в заключение недостоверных сведений. Их исследования опираются на ряд научно обоснованных методов. Выгодно проведение независимых экспертиз и строительным организациям, выполняющим работы по объектам. Часто имеют споры в ходе сдачи выполненных работ, а именно, служащие выдавливают «взятки» с исполнителей.

Независимая экспертиза освоения бюджетных средств позволит как контролировать, так и упреждать нарушения действующего законодательства РФ, в частности, хищение бюджетных средств, выделенных на объекты, в том числе в рамках ФЦП, пресекать «системы откатов».

Приведем пример, нами в республике Ингушетия была проведена проверка и пресечено преступление при приобретении жилья семьям погибших сотрудников МВД. В результате было выявлено завышение стоимости жилых помещений на сумму более 4 млн. рублей путем увеличения в регистрационных документах фактической стоимости жилья.

Из практики проверок и экспертиз складывается тенденция, что функции технического надзора не осуществляются, документы составляются формально. Более того, организации, проводящие технический надзор, являются государственными, т.е. находятся в подчинении у госструктур, не имея статуса независимости. В 2009-2011 гг. в ходе проверок казенного предприятия в рамках ФЦП «Юг России (2008-2013 гг.)» [1] в Карачаево-Черкесской республике было установлено, что по всем объектам капитального строительства (более 20) технический надзор не осуществлялся. Об этом выданы акты проверок с указанием нарушений и причиненного ущерба федеральному и республиканскому бюджету в соответствующие органы. Контрольные органы показали неэффективность своей работы и формальный подход к деятельности.

За время работы мы провели более 1000 судебных экспертиз и досудебных исследований. Примером из нашей практики могут служить материалы документального исследования, проведенного в рамках оперативно-розыскных мероприятий на основании обращений правоохранительных органов.

Так, в перечень проектов программных мероприятий ФЦП «Юг России» был включен объект «Строительство мусороперерабатывающего комплекса с подготовкой инженерных и транспортных коммуникаций г. Усть-Джегута, КЧР». В период проверки, было установлено, что вместо мусороперерабатывающего комплекса фактически строился полигон. Также были завышены стоимостные показатели в смете и проекте.

Другой пример также свидетельствует о факте увеличения стоимости объекта. В ходе выполнения  ревизионных мероприятий в 2011-2012 гг. по объекту «Строительство стекольного завода в с. Сагопши Малгобекского завода, РИ» был установлен факт увеличения стоимости в два раза (более 200 000 000).  На эту самую ошибку закрыли глаза, и более 200 миллионов бюджетных средств испарились в воздухе. Только после уголовного дела и приговора, приписанную сумму «пристроили» нужным образом. Более того, в настоящее время нет ни завода, ни инвестиций.

Из всего этого следует, что бюджетные средства выделяются под определенные личности с соответствующей ценой «отката». Происходит так называемое «отмывание» денег, в том числе через ФЦП, что является противоправным деянием.

Складывается и другая абсурдная ситуация. После проверок чиновники, причастные к нарушениям норм законодательства РФ, занимают еще более высокие посты. Получается, чем больше «освоишь» денег, тем выше продвинешься по карьерной лестнице, более уважаемый человек. В связи с подобным беззаконием давно наступила пора говорить о новом формате чиновников, которые будут заинтересованы в преодолении нынешнего застоя и в развитии государства. Которые, в отличие от нынешних, не придут во власть ради обогащения – а будут представлять интересы граждан, лоббировать их права. Еще в 19 веке, выступая перед бюрократией, государственный деятель Российской империи Фёдор Столыпин отметил: «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу». [2, с. 93]

В настоящее время остро стоит вопрос о необходимости изменения законодательной базы, так как применяемая сегодня не раз доказала свою неэффективность.


Библиографический список
  1. Постановление Правительства РФ от 14 января 2008 г. N 10 “О федеральной целевой программе “Юг России (2008 – 2013 годы)” (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
  2. Рыбас С. Ю. Столыпин. Изд-во: Молодая гвардия, 2009. 114 с.


Все статьи автора «Бояхчян Раиса Артаковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: