ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПУТИ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ

Бурцева Татьяна Александровна1, Даллари Юлия Виленовна2
1Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента, доцент кафедры экономики, экономико-математических методов и информатики Обнинского института атомной энергетики НИЯУ МИФИ
2Обнинский институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ, cтудентка 3 курса, кафедра экономики, экономико-математических методов и информатики

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме низкого уровня производительности труда в экономике России. В ходе работы рассмотрены факторы, влияющие на производительность труда, и пути ее повышения.

Ключевые слова: повышение производительности труда, показатель производительности труда, производительность труда, производство, экономика России


THE LABOUR PRODUCTIVITY AND THE WAYS OF IT'S INCREASING

Burtseva Tatiana Alexandrovna1, Dallari Yuliya Vilenovna2
1Kaluga State University after K. E. Tsiolkovsky, Doctor of Economic Sciences, Professor of Economic and management Department, associate Professor of Economics, economic-mathematical methods and computer science Department, Obninsk Institute for Nuclear Power Engineering NRNU MEPhI
2Obninsk Institute for Nuclear Power Engineering NRNU MEPhI, Student of economic-mathematical methods and computer science Department

Abstract
This article is dedicated to the problem of low labour productivity in the Russian economy. During the work process, there have been considered the factors which influence to the labour productivity and also the ways to increase the labour productivity.

Библиографическая ссылка на статью:
Бурцева Т.А., Даллари Ю.В. Производительность труда и пути её повышения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/06/11923 (дата обращения: 19.03.2024).

Целью данной работы является анализ факторов роста производительности труда в Российской Федерации. Это связано с тем, что производительность труда – это важнейший экономический показатель развития экономики, а в России проблема повышения  производительности труда является крайне актуальной. Практически во всех видах экономической деятельности от банковского сектора и нефтедобычи до автомобильной промышленности данный показатель в 2-3 раза ниже, чем в экономически развитых странах. Стоит отметить, что по отношению к США показатель производительности труда в РФ составляет 26,8%.

Президент России Владимир Владимирович Путин во всех выступлениях, касающихся экономики страны, отмечает факт необходимости увеличения производительности труда в экономике, так как увеличение этого показателя приведёт экономику к интенсивному экономическому росту. Согласно распоряжению Правительства РФ от 17 ноября 2008г № 1662-р о Концепции долгосрочного социально — экономического развития РФ на период до 2020 года, рост производительности труда должен составить 171-178%, что позволит России выйти на 5 место в мире по росту ВВП и повысить конкурентоспособность отечественной продукции за счёт снижения затрат на её производство. [1]

За прошедшее время с момента принятия концепции произошли изменения, показавшие, что увольнение неэффективных работников не способствовало снижению временной занятости населения. Это негативно сказалось на изменении уровня производительности труда. По официальным данным, за период с 2003 по 2007 гг. производительность труда росла в среднем на 6,8% в год, но в 2008 г. по сравнению с 2007 г. рост снизился с 7,5% до 4,8%. В 2009 г. показатель производительности труда  также снизился до 4,1% (см. таблица 1). В 2013г. рост производительности труда составил 1,8% , что на 1,3% меньше, чем в 2012 г. Как видим достичь темпов роста производительности труда, заложенных в «майских указах» президента России Владимира Путина, в которых значилось, что уже к 2018 г. производительность труда должна вырасти в полтора раза по сравнению с уровнем 2011 года (3,8%), будет крайне сложно без принятия мер государственного стимулирования.

В 2014 г. принят план мероприятий по обеспечению повышения производительности труда «Распоряжение Правительства РФ от 9 июля 2014 г. N 1250-р. О плане мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест», в котором уже поставлена задача по повышению производительности труда не менее чем на 5% ежегодно.

Таблица 1. Индекс показателей производительности труда в РФ (2009-2014гг.)

Год:

Показатель производительности труда:

2009

95,9%

2010

103,2%

2011

103,8%

2012

103,2%

2013

101,8%

2014

100,9%

Источник: Федеральная служба государственной статистики /  [Электронный ресурс], режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 02.06.16)

7 мая 2015 года на заседании Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития задача повышения производительности труда снова выделена Президентом России в качестве приоритетной. [2] 3 августа Международный валютный фонд (МВФ) подтвердил прогноз, согласно которому экономика России в 2015 г. сократится на 3,4% из-за уменьшения внутреннего спроса, находящегося под влиянием падения заработной платы и повышения стоимости капитала. Аналитики МВФ считают, что производительность труда в 2016 г. возрастёт только на 0,2%.

По мнению экспертов Всемирного банка, производительность труда в 1998-2008 гг. росла из-за увеличения количества рабочих часов, а в 2010 г. снизилась вследствие изменения предложения рабочей силы. Обеспечить высокий рост в экономике России за счёт прироста населения и притока иммигрантов уже не получается, низкая рождаемость и продолжительность жизни в свою очередь  негативно  влияют на рост количества рабочих часов. Предприятия  не имеют  возможность повышать заработную плату, из-за кризисных явлений, которые приводят к увеличению себестоимости продукции и уменьшению вложений в развитие производства.[3]

Одной из характеристик стран с низким уровнем производительности труда является неэффективное производство и использование устаревших технологий. Выходом из положения является инвестирование в высокие технологии производства. Сдерживающим фактором финансирования  выступает сложность привлечения денежных средств, поэтому необходимо мотивировать  российские банки вкладывать инвестиции в реальный сектор экономики, так как без поддержки банковского сектора, техническое оснащение российских производств  не достигнет должного уровня производительности.

В России отсутствует единый центр или организация, занимающаяся вопросом производительности труда на государственном уровне, но работа в данном направлении ведется. Большинство российских компаний имеет потенциал для роста производительности в области эффективной организации процессов, модернизации и технического перевооружения и постепенно положение дел начинает выправляться. Но этой работе не хватает слаженности – назрела необходимость принятия системных мер.

В решении задачи повышения производительности труда заключается создание новой, конкурентноспобоной российской экономики с возможностью привлечения иностранного капитала, отсюда следует, что повышение производительности труда является одним из ключевых направлений макроэкономической политики государства и улучшения социально-экономического положения граждан.

Проанализировав опыт работы органов государственного управления на региональном уровне, можно отметить, что максимальное суммарное увеличение производительности труда наблюдается в Калужской области (+53,7%), это связано с тем, что в области диверсифицирована структура производства, рост производительности обусловлен модернизацией и созданием новых производств.

Комплексные программы, направленные на повышение производительности труда приняты также в ряде других регионов России. Первым среди них стала Республика Татарстан, где разработана комплексная программа «Повышение производительности труда на предприятиях Республики Татарстан на 2015-2020 годы». В ней указана задача к концу 2020 г. увеличить производительность труда и долю высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях Татарстана в 1,3 раза относительно показателей 2014 г. Госпрограмма «Стратегическое планирование и повышение производительности труда в Хабаровском крае» утверждена в декабре 2014 года. Цель программы – повышение  эффективности управления социально-экономическим развитием края. В рамках  программы поводятся мероприятия по совершенствованию системы стратегического планирования, формированию условий для повышения производительности труда, созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест. Программа реализуется в течение 2015-2020 гг. в два этапа – с 2015 по 2017 гг. и с 2018 по 2020 гг. Финансирование в объеме 72 млн. рублей осуществляется за счет средств краевого бюджета. Комплексная программа «Повышение производительности труда, создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в 2014-2020 гг.» Ямало-Ненецкого автономного округа утверждена в декабре 2014 г. Главные задачи:  формирование и реализация мер, направленных на повышение производительности труда, создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест. Источниками финансирования программных мероприятий являются окружной бюджет и средства предприятий. Реализация мероприятий позволит создать и модернизировать не менее 55 тысяч высокопроизводительных рабочих мест за период 2014-2020 гг. и обеспечить темп роста производительности труда к 2018 году не менее чем в 2 раза относительно 2011 года.

Государству следует взять на себя задачи стимулирования производительности труда, помощи регионам во внедрении лучших практик и инновационных разработок, модернизации основных фондов предприятий и организации эффективной системы профессионального обучения. Неудачи государственных программ по повышению производительности труда, могут быть обусловлены тем фактором, что высшие учебные заведения более 30 лет не готовят специалистов по нормированию труда. Наличие специалистов в этой области позволит создать специальные институты, правила прямого стимулирования предприятий к росту производительности труда, что обеспечит координирование решения данной проблемы в национальном масштабе за рост производительности труда в стране.

Также нужна активная позиция представителей бизнеса. Эта необходимость и стала главной причиной запуска Делового портала «Управление производством» и общественной инициативы «Производительность 2.0», главной задачей которых является принятие комплексной Государственной программы развития производительности России, активное продвижение в СМИ идеи ее необходимости, организация ее обсуждения, донесение до руководства страны мнений и предложений бизнес-сообщества. В ее рамках планируется создание Координационного совета по производительности – объединения руководителей предприятий, органов власти, отраслевых союзов и общественных объединений для содействия созданию Программы, и Российского центра производительности – объединения производственных предприятий, образовательных, консалтинговых, инжиниринговых и других организаций, действующих в формате клуба. Миссия Центра заключается в помощи, как компаниям-участникам, так и промышленности России в целом повысить операционную эффективность и производительность труда, снизить себестоимость продукции, повысить конкурентоспособность.[5] Объединение усилий поможет укрепить связь между руководством страны и производителями, стимулировать принятие комплексной Государственной программы развития производительности России, активизировать обмен опытом и внедрение лучших практик. Все это позволит достичь поставленных Президентом России целей.

Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Калужской области (№ 15-12-40004а(р) “Выявление факторов и резервов роста производительности труда в регионах России”)».


Библиографический список
  1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями)/ [электронный ресурс] http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения 2.06.16)
  2. Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития/[электронный ресурс] http://nstarspb.ru/news/sri_petersburg/zasedanie_komissii_po_monitoringu_dostizheniya_tselevykh_pokazateley_sotsialno_ekonomicheskogo_razvi/ (дата обращения 2.06.16)
  3. http://www.gazeta.ru/business/2015/08/10/7679837.shtml (дата обращения 2.06.16)
  4. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ/[электронный ресурс] http://www.uppro.ru/library/production_management/productivity/gosprogrammy.html  (дата обращения: 02.06.16)
  5. Федеральная служба государственной статистики /  [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.gks.ru  (дата обращения: 02.06.2016)
  6. http://www.liberal.ru/articles/6521 (дата обращения: 02.06.2016)
  7. http://www.scienceforum.ru/2016/1930/23527 (дата обращения: 02.06.2016)
  8. http://xn—-dtba9bibii.xn--p1ai/productivity (дата обращения: 02.06.2016)


Все статьи автора «Даллари Юлия Виленовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: