Аутсорсинг – передача бизнес-процессов или внутренних функций внешней профильной компании. Как явление аутсорсинг возник в 60-е годы в США, а в нашей стране аутсорсинг стал активно развиваться в 2000-е годы. ИТ-аутсорсинг – это вид услуг, подразумевающий передачу заказчиком своих функций по поддержке ИT-инфраструктуры в специализированную ИТ-компанию, при котором исполнитель гарантирует выполнение обозначенных в договоре функций в соответствии с утвержденным уровнем сервиса.
Мировой рынок ИТ-аутсорсинга, несмотря на непростую экономическую ситуацию, продолжает свой рост. Его динамика обусловлена активным развитием технологий и растущими ожиданиями покупателей. По данным исследовательской компании Gartner, расходы на ИТ-аутсорсинг будут увеличиваться вплоть до 2018 года, а подъем в 2015 году будет замедлен, но все-таки составит в среднем 4,5 %. Рассматривая практические подходы к внедрению технологий, аналитики Gartner уделили большое внимание ИТ-сервисам. По их мнению, для России эта тема весьма актуальна, поскольку у нас на ИТ-услуги приходится примерно 20% ИТ-рынка, а на Западе — 55%. Российский рынок развивается в русле мировых тенденций. А эти тенденции состоят в движении в сторону массового предоставления ИТ-услуг и снижения их стоимости.
Информационные технологии играют ведущую роль в совершенствовании производственного процесса, обновлении ассортимента и номенклатуры продукции, снижении себестоимости продукции, введении новых прогрессивных принципов управления, то есть создают основные конкурентные преимущества для предприятий. Достижение и удержание конкурентных преимуществ необходимо и сельскохозяйственным предприятиям. Но в сельской местности наблюдается нехватка IT-специалистов, профессионалов в области информационных технологий. Сельскохозяйственные предприятия не могут позволить себе выплачивать большую заработную плату таким сотрудникам. В результате происходит высокая текучка кадров либо предприятия нанимают низкоквалифицированных специалистов, которые не качественно выполнять свои обязанности.
Мы анализировали применение ИТ-аутсорсинга на базе хозяйственно-экономической деятельности сельскохозяйственного предприятия. Предметом исследования явилась оценка эффективности применения ИТ-аутсорсинга на сельскохозяйственном предприятии. Цель работы: совершенствование деятельности сельскохозяйственного предприятия на основе результатов оценки эффективности ИТ-аутсорсинга.
Несмотря на все плюсы, которые приносит аутсорсинг компании, а также радикальные перемены в отношениях между производителем и потребителем в экономике, практика его применения требует подробного изучения.
Задачи исследования:
1) анализ экономических характеристик сельскохозяйственного предприятия;
2) обоснование передачи ИТ-функций на аутсорсинг сельскохозяйственного предприятия;
3) анализ современных методик оценки услуг ИТ-аутсорсинга;
4) реализация методики оценки эффективности ИТ-аутсорсинга предприятия
5) формулировка рекомендаций по оценке эффективности применения услуг аутсорсинга.
Для достижения данных задач, были использованы следующие методы: анализ научной литературы, статей, книг, статистических сборников, докладов, а также ресурсов сети интернет. Кроме того, были применены экономические методы анализа эффективности ИТ-аутсорсинга, а также программные средства: Microsoft Visio для представления организационной структуры и ИТ-инфраструктуры предприятия, Microsoft Project для представления проекта оценки эффективности ИТ-аутсорсинга.
При исследовании проблемы применения ИТ-аутсорсинага на предприятиях мы опирались на работы отечественных и зарубежных авторов: Е. Аксенов, З.П Румянцева, М. Портер, Д. Хейвуд, П. Морган, Ж-Л. Бравар, и др.
Изучение технико-экономической деятельности сельскохозяйственного предприятия позволяет сделать вывод о том, что предприятие является экономически устойчивым и находится на этапе развития. Основные экономические показатели предприятия показывают стабильный рост и имеют положительную динамику последние пять лет. В частности, в данной организации отсутствуют заёмные средства, что положительно влияет на финансовую устойчивость и платежеспособность, а также расширяет горизонты для дальнейшего развития предприятия.
При передачи ИТ-функций на аутсорсинг прежде всего требуется экономическое обоснование такого действия. Поэтому мы произвели сравнение затрат на содержание ИТ-подразделения и передачи ИТ-функций сторонней организации, чьим основными доходами является обслуживание этих функций. Также сравним два способа обслуживания ИТ-инфраструктуры.
Преимущества ИТ-аутсорсинга: все расходы зафиксированы в договоре; работа специалистами, в основном, ведется удаленно, консультирование сотрудников ведется по телефону; при необходимости для выполнения работ на месте выполняется выезд к клиенту – отсюда экономия места в офисе. Заказчику услуг предоставляются отчеты и технической документация о проведенных работах. Кроме того, компания следит за повышением квалификации персонала, то есть все услуги выполняются на высоком профессиональном уровне.
Содержание собственного ИТ-подразделения предполагает такие издержки: налоговые выплаты, страховые взносы, премии; пространство под рабочее место сотрудников; оплата курсов повышения квалификации; зависимость от графика работы персонала (отпуск, больничный); кроме того, контроль за непрофильным отделом снижает эффективность работы.
Для того, чтобы правильно оценить эффективность и качество предоставленных услуг ИТ-аутсорсинга требуется найти такую методику, которая бы рассматривала услуги с разных сторон: качество, экономическая выгода, скорость, риск и так далее. Оценка также должна основываться на сравнении с другими методами, которые уже используются или могут использоваться организацией. Большинство методов имеет свои преимущества, хотя они не всегда в равной степени применимы к организациям разной величины и структуры. Однако реальные условия показывают, что теоретические конструкции и методики анализа слишком часто не могут быть использованы на практике. Нами были рассмотрены такие методики оценки эффективности ИТ-аутсорсинга:
- оценка возврата на инвестиции (Returnon Investment, ROI) в ИТ,
- совокупная стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO),
- управление уровнем предоставляемых услуг,
- методика быстрое экономическое обоснование (Microsoft)
- авторская методика Козина М.Н. и Астаркина Н.Р.
Причиной выбора методики Козина М.Н. и Астаркина Н. Р., было то, что предложенная модель учитывает интегральную оценку эффективности инвестиционного проекта с методом оценки степени рисков, связанных с IT-аутсорсингом.
Реализация методики оценки эффективности ИТ-аутсорсинга сельскохозяйственного предприятия прошла в несколько этапов. Были приглашены пять независимых экспертов для оценки рисков обслуживания ИТ-аутсорсинга. В начале мы провели квалификационную оценку самих экспертов. Их оценивали по нескольким критериям: профессиональный уровень, независимость суждений, опыт работы по профилю, опыт участия в экспертном оценивании.
Рассмотрим оценки компетентности экспертов (в таблице 1.
Таблица 1 – Оценки компетентности экспертов
Наименование |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Эксперт 4 |
Эксперт 5 |
Профессиональный уровень |
0,22 |
0,15 |
0,56 |
0,73 |
0,5 |
Независимость суждений |
0,9 |
0,5 |
0,6 |
0,3 |
0,1 |
Опыт работы по профилю |
0,1 |
0,3 |
0,12 |
0,17 |
0,2 |
Опыт участия в экспертном оценивании |
0,4 |
0,5 |
0,8 |
0,4 |
0,1 |
Среднее(Bi) |
0,27 |
0,24 |
0,35 |
0,27 |
0,15 |
Для вычисления рисков была использована методика экспертной оценки со средневзвешенными результирующими оценками. Все риски объединили в две группы. Оценки устанавливались экспертами в зависимости от значимости или важности того или иного вида риска для компании. Рассмотрим таблицу рисков 2.
Таблица 2 – Риски ИТ-аутсорсинга
Наименование риска |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Эксперт 4 |
Эксперт 5 |
Средняя оценка |
Риск отказа от сотрудничества |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
0,6 |
0,4 |
0,58 |
Риск неспособности аутсорсера обеспечить услуги |
0,5 |
0,4 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,42 |
Анализ эффективности IT-аутсорсинга произвели методом расчета дисконтированных денежных потоков. Использовали методику оценки Козина М.Н. и Астаркина Н.
Расчет дисконтированного потока производится по формуле 1:
(1) |
где t – номер периода, E – ставка дисконта.
Дисконт нашли по формуле 2 и 3:
(2) |
где e – ставка дисконтирования проекта без учета риска проекта, вычисляемая по представленной ниже формуле:
(3) |
где,Инфляция (I). Размер инфляции 0,35%
Ставка рефинансирования (R) составляет 8,25%
Риск проекта IT-аутсорсинга (Risk).
Сделаем таблицу, где пропишем составляющие формулы.Находим е по формуле 3.
Величина Risk определяется по следующей формуле:
(4) |
где – вес оценки ,
(5) |
где – вес i-го эксперта, – оценка i-го эксперта, – число экспертов.
Параметры характеризуют уровень квалификации каждого эксперта, их компетентность в различных сферах.
Находим величину по формуле 5, значения берем из таблиц 1 и 2:
Вероятность находится по формуле 6,значения берем из таблиц 1 и 2:
(6) |
где – вес оценки , , – число оцениваемых бизнес-процессов, в данном случае два бизнес-процесса. Рассчитываем по формуле 6,значения берем из таблиц 1 и 2:
Находим величину по формуле 4,значения а1 и а2 берем из таблицы 1.
Вычисляем ставку дисконта Е по формуле 2.
Далее проводим расчет коэффициента дисконтирования потока по формуле (2)
(2) |
где t – номер периода, E – ставка дисконта. Для этого составим таблицу 3.
Таблица 3 – Коэффициент дисконтирования потока
месяц | январь | февраль | март | апрель | май | июнь |
D(t) | 0,56 | 0,31 | 0,17 | 0,10 | 0,05 | 0,03 |
В качестве критериев для интегральной оценки эффективности выбранных сценариев инвестиционного проекта выступают показатели оценки эффективности инвестирования NPV, IRR, ROI.Также при расчете экономических показателей в данной работе были выявлены положительные тенденции окупаемости затрат. Основным преимуществом ИТ-аутсорсинга считается уменьшение финансовых издержек и предоставление качественных ИТ-услуг. Самой выгодной реализацией обслуживания ИТ является ИТ-аутсорсинг. Риск отказа в обслуживании и предоставления неквалифицированных сотрудников очень низок, так как компания «Интеллектуальные системы» дорожит своей репутацией и нанимает лучших специалистов. Опыт сотрудничества с аутсорсером составляет два года, за это время компания проявила себя как надежный партнер. Вследствие этого эффективность ИТ-аутсорсинга сельскохозяйственного предприятия высока, так как услуги компании «Интеллектуальные системы» являются экономически оправданными, своевременными и качественными.
Библиографический список
- Батова Т. Н., Калинина Н. М. Преимущества и недостатки использования аутсорсинга информационных технологий // Труды гуманитарного факультета СПбГУ ИТМО: Сборник научных статей. – 2010. – Вып. 1. – С. 59-64.
- Гусева Е.Н. Имитационное моделирование экономических процессов: учеб.-метод. пособие/ Е.Н. Гусева – Магнитогорск МаГУ, 2007. – 140 с.
- Гусева Е.Н. Экономико-математическое моделирование: учеб.пособ.: / Е. Н. Гусева. –Москва: МПСИ, 2011.–216 с.
- Давлеткиреева Л.З., Чусавитина Г.Н. Анализ и установление уровня зрелости информационной инфраструктуры организации для управления непрерывностью бизнеса // Современные информационные технологии и ИТ-образование: Сборник избранных трудов VII Международной научно-практической конференции / под ред. профессора В.А. Сухомлина. -ИНТУИТ.РУ, 2012. – С. 529-544.
- Захаренко М. Лучше меньше, да лучше. Когда нужен аутсорсинг / Системный Администратор. – 2010. – №12 (97) . – С.17
- Игнатьев А. В. Алгоритм принятия решения о переводе на аутсорсинг функций в сфере ИКТ в малых и средних промышленных предприятиях // Современные исследования социальных проблем. – 2012, № 7. – С. 30-47.
- Колосова Е. Рынок аутсорсинга в России // «CEO», № 9, 2012 г.
- Мансурова Н. А., Гришанин Р. Р. Анализ эффективности IT-аутсорсинга // Вестник ТвГУ. Серия экономика и управление. Выпуск 19 – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2014. – С. 129.
- Михайлов Д.М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса / Д.М. Михайлов. – Учеб.пособие. – М.: Кнорус, 2011. – 256 с.
- Потемкина М. Аутсорсинг: как определить, что именно передавать // Консультант. – 2010. – № 3. – С. 24-32.
- Baden-Fuller C., Targett D., Hunt B. Outsourcing to Outmanoeuvre: Outsourcing Re-defines Competitive Strategy and Structure // European Management Journal, 2010. Vol. 18 (3). P. 285–295.
- Derose G. Outsourcing: Training and Education. – London: Financial Times, 2010.
- Downes M.P. Sr. Outsourcing as New Future // Business Online, 2010. P. 88–96.
- Greaver M. Strategic Outsourcing. – London: Financial Times, 2010.
- Inter-Agency Task Force on Statistics of International Trade in services. Progress Report, May 2011. – World Trade Organization. S/CSS/W/81, 9 May 2011.