УДК 338.49

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Коноплева Ирина Аполлоновна1, Коноплева Валерия Сергеевна2, Чигина Антонина Сергеевна3
1Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента
2Северный (Арктический) федеральный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и предпринимательства
3Мэрия г. Архангельска, ведущий специалист Управления муниципальной службы и кадров

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы жилищно-коммунального хозяйства в Архангельской области. Авторы приводят данные по состоянию коммунальной инфраструктуры, наличию ветхого и аварийного жилья, состоянию системы топливно-энергетического комплекса, изношенности водопроводной сети и системы водоотведения и т.д. В статье предлагается для решения имеющихся проблем, использовать основные положения Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был принят в 2015 году, а введен в действие с 1 января 2016 г. Данный закон позволит привлечь к решению проблем ЖКХ частный сектор, что положительно скажется на ЖКХ Архангельской области.

Ключевые слова: Архангельская область, ветхое и аварийное жилье, Государственно-частное партнерство, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура, муниципально-частное партнерство., топливно-энергетический комплекс


PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE ARKHAN-GELSK REGION

Konopleva Irina Apollonovna1, Konopleva Valery Sergeevna2, Chigina Antonina Sergeevna3
1The Western branch of the Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation, candidate of technical Sciences, associate Professor of Economics and management
2Northern (Arctic) Federal University, candidate of economic Sciences, associate Professor of marketing and entrepreneurship
3City hall of Arkhangelsk, leading specialist of Department of municipal service and personnel

Abstract
In the article the problems of housing and communal services in the Arkhangelsk region. The authors present data on the condition of the infrastructure, presence of dilapidated housing, the state of the system of fuel and energy complex, deterioration of water supply network and Sew-erage system, etc. the article proposes to solve the existing problems to use the basic provisions of the Federal law "On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation", which was adopted in 2015 and entered into force on 1 January 2016 This law will allow to involve in the decision of housing problems of the private sector, that will have a positive impact on housing and communal services of the Arkhangelsk region.

Библиографическая ссылка на статью:
Коноплева И.А., Коноплева В.С., Чигина А.С. Государственно-частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/04/14465 (дата обращения: 29.09.2017).

Характерной особенностью Архангельской области являются суровые климатические условия, которым присущи достаточно холодное непродолжительное лето и зимний период, продолжительностью почти 8 месяцев. Архангельские синоптики отмечают большое количество осадков (от 300 до 500 мм), которые выпадают за год. На северных территориях Архангельской области – вечная мерзлота, преобладают болотистые почвы. В таких суровых климатических условиях на первое место для жителей региона выступает домовое теплоснабжение, строительство зданий и сооружений с применением новых ресурсосберегающих технологий, качественное выполнение ремонтных работ в жилищном фонде и предоставления ряда жилищно-коммунальных услуг с учетом климатических условий региона.

Однако в жилищно-коммунальной сфере Архангельской области выстраивается (и с годами усугубляется) целая череда проблем – это и высокая степень изношенности коммунальной инфраструктуры, и большой процент ветхого и аварийного жилья, низкое качество услуг ЖКХ региона, несмотря на то, что, постоянно увеличивающиеся тарифы на предоставление жилищно-коммунальных услуг и так достаточно высоки и т.д.

В целом, к выявленным проблемам жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области можно отнести, прежде всего, критическое состояние системы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и ЖКХ региона: выработка ресурса оборудования неизбежно влечет рост количества аварийных ситуаций. По данным Архангельскстата число аварий на водопроводе и отдельных водопроводных сетях на начало 2016 г. составило 1448, тогда, как в 2015 г. их было 920. И этот показатель продолжает расти.

Одиночное протяжение уличной водопроводной сети в Архангельской области на начало 2016 г. составляло 1728,5 км, из них нуждающихся в замене 709,5 км, что составляет более 40 % изношенности водопроводной сети.

Не в лучшей ситуации и система водоотведения (канализация). Одиночное протяжение уличной канализационной сети составляло в начале 2016 г. 757,5 км, из них, нуждающихся в замене – 380,4 км, что составляет практически половину сети водоотведения.

Сложившаяся ситуация с эксплуатируемыми системами коммунальной инфраструктуры существенно снижает качество жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению Архангельской области:

-     существенный износ теплосетевого оборудования. Средний износ тепловых сетей по Архангельской области составляет 54 %;

-     низкое качество теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирных жилых домах;

-     отсутствие удаленного доступа к приборам учета энергоресурсов, значительное количество абонентов, квартиры которых не оборудованы приборами учета энергоресурсов;

-     несвоевременная ликвидация аварий в системах ТЭК и ЖКХ, отсутствие единой инфраструктуры, позволяющей обеспечить контроль за состоянием объектов, управление ремонтными службами поставщиков коммунальных услуг;

-     неудовлетворительное качество питьевой воды. Архангельская область занимает третье место среди регионов с критическим состоянием по снабжению жителей качественной питьевой водой;

-     значительный износ парка автотранспорта, используемого коммунальными службами;

-     нет возможности оперативного устранения аварийных ситуаций в системе ТЭК и ЖКХ в связи с отсутствием у коммунальных предприятий страховых  запасов материалов и оборудования;

-     не решен вопрос с утилизацией отходов и строительством полигона для твердых бытовых отходов мусороперерабатывающего комбината и т.д.

Отдельно следует остановиться на критическом положении в Архангельской области с жилищным фондом, необходимым для улучшения жилищных условий семей, состоящих на учете. На начало 2016 г. число семей, которые въехали в новое жилье (жилые помещения) и улучшили свои жилищные условия, составило 1595. При этом число семей, которые нуждаются в улучшении своих условий проживания – 37 669.

Достаточно критично обстоят дела и в области капитального ремонта жилищного фонда Архангельской области. Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ в Жилищный кодекс РФ внесены значительные изменения, которые касаются капитального ремонта. В частности, в Жилищный кодекс РФ введен новый раздел: «Организация и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Эти изменения вступили в силу с 1 января 2013 года [1].

Изменения в Жилищный кодекс РФ предусматривают повсеместное создание региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов и формирование фондов капитального ремонта, который был организован и в Архангельской области. Тем не менее, по данным Архангельскстата, количество капитально отремонтированного жилого фонда резко не возрастает.

Большой проблемой в Архангельской области является неплатежи населения за предоставленные ему жилищно-коммунальные услуги. Фактически они покрываются на 70-80 %, что негативно сказывается на функционировании жилищно-коммунального хозяйства региона.

Таким образом, можно отметить, что проблем в сфере ЖКХ Архангельской области в настоящее время достаточно много, и они требуют безотлагательного решения.

Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был передан на рассмотрение еще в 2013 г. Однако принят он был только в 2015 году, а введен в действие с 1 января 2016 г. [2]

В субъектах Российской Федерации, включая Архангельскую область, делаются только первые шаги по реализации и внедрению данного закона в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

Следует отметить, что государственно-частное партнерство (ГЧП) ориентировано не только на привлечение финансирования со стороны коммерческого сектора в проекты развития инфраструктуры, но также позволяет привлекать частные структуры в процесс реализации разработанных проектов и в управление эксплуатацией жилищно-коммунального хозяйства.

В Архангельской области 30.09.2011 г. был утвержден областной закон «Об участии Архангельской области в проектах государственно-частного партнерства» (с изменениями на 24 февраля 2015 г.) [3].

Принятие закона о государственно-частном партнерстве в Архангельской области позволяет привлечь бизнес в сферу деятельности Правительства, помогая ему, поддерживая, как деловое сообщество. А взамен регион получает грандиозный ресурс для подъема социальной сферы.

Из первых примеров действия закона на территории области можно отметить, что в 2015 г. семь детских садов начали строиться в рамках концессионных соглашений.  Самостоятельно бюджет региона с такой нагрузкой справиться бы не смог. Частный бизнес помогает региональному бюджету в строительстве нового жилищного фонда для переселения жителей из ветхих и аварийных домов. При этом построенное жилье затем выкупается и передается в государственную или муниципальную собственность.

Строятся спортивные площадки, проектируется строительство дорог на основе государственно-частного партнерства. На левобережной части Архангельска начинается большой проект с Газпромом, связанный с передачей компании всех городских котельных, отапливающих жилье. За счет инвестиционной составляющей тарифа строятся также котельные в Холмогорском районе, проектируется модернизация теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) в Северодвинске. Начато строительство системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в муниципальном образовании «Октябрьский» Устьянского района на основе муниципально-частного партнерства.

На основе государственно-частного партнерства Правительство Архангельской области взаимодействует с ОАО «Управляющая Компания «Энергия Белого Моря», которая привлекает средства для проведения комплексной модернизации теплоэнергетического хозяйства Архангельска. В рамках проекта «Энергия Белого моря» предполагается реализация комплекса инвестиционных программ, направленных на развитие систем коммунальной инфраструктуры Архангельской области:

-     техническое перевооружение энергетического оборудования;

-     замена изношенных тепловых сетей и теплосетевого оборудования;

-     установка в многоквартирных домах автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП);

-     внедрение автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов;

-     создание единой оперативно-диспетчерской службы;

-     изыскание альтернативных источников водоснабжения в городе Архангельске;

-     организация деятельности единой коммунальной транспортной инфраструктуры г. Архангельска;

-     создание страховых запасов материалов и оборудования для оперативного устранения аварий и т.д.

Однако на сегодняшний день, не смотря на введение закона о государственно-частном партнерстве в действие, не отрегулировано законодательное обеспечение ГЧП, поэтому для его участников по-прежнему остается много рисков. Один из них касается тарифов. Установка долгосрочных тарифов смогла бы изменить ситуацию, привлечь новых инвесторов. Кроме того, необходимы нормативные акты, регулирующие соблюдение соглашений ГЧП, формы и порядок участия бюджетов. Четкая законодательная база –основа для крупных инфраструктурных проектов, объединяющих федеральную, региональную и муниципальную власть, нескольких бизнес-игроков. Кроме того, государственно-частное партнерство должно быть долгосрочным, т.к. период окупаемости вложений, например, в водоснабжение и водоотведение или строительство, достаточно длителен. Поэтому привлечь инвестора в такой проект – самая сложная задача.

Региональный опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства показывает положительные результаты по переводу муниципальной собственности обслуживания жилищного фонда к частной форме. Однако частные предприятия  недостаточно активно участвуют в процессе государственно-частного партнерства в Архангельской области.

Между тем у населения возникает множество претензий к муниципальным обслуживающим организациям, которые не очень заинтересованы в повышении эффективности своей деятельности.

К основным недостаткам, наиболее характерными для муниципальных обслуживающих организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, можно отнести:

-     руководство предприятий зачастую не несет ответственности перед жильцами за свое оперативное управление, эффективное использование, переданного в управление имущества, его сохранность;

-     отсутствие заинтересованности в получении положительных финансово-хозяйственных результатов;

-     предприятие не является имущественным комплексом, что снижает его инвестиционную привлекательность;

-     слабая информированность о финансово-экономическом состоянии предприятия у кредиторов, потенциальных инвесторов, органов местного самоуправления.

В этой связи перед региональными властями стоит задача реорганизации или ликвидации муниципальных унитарных предприятий и создание эффективных рыночных механизмов обслуживания жилищного фонда региона. Для решения этой задачи необходимо привлекать частный сектор в сферу ЖКХ и развивать в ней конкурентные отношения.

Основными компонентами деятельности частных компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются:

-     увеличение эффективности и снижение издержек для повышения рентабельности и формирование средств на финансирование капитальных вложений;

-     повышение эффективности капитальных вложений в объекты жилищно – коммунального хозяйства и жилищный фонд региона;

-     установление тарифов на свои услуги на конкурентной основе. Уровень тарифов должен обеспечивать доходы, достаточные для покрытия затрат и получения прибыли в объеме, который позволит осуществить новые капитальные вложения;

-     прямое взаимодействие со своими потребителями – жильцами, взятых в управление домов и т.д.

В настоящее время частные управляющие компании формируются крупными фирмами, у которых достаточно финансовых средств для первичного вложения капитала для создания инфраструктуры по обслуживанию жилищного фонда. Многие частные управляющие компании были организованы строительными фирмами, взяв под свое управление, построенный ими жилищный фонд. Устойчивое финансовое положение таких предприятий позволяет им постепенно расширять количество обслуживаемых домов, увеличивая свою прибыль.

Однако такие компании неохотно берутся за управление домами 50-х годов постройки, где изношена инфраструктура и требуются крупные финансовые вложения. Здесь необходима регулирующая роль региональных и местных органов власти, которые должны заинтересовать такие предприятия в управлении изношенным жилищным фондом.

Также реорганизуются муниципальные предприятия, которые, создавая дочерние коммерческие управляющие компании, берут в свое управление жилыми домами, уже имея развитую инфраструктуру, которая позволяет им минимизировать первичные расходы на приобретение необходимого оборудования и материалов для обслуживания зданий. В качестве примера можно взять Муниципальное производственное жилищное ремонтноэксплуатационное предприятие (МПЖРЭП) в г. Северодвинске, которое имеет в своем управлении 72 дома. На базе данного предприятия создано ОАО Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (ОАО ПЖРЭП), которое в свою очередь имеет частную форму собственности и выполняет управление 75 домами.

С учетом общего количества жилищного фонда Архангельской области, можно отметить недостаточность частного сектора для реализации его обслуживания.

Решать данную проблему необходимо за счет привлечения малого и среднего бизнеса, например, в небольших муниципальных образованиях в Архангельской области на основе государственно-частного партнерства, а также холдинговых предприятий.

Вместе с тем, очевидно, что без участия частных структур государство сегодня не справится с развитием инфраструктуры, потому что бизнес в государственно-частном партнерстве позволяет не только вкладывать материальные и финансовые ресурсы, но и использовать инновационные технологии, динамичность и эффективность их освоения. Задача государства – не заменять бизнес, а создавать максимально безопасный и комфортный климат для совместных проектов.


Библиографический список
  1. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
  2. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ.
  3. Закон Архангельской области от 30 сентября 2011 г. N 332-24-ОЗ «Об участии Архангельской области в проектах государственно-частного партнерства».


Все статьи автора «Коноплева Ирина Аполлоновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: