ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА

Давлетшина Юлия Маратовна1, Кауфман Наталья Юрьевна2
1Сургутский государственный университет, студент 2 курса кафедры Управление персоналом
2Сургутский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры Управление персоналом

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников на рынке труда. Не всегда молодые специалисты в полную меру соответствуют требованиям, которые выдвигает перед ними современный рынок труда и очень часто ожидание выпускников и требования работодателей расходятся.

Ключевые слова: вузы, работодатели, рынок труда, специалисты, трудоустройство


PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF GRADUATES IN LABOUR MARKET

Davletshina Yulia Mikhaelovna1, Kaufman Natalia Yurievna2
1Surgut state university, 2nd year student of the Department of personnel Management
2Surgut state university, candidate of economic Sciences, senior lecturer of the Department of personnel Management

Abstract
In the article the problems of employment of graduates in the labour market. Not always young professionals in full measure correspond to the demands set before them the modern labor market and very often the expectation of graduates and requirements of employers differ.

Библиографическая ссылка на статью:
Давлетшина Ю.М., Кауфман Н.Ю. Проблемы трудоустройства выпускников на рынке труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/02/10807 (дата обращения: 11.03.2024).

Выпускники обучаются в различных учреждениях, для того, чтобы получить знания и профессию и в будущем устроиться на хорошую работу, которая будет приносить не только высокий доход, но и эмоциональное удовлетворение. Но очень часто, будущие студенты, выбирая вуз и профессию, не учитывают ситуацию на рынке труда. А, чтобы не было проблем с трудоустройством, после окончания вуза, необходимо учитывать не только интерес к выбранной профессии, но и ее востребованность [1].

В наше время к наиболее востребованным профессиям на рынке труда можно отнести IT-специалистов, так как сейчас нашу жизнь просто невозможно представить без компьютера. Если верить исследователям, то компьютеризация с каждым годом будет постоянно возрастать, а следовательно, будет увеличиваться и спрос на профессионалов, которые разрабатывают программное обеспечение, занимаются тестированием, проектировкой, обслуживают и прокладывают локальные сети. Такие специалисты, как: программисты, системные администраторы, и др. будут всегда относиться к самым востребованным и высокооплачиваемым профессиям в России. К следующим по востребованности относятся специалисты, работающие в сфере строительства, такие как: архитекторы, инженеры, машинисты строительной техники и др. будут востребованы всегда и везде, потому что именно они, постоянно строят жилые дома и другие современные здания и сооружения. Не менее востребованы специалисты, относящиеся к сфере образования и медицины, так как всегда нужны врачи и учителя, без которых не сможет обойтись ни одна страна в мире. Так же в настоящее время не хватает рабочих профессий, потому что большинство людей стремятся закончить университет и получить высшее образование, а то и несколько высших образований, для того чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу и занимать руководящие посты, работая в теплом помещении с документами, используя интеллектуальный труд. Следовательно, очень мало профессионалов, которые трудятся физически, именно поэтому в последнее время таких рабочих как: слесарей, сварщиков, токарей, монтажников, технологов и т.п. катастрофически не хватает [2].

Очень часто происходит так, что большинство выпускников не могут устроиться на работу, не говоря уже о трудоустройстве по профессии, которой они обучались, потому что не всегда молодые специалисты в полную меру соответствуют требованиям, которые выдвигает перед ними современный рынок труда.

Все начинается в старших классах школы. У многих выпускников существует проблема профессионального самоопределения, потому что при выборе профессии, они не «смотрят в будущее», не представляя где смогут работать, и будут ли востребованы на рынке труда.

Главные проблемы трудоустройства заключаются в противоречиях между ожиданиями выпускников и потребностями работодателей. Работодатели предпочитают брать на работу молодых специалистов с высоким качеством образования и опытом работы, а выпускники с красным дипломом, но без трудового стажа удивляются, почему они никуда не могут устроиться. Молодые люди, только что закончившие вуз, предъявляют такие требования как: высокая заработная плата, комфортное рабочее место, четко прописанные инструкции и т.п., а работодатели в свою очередь возмущены завышенными требованиями молодых специалистов без опыта работы. Неизвестно ведь, что еще получится из такого работника, будет ли он применять полученные в процессе обучения знания и сможет ли эффективно работать для достижения целей организации. Работодатели обвиняют вузы в том, что они формируют у студентов фальшивое представление о реальности, речь идет о том, что затраты на обучение студентов в дальнейшем окупятся, благодаря высокооплачиваемой работе и что они без труда смогут устроиться по своей специальности. Обычно работодателям крупных компаний приходится отправлять молодых специалистов на разные курсы повышения квалификации [3].

Студенты, учась на последних курсах сами ищут себе работу, и устраиваются в основном не по специальности. Но не все учащиеся могут совмещать учебу с работой, так как это ухудшает качество их образования [4].

В наше время существует проблема с практикой для студентов. Очень часто происходит так, что они устраиваются во время прохождения практики в какую-нибудь организацию, но вместо того, чтобы изучать работу по своему профилю, занимаются совершенно не нужными делами, потому что сотрудники, к которым прикреплены практиканты, не хотят тратить на них время, и просят посидеть в сторонке и просто не мешать работать.

Минобрнауки предлагает работодателям создать профильные организации по трудоустройству выпускников. По их мнению студенты, начиная со второго курса, должны проходить практику на предприятиях и повышать квалификацию выбранной специальности [5].

Так же, с 1 июля 2016 года (в соответствии с законом «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 ФЗ «Об образовании в РФ» (от 2 мая 2015 года), будут применены профстандарты, специалисты считают, что именно эта программа поможет сблизить квалификацию выпускников, и ожидания работодателей. Она будет направлена на решение проблемы востребованных профессий. Например: приезжим медицинским работникам, будет выделяться служебное жилье, с правом последующего выкупа по ипотеке, либо компенсироваться плата за аренду квартиры [6].

Сотрудничество работодателей и вузов необходимо, чтобы сократить безработицу среди выпускников. Предприятие должно подготавливать заявки в вузы на тех специалистов, которые им нужны, обеспечивать студентам реальную производственную практику, а взамен, получать высококвалифицированных специалистов.

Целевое обучение тоже является одним из путей решения проблем трудоустройства выпускников, так как студент, закончивший вуз по направлению, обязан отработать на предприятии, с которым был заключен договор, 3 года, что обеспечивает гарантированное трудоустройство и получение трудового стажа.

Нужно более лояльно относиться к студентам, которые недавно окончили высшее учебное заведение, не требовать от них опыта работы, а дать возможность проявить себя и показать какие они работники, ведь будущее России зависит от молодых специалистов и от того, насколько они будут востребованы на рынке труда.


Библиографический список
  1. Журба, А. Востребованные профессии в России. Список востребованных профессий в будущем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/132960/vostrebovannyie-professii-v-rossii-spisok-vostrebovannyih-professiy-v-rossii-v-buduschem (дата обращения: 12.12.2015).
  2. Корчагина, Г. Трудоустраиваем и продвигаем по карьере. Проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://100career.ru/articles/17951 (дата обращения: 13.12.2015).
  3. Потапова, К. Трудные трудовые будни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2015/51/trudnyie-trudovyie-budni/ (дата обращения: 12.12.2015).
  4. Минобрнауки займется трудоустройством выпускников вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vsesmi.ru/news/6526849/10472477/ (дата обращения: 13.12.2015).
  5. Рязанцева, Л. В.  Анализ сфер занятости выпускников вузов и проблемы их трудоустройства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/05_2011/08.pdf (дата обращения: 13.12.2015).
  6. Андриянова, А.А. Гарифуллина А.Ф. Проблемы трудоустройства молодежи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://novainfo.ru/archive/30/problemy-trudoustroystva-molodezhi (дата обращения: 13.12.2015).


Все статьи автора «Кауфман Наталья Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: