УДК 334.72

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Мусостова Дещи Шамсудиновна1, Бисаева Дания Исаевна2
1Чеченский Государственный Университет, старший преподаватель кафедры «Экономика предприятий»
2Чеченский Государственный Университет, студентка 3 курса Факультета экономики и финансов

Аннотация
В данной статье рассмотрено, становления развитых экономик мира. Мы знаем, что именно малый и средний бизнес, создает новые рабочие места, снижает уровень социальной напряженности и экономического неравенства, увеличивает число собственников и обеспечивает тем самым формирование среднего класса – основного гаранта политической стабильности в обществе. Малые предприятия без значительных капитальных затрат могут переориентировать производство на вновь возникающие потребности. Предпринимательство в малых формах обеспечивает высокую скорость оборота капитала и тем самым - высокую эффективность вложенных средств, снижение производственных издержек и потерь, простую организационную структуру управления.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, развитие малого предпринимательства, структура управления, экономика


DEVELOPMENT PROBLEMS OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

Musostova Deshi Shamsudinovna1, Bisaeva Daniya Isaevna2
1Chechen State University, senior teacher of Business economics chair
2Chechen State University, 3d year student of Faculty of economy and finance

Abstract
This article considers formation of developed economies of the world. We know that small and medium business, creates new workplaces, reduces the level of social tension and economic disparity, the number of owners increases and thereby forming middle class – the main guarantor of political stability in society. Small enterprises without considerable capital costs can reorient production on again arising requirements. The entrepreneurship in small forms provides the high speed of a capital turnover and by that - outstanding performance of invested funds, decrease in production costs and losses, as well as, simple organizational structure of management.

Keywords: development of small entrepreneurship, economy, entrepreneurship, management structure, small business.


Библиографическая ссылка на статью:
Мусостова Д.Ш., Бисаева Д.И. Проблемы развития малого бизнеса в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10662 (дата обращения: 30.09.2017).

Опыт развития малого предпринимательства за рубежом и в России показывает, что новые формы собственности при соответствующем уровне организации, большей самостоятельности и гибкости могут стать действенным фактором смягчения социальной напряженности и значительным подспорьем в обеспечении устойчивого поступательного развития экономики отдельного региона и государства в целом. Малые по сравнению с крупными предприятиями в отдельных странах занимают господствующее положение по числу, но также они господствуют по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ и оказанию услуг. [1, стр. 48].

Масштабность представительства малого бизнеса в современном мире, его возросшая роль в экономике отдельных стран и целом в мирохозяйственных связях позиционирует его как важный фактор в формировании и становлении прогрессивной структуры современного общества, когда наиболее активная ее часть участвует в решении судьбоносных вопросов жизни государства и общества. Ведь от вовлеченности человека в активную производственно-хозяйственную и общественную деятельность зависит его позиция по наиболее важным вопросам политической жизни государства. Люди, обделенные всего этого, легко используются теми, кто жаждет социальных потрясений. Развитие малого бизнеса является неотъемлемой частью развития экономики страны. Миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, с которой связан получаемый экономический и социальный эффект. Но для развития малого бизнеса с успешным результатом препятствуют причины, тормозящие развитию предпринимательской деятельности. Значимость этого сектора экономики и его роль в обществе определяют путем сравнительного анализа ряда показателей, которые в совокупности формируют целостную картину по его потенциалу влиять на процессы, происходящие в обществе. Ключевыми являются показатели, определяющие долю малого бизнеса в ВВП, долю основного капитала, функционирующего в сфере малого бизнеса, долю трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе, долю налогов, поступающих от малого бизнеса в соответствующий  бюджет и т. д. В нашей стране на протяжении советского периода малый бизнес находился под негласным запретом из-за идеологических соображений как источник зарождения мелкобуржуазной среды с чуждым мировоззрением частного собственника. Официальная политика государства была ориентирована на укрупнение действующих предприятий, создание крупных монополий в отдельных отраслях экономики. Развитие малого бизнеса считалось делом бесперспективным для нашей страны, да и для всей мировой экономике. К сожалению, переход к рыночным формам хозяйствования в нашей стране не привел к радикальным переменам в сознании государственных чиновников, да и рядовых граждан. Причина тому – второстепенное положение частной собственности  и ее противопоставление другим формам собственности, в особенности государственной. Негативную роль сыграл и долго культивировавшийся в сознании людей  синдром «виновности» частной собственности в социальном расслоении российского общества, которая явилась по официальной версии основной причиной октябрьского переворота в 1917 году. Как следствие всего этого доминирующим в нашей стране продолжает оставаться настороженное отношение к бизнесу, в том числе  малому, чему в немалой степени способствовали и грабительская для основной части населения приватизация, и стремительное социальное расслоение общества за последние годы. Экономика любого региона есть сложный механизм переплетения интересов предприятий разных форм собственности, органов государственной власти и отдельных граждан, осуществляющих свою деятельность в целях повышения своего благосостояния или получения какого-либо положительного эффекта, и Чеченская Республика в этом плане не исключение.

Из практики становления развитых экономик мира мы знаем, что именно малый и средний бизнес, создает новые рабочие места, снижает уровень социальной напряженности и экономического неравенства, увеличивает число собственников и обеспечивает тем самым формирование среднего класса – основного гаранта политической стабильности в обществе. Малые предприятия без значительных капитальных затрат могут переориентировать производство на вновь возникающие потребности. Предпринимательство в малых формах обеспечивает высокую скорость оборота капитала и тем самым – высокую эффективность вложенных средств, снижение производственных издержек и потерь, простую организационную структуру управления. В настоящее время экономика России вследствие введенных против нее санкций и накопленных за предыдущий период проблем оказалась в сложной ситуации. В первую очередь санкции коснулись наиболее чувствительных для экономики страны экспортоориентированных отраслей и в купе со снижением мировых цен на сырьевые товары, которые являются основной экспортной статьей России, вызывали снижение темпов роста экономики, рост инфляции, девальвацию национальной валюты и рост безработицы.

В этих условиях создание благоприятной среды для развития малого бизнеса явится хорошим подспорьем для импортозамещения, особенно в производстве продуктов питания и товаров широкого потребления. В отличи от стран с высокоразвитой экономикой в России потенциал малого бизнеса в современных условиях используется недостаточно, о чем свидетельствует приведенные данные экономического обзора.Низкая насыщенность экономики малыми предприятиями, технологическая отсталость и слабая видовая дифференциация являются основными свойствами и характеристиками российского малого бизнеса. Доля малых предприятий в промышленности незначительна. Средняя численность работников на малых предприятиях составляет около 10 человек. Большая доля малых предприятий представлена мелкими образованиями Неравномерность регионального распределения малых предприятий по территории России. Более трети малых предприятий сконцентрировано в двух крупнейших городах: в Москве ─ 20% и в Санкт-Петербурге ─ 12%. Перспективы развития малого бизнеса в России связаны с созданием благоприятного климата для малого бизнеса.

Одним из стратегических ориентиров государственной политики по развитию малого и среднего бизнеса в России является увеличение количественных и качественных показателей доли малого инновационного бизнеса.

По данным государственной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» можно сделать вывод, что данная программа направлена на стимулирование граждан к осущесвлению предпринимательской деятельности. Основными результатами по мере ее реализации являются: увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса, увеличение количества вновь созданных рабочих мест, расширение направлений государственной поддержки, а также оказание финансовой поддержки малым и средним предприятиям. В результате реализации данной программы можно ожидать положительные результаты не только в сфере малого и среднего бизнеса России, но и в экономике в целом. Вопросы поддержки предпринимательской деятельности и в особенности малого бизнеса заняли значительное место в экономической части Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина. Экономические и социальные функции предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России. [2, стр. 178].

В частности предусматривается введение налоговых каникул для вновь созданных малых предприятий сроком на два года, придание гласноного характера проверкам надзорных органов, поручение по снижению стоимости кредитов для малого бизнеса, стабильность налогового законодательства на ближайшие четыре года и объявление амнистий на возвтащение капиталов из офшорных зон. Насколько действенными окажутся продекларированные меры поддержки национального бизнеса будет зависить от последовательности шагов по их реализации.


Библиографический список
  1. Крутик А.Б. Организация предпринимательской деятельности: учеб. Пособие для высш. учеб.заведений. ─ М.: Издательский центр «Академия», 2013. ─ 160 с.
  2. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2013. – 608 с.


Все статьи автора «Мусостова Дещи Шамсудиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: