УДК 338.1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ И ИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Анашкина Наталия Юрьевна
Уральский государственный университет путей сообщения
г. Екатеринбург, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации

Аннотация
В статье даны определения и характеристики понятиям «устойчивость», «устойчивое развитие» и «благоустроенность крупных городов», определены задачи и представлены направления устойчивого развития транспортных систем мегаполисов. На основе отечественного и зарубежного опыта показан комплекс взаимодействия общих направлений устойчивого развития и достижения благоустроенности крупных городов с мероприятиями устойчивого развития их транспортных систем и выявлены три зоны данного взаимодействия, распределенные по степени актуальности разработки в настоящее время.

Ключевые слова: «зеленая» логистика, благоприятные условия для жизни, городские транспортные системы, мегаполисы, общество, устойчивое развитие, устойчивость, экология, экономика


MAIN DIRECTIONS OF BIG CITIES’ SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND THEIR TRANSPORT PLANNING OBJECTIVES

Anashkina Nataliia Yurjevna
The Ural State University of Railway Transport
Yekaterinburg, PhD in Linguistics, Associate Professor of the Foreign Languages and Intercultural Communication Department

Abstract
The article provides definitions and characteristics of the concepts "sustainability", "sustainable development" and "livability", identifies objectives and presents directions for sustainable development of big cities’ transport systems. On the base of domestic and foreign experience, the research work reveals interaction between general activities aimed at sustainable development and increasing livability of cities and objectives of their transport systems’ sustainable development. Regarding this interaction, three zones of activities have been formed, distributed according to their development priority nowadays.

Keywords: ecology, economics, green logistics, livability, megapolises, society, sustainability, sustainable development, urban transport systems


Библиографическая ссылка на статью:
Анашкина Н.Ю. Основные направления и мероприятия для устойчивого развития крупных городов и их транспортных систем // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/11/12808 (дата обращения: 26.05.2017).

Принципы «зеленой» логистики основываются на понятиях «устойчивость» (“sustainability”), «устойчивое развитие» (“sustainable development”)  и «благоустроенность» или «пригодность для жилья» (“livability”). В понятие «устойчивое развитие» включены сбалансированные действия по достижению экономических, экологических и социальных целей путем нахождения и внедрения методов и инструментов для удовлетворения потребностей нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности в сферах использования природных ресурсов, научно-технического, социального и индивидуального развития, инвестиций. Процесс направлен на повышение качества жизни, решение долгосрочных задач с учетом всех прямых и косвенных факторов.   Первоначально данное определение было сформулировано в докладе всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее» в 1987 году [1]. Понятие «благоустроенность» является частью направления устойчивого развития и непосредственно касается  членов общества, включая в себя локальное экономическое развитие и защиту окружающей среды, равенство, доступность, мобильность для людей, не владеющих моторизированным транспортом, общественную безопасность, здоровье и взаимопомощь. Эта ветвь касается больше социального сектора устойчивого развития [2]. В Таблице 1 представлены цели устойчивого развития. В совокупности они образуют  так  называемую «тройную основу» и более подробно раскрывают направления развития экономического, социального и экологического секторов привлечением принципа эффективного управления и планирования.

Таблица 1 – Цели устойчивого развития

Экономические

Социальные

Экологические

Экономическая продуктивность

Экономическое развитие

Эффективное использование ресурсов

Доступность

Оперативная эффективность

Равенство/справедливость

Поддержание национального здоровья и безопасности жизнедеятельности

Развитие общества
Сохранение культурного наследия

Предотвращение изменения климата, загрязнения воздуха, воды, земли

Снижение шумового и вибрационного воздействия Сохранение невозобновляемых ресурсов, свободного пространства
Сохранение биоразнообразия

Эффективное управление и планирование

Всестороннее интегрированное планирование

Эффективное ценообразование

Однако экономический, социальный и экологический сектора не могут существовать отдельно, они пересекаются, образуя общие зоны наложения с областью устойчивого развития в центре. Например, предотвращение загрязнения земли – это цель экологического сектора, однако, невыполнение этой цели может вызвать проблемы в сельском хозяйстве (экономический сектор), дефицит продуктов (социальный сектор).

Рисунок 1 – Матрица зон устойчивого развития

Поэтому при формулировании целей устойчивого развития необходимо учитывать все образованные зоны и сектора, которые представлены на Рисунке 1.

В соответствии с определением Канадского Центра Устойчивого Развития  (CST 2005) [3] устойчивая транспортная система:
- позволяет индивидам и обществу удовлетворять основные потребности в условиях безопасности, поддерживая здоровье человека и экосистем, с равными возможностями внутри и между поколениями;
- является доступной, эффективной, предлагающей выбор видов транспорта, и поддерживающей продуктивную экономику;
- способствует снижению количества выбросов, отходов и шумового воздействия, сокращению потребления невозобновляемых ресурсов, рациональному потреблению возобновляемых ресурсов и использованию земли, эффективной утилизации и повторному использованию.
На основе результатов более 150 исследований и в соответствии с вышеприведенным определением канадский ученый Т. Литман представил задачи устойчивого развития транспортных систем в современных условиях и их подробное пояснение с включением мероприятий, а именно [4]:

- Многоплановость (разносторонность) транспортных систем. Населению должен быть предоставлен разнообразный выбор использования видов транспорта, их расположения и ценовых тарифов. С перспективой развития эффективных вариантов, доступных для всех категорий населения, способствующих сохранению здоровья, особенно для людей, не владеющих моторизированным транспортом.

- Системная интеграция. Различные компоненты транспортной системы хорошо интегрированы. Особое внимание уделяется пешеходному и велосипедному движению. Учитывается комплексное взаимодействие транспортного, технологического и градостроительного (землепользование) компонентов.

- Доступность по цене. Транспортные услуги предоставляют доступные по ценовым характеристикам варианты. С таким условием, что малообеспеченные граждане тратят менее 20 % своего бюджета для  доступа к товарам, услугам и основным видам деятельности.

- Рациональное использование ресурсов (энергии и территории). Политика поощрения эффективного использования энергии и земельных участков.
- Эффективное ценообразование и определение приоритетов. Формирование цен для использования дорог, парковок, топливных ресурсов и  для страхования должно стимулировать повышение доходности и эффективности.

- Доступность землепользования (высокотехнологичное развитие). Применение мер для развития компактного, комплексного, связного, мультимодального землепользования с использованием транзитно-ориентированного планирования.

- Оперативная продуктивность. Рациональное управление функционированием транспортных систем с сокращением общих затрат и повышением уровня обслуживания.

- Комплексное системное планирование. Всестороннее целостное планирование с учетом значимых целей, вариантов и последствий, интеграции и координирования работы задействованных секторов, юридических органов и учреждений, правом всех участников процесса принимать совместные решения.

В Таблице 2 показано взаимодействие общих целей устойчивого развития с задачами и мероприятиями устойчивого развития транспортных систем.

Таблица 2 – Комплекс взаимодействия общих целей устойчивого развития с задачами и мероприятиями устойчивого развития транспортных систем

Общие цели устойчивого развития

Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем

 

 

 

Многоплановость транспортных систем Системная интеграция Доступность по цене Рациональное использование ресурсов (энергии и территории) Эффективное ценообразование и определение приоритетов Доступность землепользования (высокотехнологичное развитие) Оперативная продуктивность Комплексное системное планирование

Экономическая продуктивность

Экономическое развитие

Эффективное использование ресурсов

Доступность

Оперативная эффективность

Равенство/справедливость

Поддержание национального здоровья и безопасности жизнедеятельности

Развитие общества

Сохранение культурного наследия

Предотвращение изменения климата

Предотвращение загрязнения воздуха

Снижение шумового и вибрационного воздействия

Предотвращение загрязнения воды и земли

Сохранение биоразнообразия и свободного пространства

Эффективное управление и планирование

 √

Эффективное ценообразование

На основе результатов опроса мэров крупных российских городов в области устойчивого развития была выявлена важность применения концепции устойчивого развития в российском муниципальном управлении, информированность о базовых принципах устойчивого развития и их высокая значимость. Однако наиболее серьёзным препятствием для реализации мероприятий в сфере устойчивого развития является отсутствие релевантного опыта в области реализации «устойчивых» инициатив и недостаток соответствующей информации [5]. 58 % опрошенных руководителей городов считают важным получать информацию о лучших международных и российских практиках в области устойчивого развития. 33 % опрошенных руководителей российских крупных городов (Казани, Волгограда, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Оренбурга, Хабаровска) указали низкую эффективность работы транспортной системы как одну из основных причин препятствования динамическому развитию российских городов, наряду с проблемами высокой степени износа инженерной инфраструктуры (75% опрошенных), высокой доли ветхого и аварийного жилого фонда (42% респондентов) [6].

В этой связи на основе изучения лучших современных международных практик в сфере устойчивого развития с целью определения наиболее значимых для современного общества областей задач и мероприятий устойчивого развития транспортных систем был проведен АВС анализ и выделены наиболее значимые области. Результаты анализа представлены в Таблице 3.

Таблица 3 – Распределение областей взаимодействия общих целей устойчивого развития с задачами и мероприятиями устойчивого развития транспортных систем по степени значимости

Анализ распределения взаимодействия общих целей устойчивого развития с задачами и мероприятиями устойчивого развития транспортных систем по степени значимости показали разделение областей на три зоны.

Зона «А» (в Таблице 4 выделена зеленым цветом) – наиболее актуальна для разработки в настоящее время, включает в себя группы «А 1» задач и мероприятий устойчивого развития транспортных систем  и «А 2» общих целей устойчивого развития.

Группа «А 1» (61 – 100 %) состоит из 6 задач и мероприятий устойчивого развития транспортных систем  из общего количества – 8:

1. Многоплановость (разносторонность) транспортных систем, 14 баллов – 87.5 %

2. Эффективное ценообразование и определение приоритетов, 13 баллов –81.25 %

3. Рациональное использование ресурсов (энергии и территории), 12 баллов – 75 %

4. Доступность землепользования (высокотехнологичное развитие), 12 баллов – 75 %

5. Доступность по цене, 11 баллов – 68.75 %

6. Системная интеграция, 10 баллов – 62.5 %

Группа «А 2» состоит из 12 целей устойчивого развития из общего количества – 16:

  1. Экономическое развитие, 7 баллов – 87.5 %
  2. Поддержание национального здоровья и безопасности жизнедеятельности, 7 баллов – 87.5 %
  3. Развитие общества, 7 баллов – 87.5 %
  4. Предотвращение загрязнения воды и земли, 7 баллов – 87.5 %
  5. Экономическая продуктивность, 6 баллов – 75 %
  6. Доступность,  6 баллов – 75 %
  7. Предотвращение изменения климата, 6 баллов – 75 %
  8. Предотвращение загрязнения воздуха, 6 баллов – 75 %
  9. Сохранение биоразнообразия и свободного пространства, 6 баллов – 75 %
  10. Эффективное использование ресурсов, 5 баллов – 62 %
  11. Равенство/справедливость, 5 баллов – 62 %
  12. Сохранение культурного наследия, 5 баллов – 62 %

При этом, пять целей устойчивого развития относятся к экологическому сектору, пять – к социальному, а две – к экономическому.

Зона «В» (в Таблице 4 выделена голубым цветом) – занимает среднюю позицию, включает в себя группы «В 1» задач и мероприятий устойчивого развития транспортных систем  и «В 2» общих целей устойчивого развития.

Группа «В 1» (21 – 60 %) – 1 задача из общего количества – 8: Комплексное системное планирование, 8 баллов – 50%

Группа «В 2» (26 – 60 %) – 2 цели устойчивого развития из общего количества – 16:

  1. Оперативная эффективность, 3 балла – 37.5 %
  2. Эффективное ценообразование, 3 балла – 37.5 %

Зона «С» (в Таблице 4 выделена желтым цветом) – занимает периферийную позицию, включает в себя группы «С 1» задач и мероприятий устойчивого развития транспортных систем  и «С 2» общих целей устойчивого развития.

Группа «С 1» (0 – 20 %) – 1 задача из общего количества – 8: Оперативная продуктивность, 3 балла – 18 %

Группа «С 2» (0 – 25 %) – 2 цели устойчивого развития из общего количества – 16:

  1. Снижение шумового и вибрационного воздействия, 2 балла – 25 %
  2. Эффективное управление и планирование, 2 балла – 25 %

Не смотря на то, что все области являются значимыми для устойчивого развития транспортных систем, областям зоны «А» должно быть уделено самое пристальное внимание.


Библиографический список
  1. Генеральная Ассамблея ООН. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития, 1997.  [Электронный ресурс], URL: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf  (дата обращения: 29.08.2015).
  2. Dobranskyte-Niskota А. et al. Indicators to Assess Sustainability of Transport Activities. Part 1: Review of the Existing Transport Sustainability Indicators Initiatives and Development of an Indicator Set to Assess Transport Sustainability Performance 2007. [Электронный ресурс], URL: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/111111111/10416/1/indicators%20report_green%20template.pdf (дата обращения: 29.08.2015).
  3. CST. Defining Sustainable Transportation. Centre for Sustainable Transportation, 2005. [Электронный ресурс], URL: http://cst.uwinnipeg.ca/documents/Defining_Sustainable_2005.pdf (дата обращения: 25.07.2015).
  4. Litman T. Well Measured: Developing Indicators for Sustainable and Livable Transport Planning. Victoria Transport Policy Institute. – 99 p., p. 4. 2015. [Электронный ресурс], URL: http://www.vtpi.org/wellmeas.pdf (дата обращения: 29.07.2015).
  5. Zhuravskaya M., Morozova E., Anashkina N., Ingaldi M. Toyota-oriented technologies as ecological management tools for transport enterprises. Polish Journal of Management Studies, 2016 Vol.13 No.2, pp. 192-202. [Электронный ресурс], URL: http://pjms.zim.pcz.pl/PDF/PJMS132/Toyota-%20Oriented%20Technologies%20as%20Ecological%20Management%20Tools%20for%20Transport%20Enterprises.pdf (дата обращения: 12.09.2016).
  6. Результаты опроса мэров крупных российских городов в области устойчивого развития, 2014. [Электронный ресурс], URL: http://www.agencysgm.com/projects/Opros_cities.pdf  (дата обращения: 29.06.2015).


Все статьи автора «Анашкина Наталия Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: