УДК 336.34

ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО АКТИВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Грибанов Алексей Валентинович
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
кандидат экономических наук доцент кафедры Экономики и управления

Аннотация
В статье определены особенности развития предпринимательской активности в России. Выделены особенности инноваций и инновационных решений в организации предпринимательской деятельности современных предпринимательских структур.

Ключевые слова: инновации, предпринимательство


ECONOMIC-ORGANIZATIONAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE COMPANIES

Gribanov Alexey Valentinovich
Saint-Petersburg humanitarian University of trade unions
candidate of economic Sciences associate Professor of Economics and management

Abstract
The article identifies the features of entrepreneurial activity in Russia. Highlighted features of innovation and of innovative solutions in business organization modern business structures.

Библиографическая ссылка на статью:
Грибанов А.В. Экономико-организационные проблемы развития инновационно активных предприятий // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11393 (дата обращения: 30.09.2017).

Конкурентоспособность в широком смысле слова – это оценочная категория, которая характеризует возможность объекта оценки удачно соперничать. Т. е. выражения о конкурентоспособности страны, компании, продукта либо цены на этот продукт, могут быть идиентично корректны. Все находится в зависимости от определенной ситуации и задач, для которых употребляется понятие “конкурентоспособность”.

Кконкурентоспособность это относительная оценка возможности удачно соперничать на рынке за ограниченный платежеспособный спрос. При всем этом можно говорить о конкурентоспособности отдельных товаров либо компании в целом.

Высочайшая конкурентоспособность значит, что продукт либо компания потенциально могут с высочайшей большой долей вероятности рассчитывать на коммерческий успех на данном рынке. Низкая оценка конкурентоспособности обычно предполагает малую возможность потенциального коммерческого успеха.

В реальной жизни конкурентоспособность компании и производимых ею товаров тесно переплетены. Так, низкая конкурентоспособность продукта может компенсироваться конкурентными преимуществами компании (в форме использования для продукта, пользующегося популярностью бренда, или действенных каналов продаж), обеспечивая коммерческий успех на определенном рынке, и напротив.

По М. Портеру, конкурентоспособность можно обеспечить 2-мя методами:

1) Достигнуть лидерства в издержках;

2) Через дифференциацию продукта.

Конкурентоспособность предприятия – это его преимущество по отношению к другим компаниям данной отрасли изнутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является неотъемлемым качеством компании, это значит, что конкурентоспособность компании может быть оценена исключительно в рамках группы компаний, относящихся к одной отрасли, или компаний, выпускающих подобные продукты (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сопоставлением меж собой этих компаний субъектов рынка как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка    сообщества.

Таким образом, конкурентоспособность компании – понятие относительное: одна и та же компания в рамках, к примеру, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка либо его сектора – нет. Оценка степени конкурентоспособности, т. е. выявление нрава конкурентоспособного достоинства компании по сопоставлению с другими фирмами, заключается сначала в выборе базисных объектов для сопоставления, другими словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны либо за ее пределами

Такая фирма-лидер должна владеть последующими параметрами:

- соизмеримостью черт выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;

- соизмеримостью частей рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

- соизмеримостью фазы актуального цикла, в какой работает компания.

Таким образом, конкурентное преимущество одной компании над другой может быть оценено тогда, когда обе компании удовлетворяют схожие потребности покупателей, относящиеся к схожем им секторам рынка. При всем этом компании находятся приблизительно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В этом случае, если данные условия не соблюдаются, сопоставление будет неправильным.

Цель инновационного предпринимательства в вузовском секторе науки состоит в коммерциализации результатов фундаментальных и прикладных исследований. Одна из форм инновационного предпринимательства – это МИПС. Между наукой, производством и рынком данные субъекты играют связующую роль, выполняя заказы, ориентированные на исследования и разработки, а также осуществляющие их продвижение на рынок. Вложенные в МИПС средства, способствуют увеличению сбора налогов и повышению занятости населения. Помимо того, что малые предпринимательские структуры обеспечивают рост доходов бюджета, занятости населения, ускорение процессов реструктуризации отраслей и реформирование крупных предприятий, они способствуют внедрению эффективных механизмов взаимодействия крупных и малых форм бизнеса, встраиванию технологических процессов для производства необходимых комплектующих изделий, а также оказанию всевозможного спектра услуг.

В настоящее время удельный вес российских МИПС составляет 6% от общего числа субъектов малого бизнеса. Это обусловлено тем, что научно-технические разработки (НТР) дали малым высокотехнологическим и внедренческим предпринимательским структурам современную технику, которая соответствует их размерам и позволяет вести разработки и производство на более высоком техническом уровне и не требует существенных затрат .

В общем виде МИПС – это хозяйствующие субъекты, характеризующиеся адаптивностью и независимостью, призваны решать задачи по структурной перестройке производства, по расширению международно-технического сотрудничества и росту престижа государства на мировом рынке на базе разработки, освоения и реализации нововведений и создания обстановки восприимчивости инноваций. Создаваемые на базе ВУЗов, МИПС являются связующим звеном между реальным сектором экономики и наукой государства, так как данные структуры осуществляют реализацию наиболее рискованных инноваций, способствуя переходу отечественной экономики на новый технологический уклад.

Большинство МИПС осуществляют деятельность в форме центров передачи технологий и УНИК (учебно-научно-инновационных комплексов), а также в форме студенческих бизнес-инкубаторов. Исследование современного положения российских МИПС сегодня является актуальной темой, так как лишь от 15 до 20% государственных ВУЗов занимаются инновационной деятельностью.

В свое время серьезным стимулом для развития инновационной деятельности в среде высшего образования стала реализация инновационных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Большинство ВУЗов-победителей проекта смогли существенно усилить инновационный компонент, связанный с разработкой и коммерциализацией научно-технических новшеств, благодаря значительным бюджетным средствам и несмотря на то, что основной акцент был сделан именно на образовательный компонент.


Библиографический список
  1. Заборовская О.В., Дегтерева В.А., Баранова И.В. Тенденции развития сферы услуг в постиндустриальной экономике // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2008. – Т. 3-1. – №58. – с. 60-69.
  2. Заборовская О.В. Формирование и развитие человеческого капитала в регионе. СПб, 2005.
  3. Надежина О.С., Мерзлова М.П. Проблемы развития интеллектуального потенциала населения России на современном этапе: финансовый аспект / в сборнике трудов «Финансовые решения XXI века: теория и практика» / Сборник научных трудов 16-й Международной научно-практической конференции. – СПб: изд-во Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, 2015. – с. 141-143.
  4. Чибинев, В. М. Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур на основе развития торговой марки : монография/В. М. Чибинев, А. И. Шлафман. СПб.: Лема, 2008 (СПб.). 190 с.
  5. Шлафман А.И. Методические основы оценки эффективности государственного регулирования интеграционной деятельности предприятий//Мир экономики и права. 2011. № 4. С. 4-13.


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: