УДК 338.1380.123:637.1

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Медведева Любовь Борисовна
Государственный аграрный университет Северного Зауралья
кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики и экономического анализа

Аннотация
В статье представлен анализ продовольственного рынка Тюменской области в условиях нестабильной экономической и социальной среды и в условиях проводимой политики импортозамещения. Обозначено нормативное регулирование данного рынка, где обозначен контроль над безопасностью продукции и процессов ее производства и реализации. Авторы подчеркнули особенности функционирования данного рынка, а так же проанализирована доля товарооборота продукции тюменских товаропроизводителей в разрезе групп основных продовольственных товаров реализуемых в крупных торговых сетях. Проведен анализ развития розничной торговли Тюменской области за последние десять лет. Дана оценка ценовой ситуации в Тюменской области на рынке продовольствия в условиях влияния множества факторов, связанных с индустриализацией и глобализацией. А так же показан положительный опыт Тюменских товаропроизводителей в реализации торгового бренда.

Ключевые слова: бренд, импортозамещение, конкуренция, пищевые продукты, предложение., продовольственная безопасность, продовольственный рынок, розничная торговля, спрос, товарооборот, торговые сети, трансакционные издержки, Тюменская область, участники рынка, ценообразование, экономическая и социальная среда


SOME ASPECTS OF THE FUNCTIONING OF THE FOOD MARKET OF THE TYUMEN REGION

Medvedeva Lubov Borisovna
State Agrarian University of Northern Zauralye
candidate of economic sciences, associate professor of statistics and of economic analysis

Abstract
The article presents the analysis of the food market of the Tyumen region in the conditions of unstable economic and social environment and in the conditions of the policy of import substitution. Indicated regulation of this market, which marked control over the safety of products and processes of production and implementation. The authors stressed the peculiarities of the functioning of this market, and analyzed the share of turnover of products of the Tyumen commodity producers in the context of groups of basic food commodities sold in large retail chains. The analysis of development of retail trade in the Tyumen region over the last ten years. The estimation of the price situation in the Tyumen region on the food market in the conditions of influence of many factors associated with industrialization and globalization. As well as the positive experience of the Tyumen commodity producers in the implementation of the commercial brand.

Keywords: brand, competition, demand, economic and social environment, food market, food security, foods retail trade, import substitution, market participants, price formation, supply, trade, trade networks, transaction costs, Tyumen region


Библиографическая ссылка на статью:
Медведева Л.Б. Некоторые аспекты функционирования продовольственного рынка Тюменской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/10/12681 (дата обращения: 26.05.2017).

Проблема обеспечения продовольственной безопасности страны и  регионов напрямую зависит от результатов деятельности АПК. Стремительные рост производства и расширение ассортимента пищевой продукции привели к тому, что потребителю необходима гарантия безопасности и высокого качества на всех этапах производства пищевых продуктов и их реализации.

В условиях нестабильной экономической и социальной среды, снижения эффективности функционирования агропромышленного комплекса, наличия проблем продовольственной и экологической безопасности регионов неподдельный исследовательский интерес вызывают продовольственные рынки. С одной стороны, они представляют собой сложную систему институтов, организующих и облегчающих обмен. С другой – это системы экономических отношений между хозяйствующими агентами, формирующими спрос и предложение продовольствия и вступающими в многочисленные акты обмена [1].

Потребление пищевых продуктов составляет основу жизни человека. Обеспечение населения необходимым набором пищевых продуктов – первоочередная задача государства. Организация производства и снабжения населения страны качественными пищевыми продуктами – это суть продовольственной безопасности и составная часть национальной безопасности страны и ее регионов.

Участники российского продовольственного рынка объединяют свои усилия по борьбе с некачественными и фальсифицированными пищевыми продуктами, включая и контрафактные, а так же  считают недопустимым выпуск и поставку потребителю некачественной продукции.

В условиях проводимой политики импортозамещения основные участники стремятся приложить все усилия к насыщению российского продуктового рынка высококачественными и безопасными пищевыми продуктами во всех ценовых сегментах. Осознавая, что малообеспеченные потребители представляют наиболее уязвимую группу населения страны.

Нормативной основой такого регулирования является ФЗ «О техническом регулировании», где обозначен контроль над безопасностью продукции и процессов заявлен важнейшей функцией государства. Определение безопасности продукции в данном законе трактуется следующим образом: «Безопасность продукции – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск. Причем риск здесь рассматривается как – «вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан».

Для обеспечения продовольствием в 2015 году на территории Тюменской области функционировало 9600 объектов розничной торговли, 580 объекта   оптовой  торговли, 2450 предприятий общественного питания, 12 розничных рынков.

Таблица 1- Доля товарооборота продукции тюменских товаропроизводителей в разрезе групп основных продовольственных товаров реализуемых в крупных торговых сетях

Наименование продовольственной группы

Доля оборота продукции тюменского производства в региональных сетях, %

Доля оборота продукции тюменского производства в федеральных сетях, %
Молочная продукция

84,7

54,8

Масло сливочное

80,8

43,6

Мясо и мясные полуфабрикаты

67,7

18,8

Колбасные изделия

68,5

42,8

Хлеб и хлебобулочные изделия

96,7

61,8

Мясо птицы

90,9

37,3

Яйцо

 97,2

68,1

Овощная продукция

65,5

8,05

Развитие продовольственного рынка возможно при создании равных возможностей для открытия, расширения и ведения бизнеса  любых размеров (малых, средних, крупных) вне зависимости от выбранного формата. Все участники рынка заинтересованы в увеличении количества торговых объектов, объектов питания и услуг разных хозяйствующих субъектов, так как это увеличивает конкуренцию, создает более комфортную среду для потребителей и расширяет каналы сбыта для местных товаропроизводителей.

Сбалансированность различных форматов торговли, их доли в общем обороте торговли должны выстраиваться рынком, то есть хозяйствующими субъектами, а, в конечном счете – потребителем.

Таблица 2- Анализ развития розничной торговли Тюменской области

Показатели

2005 г.,

%

2015 г.,

%

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, млрд. руб.

Средняя доля присутствия местной продукции, %

Федеральные сети

0

18

26,3

29

Местная розница

80

74,7

108,3

66

Рынки, ярмарки

20

7,3

10,6

50

Проведенный анализ развития розничной торговли Тюменской области за последние десять показал, что на 18% увеличилась доля товарооборота федеральных торговых сетей («Ашан», «Метро Кэш Энд Керри», «Лента» и др.). Доля местной розницы снизилась на 5,3%, сократился товарооборот за счет рынков и ярмарок на 12,7%.

Важным моментов в территориальном разрезе Тюменской области является обеспечение продовольствием населения труднодоступных территорий. Для этих целей в областном бюджете в 2015 году предусмотрены субвенции по поддержке труднодоступных территорий в сумме 13,412 млн. рублей. Данные ассигнования расходуются на возмещение части расходов организациям и ИП, осуществляющим доставку товаров первой необходимости и оказывающим социально значимые виды бытовых услуг в труднодоступных населенных пунктах.

Организациями и индивидуальными предпринимателями за 2015 год доставлено около 3980 тонн товаров первой необходимости в 296 труднодоступных населённых пункта области.

Характеристика продукта и этапы его прохождения через стадии производства, переработки, логистики и реализации формируют другую сторону строения рынка – совокупность его агентов и отношений между ними. Особое значение в формировании взаимоотношений, складывающихся между звеньями продовольственной цепочки, имеют техническо-экономические и поведенческие характеристики участников продовольственного рынка [1].

Для обеспечения оптимального взаимодействия в области логистики в Тюменской области ОАО «Ялуторовский мясокомбинат» заканчивает  строительство первого в городе Тюмени современного логистического центра общей площадью 4, 5 тыс. кв. метров.

Для оценки ценовой ситуации в Тюменской области на рынке продовольствия проводится декларирование цен на социально значимые продовольственные товары.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации  данного Указа Президента Российской Федерации», писем  Министерства промышленности  и торговли Российской  Федерации муниципальными  образованиями  региона с 1 декабря 2015 года ежемесячно осуществляется мониторинг цен на продукты питания, результаты которого регулярно заслушиваются на заседании Антикризисного штаба Правительства  Тюменской области.

Если говорить о существующих в мировом сельском хозяйстве тенденциях, то в последние десятилетия аграрный сектор многих стран демонстрирует движение к более тесной вертикальной координации. Однако в различных отраслях эти процессы проходят с разной степенью охвата производственной цепи, во всевозможных формах и с различными результатами.

Множество факторов, связанных с индустриализацией и глобализацией аграрного производства и рынков, стимулирует сложный и многопрофильный процесс, именуемый вертикальной интеграцией. Прежде всего, импульсы поступают от потребителей, предъявляющих высокие требования к качеству  продуктов питания. Производители, совместно с государственными и общественными структурами, отвечают на такие требования введением систем контроля качества (ISO-9000, EUROPGAP-2000  и др.), предполагающих не идентификацию качества товара на выходе, а контроль качества каждого технологического процесса. Предприятиям, работающим на конечного потребителя, гораздо выгоднее диверсифицировать своё производство и охватить в своей деятельности все его ступени (от поставок ресурсов до прилавков супермаркетов), чем пытаться контролировать качество через множество контрактов по поводу внешних трансакций.

Самая распространенная модель – система менеджмента качества (СМК), требования и рекомендации, по построению которой описаны в международных стандартах ISO 9000. Стандарты этой серии требуют идентификации всех функционирующих на предприятии взаимосвязанных процессов и разработки таких методов и средств управления, которые должны приводить к постоянному повышению их результативности.

Необходимо отметить, что вышеуказанная модель получила широкое распространение и популярность во всем мире благодаря универсальности требований, однако в стандартах ИСО 9000 отсутствуют специальные требования, учитывающие специфику предприятий, т. е. они могут быть применены к любой организации.

Исходя из этого в современной практике для усиления эффекта применяют комбинацию требований ИСО 9000 и отраслевых моделей обеспечения качества продукции, в числе которых можно назвать ХАССП и GMP.

Преимущество этой модели состоит в том, что она направлена на упорядочение и повышение качества выходных параметров всех ключевых процессов, действующих в организации, включая все стадии жизненного цикла продукции, т. е. основные производственные процессы. Стандарт ИСО 9001 ориентирован в первую очередь на нужды и ожидания потребителей, в связи, с чем безопасность пищевых продуктов является наиболее важным аспектом.

В настоящее время большинство государств, вступивших в ВТО, ввели обязательное подтверждение наличия на предприятии системы, основанной на принципах ХАССП, поскольку в учредительных документах ВТО содержится положение о том, что эта система, с одной стороны, не признается «барьером» в торговле, а с другой, – обеспечивает определенную защиту рынка.

Таким образом, вступление России в ВТО предполагает принятие предприятиями управленческих решений, способных сделать их конкурентоспособными в условиях глобального рынка. Наиболее эффективная система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов представляет собой сочетание двух подходов и их интеграцию в единую систему, позволяющую обеспечить превосходство в бизнесе (модель, основанная на требованиях международных стандартов серии ИСО 9000), и специализации, направленной на обеспечение специальных требований, например, безопасности (модели по принципам ХАССП и GMP). Это позволит отечественным производителям обеспечить эффективность и результативность процесса производства пищевой продукции при контроле ее качества и безопасности.

Именно эти причины способствуют тому, что обладатели финансовых ресурсов готовы интегрировать в своих структурах низкоприбыльные (или убыточные) аграрные хозяйства, вкладывая средства в их специфические ресурсы. В России во многих отраслях сельского хозяйства такая модель финансирования только проходит этап становления, в то время как в странах Запада она становится преобладающей. Помимо возможности получать деньги для стабильного развития, вертикально интегрированные структуры становятся особой формой организации бизнеса, позволяющей строго формализовать партнёрские отношения по осуществлению всех необходимых трансакций с сырьём и молочной продукцией, сократить все сопутствующие трансакционные издержки и создать дополнительный специфический капитал – брэнд.

Так  положительный опыт в Тюменской области реализуется через Брендбук «Покупаем Тюменское!», который  создан специально для оказания помощи в проведении рекламных кампаний по продвижению продукции местных товаропроизводителей, он позволяет сэкономить время и денежные средства на разработку рекламных материалов. Брендбук предлагает унифицированные формы оформления продукции в местах продаж (наклейки, подложки под ценники, шелф-баннеры) и на различных рекламных носителях (автомобильный транспорт, уличные рекламные щиты, информационные табло, сувенирная продукция).

Производителю остается только разместить в свободных окнах свой логотип и изображение товара, и яркая, запоминающаяся рекламная продукция готова. Используемый фирменный стиль помогает потребителю идентифицировать выбранные товары с товарами местных производителей.


Библиографический список
  1. Медведева Л.Б. Формирование и развитие рынка молока и молочной продукции Тюменской области.-Тюмень: ГАУСЗ, 2013.-214с.


Все статьи автора «Медведева Любовь Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: