УДК 332.14

АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Лобов Андрей Владимирович
Кубанский государственный университет

Аннотация
В статье был проанализирован механизм управления экономикой Краснодарского края. Автором были определены структура механизма, совокупность необходимых мер по экономическому развитию региона.

Ключевые слова: кластер, краснодарский край, механизм управления, управление экономикой


THE ANALYSIS OF KRASNODAR REGION ECONOMIC MANAGEMENT MECHANISM

Lobov Andrey Vladimirovich
Kuban State University

Abstract
The Krasnodar region economic management mechanism has been analyzed in the article. The author has determined the mechanism structure, the measures to archieve region economic development.

Keywords: cluster, economic development, Krasnodar region, management mechanism


Библиографическая ссылка на статью:
Лобов А.В. Анализ механизма управления экономикой региона (на примере Краснодарского края) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/11/12952 (дата обращения: 29.09.2017).

Управление экономикой региона и ее развитие являются сложными процессами, включающими в себя необходимость учета целей и потребностей целого спектра экономических объектов и субъектов, определение совокупности инструментов реализации задач и целей управления. Для дальнейшего рассмотрения вопроса определим границы каждой из составляющих механизма управления экономикой региона.

К управляющей части механизма (то есть субъекту управления) относятся федеральные, региональные и муниципальные органы власти, отраслевые министерства, ведомства федерального и регионального уровней, а также крупные субъекты хозяйствования, способные оказать существенное влияние на экономику региона. Рассмотрим непосредственно региональный уровень власти Краснодарского края. К нему относится:

– глава администрации (губернатор) Краснодарского края. Начиная с 22 апреля 2015 года, данную должность занимает Кондратьев Вениамин Иванович. К его обязанностям, связанным с регулированием экономики региона, относятся осуществление общего руководства администрацией края, осуществление функции распорядителя кредитов при исполнении бюджета Краснодарского края, за исключением расходов, предусмотренных на содержание краевого Законодательного собрания, полномочия в сфере законотворчества и взаимодействия с краевым Законодательным собранием (к примеру, использование в необходимых случаях права отлагательного вето; внесение на утверждение ЗСК проектов краевого бюджета и отчета о его исполнении, предложение вопросов в повестку дня заседаний ЗСК) [4].

– заместители главы администрации (вице-губернаторы) Краснодарского края [4].

– администрация Краснодарского края. Следует отметить, что данный орган состоит из департаментов и управлений, осуществляющих определенные совокупности обязанностей. Большинство из них, в свою очередь, также имеют структуру. Перечислим основных из элементов администрации: департамент внутренней политики, контрольное управление, правовой департамент, управление делами, управление кадровой политики и противодействия коррупции, управление по мобилизационной работе, управление по работе с обращениями граждан, управление протокола, управление региональной безопасности. В целом же к главным обязанностям органа в плане управления экономкой региона относятся  обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения, составление проекта  бюджета края, организация его рассмотрения,  исполнение бюджета и составление отчета об исполнении, разработка проектов планов и программ социально-экономического развития, принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, осуществление закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством, организация осуществления  мер  по  противодействию  коррупции и другие [4].

– органы исполнительной власти Краснодарского края представлен многообразием министерств, управлений и департаментов (постоянное представительство администрации Краснодарского края при Правительстве РФ, министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, министерство здравоохранения, министерство культуры, министерство курортов, туризма и олимпийского наследия, министерство физической культуры и спорта, министерство финансов, министерство образования, науки и молодежной политики, министерство природных ресурсов, министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, министерство транспорта и дорожного хозяйства, министерство труда и социального развития, министерство экономики, государственная жилищная инспекция, государственное департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства, департамент информатизации и связи, департамент информационной политики, департамент по архитектуре и градостроительству, управление ветеринарии, департамент имущественных отношений, департамент по делам казачества и военным вопросам, департамент по надзору в строительной сфере, департамент промышленной политики, департамент строительства, департамент по регулированию контрактной системы, департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя, департамент финансово-бюджетного надзора, региональная энергетическая комиссия – департамент цен и тарифов, управление государственной охраны объектов культурного наследия, управление ЗАГС). Каждая из составляющих имеет свой собственный спектр решаемых задач и поставленных перед ней целей. К примеру, министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности ответственно за создание технологических рекомендаций по растениеводству, садоводству, животноводству и другим направлениям, поддержка научного обеспечения АПК, создание статистических и аналитических данных по АПК и размещение их в свободном доступе, поддержка социального развития села, охрана труда, противодействие терроризму и иные задачи [4], [5];

– государственные органы Краснодарского края. В соответствии с информацией на официальном портале исполнительных органов государственного власти Краснодарского края к ним в настоящее время относятся уполномоченный по правам человека, уполномоченный по правам ребёнка, уполномоченный по защите прав предпринимателей. В рамках работы наибольший интерес вызывает именно последний экономический субъект. К сфере его основной деятельности относится осуществление обратной связи с предпринимателями в плане борьбы с коррупцией, административного давления, бюрократической волокиты и иных проблем, помощь в решении данных происшествий [3], [4].

Объект управления можно охарактеризовать как совокупность различного рода элементов, систем, процессов, объектов, главное задачей которых является обеспечение создания материальных и нематериальных ценностей, достойных условий жизнедеятельности населения. Конкретными объектами управления могут служить как экономики регионов, так экономики отдельных городов и районов, крупные объекты отраслевого и территориального значения, инфраструктура, природные ресурсы и другие объекты.

Инструментальная часть представлена многообразием элементов (то есть инструментов и способов) реализации целей и задач управления. Они серьезно различаются в зависимости от полномочий экономического субъекта, однако в целом делятся на три категории: административные, экономические и социально-психологические. Кратко перечислим инструменты, входящие в каждую из групп.

Административные: административные распоряжения, постановления, адресуемые субъектам регионального воспроизводственного процесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию, правила, регулирующие деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм собственности (нормативное регулирование), рекомендации, а также контроль (например, финансово-бюджетный) и надзор (например, санитарно-эпидемиологический) [7].

Экономические: прямое государственное регулирование (к примеру, создание государственных инвестиционных компаний), поддержка малого и среднего предпринимательства (осуществляется через субсидии, налоговые льготы, регулирование деятельности фондов микрофинансирования и иные методы), государственные заказы, обеспечение правовой и информационной поддержки предпринимателей, косвенное регулирование через налоговые и иные регуляторы (в основном на государственном уровне) [7].

Социально-психологические: методы социального регулирования для упорядочивания общественных отношений посредством выявления общих целей, интересов групп населения, методы управления нормативным поведением, то есть упорядочение социальных отношений путем нормирования поведения (идеология, психологическое воздействие), методы повышения социальной активности, направленные на повышение инициативы и улучшения отношения граждан к их общественным обязанностям [6].

Необходимость выбора определенного набора инструментов или его дополнения зависит от общей оценки результативности управления в регионе. Согласно работам современных авторов (Латрыгина Е.Э.) ряд подобных показателей разделяется на связанные с ресурсной обеспеченностью (объем налоговых поступлений в бюджете субъекта РФ, численность экономически активного населения, численность малых предприятий, доля инвестиций в основной капитал в ВРП) и связанные с результативностью управления (валовой региональный продукт, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в добывающей промышленности, объем произведенной сельскохозяйственной продукции, среднедушевые денежные доходы, оборот розничной торговли, объем платных услуг населению). Вышеприведенные параметры поддаются оценке, в связи с чем каждому региону может быть дана соответствующая характеристика и, как следствие, совокупность необходимых мер по улучшению экономического положения.

Рисунок 1 – Выделение групп регионов в соответствии с уровнями результативности управления и ресурсной обеспеченности [8]

Группы A2, A3, B3 относятся к «успешным» регионам, A1, B2, C3 – к «перспективным», B1, C1, C2 – к «проблемным». В соответствии в данной классификацией выбирается и необходимый тип механизма управления экономикой регионов.

Таблица 1 – Типы механизма экономического регулирования региона [8]

Элемент

Тип

Поддерживающий

Стимулирующий

Активизационный

1

Цель

Поддержка благоприятной среды для последующего развития инвестиционных программ, проектов

Повышение эффективности деятельности по реализации имеющегося потенциала региона со стороны органов региональной власти

Формирование наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства с учетом экономической региональной специализации

2

Приоритеты

Повышение конкурентоспособности экономической сферы посредством комплексного регионального развития

Обеспечение конкурентоспособности региональной экономики посредством его сбалансированного развития

Создание необходимых условий для обеспечения конкурентоспособности экономики посредством развития наиболее перспективных ее сфер

3

Методы и инструменты

- передача субъектам Российской Федерации полномочий федеральных органов власти, создание необходимых механизмов ответственности;

- активация и развитие собственных источников дохода;

- аккумуляция свободных финансовых ресурсов;

- синхронизация долгосрочных федеральных целевых программ

- ужесточение контроля над реализацией целевых программ;

- софинансирование процесса создания муниципальных и региональных объектов;

- предоставление целевых безадресных субсидий из федерального бюджета Российского Федерации;

- организация дополнительного стимулирования повышения эффективности деятельности органов власти региона

- создание свободных экономических зон для регионального развития;

- предоставление преференций и льгот налогового и таможенного характера (в основном за счет средств федерального бюджета РФ);

- предоставление целевых адресных субсидий (также из федерального бюджета РФ);

- реализация наиболее приоритетных региональных инвестиционных проектов;

- субсидирование процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам для обеспечения доступа региона к финансовым ресурсам

4

Ресурсы

Инвестиции региона, привлеченные средства

Сочетание региональных, государственных и привлеченных финансовых средств

Преимущественно государственные средства

Экономическое развитие региона в значительной степени зависит от грамотной проработки системы управления данным процессом. Время не стоит на месте, и количество взаимосвязей между экономическими субъектами в регионе значительно возрастает. Теперь одна из главных задач органов власти заключается не только в их поддержке и стимулировании деятельности, но и нахождении синергетического эффекта от взаимодействия предприятий. Именно поэтому внимание стоит уделить кластеризации экономики региона и, в частности, Краснодарского края, ведь именно он способствует возможности повышения конкурентоспособности группы взаимосвязанных предприятий и организаций, отдельных отраслей, регионального хозяйства и экономики страны.Таким образом, в данном разделе была предоставлена информация о механизме управления экономикой Краснодарского края, ее структуре и существующей классификации.

Перед тем, как перейти к непосредственным преимуществам кластеризации и мерам, необходимым для ускорения процесса, необходимо обозначить определение кластера.

Кластер представляет собой сконцентрированная на определенной территории совокупность взаимосвязанных организаций (корпораций, университетов, компаний, банков и иных субектов): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; научно-исследовательских институтов; инфраструктуры; вузов и других образовательных организаций, не только взаимодополняющих деятельность друг друга, но и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных фирм, так и кластера в целом.

Создание в регионе конкурентоспособных инновационных кластеров, обеспечивает генерацию новых идей и их распространение среди всех участников, что, в свою очередь, способствует как переходу экономики региона от сырьевой к инновационной, так и ее укреплению, стимулированию экономического роста и ускорению решение социальных вопросов в регионе [9].

Сложно не отметить и значительные усилия по целенаправленному воздействию путем формирования механизмов гибкого государственного финансирования различного рода мероприятий по увеличению темпов кластеризации на федеральном уровне, оказанию бюджетной поддержки инвестиционных проектов и мер, направленных на повышение конкурентоспособности организаций. Так, по итогам заседания президиума Государственного совета РФ от 11.11.2011 г., посвященном роли регионов в формировании оптимальной структуры экономического пространства на основе кластерной модели в контексте перехода российской экономики на инновационный путь развития, Минэкономразвития России путем проведения конкурсного отбора подготовил проект перечня инновационных территориальных кластеров, утвержденный председателем правительства РФ Д.А. Медведевым в августе 2012 г. В предварительный перечень вошли 25 инновационных территориальных кластеров из разных регионов страны, характеризующихся специфичными моделями территориальной организации при различных пропорциях соотношения научно-технической и производственной деятельности в структуре их занятости, относительно которых Минэкономразвития России поручено сформировать меры государственной поддержки. В настоящее время количество кластеров превышает 70 [2].

Рисунок 2 – Перечень инновационных территориальных кластеров [1]

К сожалению, Краснодарский край в данном перечне отсутствует, что дополнительно обосновывает необходимость кластерного развития региона.

Для изменения ситуации стоит придерживаться следующих мер:

– создания благоприятных условий для добровольного взаимодействия компаний;

– помощи в создании действующей системы информационного обеспечения в регионах между предприятиями;

– подготовки специалистов для работы с кластерами с помощью изменения системы образования в высших учебных заведениях;

– объединения региональных предприятий инфраструктуры в сети со­трудничества.

Обеспечить осуществление данных мер в комплексе может создание специализированной Интернет-площадки по принципу социальной сети для всех предприятий на территории Российской Федерации с обязательной регистрацией. Помимо возможности непосредственного обращения с тем или иным вопросом или предложением каждый участник проекта может получить доступ к определенной информации о фирме, ее репутации. В дальнейшем развитие площадки позволит в онлайн-режиме обеспечивать организацию контрактов между фирмами, иные способы взаимодействия субъектов, характеризующиеся высокой скоростью осуществления.

Таким образом, главной целью управления экономикой региона является увеличение темпов ее развития и достижения стабильных темпов кластеризации, способствующих увеличению различных сторон конкурентоспособности как региона, так и страны в целом.


Библиографический список
  1. Карта кластеров России // Официальный сайт НИУ «Высшая школа экономики», URL: http://map.cluster.hse.ru/;
  2. Калмыков В.Е. Кластеры как инновационный инструмент повышения конкурентоспособности реального сектора экономической системы Краснодарского края // Креативная экономика. — 2009. — № 11 (35). — с. 95-102. — URL: http://bgscience.ru/lib/4080/;
  3. Онлайн-приемная официального сайта уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Якимчика Игоря Ивановича, URL: http://uppkk23.ru/onlajn-prijomnaya;
  4. Список краевых органов власти // Официальный портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, URL: http://www.krasnodar.ru/content/33/;
  5. Направления деятельности // Официальный сайт министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, URL: http://www.dsh.krasnodar.ru/activities/;
  6. Социально-экономические методы управления // Официальный сайт информационного агентства «Fandom», URL: http://qoo.by/Emh;
  7. Методы и инструменты воздействия на развитие регионов // Официальный сайт Белорусского государственного экономического университета, URL: http://www.economy-web.org/?p=444;
  8. Латрыгина Е.Э. Реализация дифференцированного подхода к управлению экономикой регионов // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9. С. 36-40;
  9. Гаджиева А.И. Методы регулирования регионального развития // Вопросы структуризации экономики. 2010. № 1. С. 46-50.


Все статьи автора «Лобов Андрей Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: