ТРУДОУСТРОЙСТВО И АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ К РЫНКУ ТРУДА В ХМАО-ЮГРЕ

Госедло Анна Дмитриевна1, Кауфман Наталья Юрьевна2
1Сургутский государственный университет, студент 2 курса кафедры Управление персоналом
2Сургутский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры Управление персоналом

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников на рынке труда в настоящее время. Проанализированы требования работодателей к выпускникам ВУЗов при приеме их на работу. А также представлены направления деятельности центров содействия выпускникам ВУЗов ХМАО-Югры.

Ключевые слова: вузы, выпускники, рынок труда, специалисты, трудоустройство


EMPLOYMENT AND ADAPTATION OF GRADUATES TO THE LABOUR MARKET IN KHMAO-YUGRA

Hoseda Anna Dmitrievna1, Kaufman Natalia Yurievna2
1Surgut State University, 2nd year student of the Department of personnel Management
2Surgut State University, candidate of economic Sciences, senior lecturer of the Department of personnel Management

Abstract
In the article the problems of employment of graduates in the labour market at the present time. Analyze the requirements of employers for graduates in the hiring process. And also presented the activities of the centres for the promotion of graduates of KHMAO-Yugra.

Keywords: employment, graduates, labour market, professionals, universities


Библиографическая ссылка на статью:
Госедло А.Д., Кауфман Н.Ю. Трудоустройство и адаптация выпускников вузов к рынку труда в ХМАО-Югре // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/03/10952 (дата обращения: 15.03.2024).

Рынок труда, на который попадают все выпускники, предъявляет свои требования к качеству подготовки специалистов в вузах. В идеале количество выпускаемых вузами специалистов должно соответствовать существующей на рынке труда потребности в них. Однако рыночные отношения в экономике предполагают постоянное наличие некоторого избытка специалистов на рынке труда, что является условием его устойчивости и развития.

Наличие такого избытка специалистов (до 10% от общего количества) на рынке труда обеспечивает кратковременное или внезапно возникшее увеличение спроса на них. Понятно, что в число невостребованных специалистов попадают как наименее подготовленные (с точки зрения требований рынка труда) выпускники вузов, а также и студенты с хорошим уровнем подготовки [1].

С точки зрения рынка труда качественный специалист – это специалист востребованный, мобильный, соответствующий его профилю подготовки, чьи общие и профессиональные знания, умения и навыки соответствуют сегодняшним запросам работодателей.

Многие предприятия также заинтересованы в способности специалистов к самостоятельному получению дополнительных профессиональных знаний и к применению их на практике. Поэтому их требования относительно выпускников – фундаментальность, разносторонность и широкая профессиональная подготовка, способность к самообразованию и применению своих знаний непосредственно в ходе выполняемой работы. Кроме того, работодатели получают от ВУЗов не просто специалистов в той или иной сфере деятельности, но также и своих будущих коллег, членов своих трудовых коллективов. Поэтому естественно, что к выпускникам ВУЗов предъявляются еще и дополнительные требования обладания некоторым набором личностных качеств.

Московским государственным университетом были отмечены особенности требований, предъявляемые работодателями к выпускникам ВУЗов при приеме их на работу (таблица 1) [2].

Таблица 1. Требования работодателей к выпускникам ВУЗов при приеме их на работу

Качества выпускников

Из них представляют интерес
для работодателей (в % от опрошенных)

всегда

иногда

никогда

Способность к самообразованию

100,0

0

0

Гибкость и адаптивность

91,7

8,3

0

Самомотивация

83,3

16,7

0

Умение работать в команде

83,3

16,7

0

Коммуникабельность

83,3

16,7

0

Способность к установлению межличностных отношений

83,3

16,7

0

Интеллект

75,0

25,0

0

Знания

58,3

33,3

8,4

Способность к саморегуляции

58,3

33,3

8,4

Уверенность в себе

50,0

25,0

25,0

Мобильность

8,3

8,3

83,4

Стрессоустойчивость

8,3

0

91,7

Выпускники вузов также предъявляют к работодателям свои требования, а именно, к уровню заработной платы, наличию социального пакета, проявляется интерес к творческому характеру работы, потенциальному профессиональному или карьерному росту. Завышенная самооценка выпускниками своих достоинств делает поиск удовлетворяющей их работы достаточно продолжительным.

Содействие трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников профессиональных образовательных учреждений является важнейшей задачей служб содействия трудоустройству выпускников [3]. С такими службами взаимодействует множество ВУЗов, в том числе и ХМАО-Югры. Так в Сургутском государственном университете (СурГУ) таковым является «Центр карьеры», в Сургутском государственном педагогическом университете (СурГПУ) – «Отдел трудоустройства выпускников и внешних коммуникаций», в Тюменском государственном университете (ТюмГУ) – «Центр карьеры, практики и трудоустройства», в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ) – «Служба связей с предприятиями Учебно-методического управления», в Югорском государственном университете (ЮГУ) – «Центр содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников».

По данным «Центра карьеры» при университете СурГУ 50% выпускников обращаются к ним за помощью в поиске трудоустройства, из них 85% выпускников нашли работу, остальные же из-за слишком высоких требований к работодателю отказываются от предложенных вакансий.

Деятельность данных центров – целенаправленное содействие в трудоустройстве выпускников. В основном это – помощь в трудоустройстве выпускников и занятости студентов во время обучения, также   взаимодействие не только с предприятиями в городе, но и регионе. Также оказывают консультационные и информационные услуги по вопросам трудоустройства и занятости молодых специалистов, занимаются мониторингом рынка труда, планирования карьеры в соответствии с профессиональными интересами и способностями [4].

Таким образом, первый этап процесса адаптации к рынку труда у выпускников начинается после окончания средней школы, когда встает вопрос между неквалифицированным работником или поступлением в ВУЗ. Следующий этап, если выбрано высшее образование, происходит выбор направлений обучения в соответствии с собственными интересами и рынком труда. На третьем этапе – поиска работы по окончанию обучения, интерес вызывает информация вакантных рабочих мест, в чем большую помощь оказывают службы занятости, кадровые агентства и непосредственно работодатели.

Активная позиция ВУЗов, оказывающих влияние на формирование и развитие рынка труда, способствует повышению качества подготовки специалистов и их востребованности, а также помогает решению одной из важнейших социальных проблем студенчества – проблемы эффективного трудоустройства.

В настоящее время в Российском высшем образовании учебный процесс нуждается в постоянном совершенствовании, так как научно-технический прогресс модифицирует уровень производства, увеличивая и видоизменяя потребности человека. Поэтому подготовка специалистов в современной ситуации требует изменения стратегии и тактики обучения в вузах. Выпускники любого образовательного учреждения должны обладать компетентностью и мобильностью, которые зависят от познавательной активности самого студента [5].


Библиографический список
  1. Лебедев В.В., Белая А.В., Краева И.А. Роль и место вузовских центров содействия трудоустройству выпускников в системе управления качеством подготовки специалистов / Вестник ННГУ. – 2006. – № 1(7). – С. 246-252
  2. Салахутдинов Р. Р. Адаптация выпускников ВУЗов на рынке труда. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy-lib.com/adaptatsiya-vypusknikov-vuzov-na-rynke-truda Загл. с экрана (дата обращения: 18.11.2015)
  3. Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников учреждений профессионального образования/ Сборник материалов 1 научно-практической конференции с всероссийским участием – 2014.
  4. Опыт решения проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов региона ХМАО-Югра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sspi.ru/?dir=_nau&sub=incon_2&page=pdy_20 Загл. с экрана (дата обращения: 18.11.2015)
  5. Кауфман Н. Ю. Значение высшего образования на международном рынке труда / Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – № 2 (11) часть 1. – 2015.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.euroasia-science.ru (дата обращения: 11.12.2015)


Все статьи автора «Кауфман Наталья Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: