УДК 338.45

ВКЛАД НЕФТЯНОГО СЕКТОРА В ДИНАМИКУ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОССИИ

Дробот Елена Валерьевна1, Новикова Анастасия Алексеевна2
1Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, заведующий кафедрой таможенного дела и внешнеэкономической деятельности, канд. экон. наук, доцент
2Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, студентка по направлению подготовки бакалавриата 38.03.01 «Экономика», профиль «Торговая политика»

Аннотация
В данной статье дана оценка вклада нефтяного сектора в динамику макроэкономических показателей России. Проведен анализ нефтяных доходов в федеральном бюджете за 2014-2016 года. Авторы рассматривают состояние нефтяного комплекса Российской федерации и предлагают варианты его улучшения.

Ключевые слова: вывозная таможенная пошлина, нефтедобыча, нефтяная отрасль, нефтяной налоговый маневр, российская экономика, федеральный бюджет, цены на нефть


CONTRIBUTION OF THE OIL SECTOR INTO DYNAMICS OF MACROECONOMIC INDICATORS OF RUSSIAN ECONOMY

Drobot Elena Valrievna1, Novikova Anastasia Alekseevna2
1Vyborg branch of the Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation, Head of the customs and foreign economic activity department, PhD in economics, assistant Professor
2Vyborg branch of the Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation, student of the direction of bachelor degree preparation 38.03.01 "Economy", Trade policy profile

Abstract
In this article the assessment of the oil sector contribution into dynamics of macroeconomic indicators of Russia is carried out. The analysis of oil revenues in the federal budget for 2014-2016 is given. The authors evaluate the conditions of the oil complex in Russian Federation and offer options of its improvement.

Keywords: export customs duty, federal budget, oil industry, oil prices, oil production, oil tax maneuver, Russian economy


Библиографическая ссылка на статью:
Дробот Е.В., Новикова А.А. Вклад нефтяного сектора в динамику макроэкономических показателей России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/07/12174 (дата обращения: 26.05.2017).

Введение

Экономический рост и благосостояние большинства стран во многом зависят от уровня развития нефтедобывающей промышленности. Проблемы формирования процессов, оказывающих большое влияние на результативность работы нефтедобывающих компаний, считаются более важными для стабилизации экономик нефтедобывающих стан.

Несомненно, при эксплуатации нефтяных месторождений трудность увеличения эффективности нефтедобычи обретает огромное значение для экономики. Для решения этих проблем следует сформировать конкретные организационные и экономические условия в нефтяной отрасли, что даст возможность улучшить мировой рынок нефти.

Нефтедобыча в течении последних пяти лет в 2 раза увеличила прирост новых запасов, что способно послужить причиной быстрого исчерпания нефтяных ресурсов. Можно заметить, что большую актуальность обретает стимуляция инновационно-инвестиционной деятельности нефтедобывающих компаний и промышленное освоение истощенных нефтяных месторождений малыми предприятиями.

Целью данного исследования является оценка вклада нефтяного сектора в динамику развития макроэкономических показателей России и определение приоритетных направлений совершенствования нефтяной отрасли.

Структура нефтяного комплекса Российской Федерации

Нефтяная индустрия Российской Федерации – это стратегически значимая часть в нефтяном комплексе, обеспечивающая все отрасли экономики и жителей широким набором моторных видов топлива, горюче-смазочных материалов, и иными нефтепродуктами. России принадлежит примерно 13 % мировых запасов нефти, 10 % объемов добычи и 8,5 % её экспорта [1].

Итог работы нефтяного комплекса в данный момент считается главной основой для строения платежного баланса России, укрепления курса национальной валюты, а так же имеет большое значение для борьбы с кризисными явлениями.

Экономике России и развитию отрасли важны вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), на долю которых приходится около 90 % всей добычи нефти. Стоит отметить, что 36% производства приходится на Роснефть.

Таблица 1 - Результаты работы ВИНК РФ 2014 г.

Компания

Основной акционер

Добыча нефти и конденсата, млн т

ОАО НК «Роснефть»

Государство

190,9

ОАО «ЛУКОЙЛ»

Частная

86,57

ООО «Газпромнефть»

Государство

33,64

ОАО «Сургутнефтегаз»

Частная

61,43

ОАО «Татнефть»

Частная

26,53

ОАО АНК «Башнефть»

Государство

17,94

ОАО НГК «Славнефть»

Государство

16,19

ОАО НК «РуссНефть»

Частная

8,55

ВИНК Всего

441,75

Всего по РФ

526,74

Источник: Чертенков, М. В. Опыт применения расширяющихся систем для ликвидации интервалов негерметичности эксплуатационных колонн в ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» / М. В Чертенков,  Н.А. Веремко, Э.В. Сорокин //  Бурение и Нефть. – 2016. – №3. – С. 40-44.

 На протяжении долгих лет нефтяной комплекс является основой национальной экономики и входит в число главных народнохозяйственных комплексов. В настоящее время он предоставляет практически полное обеспечение пользования первичных энергоресурсов (2/3) и их производство (4/5). На долю нефтяного комплекса приходится 12% промышленного производства России и 3% занятого в нем населения. На сегодняшний день нефтяная промышленность является, главной экономикообразующей отраслью.

Для Российской Федерации нефтяной комплекс является одной из главных отраслей в национальной экономике, имеет огромное значение в развитии страны, и от эффективности его функционирования на современном этапе зависит успех решения множества государственных, социальных и экономических проблем.

Анализ динамики нефтяных доходов в федеральном бюджете

В  2014 г. цены на нефть упали практически в 2 раза (со 100—110 долларов за баррель до 65 долларов за баррель), но всё равно налоги и сборы с нефтегазового сектора являлись главным источником дохода для бюджета нашей страны.  Возможности ликвидации нефтезависимости не было в условиях снижения промышленного производства и потребительского сектора, а так же при отсутствии реформ [2].

Нефтяные котировки на мировых рынках находились под давлением. Заниженная стоимость нефти тянула за собой  курс рубля. Но, не смотря на это, дешевый рубль — это не проблема, а спасение для российского правительства: не смотря на низкую цену нефти бюджет не  опустеет. Упадок стоимости барреля несильно изменил состояние нефтегазового сектора, являющегося  главным составляющем федеральной казны.

В I полугодии 2015 года в бюджет Российской Федерации было перечислено 6,6 трлн руб., где налог — 3,6 трлн руб., таможенные сборы — 2,3 трлн руб. Стоит отметить, что один из главных налогов — это налог на добычу полезных ископаемых, а с 1 января этого года в действие вступил налоговый маневр, благодаря которому тяжесть фискальной нагрузки для нефтяников смещается с таможенных пошлин именно на НДПИ.

За первую половину 2015 года нефтегазовые доходы составили 3 трлн. руб., что составляет 45% всего бюджетного дохода, за этот же период в 2014 году – 3,7 трлн. руб. (или 52%). Как можно заметить, взнос в федеральный бюджет от нефтяной отрасли не сильно упал.

Нефтяная отрасль в России может снова приносить больший доход, нежели приносит с начала 2016 года, однако она никогда уже не будет локомотивом роста доходов бюджета.

Нефтяные цены вряд ли будут ниже 40 долларов за баррель  в 2016 году и ниже 50 в 2017 и в 2018 году, но восстановление цен до уровня выше 50 и тем более – выше 60 долларов за баррель маловероятным. Хотя для 2019-2020 года вероятны ценовые всплески вплоть до 100 долларов за баррель и выше. Все будет зависеть от соотношения спроса и предложения.

Нефтяные доходы России потенциально могут вырасти – по сравнению с первым кварталом 2016 года, учитывая, насколько низкие сейчас цены на нефть. Но в целом рассчитывать на восстановление доходов на уровне 2014 года нет никаких оснований. Кроме того, отрасль будет требовать снижения налоговой нагрузки, поэтому в целом доход в ней при постоянных ценах неизбежно будет снижаться.

Нефтегазовые доходы России в начале 2016 года значительно – почти на треть – сократились в сравнении с доходами за аналогичный период 2015 года. Поступления в федеральный бюджет России из этого источника за два месяца 2016 года упали почти на 32 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 687,68 млрд рублей.

Таким образом, для Российской Федерации нефтяной комплекс является одной из главных отраслей в национальной экономике, имеет огромное значение в развитии страны.

Налог на добычу полезных ископаемых  – налоговый маневр Российской Федерации

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) входит в число самых «молодых» налогов в Российской Федерации, который был введен в российскую налоговую систему 1 января 2002 г.

Так же очень большое значение в системе налогообложения нефтяного сектора имеет вывозная таможенная пошлина на нефть, которую ещё называют экспортной.

Первый нефтяной налоговый маневр был осуществлен в период 1995-1996 гг., когда пошлины на нефть в условиях неплатежей и бюджетного дефицита играли фискальную роль.

Вторым нефтяным маневром стало введение 2011 г., так называемой системы «60-66-90-100», которая создала дополнительные стимулы для добычи и глубокой переработки нефти. Основа этого маневра – снижение коэффициента для расчета таможенной пошлины на нефть на нефть с 65% до 60% и выравнивание пошлин на светлые и темные нефтепродукты на уровне 66% [3].

Незадолго до выхода постановления Правительства РФ от 26 августа 2011 г. №716, запускающего систему «60-66», была установлена пошлина на бензин в размере 90% от пошлины на нефть (на тот момент временная). Также постановлением ставка экспортной таможенной пошлины на темные нефтепродукты с 1 января 2015 была установлена в размере 100% от ставки пошлины на нефть (т.е. выравнивание пошлин на нефть и темные нефтепродукты) для стимулирования процесса модернизации. Поэтому второй налоговый маневр в конечном итоге стал называться «60-66-90-100» и получил прозвище «телефонный номер». Важным моментом здесь является то, что государство индексировало НДПИ и акцизы, компенсируя для себя выпадающие доходы бюджета.

Целями второго налогового маневра были снижение фискальной роли экспортных пошлин с перекладыванием нагрузки в пользу НДПИ и сокращение части неэффективного экспорта нефтепродуктов в пользу экспорта сырой нефти.

В 2013 г. был реализован третий – малый налоговый маневр. При реализации малого налогового маневра была опробована система одновременного изменения ставок пошлин и НДПИ.

В 2015 г. в нефтяном секторе начата структурная реформа системы налогообложения нефтяного сектора, реализация так называемого «большого налогового маневра» – системы мер, предусматривающей значительное снижение экономической роли экспортных пошлин и повышение роли налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

В соответствии с ним базовая ставка НДПИ при добыче нефти поэтапно повышается с 493 руб. за тонну в 2014 г. до 919 руб. в 2017 г.  [4, c. 45].

Ожидается, что предельная ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть снизится с 59% в 2014 году до 30% в 2017 году.

 Помимо этого положения Закона, учитывают снижение уровня ставки вывозной таможенной пошлины на светлые нефтепродукты (включая бензин) и повышение — на темные нефтепродукты, сохраняя «привязку» к экспортной нефтяной таможенной пошлине.

Предварительный анализ последствий реализации налогового маневра, сделанный по итогам I квартала 2015 года, показывает, что  проведение маневра не привело к негативным последствиям для секторов нефтедобычи и нефтепереработки и не повлекло за собой дополнительных бюджетных потерь (см. табл. 2).

Таблица 2 - Производство и экспорт нефти и нефтепродуктов в 2012-2015 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

2012

2013

2014

2015

 I полугодие

Добыча нефти, включая газовый конденсат

101,3

100,9

100,7

101,1

Экспорт нефти

98,2

98,6

94,4

106,8

Первичная переработка нефти

104,9

102,7

104,9

98,6

Производство автомобильного бензина

104,3

101,3

98,8

102,6

Производство дизельного топлива

98,7

103,1

107,4

99,0

Производство топочного мазута

101,6

103,3

102,0

94,1

 Источник: Росстат, Минэнерго России.

Проанализировав таблицу 3, мы видим, что снизилось производство мазута и возрос экспорт сырой нефти. По этим данным уже можно делать выводы о применении налогового маневра.

Предложения по улучшению состояния нефтяного комплекса Российской Федерации

Российская Федерация обладает крайне внушительными резервами нефти, дающими возможность сохранять высокие уровни ее добычи и экспорта на протяжении многих лет. Совершенствование нефтяной промышленности, в качестве составляющей мирового нефтяного рынка связано с улучшением правил пользования недрами; упорядочивание межкорпоративных отношений; активизацией диалога между регионами и крупными компаниями; повышение конкурентоспособности нефтяной отрасли; формирование новой системы налогообложения.

На перспективное развитие нефтяного сектора могут влиять объективное ухудшение условий добычи нефти, снижение запасов производства и истощение запасов на действующих месторождениях и более высокие затраты на разработку новых. Поэтому в первую очередь необходимы: углубленная разработка действующих месторождений, освоение новых месторождений, освоение нетрадиционных запасов нефти на суше (сланцевая нефть), а также освоение морских месторождений.

В данный момент существует ряд приоритетных направлений совершенствования нефтяной отрасли:

  1. реализация перспективных проектов строительства трубопроводов;
  2. стимулирование инвестиций в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры;
  3. формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти;
  4. разработка месторождений на шельфе;
  5. повышение эффективности использования энергетических ресурсов в отраслях  экономики;
  6. стимулирование внедрения перспективных технологий добычи и переработки нефти [5, c. 10].

Следует отметить, что в настоящее время идет переориентация международных экономических отношений России, и следует обратить внимание на основное интеграционное объединение для Российской Федерации – ЕАЭС. Совершенствование внутреннего энергетического рынка в предстоящий период будет в значительной степени определяться направлениями и темпами процессов формирования общих энергетических рынков ЕАЭС. Сейчас в ЕАЭС входят России, Белоруссии Казахстан, Армения и Киргизия.

20 мая 2016 г. в Армении состоялось очередное заседание Евразийского межправительственного совета, на котором была принята Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов к 2025 году (далее – Концепция). Согласно Концепции, участники ЕАЭС должны к 2025 году перейти на полностью рыночные цены на нефть и нефтепродукты во взаимной торговле, в том числе через биржевые торги. Транспортные тарифы (по трубопроводам и железной дороге) должны быть недискриминационными, а требования к качеству нефти и нефтепродуктов — унифицированными. Предполагается отказаться от существующей сейчас системы балансов (заранее согласованных годовых объемов поставок) и экспортных пошлин. Кроме того, участники должны в пределах пропускной способности обеспечивать поставку нефти и нефтепродуктов из-за пределов ЕАЭС как в любое государство союза, так и на экспорт за его пределы. Иными словами, речь идет о полностью либерализованном рынке.

Важная роль в совершенствовании нефтяной отрасли отводится темпам технологического прогресса в этой отрасли. Имеется существенный потенциал дополнительной добычи нефти на действующих месторождениях в результате повышения коэффициента извлечения нефти на основе применения современных методов увеличения нефтеотдачи. В данный момент показатель извлечения нефти в Российской Федерации составляет всего лишь 28%, что значительно ниже среднего мирового уровня.

Немаловажной ролью обладает потенциал нефтепереработки, который по своему технологическому уровню существенно отстает от уровня развитых стран. Сейчас глубина переработки нефти в Российской Федерации составляет всего 74%, в то время как в ведущих промышленно развитых странах она находится на уровне 90–95%. Увеличение глубины переработки даст возможность исполнять внутренние потребности в моторном топливе при наименьшем потреблении нефти.

Последующее преобразование нефтяного сектора требует формирования и определенных налоговых условий. В первую очередь, нужна структурная реформа системы налогообложения нефтяного сектора, в том числе уменьшение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и увеличение НДПИ. Первоначальным шагом структурной реформы оказался налоговый маневр, который предусматривает уменьшение предельной ставки экспортной пошлины на нефть.

Уменьшение экспортных пошлин снизит субсидирование нефтеперерабатывающего сектора, что даст серьезные стимулы к модернизации и увеличению глубины переработки нефти.

По мимо этого, сокращение экспортных пошлин принесет положительный результат, как сокращение субсидирования других стран ЕАЭС. Так же увеличение стоимости цен внутри страны на нефть и нефтепродукты и их приближение к мировому уровню в следствии снижения экспортных пошлин приведут к нужным ценовым ориентирам для субъектов рынка и увеличат стимулы к росту энергоэффективности.

После этого улучшить состояние нефтяного комплекса может введение на новых месторождениях особого налога на дополнительный доход (НДД) с прогрессивной ставкой, зависящей от уровня доходности проекта.

Введение НДД даст возможность увеличить дифференциацию налоговой нагрузки и сделать  благоприятные  условия для инвестиций в освоение новых месторождений.

Введение санкций в сторону российской нефтяной отрасли, включающие ограничения на поставку в Россию оборудования и технологий глубокого бурения, разработки месторождений на арктическом шельфе и добычи сланцевой нефти, делает необходимым развитие импотрозамещения в данной области, создание собственной технической и технологической базы, обеспечивающей реализацию сложных проектов в нефтедобыче.

Большое значение для дальнейшего развития нефтяного сектора имеет создание условий для расширения деятельности  малых и средних компаний.

Сейчас сектор малых и средних нефтедобывающих предприятий в России развит крайне слабо. Структура российского нефтяного сектора характеризуется преобладанием крупных вертикально интегрированных компаний.

Сложившаяся система государственного регулирования нефтедобывающего сектора в основном ориентирована на крупные компании. Развитие сектора малых и средних нефтедобывающих компаний требует формирования организационно-правового режима, включая снижение барьеров при предоставлении в пользование участков недр.

Реализация перечисленных мер будет способствовать решению таких стратегически важных задач для развития нефтяной отрасли, которые должны быть приоритетными на данный момент, как:

  1. поддержание уровня добычи нефти, способного обеспечивать максимальный и устойчивый экономический эффект;
  2. глубокое развитие нефтепереработки и транспортной инфраструктуры для обеспечения внутренней и экспортной потребности в нефти;
  3. более рациональное использование нефтяных запасов [6].

В перспективе развитие нефтяной промышленности России связано с необходимостью переориентировать отрасль на внутренний рынок, усилить контроль добычи углеводородных ресурсов в третьих странах.


Библиографический список
  1. Развитие нефтегазового комплекса в России за 2014 год. [Электронный ресурс]. URL:  http://www.ra-national.ru/sites/default/files/other/neftegaz_2014.pdf.
  2. Динамика цен на нефть Brent. [Электронный ресурс]. URL: http://www.finanz.ru/birzhevyye-tovary/neft-cena
  3. Нефтяные налоговые маневры: что дальше? [Электронный ресурс]. URL: http://vygon.consulting/products
  4. Бобылев Ю. Н. Налоговый маневр в нефтяной отрасли // Экономическое развитие России. –  2015. – № 8. – С.45.
  5. Кузнецова А.Н. Нефтяная промышленность как составляющая мирового рынка нефти: современное состояние и перспективы развития // Таврический научный обозреватель. – 2015. – №3. – С. 10.
  6. Есть ли будущее у сектора российских независимых нефтяных компаний? – М.: Энергетический центр Московской школы управления «Сколково», 2014.


Все статьи автора «Елена Валерьевна Дробот»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: