ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Тарасова Татьяна Викторовна
Пензенский государственный технологический университет

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития бухгалтерского и управленческого учета в сфере жилищно-коммунального хозяйства, приведен пример эффективного использования современных информационных технологий в управляющей компании.

Ключевые слова: автоматизация, бухгалтерский учет, жилищно-коммунальное хозяйство, информация, начисление., регулирование, тариф


APPLICATION OF BUSINESS PROCESS AUTOMATION SYSTEMS IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Tarasova Tatyana Viktorovna
Penza state technological university

Abstract
The article deals with the problems and prospects of development of accounting and management in the sphere of housing and communal services, is an example of the effective use of modern information technologies in the management of the company «Leader».

Библиографическая ссылка на статью:
Тарасова Т.В. Применение системы автоматизации бизнес-процессов в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/10/12512 (дата обращения: 12.03.2024).

Сфера жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время переживает трудные времена. Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства существуют уже долгие годы. Это и неверное начисление оплаты за оказываемые услуги, и несвоевременное обеспечение многоквартирных домов приборами общедомового учета, отсутствие системы сбора и анализа информации, а также неточности в работе самих управляющих компаний.

В настоящий период необходимо «обеспечить создание единого информационного ресурса в целях получения доступа к информации в соответствии с действующими стандартами о деятельности организаций коммунального комплекса, в том числе к информации о стоимости услуг, кредиторской задолженности и об установлении тарифов на очередной период регулирования, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами», что связано с выполнением поручения Президента РФ от 13 октября 2011 г. № Пр-3081. Поэтому особо актуальной является проблема автоматизации процессов в товариществах собственников жилья, жилищно-коммунальных хозяйствах, жилищно-строительных кооперативах[1].

На данный момент в сфере жилищно-коммунальной отрасли ведение бухгалтерского и управленческого учёта ведётся вручную, и нет достаточной возможности соответствовать выполнению поручения Президента РФ. К примеру, в некоторых ТСЖ:

̶            квитанции-извещения печатаются из программы MS WORD или MS Excel. Данные в квитанции-извещения заносятся вручную, которые, в свою очередь, рассчитываются тоже вручную, что не позволяет достаточно достоверно рассчитывать начисление жилищных и коммунальных услуг;

̶            нет полноценной работы с системами:

электронных оплат, так называемых электронных кошельков Webmoney, ЯНДЕКС Деньги, Quwi т.п.;

банк-клиент;

банк «ОН-ЛАЙН»;

̶            нет полноценной выгрузки в банкоматы для полноценного взаимодействия правильности начисления и оплаты;

̶            нет мобильной интеграции с сайтом, на котором возможно просмотреть процесс начисления, оплаты и погашение задолженостей по жилищно-коммунальным услугам;

̶            нет простых и надёжных вариантов электронно в кратчайшие  сроки передавать раскрытие информации в электронную систему сбора данных государственной информационной системы (ГИС) ЖКХ[2].

В связи со сложившейся ситуацией специалистами компании 1С была разработана программа «1С: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК», которая позволяет полностью автоматизировать бизнес-процессы в  товариществах собственников жилья, жилищно-коммунальных хозяйствах и  жилищно-строительных кооперативах[3].

Примером эффективной работы предприятия с использованием современных информационных технологий, является рассматриваемая управляющая компания, обслуживающая 18 многоквартирных домов, расположенных в различных районах г. Пензы. В ходе внедрения программы «1С: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК» были решены следующие задачи:

1. Автоматизированы операции с банком и кассовыми операциями с помощью меню, банк и касса, т.е. пользователи свободно могут загружать и выгружать банковские выписки и платёжные поручения. В настоящее время имеется возможность принимать и учитывать наличные денежные средства, если жильцы оплачивают услуги ЖКХ в кассу организации. Печатать чеки об оплате за жилищно-коммунальные услуги.

2. Полностью решена проблема с вводом информации по объекту учёта с помощью вкладки «Объекты учёта». Здесь возможно полностью ввести всю информацию по зданию с помощью меню «Здания, сооружения». В нем отбражаются все объекты учёта по которым ведётся деятельность.

На примере объекта ЖКХ, а именно многоквартирного дома, расположенного по ул. Антонова, д.70, рассмотрим информацию, которую можно использовать для своевременного и объективного учета, а также рекомендовать к внедрению в других управляющих компаниях и ТСЖ.

Во вкладке  «Информация об объекте учёта», можно просмотреть: тип сооружения, этажность, количество подъездов, к какому отделу внутренних дел приписано данное здание, вид собственности, вид сооружения, тип жилого фонда.

Вкладка «Адреса и контакты» содержит информацию о почтовом адресе объекта или если объект находится на стадии строительства, то о строительном адресе объекта.

Во вкладке «Площади» отображаются площади всех жилых и нежилых помещений в здании, помещений входящих в состав общего имущества. В табличной части «Тип площади» представлены данные о площади застройки, в том числе арендованной площади, общей площади кровли, лестниц, нежилых помещений, подвала, придомовой территории, чердака. Представлена площадь, принадлежащая членам ЖКХ, размер полезной площади, а также приватизированной площади.

Вкладка «Технические характеристики» содержит информацию о серии дома, годе постройке, годе последнего капитального ремонта, проценте износа, средней внутренней высоте помещений, объёме, материале стен, виде кровли, дате ввода в эксплуатацию.

В табличную часть вкладки «Вид благоустройства» заносятся все виды благ, которыми снабжен объект учёта: горячее и холодное водоснабжение, канализация, количество лестниц, количество лифтовых шахт, мусоропровод, освещение кухни, тип запирающего устройства, централизованное отопление и пр. При этом учитывается соответствие стандартам благоустройства.

Вкладка «Прилегающая территория» отображает информацию о прид-домовой территории: площади асфальта, газона, грунта.

Особый интерес представляет вкладка «Ответственные лица», из которой можно увидеть Ф.И.О. ответственных за данный объект, т.е. мастеров, отвечающих за данный участок, а если объект является Товариществом собственников жилья, то председателя или управляющего ТСЖ, членов правления, паспортиста, бухгалтера,  мастеров по обслуживанию, дворников, уборщиц.

Во вкладке «Нормы потребления услуг» содержатся нормы потребления услуг на общедомовые нужды. Вкладку «Обслуживающие организации»» можно просматривать и добавлять организации, которые обслуживают данный объект, т.е. существует возможность просматривать их расчётные счета, в т.ч. размер взносов на капитальный ремонт.

Во вкладке «Объекты учёта и оборудование» осуществляется управление оборудованием, установленным на текущий объект учёта. В таблице отображаются актуальные сведения, об установленном и действующем оборудовании на текущую дату.

Во вкладке «Сведения для ГИС ЖКХ» содержится информация для системы ГИС ЖКХ.

Так же с помощью закладки «Закреплённые счётчики» можно устанавливать Приборы общедомового учёта ЖКУ – «Закладка «Закреплённые счётчики»».

Перейдя в закладку «Помещения» можно увидеть, какие помещения имеются в доме.

Таким образом, проблема занесения и хранения информации о данном объекте учёта была решена полностью[4].

Немаловажной проблемой, которая также была решена в процессе автоматизации явилось занесение информации по лицевым счетам и квартирам. С помощью меню «Управление лицевыми счетами» можно открывать/закрывать лицевые счета, изменять владельцев, добавлять в лицевой счёт новых прописанных жильцов. За эти функции отвечают закладки: «открытие лицевого счёта», «закрытие лицевого счёта», «изменение лицевого счёта». Также в разделе присутствует «Журнал», в котором есть возможность просматривать и создавать документы по лицевым счетам, для чего существует соответствующая закладка «Управление лицевыми счетами. Лицевые счета».

Так же для ТСЖ и ЖСК предусмотрена вкладка «Голосование», в которой можно назначать интересующие для жильцов темы, выносимые на  общее обсуждение.

Для облегчения просмотра данных о лицевом счёте создано меню «Отчёты», в котором находятся: «выписка по лицевому счёту», «карточка лицевого счёта», «краткий список проживающих», «лицевой счёт», «отчёт по лицевым счетам», «список зарегистрированных и проживающих», «справка на субсидию», «единый жилищный документ», «отчёт об изменении численности проживающих».

Функциональные возможности программы настолько высоки, что позволяют вести учет архивных данных всех имеющихся жилых и нежилых помещений, лицевых счетов зарегистрированных и проживающих, произведенных расчетов с учетом имеющихся льгот и перерасчетов[5].

Таким образом, использование системы строгого учета и отчетности в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволит организациям:

̶            производить расчеты в натуральных и денежных единицах за фактически оказанные услуги, используя показания индивидуальных приборов учета;

̶            сократить время различных перерасчетов, особенно при изменении льгот, цен, субсидий и т.д.;

̶            оперативно получать всевозможные документы, справки, выписки;

̶            производить мониторинг и своевременно выявлять аварийные ситуации и пресекать несанкционированный доступ к энергоресурсам;

̶            предъявлять претензии к поставщикам энергоресурсов;

̶            формировать финансовые потоки за счет упорядочивания поступающих от населения платежей;

̶            воздействовать на неплательщиков путем ограничения потребляемых ресурсов.

Органы государственной и муниципальной власти от внедрения системы автоматизированных расчетов также будут иметь определенные преимущества, так как:

̶            упрощается контроль за состоянием городского жилищно-коммунального хозяйства, управляющих организаций, прохождением  финансовых и информационных потоков;

̶            появляется возможность получения разносторонней информации для принятия основных решений в сфере ЖКХ.

Но самое главное, прозрачность расчетов повысит доверие жителей и снизит социальную напряженность в обществе.


Библиографический список
  1. Аксенов П.Н. Проблемы повышения конкурентоспособности объектов жилищно-коммунального комплекса // Экономическая наука современной России. – 2009. – № 1. – С.135-140.
  2. Колтунова Д.С. О реформировании ЖКХ // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/05/5237 (дата обращения: 17.09.2016).
  3. Тимчук О. Г. Основные направления развития ЖКХ в РФ // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. – М.: РИОР, 2011. – С. 245-248
  4. Тарасова Т.В. Бизнес требует автоматизации // Достижения науки и техники АПК. – 2006. – № 8. – С. 46-47.
  5. Тарасова Т.В. Построение эффективной системы управления бизнесом. Экономика и менеджмент инновационных технологий. –2014. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6209 (дата обращения: 30.09.2016).


Все статьи автора «Тарасова Татьяна Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: