ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОВНЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Сарибжанова Марина Евгеньевна
Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Аннотация
В данной статье проводится анализ межбюджетных отношений на уровне Владимирской области, рассматривается исполнение доходной и расходной части консолидированного бюджета, а также особое место уделяется исследованию структуры и динамики межбюджетных трансфертов областного бюджета и их распределению внутри региона.

Ключевые слова: безвозмездные поступления, бюджетная система, доходы бюджета, консолидированный бюджет субъекта, межбюджетное регулирование, межбюджетные отношения, межбюджетные трансферты, расходы бюджета


ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF INTER-BUDGETARY RELATIONS IN VLADIMIR REGION

Saribzhanova Marina Evgenievna
Murom Institute (branch) Federal state budgetary Educatioal Institution of Higher Professional Education "Vladimir State University named after Alexader Grigoryevich and Nickolay Grigoryevich Stoletovs"

Abstract
This article analyzes the inter-budgetary relations at the level of the Vladimir region, considered the revenues and expenses of the consolidated budget, as well as analyzes the structure, dynamics and distribution of intergovernmental transfers of the regional budget.

Библиографическая ссылка на статью:
Сарибжанова М.Е. Исследование эффективности межбюджетных отношений на уровне региона (на примере Владимирской области) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/04/7667 (дата обращения: 26.03.2024).

Межбюджетные отношения это один из основных элементов бюджетного устройства нашей страны, оказывающих влияние на жизнь всего населения Российской Федерации. Главной проблематикой в данном вопросе является неравенство регионов и муниципальных образований, сложившееся в результате социально- экономических, климатических, географических и иных факторов. Реформирование в этом направлении идет почти 15 лет, но актуальность задачи сохраняется.

Традиционно выделяют выравнивающую и стимулирующую функции межбюджетного регулирования. В течение долгого периода времени на региональном уровне наблюдается ясное преобладание выравнивающей функции над стимулирующей.

Межбюджетные отношения в соответствии с Бюджетным кодексом РФ строятся на таких принципах как разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, самостоятельности бюджетов и равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований [1]. Следовательно, для выравнивания доходов местных бюджетов власти субъектов РФ и осуществляют межбюджетное регулирование.

Существует прямое межбюджетное регулирование и косвенное. Суть прямого метода состоит в том, чтобы предоставить нуждающимся муниципалитетам  дополнительные межбюджетные трансферты, а косвенный метод представляет собой передачу муниципальным образованиям отдельных отчислений от налоговым доходов [2, с.9].

Межбюджетное регулирование осуществляется с помощью «пожертвования» средств других бюджетов, тем самым, заставляя привыкать и ждать поступлений нуждающимся в следующем периоде. Однако смысл в этом есть, так как от доходов муниципальных образований остались лишь земельный налог и налог на имущество физических лиц, поэтому они не могут покрыть все затраты без существенной финансовой поддержки, тем самым уменьшая отрицательное сальдо бюджета.

Можно назвать еще одну причину, по которой применяется бюджетное выравнивание. Она заключается в том, что население соседнего муниципального образования может воспользоваться бюджетными привилегиями другого территориально близкого местного бюджета. Из-за таких муниципальных образований, которые любой ценой хотят приобрести дополнительную финансовую помощь и получаются так называемые иждивенческие бюджеты. Они приводят к росту параллельных финансовых потоков и запредельной  централизации средств в бюджете субъекта РФ.

Косвенный метод  также обладает как позитивными, так и негативными чертами. Плюс в том,  что ввод новых пунктов для отчислений увеличивает доходную часть и активизирует муниципальные образования для ускоренного роста собираемости налогов, составлению прогнозов на несколько лет вперед по своим доходам. Несмотря на это, действующая редакция Бюджетного кодекса разрешает передавать только конкретные отчисления, это касается регионов, чья налоговая база оптимально распределена. Иначе это приведет к разбалансированности между местными бюджетами региона.

Достижение наибольшей справедливости и результативности, чтобы любой человек получал такой же доступ к ресурсам социального обеспечения вне зависимости от адреса по прописке, и является основной целью межбюджетного регулирования. Однако в действительности же реализовать это крайне тяжело по целому ряду причин, формировавшихся не один финансовый год.

Проанализируем исполнение доходной части консолидированного бюджета Владимирской области, чтобы понять, как распределяются средства бюджета внутри региона.

На 1 декабря 2014 года объем полученных доходов консолидированного бюджета Владимирской области составил 47 783 млн. рублей, или 87,5 % годового плана, без учета финансовой помощи федерального бюджета (13 929 млн.руб.). Структуру полученных  средств представим в таблице 1:

Таблица 1 – Основные статьи доходов консолидированного бюджета Владимирской области на 1 декабря 2014 г., тыс.руб.

Наименование показателя

бюджет субъекта Российской Федерации

суммы, подлежащие исключению в рамках бюджета субъекта РФ

бюджет субъекта Российской Федерации

бюджеты городских округов

бюджеты муниципальных районов

бюджеты городских и сельских поселений

Доходы бюджета – ИТОГО

47 783 071

13 928 756

37 643 920

10 220 397

10 207 079

3 640 431

 НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

37 187 268

1 385

27 045 590

5 053 194

2 922 202

2 167 666

 НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

22 405 851

18 149 414

1 815 096

1 938 878

502 462

 НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 554 048

2 261 194

40 230

10 795

241 830

 НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

3 155 958

2 003 805

693 069

455 670

3 414

 НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

6 083 260

3 906 445

1 206 984

969 831

 НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

86 179

86 179

 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

180 623

61 699

72 265

44 040

2 620

 ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1 128 904

1 369

70 294

667 418

176 666

215 894

 ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

115 494

76 706

13 408

25 380

 ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ (РАБОТ) И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

153 544

26 690

51 912

49 809

25 133

 ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

833 449

37 505

418 239

179 253

198 452

 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

5 888

2 481

1 134

1 128

1 145

 ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

477 993

15

361 559

71 869

40 060

4 520

 ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

3 318

-196

1 592

335

1 587

 БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

10 595 803

13 927 371

10 598 330

5 167 204

7 284 877

1 472 764

 БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 801 946

13 927 371

10 801 946

5 182 580

7 292 109

1 452 683

 ПРОЧИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

29 707

3 097

16

7 745

18 849

 ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ ОТ ВОЗВРАТА БЮДЖЕТАМИ БЮДЖЕТНОЙ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ, СУБВЕНЦИЙ И ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ИМЕЮЩИХ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ПРОШЛЫХ ЛЕТ

138 123

44 799

178 841

1 565

187

2 329

 ВОЗВРАТ ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ, СУБВЕНЦИЙ И ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ИМЕЮЩИХ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ПРОШЛЫХ ЛЕТ

-604 608

-44 799

-604 608

-18 784

-24 894

-1 121

По данным таблицы представим долю каждого раздела в общей сумме доходов бюджета (рисунок 1):

Рисунок 1 – Структура доходов консолидированного бюджета на 1.12.2014

 Анализируя рисунок 1, можно сказать, что Владимирская область наибольшую часть доходов, около 60%, получает за счет налоговых и неналоговых поступлений, и 40% за счет безвозмездных поступлений. Среди налоговых доходов большую роль играет налог на прибыль – 22,405 млрд.руб., в меньшей степени налог на имущество – 6,083 млрд.руб.

Проведем анализ распределения основных видов доходов консолидированного бюджета области по уровням бюджетной системы в целом и по более значимым источникам (таблица 2):

Таблица 2 – Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ по уровням бюджетной системы на 01.12.2014.

Наименование показателя

Консолиди-рованный бюджет субъекта РФ

бюджет субъекта Российской Федерации

бюджеты городских округов

бюджеты муниципальных районов

бюджеты городских и сельских поселений

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс. руб.

%

тыс.руб.

%

тыс. руб.

%

Доходы бюджета – ИТОГО

61711827

100

37643920

61,00

10220397

16,56

10207079

16,54

3640431

5,90

Налог на прибыль

22405851

100

18149414

81,00

1815096

8,10

1938878

8,65

502462,3

2,24

Налог на имущество

6083261

100

0

64,22

1206984

19,84

0

0,00

969831

15,94

Налоги на товары (работы услуги), реализуемые на территории РФ

2554048

100

2261194

88,53

40230

1,58

10795

0,42

241830

9,47

Налог на совокупный доход

3155958

100

2003805

63,49

693069

21,96

455670

14,44

3414

0,11

Безвозмездные поступления от других бюджетов

24729317

100

10801946

43,68

5182580

20,96

7292109

29,49

1452683

5,87

Если рассматривать распределение доходов между разными бюджетами (рисунок 2), то наибольшую долю на 01.12.2014 составил бюджет субъекта – 61% или 37,6 млрд. руб., доли городских округов и районов составили 16,6% и 17% соответсвенно (10,2 млрд. руб.), а доля сельских и городских поселений – только 6% или 3,64 млрд. руб.

Рисунок 2 – Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ по уровням бюджетной системы, в 2014 году, %

 В бюджет субъекта поступает наибольшая доля каждого вида доходов, например, по  налогу на прибыль она составляет 81%, а по налогу на реализуемые товары или услуги – 88,5% поступлений в консолидированный бюджет области. Наименьшая доля (43,68%) приходится на безвозмездные поступления, что скорее говорит о большей необходимости в трансфертах другим бюджетам – 21% городских округов и 29% – муниципальных районов. Городским и сельским поселениям достается наименьшая доля от того или иного налога, самое большое поступление средств приходится от налога на имущество, а также от налогов с реализации товаров и услуг – 16% и 9% соответственно.

Проанализируем исполнение расходной части консолидированного бюджета Владимирской области.

На 1 декабря 2014 года объем санкционированных расходов консолидированного бюджета Владимирской области составил 46 228 млн. рублей, или 78,2 % годового плана. Постатейное расходование средств представим в таблице 3:

Таблица 3 – Основные статьи расходов консолидированного бюджета Владимирской области на 1 декабря 2014 г., тыс.руб.

Наименование показателя

бюджет субъекта Российской Федерации

суммы, подлежащие исключению в рамках бюджета субъекта РФ

бюджет субъекта Российской Федерации

бюджеты городских округов

бюджеты муниципальных районов

бюджеты городских и сельских поселений

Расходы бюджета – ИТОГО

46 228 356

13 928 756

37 023 340

9 883 456

9 734 144

3 516 172

 ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

2 174 468

124 056

685 983

496 036

579 957

536 547

 НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

12 254

12 755

12 755

82

12 172

 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

375 712

34 624

202 566

89 327

80 424

38 019

 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

7 081 575

308 350

5 847 462

555 208

369 180

618 075

 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

3 123 649

413 330

667 756

1 291 394

411 652

1 166 177

 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

73 195

48 883

14 646

2 108

7 558

 ОБРАЗОВАНИЕ

14 731 745

7 344 566

9 773 913

5 970 005

6 222 849

109 544

 КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ

1 822 783

643 489

782 409

411 643

539 769

732 450

 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

7 285 561

7 284 339

1 222

 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

8 586 766

1 186 929

8 209 905

752 522

662 680

148 588

 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

752 737

233 340

337 604

244 537

275 396

128 540

 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

91 102

111

53 450

8 943

19 145

9 675

 ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА

116 810

1 385

1 591

49 195

58 582

8 826

 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

3 625 821

3 114 723

511 098

По данным таблицы представим долю каждого раздела в общей сумме расходов бюджета (рисунок 3):

  Рисунок 3 – Структура расходов консолидированного бюджета на 1.12.2014

 Анализируя рисунок 3, можно сказать, что по Владимирской области наибольшую значимость имеют образование, социальная политика, здравоохранение и экономика, на что и тратится наибольшая часть бюджета в 2014 году.

Проведем анализ распределения основных видов расходов консолидированного бюджета области по уровням бюджетной системы в целом и по более значимым источникам (таблица 4):

Таблица 4 – Распределение основных видов расходов консолидированного бюджета РФ по уровням бюджетной системы на 01.12.2014.

Наименование показателя

Консолиди-рованный бюджет субъекта РФ

бюджет субъекта Российской Федерации

бюджеты городских округов

бюджеты муниципальных районов

бюджеты городских и сельских поселений

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс. руб.

%

тыс.руб.

%

тыс. руб.

%

Расходы бюджета – ИТОГО

60157112

100

37023340

61,54

9883456

16,43

9734144

16,18

3516172

5,84

 Общегосудар-ственные вопросы

2298524

100

685983

29,84

496036

21,58

579957

25,23

536547

23,34

 Национальная экономика

7389925

100

5847462

79,13

555208

7,51

369180

5,00

618075

8,36

 ЖКХ

3536979

100

667756

18,88

1291394

36,51

411652

11,64

1166177

32,97

 Образование

22076311

100

9773913

44,27

5970005

27,04

6222849

28,19

109544

0,50

 Социальная политика

9773695

100

8209905

84,00

752522

7,70

662680

6,78

148588

1,52

Если рассматривать распределение расходов между разными бюджетами (рисунок 4), то наибольшую долю на 01.12.2014 составил бюджет субъекта – 61,54% или 37,0 млрд. руб., доли городских округов и районов составили 16,4% и 16,2% соответсвенно (более 9 млрд. руб.), а доля сельских и городских поселений – только 6% или 3,5 млрд. руб.

Рисунок 4 – Распределение основных видов расходов консолидированного бюджета РФ по уровням бюджетной системы, %

Данный рисунок (рисунок 4) показывает, что наибольшие доли расходования средств  приходятся не только на бюджет субъекта: по услугам жилищно-коммунального хозяйства максимальный удельный вес приходится именно на бюджеты городских округов – 36,5%, чуть меньше  – бюджеты городских и сельских поселений – 33%, тогда как на бюджет субъекта РФ – только 18,9%. Но есть и направления расходов, которые в большей степени отводятся на уровень субъекта – 84% от общей суммы на социальную политику, а также расходы на национальную экономику – 79,13%, тогда как на местные бюджеты приходится меньше 10% в этих разделах. Это отражает существующую систему разграничения расходов между уровнями бюджетной системы.

В Бюджетном послании Президента РФ на 2014— 2016 годы отмечалось, что в сфере межбюджетных отношений необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов [3]. Анализ, проведенный выше показал, что только 60% расходов покрывается собственными доходами. Учитывая отсутствие в большинстве муниципальных образований налоговой базы, позволяющей формировать доходную часть бюджета, адекватную расходным полномочиям, очевидно, что субъекты Федерации вынуждены использовать значительную часть бюджетных средств в качестве межбюджетных трансфертов на муниципальный уровень. Таким образом, во Владимирской области на эти цели направляется около 40% всех бюджетных расходов, т.е. явно больше, чем по другим направлениям.

За период с 2010 по 2014 г. объем межбюджетных трансфертов консолидированного бюджета остался примерно на том же уровне, в то время как расходы областного бюджета выросли в номинальном выражении в 1,5 раза (рис. 5). Таким образом, можно отметить, что расходы росли существеннее, чем межбюджетные трансферты в целом, что обусловлено рядом причин, среди которых общее увеличение налоговых поступлений местных бюджетов в связи с корректировками законодательной базы.

Рисунок 5 – динамика расходов и полученных межбюджетных трансфертов с 2010 до 01.12.2014

Структура конкретных видов межбюджетных трансфертов консолидированного бюджета на 01.12.2014 представлена на рисунке 6:

Рисунок 6 – Структура межбюджетных трансфертов на 01.12.2014

 Данные рисунка показывают диверсификацию межбюджетного регулирования в рассматриваемом периоде: консолидированный бюджет Владимирской области содержит все виды трансфертов, однако в большей степени включены дотации – 4,295 млрд.руб. и примерно на одном уровне субвенции и субсидии – 3 млрд.руб. Но стоит учитывать и средства, поступающие дополнительно из Федерального бюджета, поэтому суммарная величина субвенций, полученных за 11 месяцев будет более 10 млрд.руб.

Рассмотрим, как распределяются межбюджетные трансферты по области (таблица 5):

Таблица 5 – Распределение безвозмездных поступлений на 01.12.2014

Консолид. бюджет субъекта РФ

Суммы, подлежащие исключению

Сумма

бюджет субъекта РФ

бюджеты городских округов

бюджеты муници-пальных районов

бюджеты городских и сельских поселений

Безвозмездные поступления

Всего

10 801946

13 927 371

24729317

10 801 946

5 182 580

7 292 109

1 452 683

 Дотации

4 294 495

2 869 553

7 164048

4 294 495

796 594

1 489 931

583 028

 Субсидии

3 125 256

2 215 739

5 340995

3 125 256

922 584

1 023 732

269 422

 Субвенции

2 775 900

7 381 182

10157082

2 775 900

3 323 200

4 045 226

12 755

 Иные трансферты

606 295

1 460 897

2 067192

606 295

140 201

733 219

587 477

Представим данные таблицы наглядно (рисунок 7):

Рисунок 7 – Распределение межбюджетных трансфертов по Владимирской области в 2014 году.

 По данным диаграммы можно сказать, что большая часть межбюджетных трансфертов (44%) приходится на бюджет субъекта, 29% и 21% – на бюджеты муниципальных районов и городских округов соответственно и только 6% – на бюджеты поселений.

Если подробно рассмотреть таблицу 5, то будет четко выражено, что половина сумма дотаций, субсидий и субвенций, предназначенных для всего консолидированного бюджета, приходится на бюджет субъекта. В общем случае это является положительным фактором, так как позволяет более полно использовать потенциал межбюджетных трансфертов и реализовывать выравнивающую функцию межбюджетного регулирования.

Несмотря на стабильность выделяемых объемов межбюджетных трансфертов, расходы бюджета из года в год растут. При этом в большей степени средства выделяются бюджету субъекта, городам и районам достается лишь малая часть этих средств. Таким образом, следует уделить большее внимание не только выравнивающей, но и стимулирующей функции межбюджетного регулирования на уровне Владимирской области и обеспечить за счет ее реализации рост бюджетных доходов муниципальных образований.


Библиографический список
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ
  2. Бишенов А. А. Межбюджетное регулирование на субфедеральном уровне / А. А. Бишенов, М. М. Бозиева. – // Финансы. – 2010. – № : 10. – с.9-13.
  3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 – 2016 годах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/18332J


Все статьи автора «Сарибжанова Марина Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: