УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАСШИРЕНИЯ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Полякова Наталья Игоревна
Юго-Западный государственный университет

Аннотация
В данной статье рассмотрен действующий механизм налогообложения малого бизнеса, приведен анализ практики применения упрощенной системы налогообложения в ряде областей Центрального Федерального округа.

Ключевые слова: малый бизнес, налогообложение малого бизнеса, упрощенная система налогообложения


THE SIMPLIFIED SYSTEM OF THE TAXATION AS ONE OF FACTORS OF EXPANSION OF A FIELD OF ACTIVITY OF SMALL BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Polyakova Natalya Igorevna
South-West state university

Abstract
In this article the operating mechanism of the taxation of small business is considered, the analysis of practice of use of the simplified system of the taxation in a number of areas of Central Federal District is provided.

Библиографическая ссылка на статью:
Полякова Н.И. Упрощенная система налогообложения как один из факторов расширения сферы деятельности малого бизнеса в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/02/6671 (дата обращения: 12.03.2024).

Малый бизнес занимает особое место в экономике, так как он позволяет быстро реагировать на потребности рынка, решает проблему занятости, способствует развитию конкуренции.

Одним из факторов, оказывающим существенное влияние на развитие такого сегмента экономики, как малый бизнес, является действующая система налогообложения.

В настоящее время субъекты малого предпринимательства могут функционировать в условиях общепринятой системы налогообложения или в рамках одного из специальных налоговых режимов, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах [3, с. 169].

В России при применении общей системы налогообложения организации малого предпринимательства являются плательщиками следующих налогов и сборов (Таблица 1):

Таблица 1  – Налоги, уплачиваемые при общей системе налогообложения

Общий режим налогообложения

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги

Местные налоги

- Налог на добавленную стоимость

- Акцизы

- Налог на прибыль организаций

- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

- Водный налог

- Налог на добычу полезных ископаемых

- Государственная пошлина

 

Транспортный налог

- Налог на игорный бизнес

- Налог на имущество организаций

 

- Земельный налог

 

 

Одним из специальных налоговых режимов, наиболее часто применяемых малыми организациями, является упрощенная система налогообложения, предусмотренная главой 26.2 НК РФ.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие её в установленном порядке [4, с.42].

Применение УСН подразумевает замену  ряда федеральных, региональных и местных налогов одним, перечень налогов, не уплачиваемых при УСН, является закрытым и  приведен нами в таблице 2.

Таблица 2  - Налоги, не уплачиваемые при применении УСН

Субъекты

Наименование налога, не уплачиваемого при применении УСН

Организации

- налог на прибыль организации;

- налог на имущество организации;

- налог на добавленную стоимость

Индивидуальные предприниматели

- налог на доходы физических лиц (в отношении доходов полученных от осуществления предпринимательской деятельности);

- налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);

- налог на добавленную стоимость

УСН, как и любой другой налоговый режим, имеет свои преимущества и недостатки, основные из которых представлены в таблице 3

Таблица 3 – Преимущества и недостатки УСН

Преимущества УСН

Недостатки УСН

Добровольный порядок перехода на УСН Установленные ограничения по переходу на УСН
Выбор объекта налогообложения Закрытый перечень расходов при использовании объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»
Снижение налоговой нагрузки вследствие замены уплаты нескольких налогов одним Необходимость уплаты минимального налога при убыточной или малорентабельной деятельности
Сокращение объемов сдаваемой отчетности Потеря контрагентов, уплачивающих НДС при переходе на УСН
Возможность использования кассового метода начисления доходов и расходов
Освобождение от налогового учета
Возможность уменьшения суммы налога, подлежащего перечислению в бюджет при объекте налогообложения «доходы», на сумму уплаченных страховых взносов

Проанализировав данные, представленные в таблице 3, необходимо отметить, что упрощенная система налогообложения, заслуживает более детального исследования, так как она открывает перед субъектами малого предпринимательства целый ряд неоспоримых преимуществ.

Условия перехода организаций на УСН  отражены  в таблице 4.

Таблица 4– Условия перехода на УСН

Условие

Значение

Доходы от реализации

 

не более 45 млн. руб. за 9 мес. предшествующего года (без НДС)
Доля участия др. организаций доля участия других организаций не более 25 %
Численность работников   не должна превышать 100 чел. за налоговый период
Остаточная стоимость ОС и НМА  не должна превышать 100 млн. руб.
Отсутствие филиалов
Вид деятельности

 

Не вправе перейти на УСН:

- бюджетные организации;

- банковские организации;

- страховые организации;

- инвестиционные фонды;

- адвокаты и нотариусы;

-применяющие ЕСХН  и др..

Объектом налогообложения признаются: доходы или доходы,  уменьшенные на величину расходов. В зависимости от выбранного объекта налогообложения, налоговые ставки составляют: 6% и 15% соответственно.  Объект выбирается налогоплательщиком самостоятельно и может быть изменен ежегодно [4, с. 88].

С 1 января 2009 года субъектам РФ предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов в пределах от 5 до 15 %.  В таблице 3 приведен сравнительный анализ величин пониженных ставок по  ряду областей ЦФО.

Таблица 5 – Дифференцированные ставки по УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» за 2010-2013гг.

Субъект РФ

2010г.

2011-2013гг.

%

Виды деятельности

%

Виды деятельности

Курская обл.

5

Образование

5

Образование
Белгородская обл.

Сниженные ставки не применялись

5

Сельское хозяйство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; строительство; транспорт и связь; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг;

7

Оптовая и розничная торговля; гостиницы и рестораны; финансовая деятельность
Липецкая обл.

5

Все виды

5

Все виды деятельности
Орловская обл.

Сниженные ставки не применялись

5

Сельское хозяйство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; строительство; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг
Воронежская обл.

Сниженные ставки не применялись

5

Обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; операции с недвижимым имуществом

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ данных, представленных в таблице 5, показал, что в  2010г. пониженные ставки не применялись Белгородской, Орловской и Воронежской областях. В 2011-2013гг. во всех рассмотренных регионах ЦФО введены пониженные ставки налога  для отдельных видов деятельности. Преимущественно это сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, образование, что объясняется экономическими особенностями  данных регионов и социальной значимостью данных видов деятельности. При этом практически во всех субъектах ставки установлены на минимально допустимом уровне – 5-7%. В Липецкой области минимальная ставка (5%)  применяется вне зависимости от вида деятельности налогоплательщика.   В Курской области ставка 5% установлена в отношении малых предприятий, осуществляющие свою деятельность в сфере предоставления образовательных услуг.

В таблице нами 6 рассмотрены практические аспекты применения УСН в ряде регионов ЦФО.

Таблица 6 –Практика применения УСН в регионах ЦФО в 2011-2013гг.

Показатели

Область ЦФО

2011г.

2012г.

Абсолютное отклонение 2012/2011

2013г.

Абсолютное отклонение 2013/2012

1 Количество налогоплательщиков,

в том числе

Курская

13718

14191

473

14299

108

Белгородская

21489

22455

966

22124

-331

Липецкая

12049

12714

665

13266

552

Орловская

10121

10262

141

10142

-120

Воронежская

26064

27306

1242

27436

130

1.1   по объекту доходы Курская

8532

8927

395

8991

64

Белгородская

15226

15801

575

15229

-572

Липецкая

5788

5854

66

5829

-25

Орловская

6092

6284

192

6245

-39

Воронежская

17177

18215

1038

18388

173

1.2  по объекту доходы, уменьшенные на величину расходов Курская

5 186

5 264

78

5308

44

Белгородская

6 263

6 654

391

6895

241

Липецкая

6 261

6 860

599

7437

577

Орловская

4 029

3 978

-51

3897

-81

Воронежская

8 887

9 091

204

9048

-43

2 Сумма налога, подлежащая уплате, в том числе Курская

923,5

1017,6

94,1

1052,2

34,6

Белгородская

1090,2

1231,5

141,3

1287,5

56

Липецкая

575,2

616,5

41,3

693,2

76,7

Орловская

512,7

600,3

87,6

641,8

41,5

Воронежская

1633,5

1967,1

333,6

2210,2

243,1

2.1   налога с доходов, млн.руб. Курская

700,2

760,8

60,6

782,3

21,5

Белгородская

879,8

973,4

93,6

1001

27,6

Липецкая

364,5

370,3

5,8

370

-0,3

Орловская

365,2

418,6

53,4

436,3

17,7

Воронежская

1248,4

1552,2

303,8

1766,5

214,3

2.2   налога с доходов, уменьшенных на величину расходов, млн.руб. Курская

223,3

256,8

33,5

269,9

13,1

Белгородская

210,4

258,1

47,7

286,5

28,4

Липецкая

210,6

246,2

35,6

323,2

77

Орловская

147,5

181,7

34,2

205,5

23,8

Воронежская

385

414,9

29,9

443,6

28,7

Анализ данных представленных в таблице 6   позволяет сделать вывод о том, что практически во всех исследуемых регионах количество налогоплательщиков, применяющих УСН, возрастает. При этом необходимо отметить, что количество налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, значительно превышает число налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

 Лидирует по числу малых предприятий, применяющих УСН,  Воронежская область: 26064 предприятия в 2011г., из них 8887 по объекту «доходы, уменьшены на величину расходов», 27306 – в 2012г., из них 9091 по объекту «доходы, уменьшены на величину расходов», 27436 – в 2013г., из них 9048 по объекту «доходы, уменьшены на величину расходов»

В Курской области также наблюдается тенденция к увеличению числа малых предприятий, применяющих УСН. Так их количество возросло с 13718 (в том числе 5186 по объекту «доходы, уменьшены на величину расходов») в 2011г. до 14299 (в том числе 5308 по объекту «доходы, уменьшены на величину расходов») в 2013г.

В Липецкой области в 2011г. 12049 малых предприятий являлось плательщиками налога по УСН, однако в 2012г. их число возросло на 665 и составило 12714, а в 2013г. – 13266.

Незначительное сокращение числа малых предприятий, применяющих данный специальный налоговый режим, наблюдается в 2013г. в Белгородской и Орловской областях.

Анализ   поступления налога в рамках УСН показал, что по данному показателю также лидирует Воронежская область. Здесь в 2011г. по УСН поступило 1633,5 млн.руб., в 2012г. – 1967,1млн.руб., в 2013г. – 2210,2 млн.руб.

Значительно отстает по поступлениям налога по УСН Орловская и Липецкая области область. В 2010г. поступления налога в Орловской области по УСН составили 512,7 млн.руб., в 2012г. – 600,3 млн.руб., в 2013г. – 641,8 млн.руб. В Липецкой области: в 2010г. – 575,2 млн.руб., в 2012г. – 616,5 млн.руб., в 2013г. – 693,2 млн.руб.

В Курской области в 2011г. по УСН поступило 923,5 млн.руб., в 2012г. – 1017,6 млн.руб., в 2013г. – 1052,2 млн.руб.

Таким образом, в  рассмотренных регионах ЦФО  поступления налога по УСН имеют устойчивую тенденцию к увеличению.

Рассмотрим поступления от налогоплательщиков, применяющих УСН, по объектам налогообложения в 2011-2013гг. (Таблица 7)

Таблица 7 – Динамика поступлений налога по УСН по объектам налогообложения в 2011-2013гг.

 

Субъект Федерации

                            Объект налогообложения

Доходы

Доходы, уменьшенные на величину расходов

2011г.

Курская обл.

700,2

223,3

Белгородская обл.

879,8

210,4

Липецкая обл.

364,5

210,6

Орловская обл.

365,2

147,5

Воронежская обл.

1248,4

385

2012г.

Курская обл.

760,8

256,8

Белгородская обл.

973,4

258,1

Липецкая обл.

370,3

246,2

Орловская обл.

418,6

181,7

Воронежская обл.

1552,2

414,9

2013г.

Курская обл.

782,3

269,9

Белгородская обл.

1001

286,5

Липецкая обл.

370

323,2

Орловская обл.

436,3

205,5

Воронежская обл.

1766,5

443,6

Анализ данных, представленных в таблице 7, показал, что в исследуемом периоде в рассмотренных областях ЦФО большая часть поступления налога по УСН приходится на поступления по объекту налогообложения «доходы». Так в 2013г. в Воронежской области поступления по объекту «доходы» составили 1766,5 млн.руб., тогда, как по объекту «доходы, уменьшенные на величину расходов» – лишь 443,6 млн.руб.

В Курской области в 2013г. поступления по объекту «доходы» составили 782,3 млн.руб., а по объекту «доходы, уменьшенные на величину расходов» – 269,9 млн.руб.

Рассмотрим отдельно динамику поступления налога по объекту налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Так как именно по этому объекту субъектам РФ предоставлено право применять пониженные  ставки, которые могут быть использованы для стимулирования предпринимательской активности.

Анализ данных, представленных в таблице 5, демонстрирует, что поступления налога по объекту «доходы, уменьшенные на величину расходов» в исследуемом областях ЦФО устойчиво возрастают.

По данному показателю также лидирует Воронежская область, в которой установлена  минимально допустимая ставка 5% для следующих видов деятельности: обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; операции с недвижимым имуществом.

В Курской области поступления по данному объекту составили в 2011г. 223,3 млн.руб., в 2012г. – 256,8 млн.руб., в 2013г. – 269,9 млн.руб. На сегодняшний день, как уже было отмечено выше, в Курской области пониженная ставка установлена лишь для организаций, предоставляющих образовательные услуги (5%). Остальные малые предприятия, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», исчисляют налог по ставке 15%.

При этом, следует отметить, что исторически сложившимися отраслями специализации Курской области, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта области, являются:

- производство и распределение электроэнергии, газа;

- обрабатывающие производства;

- сельское хозяйство и оптовая и розничная торговля,

на долю данных видов экономической деятельности приходится около 60% ВРП.

На наш взгляд для обеспечения стабильного экономического развития Курской области целесообразно установить пониженные ставки по УСН для налогоплательщиков, осуществляющих, такие  виды деятельности как: строительство; обрабатывающие производства; транспорт и связь; сельское хозяйство; жилищно-коммунальное хозяйство; здравоохранение и предоставление социальных услуг.

По нашему мнению, снижение ставок   послужит мощным стимулом к расширению такого сектора экономики региона как малый бизнес и положительно скажется на уровне занятости населения, его благосостоянии,  развитии экономических связей с другими регионами страны.


Библиографический список
  1. Налоговый кодекс РФ, часть II //Консультант Плюс [Электронный ресурс]
  2. Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”.
  3. Белоусова С.Н.,  Севрюкова Л.В. Расчет годового дохода предпринимателей при патентной системе налогообложения // Известия ЮЗГУ. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. – №1 -  С.169-174
  4. Налоги и налогообложение: учебное наглядное пособие / Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, С.Н. Белоусова; Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2009. 140с.
  5.  Трусова Н.С. Региональные особенности налоговой политики [Электронный ресурс] / Н.С. Трусова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – №1. URL:http://ekonomika.snauka.ru/ 2014/01/3634
  6.  http://www.nalog.ru/ – Официальный сайт Федеральной налоговой службы


Все статьи автора «natalya1993»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: