В наше время нет однозначной теории появления и развития PR на промышленных предприятиях. В плане теории имеется одна интересная концепция появления связей с общественностью, как специального вида деятельности относящийся к промышленности, предложена Л.Н. Федотовой в своем труде «Паблик рилейшнз и общественное мнение». В книге указаны несколько независимых предпосылок становления и развития PR на предприятиях в сфере промышленности. Все они были образованы фундаментальными изменениями в обществе и его экономическом развитии, и связаны «с переходом от единичного производства ремесленниками к мануфактуризации, которая на первоначальных стадиях представляла собой объединение работников, занимающихся индивидуальной задачей, на производстве одной части выпускаемого продукта». И правда, мануфактурное производство, придя после ремесленного, послужило мотивом возникновения ряда серьезных коммуникационных проблем, еще сильнее ухудшающихся с развитием и ростом промышленных предприятий. Проведя анализ факторов в работе, можно обозначить четыре главных аспекта появления проблем:
- использование промышленным предприятием значительных объемов ресурсов природы (земли, воды, леса, воздуха и прочее), составляющих общественное благо, привело к необходимости специальной деятельности как по разъяснению самого факта использования, так и по снижению потенциальных общественных напряжений;
- формирование статуса собственника и руководителя предприятия в обществе нуждалось в особенной работе над созданием позитивного имиджа новой общественно-социальной фигуры;
- возрастание количества занятых в производстве работников и специализация их на отдельных атомарных операциях вместе с ростом производительности труда привели к потребности создания внутри предприятия вертикальных и горизонтальных коммуникационных связей, а также нуждались в особой работе по формированию корпоративного единства;
- следствием роста производительности труда стал сильный скачек численности товаров, массовое производство повлекло конкуренцию. Л.Н. Федотова пишет, «товаров становилось так много, что случилось переключение задач производителя с «как произвести» на «как продать».[1, С.8] Здесь скрывается причина выделение в цикле производства таких новых сфер деятельности, как реклама, маркетинг и PR-сопровождение этой работы. В частности, с возрастанием количества производителей товаров единого коридора цен появилась потребность в создании и раскрутке брэндов, как главного инструмента «неценовой» конкуренции. [1, 6, 8]
Следовательно, имеем право говорить, что в сфере промышленности появились абсолютно объективные предпосылки к появлению, развитию и признанию в обществе того специального вида деятельности, который в наши дни имеет название «связи с общественностью». [2, C.114.]
Нужно отметить, что схожий взгляд имеет и М.А. Шишкина. Например, проводя анализ предыстории PR в США, она указывает на проникновение связей с обществом в разные сферы деятельности, выделяя всё же главную роль PR в политике в американской истории. Говоря о девятнадцатом веке, М.А. Шишкина отмечает: «Положительные результаты политического и правительственного PR, соответствующих техник в шоу-бизнесе вызвали особый интерес к связям с общественностью в сфере промышленности. Данный факт был связан с появляющейся неценовой конкуренцией и необходимостью изменения общественных настроений в пользу «своей» фирмы». [3, C.76]
Исходя из перечисленных выше предпосылок, выделим четыре направления и соответствующие им виды PR-деятельности на промышленном предприятии ( табл. 1).
Таблица 1. Направления и соответствующие им виды PR-деятельности на промышленном предприятии.
№ |
Направление PR-деятельности |
Виды PR-деятельности |
1. |
Идеализация отношений с обществом в целом и с некоторыми её целевыми группами, в частности с такими имеющим вес, как представители граждан – СМИ, общественные организации, органы власти и управления и прочие. |
Работа со средствами массовой информации (media relations), демонстрация социальной ответственности, лоббирование, взаимодействие с государственными и общественными организациями (public affairs). К этому направлению может быть отнесена работа по управлению имиджем компании (corporate affairs), работа по предупреждению, преодолению и снижению ущерба от кризиса (spin-деятельность, issues management, crisis management), так как финальная цель всех этих действий является улучшение мнения о предприятии в обществе. |
2. |
Создание позитивного образа владельца и команды по управлению предприятием. |
Работа над имиджем персоны, имеющей название image making. |
3. |
Внутрикорпоративный PR включающий различные многоплановые задачи.
|
Формирование корпоративного единства, духа команды, создание доброжелательных отношений с сотрудниками, принятие участия в стимулировании труда, создание и поддержка инструментов внутреннего взаимодействия, в том числе каналов прямой и обратной связи с персоналом. |
4. |
PR-сопровождение продуктивного сбыта товаром и увеличение конкурентоспособности компании и его продукции в условиях рынка.
|
Участие в маркетинговых и рекламных программах, брэндинг, идеализация взаимоотношений с клиентами (consumer relations). К причинам роста конкурентоспособности бизнеса компании считаем уместным отнести также налаживание стабильных отношений с партнерами, с поставщиками, с инвесторами (investor relations), поддерживаемых методами PR. |
Таблица 1 показывает, что довольно широкий спектр видов PR-деятельности, имеющийся на промышленном предприятии, имеет исторические корни и вызван объективными процессами экономического развития в обществе. Отсюда следует, что, в условиях рыночной экономики, перед любым промышленным предприятием рано или поздно встанет необходимостью выделить в структуре своего управления деятельность по связям с общественностью, отделив её от смежных видов деятельности, таких, как маркетинг, управление персоналом, реклама и прочих. Данный факт выражается в образовании самостоятельного подразделения в структуре предприятия.
Совершенно другое дело, что понимание необходимости организации постоянно действующей PR-деятельности не сразу появляется у руководителей и владельцев предприятий. Об этом говорит как анализ истории, так и современная практика.
Про первые шаги PR на промышленных предприятиях США М.А.Шишкина пишет: «…в промышленности имелось и противоположное отношение к общественным связям. Несмотря на повсеместное использование рекламы для продвижения продукции, владельцы бизнеса из принципа не были заинтересованы в PR-функциях. Кроме того, было широко распространено мнение о том, что, чем меньше общество знает о делах компании, тем эффективней и даже социально полезнее её деятельность. В период ущемления прав работников и высокой разницы доходов данная точка зрения имела права на жизнь. Как справедливо заметила И.П. Яковлева, жесткие, централизованные, закрытые элитарные системы (организации) не симметричны, расположены к учету исключительно интересов собственников предприятий и защищают их силой. В символической форме отражение взлядов «баронов-грабителей» нашло выражение в высказываниях П. Моргана («Я ничего не должен общественности») и У. Вандербилда («Черт с ней, с этой общественностью»). Дальнейшая история PR показывает, насколько данная позиция оказалась не жизнеспособной. [4, C76]
Похожая проблема описана М.А. Шишкиной относительно российской практики. «К главной проблеме экономической неразвитости PR следует отнести и мировоззренческую незрелость в отношении новых форм коммуникации. Бизнес в России в массе своей еще не понимает важности PR для усиленного маневрирования на рынке. Из результатов опроса, проведенного среди бизнесменов Москвы, примерно 80% не дали ответ на вопрос: «Что такое PR?». Тут же приводится сильная негативная оценка PR-сферы со стороны Аркадия Вольского – президента Российского союза промышленников и предпринимателей. Хотя, даже быстрый обзор состояния PR в России на сегодняшний день показывает, что тенденции выделения PR-деятельности на промышленных предприятиях с переходом к рыночной экономике характерны для страны так же, как и для всего сообщества в мире.
Сильнейшим катализатором процесса образования собственной PR-службы в компании является кризис в отношениях с обществом, который когда-нибудь развивается для элементов рынка, которые недооценивают обратную связь с общественностью.
Появление PR служб в фирмах часто носило случайный характер. Начинаться могло все, например, с того, что один из персонала компании отвечал на письма, полученные от клиентов или партнеров организации; кто-то принимал посетителей и проводил с ними экскурсии по фирме; кто-нибудь изготовлял фирменную рекламу или годовой отчет. В других кампаниях PR начинался с агитации к покупке продукции или услуг или как способ сбора средств или привлечения новых сотрудников.
В данных случаях PR вызревал внутри организации как необходимость, однако часто осваивание PR-деятельности проходило в условиях «приближенных к боевым», под прицелом внимания СМИ и общества.[5,7]
В первую очередь это связано с кризисом или чрезвычайными ситуациями, например, отзыв продукции, аварии, сокращение работников и прочее. Если в фирме не было специалистов, отвечающих за работу с общественностью и СМИ, то в кризисных условиях эта функция, как правило, появлялась. В связи с этим требовалось либо привлечение специалиста со стороны, либо поиск человека из числа сотрудников в компании, способного взять на себя такую деятельность. После преодоления кризисной ситуации, руководство фирмы пересматривает отношение к PR деятельности и так в компании появляется новый отдел.
Так как предметом все более обширного спектра исследований становится профессиональное общение, продуктивность которого во многом определяет эффективность деятельности совместно, то становится актуальным исследование таких условий, факторов и закономерностей, которые ухудшают протекание процесса общения в компании.
Внутреннему PR-подразделению присущи, по меньшей мере, четыре преимущества, которые отмечают PR-специалисты из США:
- Работа внутри команды. Подразумевается, что работники подразделения являются служащими фирмы и работают в связке с начальством. Обычно, кабинет PR-отдела находится в непосредственной близости с офисом высшего руководства. Примером таких близких рабочих отношений может являться компания Eastman Kodak, руководитель PR службы которой уже много лет начинает свой рабочий день с разговора с исполнительным директором.
- Знание организации. Это обозначает полнейшее знание состояния дел в компании на текущее время, присущее лишь специалистам, для которых эта фирма является близкой. Персонал компании хорошо осведомлен о разных «подводных камнях», определяющих силу влияния тех или иных руководителей. Они знают, кому задать нужный вопрос при решении тех или иных задач. Им достаточно хорошо известно, кто может выступить в роли убедительного оратора, а кому лучше не доверять право выступления на публике.
- Экономичность. Как правило, экономия происходит из-за более эффективной работы. Финансовые траты на содержание отдела низки, а экономия времени и денег велика. Услуги внештатных PR-агентств по стоимости обычно значительно превышают стоимость содержания собственного PR-отдела.
- Доступность для сотрудников. В ситуации, когда в компании появляются какие-то проблемы, PR-специалисты всегда оказываются рядом у руководства фирмы. Помимо этого, это возможность незамедлительного обращения со стороны других подразделений фирмы.
Эти главные преимущества следует дополнить более повторяющимися, однако, не менее важными пунктами:
- Доступность и популярность во внешнем окружении. Персонал PR-службы является контактными лицами известными для окружения не из компании. Если таких работников в компании не имеется, большая вероятность того, что, к примеру, представители СМИ или других организаций обратятся за разъяснением к некомпетентному сотруднику, который может выставить компанию не в самом хорошем для неё виде.
- Возможность быстро отреагировать. Деятельность PR-специалистов часто носит внезапный и срочный характер. Обращение за помощью в агентство требует временных затрат, во-первых, выбор агентства и заключение договора, во-вторых, на ввод специалистов в курс дел фирмы. Внутренние же специалисты всегда в центре событий и могут быстро реагировать на различные внезапные ситуации.
- Доверие руководства.
- Конфиденциальность информации внутри фирмы. [1. C 145]
Говоря о необходимости наличия внутреннего PR-отдела, нельзя не упомянуть и о минусах, которые ему свойственны.
- Потеря объективности. Мнение PR-менеджера может быть предвзятым. Это может «всплывать» в его необъективных формулировках, которые являются крайне вредными для имиджа фирмы. СМИ очень цинично относятся к вещам такого рода и противятся откровенной рекламе и дифирамбам для себя под видом новостей фирмы. Помимо этого, оценочное суждение PR-менеджера может проявляться в отстаивании интересов определенных групп, отношение к которым сформировалось под действием влияния коллег и руководства.
- Доминирование и угодничество. Часто менеджер PR-отдела оказывается в зависимости у руководителей. Он вынужден соблюдать баланс между предоставлением ценнейших для компании профессиональных услуг и обеспечении «технической поддержки». Бездействие из-за страха совершить проступок, который может повлечь вред карьере, заставляет окружающих относиться к PR как к малозначительному, подрывая его истинное назначение.
- Размывание роли и цели штатного PR-менеджера. Это тоже есть результатом чрезмерной доступности. Специалисты службы PR порой оказываются в роли дублеров руководителей компании, которые берут на себя задачи, а затем не могут или не хотят их делать. И выходит, что PR-менеджер заменяет начальство на всевозможных встречах, конференциях, переговорах и пр.[6,9]
Чтобы сократить возможные пробелы в работе PR-отдела и получить максимальную пользу из плюсов наличия собственной службы в компании нужно создавать её исходя из особенностей фирмы.
Необходимость в системе внутреннего PR значима для средних и крупных организаций. Особенно для тех, которые состоят из разделенных подразделений, например, состоящих из нескольких офисов, производственных комплексов и так далее. Для того, чтобы показать, что все сотрудники компании – одна команда, которая трудится на достижение единой цели, нужно создание внутренней PR-службы.
Необходимо восполнить коммуникационные пропуски, сформировать единые стандарты поведения, отрегулировать систему информирования персонала, сформировать позитивный имидж организации и сделать это так, чтобы любой сотрудник считал себя частью фирмы и гордился этим.
Библиографический список
- Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение / Л.Н. Федотова – СПб.: Питер, 2011.- С.8.
- Катлип С.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика / С.М. Катлип, А.Х. Сентер, Г.М. Брум. – М.: Вильямс, 2012. – С.114.
- Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз (связи с общественностью): учеб. пособие для вузов./ Ф.И. Шарков. – М.: Деловая книга, 2008. – С. 76.
- Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшенз: от бизнеса до политики / Е.Н. Пашенцев. – М.: 2011. – С. 118.
- Гришанин Н.В., Проскуряков М.Р., Рыжова Н.И. ОСНОВЫ БРЕНДИНГА//Учебное пособие / Москва, 2013. С. 45
- Гришанин Гришанин Н.В., Конюшенко Е.В. Мода как фактор формирования социокультурной идентичности личности в условиях общества символического потребления//Современные проблемы науки и образования. -2014. -№ 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12625 (дата обращения: 04.04.2014).
- Фабричнова Т. Г. Конкурентная стратегия предпринимательской структуры//Правовое поле современной экономики № 2. СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет». – 2011. -с.34-38
- Хольнова Е. Г. Необходимость использования новых моделей бизнеса в практике Российских коммерческих организаций // Глобальный научный потенциал № 10 (43). – 2014. – с. 134-137
- Шлафман А. И. Инновационная деятельность предприятия и особенности конкуренции на кластерном уровне// Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2009. – № 1. – С. 92-96