УДК 33

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖКХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Борисова Наталья Ивановна1, Злобина Кристина Андреевна2
1Волгоградский государственный технический университет, к.э.н. , доцент, доцент кафедры УиРГХиС, Институт архитектуры и строительства
2Волгоградский государственный технический университет, студент 4 курса по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, Институт архитектуры и строительства

Аннотация
Статья посвящена региональным аспектам модернизации жилищно-коммунального хозяйства. В статье уделено внимание важности и значимости ЖКХ для Волгоградского региона, также авторами рассмотрено текущее состояние КХ нашего региона, выявлены основные проблемы ее функционирования и модернизации: благоустройство дворовых территорий многоэтажных домов; реконструкция ветхих и аварийных зданий; проблема “кадрового голода” в системе ЖКХ. Рассмотрены основные шаги привлечения инвестиций в сферу ЖКХ для ее модернизации.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищный фонд, кадровый голод ЖКХ, привлечение инвестиций, проблемы ЖКХ, региональные аспекты модернизации; благоприятные условия жизни


REGIONAL ASPECTS OF THE FUNCTIONING AND MODERNIZATION OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN MODERN CONDITIONS

Borisova Natalya Ivanovna1, Zlobina Kristina Andreyevna2
1Volgograd State Technical University, candidate of economic Sciences, associate Professor, Associate Professor at the Department of "management and development of municipal economy and construction", Institute of Architecture and Construction
2Volgograd State Technical University, 4th year student in field of study 38.03.01 Economics, Institute of Architecture and Construction

Abstract
The article is devoted to regional aspects of modernization of housing and communal services.The article is devoted to regional aspects of modernization of housing and communal services. The article draws attention to the importance and relevance of housing for the Volgograd region, the authors also considered the current state of housing in our region, the basic problems of its functioning and modernization: improving courtyards of multi-storey buildings; renovation of dilapidated buildings; the problem of the personnel shortage in the housing sector. Describes the main steps of attracting investments in the housing sector for its modernization.

Библиографическая ссылка на статью:
Борисова Н.И., Злобина К.А. Региональные аспекты функционирования и модернизации жкх в современных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14364 (дата обращения: 26.05.2017).

Жилищно-коммунальное хозяйство – совокупность отраслей экономики, которое обеспечивает функционирование инженерной инфраструктуры населений, различных зданий, создающих удобное, безопасное проживание населению. Одним из важных системных факторов устойчивого социально-экономического развития Волгоградского региона является ЖКХ. Ее экономическая эффективность довольно значительна, но однако косвенное воздействие на эффективность общественного воспроизводства капитала является еще более значимой, так как она определяет качество и уровень жизни населения, как в  нашем регионе, так и в других регионов Российской Федерации.

Жилищно-коммунальное хозяйство является сложной многоуровневой концепцией муниципального хозяйствования, деятельность которой ориентирована на предоставлении общественности услуг в области санитарного и технического обслуживания, а также  проведения профилактических, ремонтных работ и обеспечению необходимыми ресурсами. Жилищно-коммунальные хозяйства, по своей сущности являются коммерческими организациями. Их цель- это получение прибыли, но в тоже время, тарифы за ремонт и содержание жилья отнюдь не могут превосходить выше установленных нормативов. Ведь жилье является важной частью инфраструктуры, то есть те комплексы сферы обслуживания, которые призваны обеспечить удовлетворение социально- бытовых нужд населения.

Жилище выполняет немаловажную социальную роль:[1]

- защищает  население от внешних неблагоприятных атмосферных условий;

- формирует условия для развития семьи, повышает культурный уровень населения;

- предоставляет возможность пользования коммунальными услугами, современными бытовыми приборами, которые упрощают домашний труд.

Жилищное хозяйство оказывает  воздействие также на всю экономику страны. Например, возведение новых зданий вызывает необходимость освоения новых территорий, создания новых дорог, прокладки подземных сетей, развития транспорта и коммунальных предприятий которые  обеспечивают население теплом, водой и другими услугами, а также социальных учреждений и организаций всей сферы обслуживания.

Поэтому модернизация жилищно-коммунального хозяйства является важнейшим направлением социально-экономических преобразований. Модернизация отрасли ЖКХ требует не только введение инновационных технологических и управленческих решений, но и  повышение инвестиционной привлекательности и эффективности. Главными направлениями развития отрасли является создание необходимых условий для жизнедеятельности человека, включая улучшение комфортности граждан, обеспечение воспроизводства, качественного содержания и ремонта жилого фонда.

Значимость масштабной модернизации жилищно-коммунального хозяйства  для успешной реализации стратегических задач государства в социально- экономической сфере до настоящего времени в значительной степени остается недооцененной. Модернизация ЖКХ обычно представляется необходимым, но масштабным затратным проектом, требующим для своей реализации огромного объема финансовых ресурсов.

В настоящий период имеется недостаток финансирования ЖКХ. Следовательно, уровень жизни начинает  снижаться,  плата за коммунальные услуги начинает возрастать и поэтому уменьшается  спрос на многие платные виды услуг. К примеру, по среднедушевому потреблению жилищно-коммунальных услуг Россия отстает от Соединенных Штатов Америки более чем в 5-6 раз. Средний уровень обеспеченности граждан общей жилой площадью, в расчете на одного жителя России, в 1,5-2 раза ниже рационального норматива и в 3-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, причем 9,8 млн. семей проживает в коммунальных квартирах, общежитиях. [3]

Лишь в Москве и некоторых других городах  благодаря новому строительству обеспеченность жильем возросла. Согласно статистике на одного человека приходится 17,7 кв. общей жилой площади. Свыше 5 млн. чел. проживает в аварийных и ветхих домах. Более 120 млн. кв. м. жилья в России нуждается в  капитальном ремонте. В переоборудовании коммунальных квартир- 170 млн. кв. м и  в реконструкции- 250 млн. кв. м. Аварийный жилой фонд, который подлежит сносу имеет износ свыше 70%, что  составляет 34 млн. кв. м. (1, 3% всего жилищного фонда). В среднем за год в РФ выбывают не менее 4 млн. кв. м. жилья, а в срочном ремонте нуждается более 11% государственного и ведомственного жилищного фонда.[9]

В результате Большинство регионов  России все также остаются на низком уровне благоустройство жилищного фонда, по объему, по своим качественным характеристикам, он не соответствует существующим нормативам.

На территории Волгоградской области насчитывается 482 организации ЖКХ, в том числе по  таким видам деятельности как: [7]

  1. управление многоквартирными домами, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах – 203 организации (из них муниципальной и государственной формы собственности- 10);
  2. водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод- 139 (из них муниципальной и государственной формы собственности- 77);
  3. теплоснабжение 46 (из них муниципальной и государственной формы собственности 17);
  4. утилизация или захоронение твердых бытовых отходов- 6 (из них муниципальной и государственной формы собственности- 0);
  5. многоотраслевые организации- 88 (из них муниципальной и государственной формы собственности- 70).

Ситуацию жилищного фонда в Волгоградской области можно описать, как неудовлетворительное. Ведь по сей день в нашем регионе большое количество аварийного и ветхого жилья, практически полностью изношенны и требуют модернизации или замены 17% канализационных, 29% водопроводных, 37% тепловых сетей. Также имеет место и дисбаланс между городским и сельским хозяйствам в уровне благоустройства жилищного фонда, обеспеченностью водопровода, канализации и центрального отопления.   Этот дисбаланс проявляется из-за того, что несут большие затраты (например, проведение трубопровода, водопровода, газа для многой сельской местности невозможна, так как их расположение находится на дальнем расстоянии и все затраты на проведение, обслуживание и реконструкции не окупятся от нескольких домов.) [5]

Из данных табл. 1, мы можем увидеть большую разницу между городским и сельским хозяйством, так водопровод в 2015 году у жилищного фонда городской местности  составлял -  87,4%, а сельской местности- 51,4%. Разница составляет в 36%. [12]

Таблица 1. Благоустройство жилищного фонда (на конец года; в процентах)

Годы

Удельный вес площади, оборудованной:

водопроводом

Водоотведением (канализацией)

централизованным отоплением

ваннами

газом

Горячим водоснабжением

Напольными электроплитами

1

2

3

4

5

6

7

8

Жилищный фонд городской местности

2007

83,7

82,8

70,8

76,7

91,0

76,5

2,4

2008

83,9

83,0

70,6

77,0

91,0

76,9

2,5

2009

84,9

84,0

70,3

78,8

91,0

78,4

2,6

2010

85,2

84,3

70,1

78,9

91,3

78,6

2,7

2011

85,8

84,9

70,1

79,5

91,4

79,3

3,1

2012

85,9

85,0

69,8

79,4

91,0

79,5

3,3

2013

86,3

85,1

69,4

79,7

90,8

79,9

3,6

2014

86,7

85,3

69,2

80,0

90,6

80,2

3,8

2015

87,4

85,7

68,4

80,9

91,1

80,9

4,2

Жилищный фонд сельской местности

2007

27,3

23,5

13,5

18,9

86,5

18,4

0,3

2008

27,7

24,0

12,9

19,1

86,9

18,6

0,3

2009

29,9

25,5

10,8

20,7

86,9

19,2

0,3

2010

30,6

25,1

10,4

20,5

87,9

19,0

0,3

2011

31,4

25,8

9,8

21,2

87,9

19,6

0,3

2012

32,0

26,3

9,8

21,5

87,6

19,9

0,3

2013

46,9

37,2

7,2

28,7

88,3

28,9

0,3

2014

50,6

39,9

6,3

30,3

87,9

31,2

0,3

2015

51,4

41,0

5,4

32,2

87,5

32,0

0,4

[12]

Безусловно, в Волгоградской области ведутся постоянные работы по повышению работоспособности и надежности ЖКХ. Поэтому решается такая проблема как социальная защита населения при оплате коммунальных услуг. Органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль, для того чтобы ежегодное увеличение объема размера платы для населения за тепло-, водоснабжение и водоотведение не было выше установленного порога -не более 15% . Также остается  главной проблемой и ограничением темпов строительство является  слабая развитость коммунальной инфраструктуры, то есть нехватка мощностей по электричеству, воде, канализации и так далее.[4]

Поэтому на изменение  тарифов все заявки от поставщиков услуг должны проходить проверку не только с привлечением экспертов, а также обсуждаться с участием представителями общественности на координационном совете, а затем уже выноситься на утверждение депутатов Волгоградской городской Думы.

Также важный источник средств  развития и модернизации коммунального комплекса являются внебюджетные инвестиции. Ведь состояние коммунального хозяйства в регионе характеризуется большим процентом изношенности, поэтому если не принять меры  по модернизации отрасли и  внедрения новых энергоэффективных технологий, то в таком случае кардинально исправить ситуацию будет не возможно. Поэтому  инвестиционная надбавка к тарифу является  небольшой составляющей необходимых финансовых вложений в модернизацию ЖКХ, которые помогут сделать шаги по выводу данного сектора из кризиса.

И для того, чтобы в стране был запущен механизм внебюджетных инвестиций в ЖКХ, специалисты рекомендуют  предпринять такие шаги, как: [8]

  • Привлечение частных инвесторов, то есть заключить соглашение о сотрудничестве в сфере реанимации и модернизации систем жизнеобеспечения. Особенно перспективными являются целевые займы, размещаемые для финансирования крупных инвестиционных проектов и рассчитанные на широкий круг частных инвесторов;
  • Проводить политику перевод отрасли  окупаемых тарифов, что  резко увеличит инвестиционную привлекательность ЖКХ и приток частных операторов инвесторов в этот сектор экономики резко увеличится;
  • Государственные власти должны сделать процесс тарифного регулирования в жилищно-коммунальной сфере более упорядоченным и прозрачным. Государственное регулирование сферы жилищно-коммунальных услуг характеризует приоритет ручного управления над рыночным, внутриотраслевым монополизмом.

Обеспечение благоприятных условий жизни населения в области ЖКХ способствует строительство новых, реконструкция и модернизация существующих объектов коммунальной инфраструктуры. Но все же главным препятствием на пути преобразований остается вопрос капитального ремонта. Также необходима помощь в благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов. И причиной данной является проблемы очень высокий рост автомобилизации, то есть каждый двор стал превращаться в автостоянку. Незавершенность строительных площадок при сдаче домов и отсутствие  зеленых насаждений. Поэтому в нашем регионе необходимо строить многоэтажные автопарковки и стараться озеленять двора, привлекая на помощь волонтеров.  Прежде всего, население не готово нести огромные материальные расходы на реконструкцию старых и ветхих домов, так как это ведет к большим денежным затратам. Именно поэтому необходима помощь в финансировании.[13]

Авторы согласны с мнением экспертов в данном вопросе, что  одной из основных проблем является  «кадровый голод» в сфере ЖКХ. Ведь в нашем регионе отсутствуют средние и высшие заведения по подготовке специалистов ЖКХ. Поэтому возникает высокий уровень текучести кадров и низкий уровень профессионализма работников. И отсюда возникает последствие,  такое как   падения престижа специалистов,  в глазах населения, то есть граждане доверяют все меньше и меньше данным работникам.

Успешная реализация последствий в области модернизации ЖКХ нашего региона даст возможность:

-  повысить качество жилищно-коммунального обслуживания;

-  увеличить эффективность работы предприятий ЖКХ и уменьшить расходы на обеспечение жилищно-коммунальных услуг;

-  повысить не только хозяйственную самостоятельность ЖКХ, но и их ответственность за качественное обслуживание потребителей.

Проблемы модернизации жилищно-коммунального хозяйства на этом никак не заканчиваются. На сегодняшний день проходит процесс анализа всех ошибок и недоработок, сделанных за все  года в жилищной сфере при этом, стараясь улучшить и усовершенствовать комфортность и качество жилого фонда.


Библиографический список
  1. Аракелян, А.О. Институциональные проблемы развития сферы жилищно-коммунальных услуг //Управление экономическими системами: электронный научный журнал.-2010.-(21) Режим доступа http://www.uecs.ru
  2. Арустамян Э.А., Борисова Н.И., Борисов А.В. Экология жилища и здоровье населения  // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 (60). С. 220-225
  3. Ашнина Ю.А., Борисов А.В., Борисова Н.И. Развитие инфраструктуры современного города: социальные и экономические аспекты // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 39. С. 177-183.
  4. Беляев М.К., Максимчук О.В., Борисова Н.И. Методические подходы к управлению себестоимостью жилищно-коммунальных услуг (на примере г. Волгограда). В сборнике: Современное состояние и перспективы развития экономики России Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2003. С. 251-253.
  5. Борисова Н.И., Борисов А.В., Ашнина Ю.А. Экономические проблемы развития жилищного строительства на территории Волгоградской области // Жилищные стратегии. 2016. Т. 3. № 1. С. 31-44
  6. Борисова Н.И., Борисов А.В. К вопросу об энергоресурсосбережении и энергоаудите ЖКХ регионов России в новых экономических условиях // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 3 (03). С. 11-17
  7. Ежова Н.И. Методические основы управления себестоимостью жилищно-коммунальных услуг на муниципальном уровне (на примере г. Волгограда) Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Волгоград, 2003
  8. Закон Волгоградской области. “О стратегии социально- экономического развития Волгоградской области до 2025 года”// Волгоградская правда, N 225-226, 03.12.2008-30 ст.
  9. Зинатуллин, А.З. Состояние и перспективы развития сферы ЖКХ // Вестник УГУЭС. – 2014. – №1. – С. 10-11.
  10. Ивакина А. М. Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 537-539.
  11. Сиваев С. Б. Как эффективно управлять жилищным фондом. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2002г.-231ст.
  12. Шипкова Е.В., Борисова Н.И., Борисов А.В. Реализация потенциала энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве России и Волгоградской области // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68-2). С. 439-444
  13. Харасов, С.Ф. Проблемы и пути развития жилищно-коммунального хозяйства региона / С.Ф. Харасов, Н.Д. Бублик, И.И. Булатов, Л.К. Шарипова, Д.В. Чувилин // Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2012. – №4. – С. 44-50.


Все статьи автора «Злобина Кристина Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: