УДК 331.538.2

О ПРОБЛЕМАХ ТРУДОУСТРОЙСВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Батова Ксения Михайловна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
студентка 4 курса кафедры "управление персоналом"

Аннотация
В данной статье рассматривается анализ проблем трудоустройства выпускников ВУЗов Белгородской области.

Ключевые слова: Белгородская область, трудоустройсво выпускников вузов


ABOUT THE EMPLOYMENT GRADUATES’ PROBLEMS IN BELGOROD REGION

Batova Ksenya Mikhaylovna
Belgorod State University
4 course student of the "Human Resource Management" department

Abstract
This article discusses the analysis of the employment graduate’s problems in Belgorod region.

Keywords: employment, graduates, job places and the labor market


Библиографическая ссылка на статью:
Батова К.М. О проблемах трудоустройсва выпускников вузов в Белгородской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/10/12625 (дата обращения: 29.09.2017).

Научный руководитель проф., д-р экон. наук Третьякова Л. А.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Проблема трудоустройства выпускников любого региона России является одной из актуальных и часто встречаемых тем для обсуждения. Большинство студентов, недавно окончивших высшее учебное заведение, испытывает сложность, связанную с реализацией своего профессионального и личному потенциала. Стоит поставить вопрос о проблематике устроиться на работу после окончания ВУЗа. Можно найти ответ, проанализировав причины проблем трудоустройства молодых.

Главная проблема, которая касается всего населения, ­­­­–– это избыток выпускников, не соответствующих требованиям на рынке труда по уровню подготовки и полученным компетенциям. Эта тенденция наблюдается в разрыве численности выпускников с техническими рабочими специальностями и гуманитарным направлением. Причина недостатка людей с рабочими специальностями также объясняется различием между вакансиями рабочих мест, которые работодатели готовы предложить и ожиданиями студентов. Как следствие, выпускники находят работу по другой специальности, которая для полного соответствия занимаемо должности требует переобучения, предлагая получить заочное образование, пройти подготовительные курсы или повысить квалификацию, из-за чего на рынке труда появляется некачественный специалист. По мнению аналитиков, причиной трудоустройства не по специальности является то, что в институте дают непосредственно теоретические знания, оставляя в стороне практические навыки. Также следует отметить, что рынок труда динамичен и не всегда получается проследить, какая профессия к моменту окончания университета будет востребована. [1] Явление переобучения приобретает все больше массовый характер, который имеет свои недостатки. Только те, кто умею быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям становления рыночной экономики, имеют возможность переучиться и получить достойное вакантное рабочее место.

Следующая причина заключается в том, что, когда на рынке молодой специалист находит вакантную должность, работодатель не берет его в силу того, что бывший студент не имеет опыта работы в этой сфере. К сожалению, в Трудовом Кодексе РФ не написано о том, что нужно брать людей без опыта на работу. Однако, существуют такие работодатели, которые трудоустраивают выпускников на должности, предварительно выделяя им время на стажировку. В следующем пункте при трудоустройстве предлагается испытательный срок, обязательный для каждого пришедшего на новую работу. Статья 70 Трудового Кодекса РФ гласит, испытательный срок по времени не должен быть свыше трёх месяцев. Трудоустраиваясь, важно опираться на пометку в Кодексе о том, что испытательный срок не устанавливается тем, кто утраивается впервые на работу по своей специальности, но притом окончил учебное заведение не позже года назад. [5]

Отмечается еще одна проблема, связанная с трудоустройством –– это низкий уровень оплаты труда, которые устанавливают руководители для выпускников. Однако данная проблема не столь серьезная, так как выпускнику открывается возможность приобрести стаж и опыт работы, что намного важнее в начале карьерного роста бывшего студента, чем низкая заработная плата.

Еще одна из причин –– различия по гендерному признаку. По данным Госкомстата РФ мужское население в России меньше женского почти на 10 млн, но несмотря на это многие руководители чаще всего отказываются брать на рабочее место молодых девушек-выпускниц без детей, объясняя отказ в скором уходе работающей в декрет. Женщина –– менее полезная рабочая сила, её работа будет неэффективна ввиду того, что она будет сочетать свою деятельность с семейными, домашними делами, поэтому от нее стоит меньше ожидать трудовых усилий и ориентацию на повышение в должности. Доказано, что работодатели, особенно если они мужчины, предпочитают нанимать на работу мужской пол и испытывают пренебрежение и осторожность к лицам, относящимся к женской половине населения. [2]

Белгородскую область этот вопрос также не обошел стороной. В регионе можно найти несколько высший учебных заведений, которые имеют большой набор специальностей, но они не могут ответить на главный вопрос всех студентов Белгорода: где и кем работать. Говоря о вопросах трудоустройства молодёжи, подразумевается еще одна проблема – безработица.

Для исследования количества безработных вцелом и безработных выпускников за последние 3 года следует обратиться на сайт Белгородстата и Управлению по труду и занятости населения Белгородской области. Всего численность безработных по региону на 1 сентября 2015 года составила 7676 человек. А численность населения белгородской области 1 547 936 человек, из них экономически неактивное население – те, кто не стоит на учёте в службе занятости – 374 400 человек. [5] Существует большая разница в числах безработных людей и экономически неактивного населения, это объясняется тем, что жители предпочитают искать работу добровольно без участия государственной службы или не желают работать вообще.  Ниже приведены сведения, выраженные в процентном соотношении, о безработных с разными уровнями образования по данным Белгородстата (Таблица 1).

Таблица 1 – Структура численности безработных по уровню образования

Уровень образования 2013,

%

2014,

%

2015,

%

Высшее профессиональное 21,1 22,8 30,7
Среднее профессиональное 23,9 17,9 20,5
Начальное профессиональное 26,9 27,5 20,3
Среднее (полное) общее 22,3 26,7 24,5
Основное общее 5,9 4,9 3,9

Анализируя представленные данные, следует вывод, что процент безработных за последние 3 года находится в непостоянстве.  Количество безработных, обладая высшим профессиональным образованием, увеличилось, в то время как статистика количества безработного населения с начальным профессиональным, средним общим и основном общим уменьшилась. Такая тенденция считается с одной стороны ожидаемой с другой – противоречивой для белгородской области. Это объясняется тем, что работодатели делают акцент на том, что требуются специалисты с высшим профессиональным образованием, однако по статистике численность безработных в этой категории больше, чем в других, более низких уровнях образования, и другая сторона состоит в том, что скорее всего  высшее образование направлено на обучение специалистов руководящих должностей,  поэтому трудно найти всем работу руководящих позиций. Тенденция безработных с основным общим образованием уменьшается, что говорит о том, что скорее всего таким специалистам легче устроится, но на  должности рабочего персонала. Та же ситуация наблюдается со средним общим и начальным профессиональным образованием. Количество безработных за последние 3 года в этой категории снижается. Можно предположить, что мало людей получают такое образование, в соответствие с этим и численность безработных меньше, так как в основном люди  с таким образованием востребованы и уже трудоустроены давно.

Выше рассмотренные данные могут касаться не только молодых выпускников Вузов, а всего населения с различными уровнями образованиями. Стоит рассмотреть данные по возрастным группам от 20-24 лет, представленных ниже. (Таблица 2)

Таблица 2 – Анализ данных численности населения

2013 2014 2015
1. Численность населения 1536,1 1541,0 1544,1
2. Численность безработного населения 40,6 33,2 29,5
3. Численность населения в возрасте 20-24 лет 118,2 111,4 102,3
4. Численность безработного населения в возрасте от 20-24 лет 23,1 20,4 25,4

Наблюдается незначительное колебание в численности населения. Общее количество безработных с каждым годом меняется на меньшее число. Состояние населения молодежи в возрасте от 20 до 24 лет с каждым годом уменьшается, в то время как безработица среди них увеличивается, значит затронутая проблема актуальна и набирает свои обороты. Соотношение количества молодежи с количеством безработной молодежи велико, что значит, что с каждым годом молодые специалисты испытывают трудности при трудоустройстве по причинам, указанным выше. Однако белгородская область принимает меры по снижению ситуации безработицы в целом, разрабатывая региональные программы, создавая дополнительные рабочие места и предлагая различные методы поиска подходящей работы.

Затронутая проблема трудоустройства молодых специалистов на сегодня самая актуальная и требующая внимания проблема на рынке труда. Выпускники –– это определенно уязвимая категория граждан, вопросами контролирования и помощи которой являются задачи государственной политики. Следует предпринимать меры, способствующие уменьшению процента безработицы населения региона, большую часть которого состоит из молодых людей в возрастном промежутке от 20 до 24 лет.. Главное звено решения выявленной проблемы – региональные программы по созданию рабочих мест для молодежи с помощью вмешательства экономических и правовых норм с максимальным включением предпринимательских систем, а не административных мер.


Библиографический список
  1. Жулина, Е. Г. Экономика труда : учеб. пособие – М. : Эксмо, 2010. – С.208
  2. Третьякова Л.А Концептуальные основы устойчивого регионального развития в условиях глобализации// Региональная экономика: теория и практика, 2014 .– №31. – С.2-10
  3. Хоткина З. А. Гендерная асимметрия в сфере занятости. Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям // «Валдай-96», Ред. Ворониной  О., Хоткиной З. М.: МЦГИ, 2006, – С.64
  4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // belg.gks.ru
  5. Испытательный срок [Электронный ресурс] //«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]: [сайт]. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru


Все статьи автора «Батова Ксения Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: