ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ BPMN ДЛЯ СЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Жирных Евгений Олегович
Дальневосточный федеральный университет
студент

Аннотация
В статье проанализированы c помощью нотации BPMN бизнес-процессы сервисного предприятия по доставке пиццы и других готовых блюд. Созданы модели потоков работ (work-float), позволяющие организовать поддержку принятия управленческих решений при планировании создания малого бизнеса.

Ключевые слова: бизнес-процессы, бизнес-процессы компании, малый бизнес, нотация BPMN, предприятие по доставке пиццы и других готовых блюд., сервисное предприятие


APPLICATION OF THE METHOD OF CONSTRUCTING MODELS OF BUSINESS PROCESSES USING BPMN FOR SERVICE BUSINESSES

Zhirnykh Evgeniy Olegovich
Far Eastern Federal University
student

Abstract
The article analyzes the c using BPMN notation business processes of service companies for the delivery of pizzas and other ready meals. The models work flow (work-float), allowing to organize support management decision-making in the planning of the creation of small businesses.

Keywords: BPMN notation, business processes, service enterprise, small business., the enterprise for the delivery of pizzas and other ready meals


Библиографическая ссылка на статью:
Жирных Е.О. Применение методики построения моделей бизнес-процессов с использованием BPMN для сервисных предприятий // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/06/12033 (дата обращения: 12.03.2024).

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день успешное и оптимальное управление на предприятии требует активного использования комплексного анализа и моделирования основных бизнес-процессов компании. В первую очередь это связано с тем, чтобы иметь возможность планировать деятельность предприятия с учетом максимального количества влияющих факторов. Применение современных методов информационных технологий необходимо для планирования эффективного бизнеса компании с целью сокращения издержек предприятия, а также повышения скорости выполнения существующих бизнес-процессов. Функционирование предприятий связано с выполнением распределенных технологических процессов, требующих принятия решения. Эффективным решением выполнения этих процессов является использование наглядных методологий.

Существует множество методов и технологий для моделирования деятельности компаний. Это, прежде всего методология SADT1 и ее методы IDEF, а также BPMN2-нотация. BPMN – это открытый стандарт, который позволяет разрабатывать бизнес-процессы, как в глобальном смысле, так и детализировать процессы с целью проведения глубокого анализа. BPMN использует набор интуитивно понятных элементов, объединение которых отражает наглядное представление о происходящих процессах на предприятии. Применение рассмотрено на примере проектирования бизнес-процессов для сервисных предприятий по доставке пиццы и других готовых блюд.

ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАНИЯ КОМПАНИИ

Формирование готового бизнеса разработано специально для начинающей бизнес-аудитории. Для того, чтобы проект имел потенциальный успех необходимо тщательно продумать бизнес-логику компании, т.к. для начинающий предприятий важно, как можно скорее закрепиться на рынке путем минимальных вложений и сокращении издержек, а также сокращению производственных ошибок, которые могут привести к дополнительным затратам. Особенности организации таких предприятий:

  • Отрасль деятельность компании является Общественное питание.
  • Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством (занятых) работников. По этому признаку предприятия является мелким–до 50 занятых.
  • по форме собственности предприятие является частным.
  • юридические форма предприятия может быть следующая: единоличное владение (индивидуальный предприниматель), товарищество, акционерное общество.
  • для выполнения некоторых работ привлекаются сотрудники на договорной основе – фрилансеры;
  • для функционирования предприятия необходима автоматизированная информационная система (АИС).
  • предприятие имеет производственную структуру.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ДОСТАВКЕ ПИЦЦЫ И ДРУГИХ ГОТОВЫХ БЛЮД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОТАЦИИ BPMN

Предприятие может иметь потенциальный успех на рынке общественного питания только при эффективной организации бизнес-процессов. Таким образов, необходимо разработать модель бизнес-процессов компании, а именно: формирование заявки клиента, приготовление блюд, формирование маршрутных чек-листов компании3, доставка блюд до клиента. Методика построения моделей бизнес-процессов для использования при принятии решений с использованием BPMN включает в себя построение дерева решений, ролевых моделей, функциональных и информационных моделей. На основе созданных моделей по установленным взаимосвязям выстраивается сценарий принятия решений, при этом структурируются все данные, поступающие из различных источников. BPMN позволяет сымитировать ситуацию и оценить до момента принятия решения последствия, результаты и изменения, которые повлекут за собой принятое решение. Таким образом представим модель готового бизнеса по доставке пиццы и других готовых блюд с помощью стандарта BPMN 2.0, воспользовавшись программным средством MS Visio4. Схема реализации продажи и доставки пиццы и других готовых блюд, компанией отражена на рисунке 1

Рисунок 1 – Реализация доставки пиццы и других блюд

Суть диаграммы в следующем: при обращении пользователя в компанию ему предоставляется каталог блюд, после выбора блюд клиент делает заказ, далее, оператор запрашивает его контактную информацию (ФИО, адрес и прочую информацию) и клиент ожидает доставку. При желании он может внести изменения в заказ, т.к. предусмотрено событие-компенсация. Далее, оператор вносит полученную информацию в Базу Данных, передает заказ персоналу «Кухни» и формирует маршрутные чек-листы3 доставки. Использование клиентской Базы данных позволит без труда отобразить информацию о клиенте, если тот делает заказ не в первый раз, что позволит сократить время обработки заявки. Формирование маршрутных чек-листовсвернуто в подпроцесс, который представлен на рисунке 2.


Рисунок 2 – Формирование маршрутных листов

Оптимальное формирование маршрутных чек-листов3 заключается в том, чтобы сформировать адреса доставки, сгруппировав их в районы доставки и сгруппировать заказы по этим районам доставки, отдав заказы службе доставки. Процесс доставки заказов свернут в подпроцесс и представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 – Получение и оплата заказа

Когда курьер прибыл до клиента, то клиент подтверждает свой заказ, расписываясь в чек-листе. Важно, чтобы клиент проверил правильность заказа и подтвердил это личной подписью. Далее клиент оплачивает заказ, курьер в свою очередь передает ему заказанные блюда и отдает копию чек-листа. Оригинал чек-листа, подписанный клиентом, возвращается в компанию по доставке пиццы и других готовых блюд, тем самым производится контроль Службы доставки. Заказ доставлен и выполнен.

ВЫВОДЫ

C помощью нотации BPMN созданы модели потоков работ (work-float), позволяющие организовать поддержку принятия управленческих решений при планировании создания малого бизнеса. Моделирование деятельности позволяет оценить бизнес-процессы компании, наилучшим образом построить организационную структуру предприятия и разработать требования к информационным системам, а также построить прогноз возможных ошибок компании. Моделирование позволяет оценить затраты на выполнения выделенных бизнес-процессов, а также рассчитать стоимость конечного продукта.

________________________________

  1. SADT (Structured Analysis and Design Technique) – Методология предназначена для моделирования данных и объектов, а также функционального моделирования.
  2. BPMN (Business Process Model and Notation) – система условных обозначений (нотация) для моделирования бизнес-процессов.
  3. Маршрутный чек-лист – документ, отражающий информацию о клиенте, а также адрес и район доставки, также документ содержит перечень заказанных блюд, составляется в 2х экземплярах и подписывается клиентом в качестве подтверждения доставки заказанных им блюд.
  4. MS VISIO – векторный графический редактор, редактор диаграмм и блок-схем для Windows.

 


Библиографический список
  1. Аалдерс Р. ИТ аутсорсинг. Практическое руководство. М., 2004.
  2. Белов В. С. Информационно-аналитические системы. Основы проектирования и применения: учеб. пособие. М.: Московск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2005. 111 с.
  3. Воропаев В. И. Управление проектами в со- временном обществе // Управление проектами. 2005. № 1(1).
  4. Методика сетевого планирования комплекса организационных мероприятий по управлению ин- вестиционным проектом / Г. Г. Куликов [и др.] // Вестник УГАТУ. 2004. Т.
  5. № 2 (10). С. 155–160. 5. Липунцов Ю. П. Управление процессами. Методы управления предприятиями с использова- нием ИТ. М.: ДМК Пресс, Комп. АйТи, 2003. 224 с.
  6. Применение SADT-методологии для прове- дения функционально-стоимостного анализа в про- изводственных системах / А. Н. Набатов [и др.] // Управление в сложных системах: Межвуз. науч. сб., 2001. С. 189–194.
  7. Речкалов А. В., Куликов Г. Г., Пуч- нин Н. Б. Методология построения организацион- но-функциональной модели предприятия // Вестник УГАТУ. 2004. Т. 5, № 2 (10). С. 161–173.


Все статьи автора «Жирных Евгений Олегович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: