УДК 334.722

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Ющенко Андрей Леонидович
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
доцент, к.э.н., кафедра торгового дела и товароведения

Аннотация
В статье обобщены современные и перспективные направления развития предпринимательства, а так же выделены факторы их определяющие.

Ключевые слова: предпринимательские структуры, экономика предпринимательства


THE FACTORS OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT

Yushchenko Andrey Leonidovich
Saint-Petersburg State Economic University
associate professor, Ph.D., Department of business and commodity science

Abstract
This article summarizes the modern and perspective directions of development of entrepreneurship and the factors determining them.

Библиографическая ссылка на статью:
Ющенко А.Л. Факторы развития предпринимательства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/09/12459 (дата обращения: 30.09.2017).

В основе развития национальной экономики должна лежать деятельность предпринимательских структур, которые производят большую часть её валового дохода, обеспечивают основные потребности общества в товарах, работах, услугах, формируют рабочие места и выполняют ряд иных функций.

Достаточное количество исследований, как зарубежных, так и отечественных исследователей посвящено вопросам анализа и оценки факторов, определяющих развитие предпринимательства в рамках национальной экономики. При этом, несмотря на то, что ряд факторов совпадает как по содержанию, так и по приоритетности, все-таки существуют определенные разногласия по остальным составляющим функционирования предпринимательских структур.

С этой целью автором предпринята попытка провести анализ существующих подходов к оценке факторов, определяющих функционирования предпринимательства в России.

К примеру, высшая школа менеджмента (ВШМ) при Санкт-Петербургском государственном университете на постоянной основе проводила исследование факторов развития бизнеса в России.[5]  Данное исследование основано на двух источниках: первый – непосредственный опрос руководителей бизнеса и частных предпринимателей из разных сфер деятельности, второй – анализ вторичной информации по опросам других исследовательских компаний.

В качестве результатов данного исследования были выявлены факторы, наиболее сильно оказывающие влияние на осуществление предпринимательской деятельности в отечественной экономике. К ним относились:

  • осуществляемая политика государства – отметили 72% опрошенных;
  • политические факторы – 62%;
  • институциональная структура экономики – 62%;
  • общая экономическая ситуация в стране – 54%;
  • финансовая поддержка государства – 25%;
  • доступ на рынки/ административные барьеры – 22%;
  • уровень образования/ предпринимательские кадры – 20%;
  • социально-культурные нормы – 18%.

По результатам проведенного исследования были сделаны выводы о том, что первые пять наиболее значимых для развития предпринимательства факторов сформировали в настоящее время негативные условия для инициации предпринимательской деятельности в России.

Было отмечено, что только пятая часть трудоспособного населения России оценило благоприятность условий для ведения бизнеса, при этом большинство такого рода ответов были характерны лишь для нескольких регионов (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан). Для сравнения такие оценки условий ведения бизнеса были характерны для кризисных годов – 2009-2010.

С 2012 года в России осуществляет свою деятельность уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, одной из функцией которого является оценка предпринимательской среды, в том числе факторов, определяющих предпринимательскую деятельность в России, и формирование рекомендаций для включения мероприятий по поддержке предпринимательства в федеральные и региональные государственные программы.[2,3,6,8,10]

В частности, в докладе данного уполномоченного в 2015 году[4] были указаны факторы, которые негативно повлияли на развитие предпринимательской деятельности у нас в стране. Значимость факторов отмечалась по шкале от 0 до 1 и включала два мнения: «очень сильно сдерживает развитие предпринимательской деятельности» и «скорее оказывает сдерживающее влияние». Среди наиболее значимых факторов были отмечены такие как:

  • изменение курсов валют – значимость 0,8;
  • сложность экономической ситуации – 0,78;
  • потребность внутреннего рынка – 0,65;
  • система налогообложения/ высокие налоги – 0,63;
  • доступность и стоимость коммерческих кредитов – 0,5;
  • стоимость энергетических ресурсов – 0,56;
  • административные барьеры – 0,55;
  • нормативно-правовое обеспечение предпринимательства – 0,52;
  • недостаток персонала необходимой квалификации – 0,48;
  • слабая транспортная инфраструктура – 0,42.

Как видно из перечня, ключевые факторы, негативно влияющие на ведение бизнеса (неопределенность экономической ситуации, высокий уровень налогообложения, качество законодательного регулирования экономики, сложность бюрократических процедур), определены деятельностью государственных органов власти различного уровня. Тем самым определяется сильная зависимость развития предпринимательства от государственных решений.

Безусловно, существует ряд факторов, которые определяются общеэкономической обстановкой в отечественной экономике. К ним относятся курс рубля, сильные изменения которого в последние два года значительно сказались не просто на финансово-экономическом положении, а привели к прекращению деятельности некоторых организаций.[1,7,9,11]

На примере двух вышеуказанных исследований можно уже увидеть, что респонденты указывают на политику государства как наиболее существенный фактор, определяющий развитие предпринимательской деятельности.

В то же время интересным представляется изучение факторов предпринимательства, которые считаются наиболее значимыми для ведения предпринимательской деятельности и её обеспечения. С этой целью автором были изучены зарубежные источники, посвященные данной проблеме, среди которых необходимо выделить исследование «2015/16 Global Report», осуществленное рядом зарубежных институтов, таких как Universidad del Desarrollo (Sponsoring Institution, Chile), Babson College (Lead Sponsoring Institution and Founding Institution, United States), London Business School (Founding Institution, United Kingdom) и ряд иных. [12]

Данное исследование проводится в рамках постоянно реализуемого проекта мониторинга предпринимательства на мировом уровне (Global Entreneurship Monitor) и представляет собой анализ и оценку ключевых факторов развития предпринимательской деятельности, которые характерны для различных экономик стран мира.

В рамках данной работы было определено, что Российская Федерация входит в группу стран с так называемой экономикой на принципах эффективности. В соответствии с данным тезисом были рассмотрены и факторы развития предпринимательства, характерные именно для такого рода стран. Данные факторы представлены в таблице 1.

Таблица 1. – Факторы предпринимательства в странах мира и оценка их важности.

Оригинальное название факторов в GEM

Перевод названия фактора

Оценка (7-балльная шкала)

Cultural and Social Norms культурные и социальные нормы

6,3

Commercial and Legal Infrastructure коммерческая и правовая инфраструктура

5,0

Post-school Entrepreneurship Education программы высшего образования и  повышения квалификации предпринимателей

4,8

Entrepreneurial Finance финансы предпринимательства

4,5

Physical Infrastructure материальная инфраструктура

4,5

Government Policies: Taxes and Bureaucracy государственная политика в отношении налогов и бюрократии

4,1

School-level Entrepreneurship Education начальное предпринимательское образование

3,9

R&D Transfer обмен НИОКР

3,9

Internal Market Dynamics развитие внутреннего рынка

3,9

Government Entrepreneurship Programs государственные программы поддержки и развития предпринимательства

3,6

Government Policies: Support and Relevance актуальность мер поддержки со стороны государства

3,6

Internal Market Burdens or Entry Regulation внутреннее регулирование рынка и барьеры для входа на рынок

2,8

Как видно из данной таблицы, большинство факторов, определяемых предпринимателями за рубежом, совпадают с факторами, определяемыми отечественными предпринимателями.

В особенности по степени важности совпадают такие факторы как необходимая инфраструктура и образование (квалификация) предпринимателей. Следует отметить и различия, которые заключаются в важности культурных и социальных норм для ведения предпринимательской деятельности, в то время как для наших предпринимателей данных фактор совсем не важен.

В качестве вывода данной статьи можно сказать, что исследование функционирования и развития предпринимательской деятельности показало примерное совпадение мнений как отечественных, так и зарубежных предпринимателей о ключевых факторах, определяющих их деятельность. В то же время влияние данных факторов различно и в большинстве случаев их негативное воздействие формирует проблемы в предпринимательской сфере как регионов, так и страны в целом.


Библиографический список
  1. Азгаев Р.С.Алиев Э.Г, Мамишев В.И. Национальные приоритеты для отраслевой экономической политики//Проблемы современной экономики. 2014. № 2 (50). С. 83
  2. Власова Т.И. Роль индустрии гостеприимства в развитии туризма и пути повышения эффективности ее функционирования//Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 2. С. 9-10.
  3. Власова, Т. И. Инновационные направления повышения эффективности функционирования туристской отрасли /Т. И. ВласоваР. А. Карташова//Вестник Национальной академии туризма. -2011. -№ 17. -С. 19-22.
  4. Доклад Уполномоченного Президента РФ по защите прав предпринимателей «Оценка факторов, влияющих на развитие бизнеса», 2015.
  5. «Глобальный мониторинг предпринимательства – Россия, 2013», СПб.: ВШМ, 2013.
  6. Евреинов О. Б. Комплексное совершенствование транспортной инфраструктуры туризма//Вестник Национальной академии туризма, 2011. -No4 (20).
  7. Клейман, А.А. Контракты жизненного цикла как инновационный подход к комплексному решению инфраструктурных проблем в туризме /А.А. КлейманО.А. Бабанчикова//Вестник Национальной академии туризма. -2012. -№ 1.-С. 18-21.
  8. Пилявский В.П. Проблемы туризма в Российской Федерации и пути их решения. Вестник национальной академии туризма. 2011, № 4 (20), С. 9-10.
  9. Фигуровская Н.К.Булах Е.В.Благих И.А. Инструменты эффективной социально-экономической политики в современных условиях (на примере АПК)//Проблемы современной экономики. 2013. №2. с.299-302.
  10. Цацулин А.Н. Использование специальных уравнений регрессии для анализа и прогноза спроса на дорогие турпродукты.//Вестник национальной академии туризма. 2015. № 3 (35). С.28-33.
  11. Шлафман А.И. Синергетический эффект от интеграции предпринимательских структу //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2011. № 1 (114). С. 208-210.
  12. http://www.gemconsortium.org/report/49480 – 2015/16 Global Report. Research of GEM (Global EntrepreneurshipMonitor). [Электронный доступ] (дата обращения 21.09.2016)


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: