УДК 338.36

ПРИМЕНЕНИЕ TQM НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Ивашкин Георгий Андреевич
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
аспират кафедры экономики и управления качеством

Аннотация
Рассмотрены некоторые вопросы применения и значимости TQM на малых предприятиях, в современных условиях.

Ключевые слова: качество, малые предприятия, принципы TQM, управление, эффективность деятельности


IMPLEMENTATION OF TQM IN SMALL ENTERPRISES

Ivashkin Georgii Andreevich
Saint-Petersburg State University of Economics
Graduate student of the Economic and Quality Management Department

Abstract
The article discusses the questions of implementation and importance of TQM in small enterprises in modern conditions.

Keywords: efficiency of activity, management, principles of TQM, quality, small enterprises


Библиографическая ссылка на статью:
Ивашкин Г.А. Применение TQM на малых предприятиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/09/12442 (дата обращения: 26.05.2017).

Развитие технического уровня и управление качеством продукции определяет темпы научно – технического прогресса и рост эффективности производства в целом, что в конечном счете оказывает немаловажное влияние на развитие экономики, конкурентоспособность отечественных производителей и уровень жизни населения. Важным является создание своей модели экономического развития и поддержка отечественного товаропроизводителя «введение экономических санкций и ограничений приводит к необходимости корректировки выбранной модели экономического развития России. Необходимо отметить, что в современном мире не существует универсальной модели рыночной экономики, которая была бы одинаково пригодна для любой страны. Каждая страна модифицирует данную модель  к своим специфическим условиям, т.е. формируется так называемая «национальная модель рыночной экономики».[1] Однако в этих условиях увеличивается конкуренция на российском рынке, в условиях которой смогут выжить только компании имеющие такое  преимущество, как высокое качество менеджмента. Качество относится к числу самых существенных критериев эффективности деятельности любого предприятия, особенно это важно как в условиях насыщенного рынка и конкуренции, так  и в условиях экономических ограничений. Но особое значение качество приобретает в условиях импортозамещения и импортонезависимости. В сложившихся современных экономических условиях особая роль отводиться малым предприятиям.

Качество – разностороннее понятие, определяющее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг, работа с персоналом и др. Для качества как объекта менеджмента свойственны все основные составляющие менеджмента: планирование, анализ, контроль. В организационной структуре предприятия могут быть предусмотрены специальные подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение специальных функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности фирмы.

Современный менеджмент качества, применяемый в деятельности ведущих фирм, основывается на следующих направлениях по улучшению работы:

- заинтересованность руководства высшего звена;

- создание совета по улучшению качества работы;

- вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения;

- обеспечение коллективного участия;

- обеспечение индивидуального участия;

- создание групп по совершенствованию систем (групп регулирования процессов);

- более полное вовлечение поставщиков;

- обеспечение качества функционирования систем управления;

- разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии по улучшению качества.[2]

Необходимо особенно подчеркнуть такое направление, как обеспечение качества функционирования систем управления.

На каждом предприятии должна быть сформулирована своя политика в области управления качеством таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В этой политике четко определяются уровни стандартов качества работы и аспекты системы обеспечения качества. При этом продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в определенные сроки и за приемлемую цену.

Одной из слабых сторон  деятельности малых предприятий в современных условиях, является недостаточное внимание к роли  управления качеством. Говоря о недостатках  в этой области, можно отметить наиболее важные. Пока не определены и не задокументированы стратегия компании по обеспечению качества. Это говорит о том, что высшее руководство не уделяет должного внимания проблемам менеджмента качества. В бизнес-планах организации планируются объем производства, ресурсы, маркетинг, финансы, но не разрабатывается план качества. Не разработана политика и цели в области качества продукции. Уровень удовлетворенности клиентов не измеряется. Существует  грамотная маркетинговая политика, ориентированная на требования потребителя (используются опросы, анкеты, анализ претензий), но нет выяснения ожиданий клиентов  и предвосхищения их  запросов. В организационной структуре предприятия не назначен представитель руководства в области качества или  менеджер по качеству, не существует отдела обеспечения качеством. На предприятии используются определенные методы контроля качества, прослеживается даже некоторая системность и комплексность, частично охватываются стадии жизненного цикла продукции. Но на сегодняшний день этого недостаточно. Направленность всей деятельности компании и всех звеньев управления на  улучшение качества во всех процессах должна стать приоритетной. Тогда возможен качественный прорыв, который и послужит хорошим толчком к дальнейшему развитию и улучшению деятельности организации. На сегодняшний день  стиль управления компанией я бы назвал немного интуитивным и в какой-то степени авторитарным.

Применение принципов TQM позволило бы повысить эффективность управления, придать системность, порядок и прогнозируемость. Чтобы убедить руководство компании в необходимости применения принципов управления качеством, необходимо в дальнейшем более подробно рассмотреть по каким причинам и для чего это нужно, какие выгоды это даст компании.

Рассматривая в дальнейшем  рекомендации по применению принципов TQM необходимо учитывать все особенности компании, сильные и слабые стороны, внести необходимые корректировки и грамотно вписать все данные в систему управления качеством.

Под методами управления качеством на малых предприятиях понимается совокупность приемов и правил воздействия на объекты управления, направленные на достижение требуемого качества продукции. Так можно выделить основные методы управления и контроля качества продукции:

  • Организационные: а) распорядительные (приказы, благодарности за высокие показатели качества работы являются внутренними по отношению к предприятию, постановления Госстандарта России являются внешними по отношению к предприятию); б)регламентирующие (нормы, нормативы, положения);
  • Технико-технологические: а) технические методы контроля (входной, производственный, контроль готовой продукции);           б) статистический контроль качества (диаграммы, анализ собранной информации);
  • Экспертные (визуальный, лабораторный, органолептический, экспертиза, сертификация);
  • Экономические (материальные затраты  на исследования, экспертизу, рекламу, участие в выставках в целях повышения  качества и конкурентоспособности продукции).

Хочется отметить, что компании, относящиеся к предприятиям малого бизнеса, в последние годы, добиваются определенных результатов и все шире выходят со своей продукцией на экономический рынок. К одним из сильных сторон компаний можно отнести разработку инновационного продукта и грамотно проведенную  маркетинговую  политику, благодаря которым удается найти и занять свою нишу среди потребителей. В отличие от своих крупных конкурентов-производителей, малое предприятие обладает такими конкурентными преимуществами как: мобильность, гибкость реакции на спрос, ближе к потребителю, оперативность управления и принятия решений, возможность более динамично двигаться вперед, имеет способность перестраиваться, быстрая восприимчивость ко всему новому и инновационному.

О результатах говорят и основные экономические показатели: рост производства продукции, объемов реализации, увеличение прибыли, уменьшение сроков оборачиваемости продукции, наблюдается положительная динамика по росту спроса,  удалось в определенный период времени снизить издержки и установить выгодную цену на продукцию. Но себестоимость продукции  зависит во многом  от цены закупки сырья и материалов.  Основная проблема заключается в том, что сырье по-прежнему остается импортным. К тому же в условиях экономических санкций цена на сырье во многом зависит от курса валюты. Но организация ведет постоянный мониторинг цен на сырье и выбирает оптимальный период времени для закупок. Кроме того для снижения издержек постоянно оптимизируются затраты в той или иной области, поэтому удается регулировать ценовую политику в условиях нестабильности и резких скачков и  поддерживать конкурентную цену на производимый товар. Несмотря на  экономические сложности в стране, малые предприятия, обладающие определенной  финансовой стабильностью, имеют тенденцию к устойчивому росту и постоянно находятся в поиске путей для дальнейшего совершенствования. На сегодняшний день это извлечение наибольшей прибыли за счет расширения ассортимента, внедрения новых разработок и  расширение рынка сбыта, привлечение новых клиентов.

Руководство компании прекрасно осознает тот факт, что нужно не только суметь завоевать себе «место под солнцем», но и умело воспользоваться правом  на дальнейшее развитие. Можно сделать вывод, что именно сейчас в условиях достижения положительных результатов работы и в относительно стабильных условиях рынка, в целях развития компании есть все предпосылки для применения в своей работе  принципов Всеобщего управления качеством.

Перед малым предприятием встает вопрос, «с чего начать и как проводить применение методологии TQM?». Во-первых, необходимо изучить стандарты серии ИСО 9000. Новая версия стандартов ИСО 9000 базируется на основополагающих принципах управления качеством, близких к концепции всеобщего управления качеством. TQM по сравнению с ИСО 9000, существенно расширяет понятие системы качества за пределы предприятия, в то время как МС ИСО устанавливает определенный минимум  универсальных требований, который должен быть соблюден для обеспечения качества. Эти требования могут быть в той или иной степени применены в практической деятельности любой организации. Нужно отметить, что при этом концепция стандартов ИСО серии 9000 не является альтернативой концепции TQM. Эти  два вида концепций выступают в качестве партнеров в достижении единой цели, но только на разных стадиях движения предприятия к качеству. При этом основой выступает МС ИСО, а эволюционным развитием TQM, которая предоставляет руководителям организаций широкий набор конкретных подходов и методов для выполнения требований, установленных стандартом ИСО. Таким образом, стандарты ИСО 9000 описывают модель системы менеджмента качества, которая позволяет реализовывать основные принципы TQM в практической деятельности предприятия. Следовательно, внедрение СМК по стандарту ИСО 9000  можно рассматривать в качестве первого  практического шага для внедрения концепции всеобщего управления качеством (TQM). Во-вторых, нужно создать и затем совершенствовать систему управления качеством, используя методы TQM. Это имеет отношение, прежде всего к тем предприятиям, которые не намерены ограничиваться сертификацией системы качества на соответствие требованиям стандартов ИСО 9000, а планируют развивать ее на пути к всеобщему управлению качеством (TQM). В-третьих, систематически проводить самооценку предприятия в целях сокращения отставания от лидеров рынка.

На предприятиях малого бизнеса, сроки внедрения СМК могут быть сокращены. Важным моментом при внедрении системы менеджмента качества является дать четкое понимание руководителю и всем сотрудникам, какие выгоды может получить предприятие от данного процесса, что дает сертификация. На мой взгляд, можно выделить внешние и внутренние преимущества. К внешним можно отнести:

- повышение конкурентоспособности предприятия на внутреннем рынке;

- повышение доверия к себе потребителя и придание уверенности в качестве продукции;

- улучшение имиджа компании, получение преимуществ в конкурсах;

- малый бизнес зачастую зависит от финансовых организаций, которые рассматривают сертификацию как фактор снижения риска для инвестирования и кредитования. Наличие сертификата может сыграть роль доброго имени (goodwill) предприятия.

К внутренним выгодам можно отнести:

- постепенный рост всех показателей бизнеса (прибыль, рентабельность и т.д);

- четко сформулированные и прописанные стратегия, цели компании  дадут возможность понять куда идти, зачем идти. Можно будет различить барьеры на пути развития и новые возможности. Это придаст прогнозируемость, системность, скоординированность в работе компании;

- повышение управляемости организацией за счет прописанных процедур по разделению ответственности и полномочий. Возможность выявить наиболее инициативных и ответственных работников. Снижение уровня авторитарности  руководителя в управлении и  возможность сотрудникам принимать больше самостоятельных решений;

- снижение доли брака за счет поэтапного контроля качества продукции на всех стадиях производственного цикла, тотальный контроль качества;

- возможность совершить прорыв, если рассматривать маркетинг не как  процесс сбыта продукции, а как способ узнать, какой должна быть продукция, чтобы ее купили. За счет того что предприятие малое, службе маркетинга легче осознать миссию, ориентированную не на желание продать то, что предприятие может произвести, а на необходимость произвести то, что требуется клиенту.

В случае успешного внедрения СМК, прохождения сертификации,  организации рекомендовалось бы не останавливаться на достигнутом, а продолжать совершенствовать систему менеджмента качества на пути к Всеобщему управлению качеством, используя методы TQM.


Библиографический список
  1. К ВОПРОСУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЯХ ПРОТИВ РОСИИ Максимцев И.А., Локшина Э.Х., Демидова Л.Г., Куганов В.Г., ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2015. 7. С. 5-8.
  2. Джордж С, Ваймерскирх А., Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых спешных компаниях (TQM). — СПб.:Виктория плюс,2002 г.– С. 25

 



Все статьи автора «Ивашкин Георгий Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: