РАЗВИТИЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И ТВОРЧЕСТВА

Савина Наталья Евгеньевна1, Савин Антон Владимирович2
1Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова, научный сотрудник
2Московский Технологический Университет (МИРЭА), студент 1 курса магистратуры

Аннотация
В данной статье освещается развитие новых сегментов на рынке онлайн-образования. Рассматриваются основные участники и ключевые бизнес-модели. Затрагивается темы борьбы с теневой стороной экономики.

Ключевые слова: бизнес-модель, искусство, онлайн-образование, рынок, творчество


DEVELOPMENT OF ONLINE EDUCATION IN THE FIELD OF ART AND CREATIVITY

Savina Natalia Evgenevna1, Savin Anton Vladimirovich2
1Lomonosov Moscow State University, research scientist
2Moscow Technological University (MIREA), student of 1 course of a magistracy

Abstract
Development of new segments in the online education market is covered in this article. The main participants and key business models are considered. It is mentioned subjects of fight against shady side of economy.

Keywords: art, business model, creativity, market, online education


Библиографическая ссылка на статью:
Савина Н.Е., Савин А.В. Развитие онлайн-образования в области искусства и творчества // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/11/13046 (дата обращения: 12.03.2024).

Какие новые сегменты открываются на современном рынке онлайн-образования в России и какие решения уже представлены на нем.

Для оценки потенциала рынка онлайн-образования в России аналитики J’son & Partners Consulting оценили объем смежных рынков: сегмент репетиторов и рынок корпоративного образования. Согласно имеющимся данным, совокупный рынок репетиторов РФ оценивается в 26-30 млрд. руб., в то время как объем сегмента корпоративного образования превысил 70 млрд. руб. Совокупная оценка обоих сегментов ~100 млрд. руб. По мнению экспертов J’son & Partners Consulting к 2018 году доля онлайн-образования в этих сегментах может достигнуть 5-7%, что составит не менее 6-8 млрд. руб., из которых большая часть придется на корпоративный сегмент [1].

Таблица 1[1]. Карта российского онлайн-образования по сегментам


Данных, связанных с онлайн-образованием по творческим направлениям пока нет. Эта отрасль начала активно развиваться и выходить на рынок только с 2014 года. Возможно это направление не является достаточно крупным, и объем рынка будет варьироваться не в десятках миллиардах рублей, а в нескольких, но его значение стоит учитывать и рассматривать.

Население России составляет 146 319 437 человек. По статистике почти ежедневно в нашей стране Интернетом пользуются 73 159 718 человек, из которых 38 774 650 (53,7%) женщин. Преобладающая часть тех, кто ходит на уроки по рисованию, рукоделию, дизайну – женщины. На них мы и будем ориентироваться. Посчитав количество школ и курсов по интересующим нас направлениям в Москве и Московской области со средним количеством учеников в месяц, мы экстраполировали данные на всю Россию и высчитали примерный объем рынка, который равняется 180 миллионам рублей в месяц или 2 160 рублей миллионов в год. На основе этих примерных данных можно детальнее рассмотреть сегмент.

Перечислим основные направления, которые входят в этот сегмент:

  • Рисование (преобладающее число курсов).
  • Рукоделие.
  • Кройка и шитье.
  • Дизайн интерьеров и моделирование одежды.

Частные мастер-классы, школы и курсы по рисованию/рукоделию/кройке и шитью и т.д. стали выходить в формате онлайн – теперь каждый желающий может научиться не только программированию и бизнесу, но и заниматься тем, что его вдохновляет, создавая что-то своими руками.

Какие бизнес-модели работают на данном рынке и несколько основных участников:

Существует две основные модели:

1. Месячные онлайн-курсы: временный доступ, достаточно большое количество уроков по нескольким темам.

2. Короткие онлайн-курсы: постоянный доступ, несколько уроков, полностью раскрывающих определенную тему.

Основные участники рынка онлайн-образования по творческим направлениям:

1. Kalachevaschool.ru – школа по рисованию, которая не только преподает очно, а так же вышла в онлайн-формат. В основном школа придерживается бизнес-модели, направленной на месячные уроки.


Рисунок 1. Логотип школы по рисованию Kalachevaschool.ru

2. Handy Education – образовательная онлайн-площадка, на которой можно найти короткие онлайн-курсы. Преобладают видеокурсы по рисованию, но платформа ориентируется на все вышеописанные направления в отрасли.


Рисунок 2. Логотип образовательной онлайн-площадки Handy Education

3. FashionElement – платформа с онлайн-курсами, в основном по кройке, шитью и дизайну одежды. Можно найти видеокурсы месячного и менее длинного – короткого формата.


Рисунок 3. Логотип платформы с онлайн-курсами FashionElement

Мало кто может сказать, насколько быстро развиваются эти направления и какой процент пользователей все больше и больше увлекается онлайн-образованием, но тенденция перехода с очных курсов на онлайн обучение заметна. В связи с этим можно предположить, что мы скоро увидим новую строчку в таблице от аналитических компаний.

Российский рынок онлайн-образования, как и многие другие, отстает от Западного на 3-5 лет. Не станем долго дискутировать на тему почему так происходит, но мы все-таки рассмотрим экономическую целесообразность онлайн-образования и выскажем свою точку зрения по поводу того инструмента, который действительно может способствовать улучшению ситуации.

Бизнес в большинстве случаев связан с тем государством, в котором он осуществляет свою деятельность. Внутренняя экономическая политика Правительства РФ направлена на улучшение инвестиционного климата и поддержку инновационных предприятий, а так же борьбы с теневой экономикой.

Развитие онлайн-образования и борьба с теневой стороной экономики, связанной с репетиторством и частным обучением, поможет созданию действительно качественных онлайн-сервисов, чьи инструменты, быть может, не полностью заменят очное обучение, но заставят человека задуматься и сделать выбор над тем, куда он пойдет получать знания. В связи с этим можно отметить компанию «НЕТОЛОГИЯ-ГРУПП», которая является отличным примером подачи качественного контента по обучению: маркетингу, дизайну, программированию, управлению проектами и школьному образованию (подготовке к ГИА/ЕГЭ).


Библиографический список
  1. Михаил Иванов. CNEWS.RU. Интернет издание о высоких технологиях. 10.12.2014.


Все статьи автора «savina.opinio»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: