ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИИ

Вольнова Марина Андреевна
Балтийский гуманитарный институт

Аннотация
В статье анализируется сложившаяся ситуация на рынке туристических услуг. Отмечается крайне негативная динамика как по отдельным компаниям, так и по всей отрасли. Выделяется тенденция отказа населения от услуг туристических компаний, что определяется сокращением потребительского спроса, а также недоверием к отечественным компаниям. Формируется вывод о будущем укрупнении операторов.

Ключевые слова: банкротство, оператор, спрос, тур, туризм, управление, услуга, эффективность


PROBLEMS OF MARKET OF TOURIST SERVICES IN RUSSIA

Volnova Marina Andreevna
Baltic humanitarian institute

Abstract
In the article the developed situation on the market of tourist services is analyzed. The extremely negative dynamics both on the separate companies, and on all branch is marked. The tendency of refusal of the population from services of travel agencies that is defined by reduction of a consumer demand, and also mistrust to the domestic companies is allocated. The conclusion about the future integration of operators is formed.

Keywords: bankruptcy, demand, efficiency, management, service, tour, tourism


Библиографическая ссылка на статью:
Вольнова М.А. Проблемы рынка туристических услуг в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10303 (дата обращения: 16.03.2024).

Число путешествующих в России постоянно растет благодаря разделению труда, развитию ремесла, торговли и промышленности, что соответственно привело к развитию гостиничного хозяйства. Ежегодно растет  число туристских поездок во всем мире в среднем на 5,7%, в России так же, как и в других странах, до 2013 года наблюдался активный рост туризма, как въездного, так и выездного [1, 2, 3].

Однако с 2014 года в туризме России наблюдается резкий спад как спроса, так и предложения. Во многом это связано с резким ростом курса валют по отношению к рублю, а также политической нестабильностью из-за введенных санкций [4, 5, 6].

Тема данной работы в свете последних событий становится очень актуальной, потому что позволяет выявить динамику развития туристического рынка в России, а также рассмотреть его основные проблемы и тенденции. Для понимания ситуации на рынке туризма необходимо ознакомиться с текущими данными анализа  состояния российских туристических компаний в 2010-2015 годах.

На основании данных Ростуризма, количество крупных туристических компаний с уставным капиталом более 100 миллионов рублей постепенно сокращается [7, 8, 9]. С 2012 года их количество сократилось почти в 4 раза: с 45 в 2012 году до 12 в 2015 году.

Если в 2012 году большее количество туристических компаний имело страховую подушку в размере 30 миллионов рублей  (2230 компаний), то в 2015 году их количество резко сократилось и составило всего 847 компаний [10, 11]. В настоящее время большая часть туристических фирм сконцентрировалась в диапазоне от 500 тысяч до 550 тысяч – 3 031 компания по данным на 2015 год [12, 13].

По данным Ростуризма потери выездного туризма огромны.   Количество компаний по выездному туризму с 2011 года сократилось на 43%, потери 2014 года составили 25%. В 2014 году рынок туристических услуг покинуло 538 компаний, многие из которых не справились с выплатами по своим обязательствам [14, 15].

Одной из проблем выездного туризма в 2014-2015 годах является  волатильность курсов валют и обнищание населения. Также текущий финансовый кризис в России усилил негативные ожидания рисков потери работы или сокращения заработной платы, что препятствует долгосрочному планированию и организации отдыха [16, 17, 18]. Еще одним сдерживающим фактором  является нарастающее недоверие граждан к компаниям-операторам. Это связано с рядом громких банкротств крупнейших туркомпаний в 2014 году [19, 20].

«Нева Тревел» относилась к компании, которая работала как финансовая пирамида. Данная стратегия оказалась проигрышной при резком падении спроса на ее услуги. В итоге туркомпания «Нева», пережившая не один кризис с 1990 годов, обслуживающая порядка 310 тысяч туристов ежегодно стала банкротом. Потом оказалось, что сумма долга перед клиентами и партнерами компании составляет более  450 миллионов рублей [21, 22].

Далее последовало разорение крупнейшего туроператора с финансовым обеспечением 1000 миллионов рублей «Лабиринт Тревел». Несмотря на то, что данный туроператор работал на рынке с 1995 года, резкое снижение спроса компания не смогла преодолеть [23, 24]. На момент объявления о банкротстве наблюдалось резкое падение количества покупок туров у данного туроператора. В суд было подано 87 исков общей суммой 17,5 миллионов рублей [25, 26].

Компания «СолвексТревел» работала с 1995 года, но 11 сентября 2014 года объявила о банкротстве. На этот момент за рубежом оставались более девяти тысяч клиентов. Сумма кредиторской задолженности компании составила 325 миллионов рублей. Возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере» [27, 28].

Основными причинами банкротств туркомпаний стало то, что из-за сильного падения курса рубля клиенты стали отказываться от туров, либо перешли на более бюджетный отдых. В новогодние праздники объем праздничных бронирований снизился примерно на 50%. При этом отказов было не так много, потому что в случае отказа на клиента применялось действие штрафных санкций [29, 30]. Тем не менее, из-за волатильности курсов клиенты стали предпочитать дорогим курортам более бюджетные. Например, вместо Доминиканы или Индии, клиенты стали брать путевки в Египет, а также было сокращено время отдыха с двух недель до недели. Все это негативно повлияло на доходы туристических компаний [31, 32].

Маленькие агентства стали сокращать затраты и переориентироваться на более бюджетный отдых, при этом распространяя системы скидок для постоянных клиентов, подбирая туры индивидуально. В результате, популярность тех или иных небольших турагентств стала передаваться по сарафанному радио от клиента к клиенту [33, 34].

Туристы стали более обдуманно подходить к выбору тура и туроператора. В частности, увеличился более дешевый туризм в Египет. Также все больше туристов стало бронировать туры самостоятельно на сайтах, либо организовывать отдых своими силами. То есть, в ближайшее время можно ожидать изменение структуры туристического рынка в России [35, 36]. Можно ожидать рост спроса на более дешевый отдых, а выездной туризм заменится внутренним.

Одной из тенденций рынка может стать укрупнение уцелевших туроператоров и формирование монополистов. Возможно, в скором будущем появятся новые игроки отрасли туризма. Надо отметить, что текущий кризис выявил проблемы современного рынка туристических услуг. Возможно, переориентация туристов на внутренний рынок даст новый толчок данной отрасли и поможет  найти новые источники для роста.

Проведя анализ динамики рынка гостиниц в России можно сделать вывод, что текущая экономическая ситуация с санкциями и резкое падение курса рубля привело к падению выездного туризма в России на почти 4% в 2014 году. Особенно сильно данное падение произошло в странах западной Европы и США.  Это вызвано как удорожанием стоимости туров в рублях, так и санкциями ряда стран и ужесточением визового режима. При этом число туристов в Египет существенно выросло, потому что туры туда достаточно дешевы, а также упрощен въезд в данную страну по сравнению с прочими. Однако вследствие ограничений, наложенных на путешествия россиян в Египет после катастрофы самолета с российскими туристами, а также инцидента с уничтожением российского военного самолета в Турции, возможностей для того чтобы отдохнуть за границей остается крайне мало.

Что касается въездного туризма в России, надо отметить, что его доля в ВВП страны остается не такой существенной, что  связано с неразвитостью  туристической инфраструктуры и качества обслуживания в России. Также согласно проведенным исследованиям, иностранные туристы в основном ездят в Россию в деловые командировки, а доля туризма все еще невелика [37, 38, 39].

Если проанализировать структуру въездного туризма, то с 2014 года она немного изменилась. Сократилось количество приехавших иностранцев из западной Европы, но увеличилось количество  приезжающих из стран Азии. Такое изменение связано с санкциями и снижением деловой активностью по отношению к странам Европы.

Проведя анализ современного состояния туристических компаний можно сказать, что в настоящее время они испытывают финансовые трудности. Это связано с тем, что постоянно сокращается турпоток и многие направления становятся невостребованными. 

В настоящее время туркомпании стали переориентироваться с туров в Европу, на поездки внутри страны. При этом можно ожидать укрупнения игроков в сфере туризма, чтобы они получили реальную возможность пережить текущий финансовый кризис в России.


Библиографический список
  1. Матросова А.Н. Развитие малого гостиничного бизнеса // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12-2 (40). С. 82.85.
  2. Карпушин Е.С. Ограниченные возможности инвестиций в задаче обеспечения инновационного экономического развития России // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2014, №10. – C. 49-52.
  3. Шилов Н.Ю. Открытие музыкальной школы в Санкт-Петербурге // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/05/11158.
  4. Карпушин Е.С. Сравнительный анализ эффективности управления государственной и частной собственностью // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №1. – C. 51-53.
  5. Дубровских Д.А. Уникальность как характеристика проекта // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/02/9561.
  6. Карпушин Е.С., Ситникова В.И. Стратегический выбор структуры мотивации персонала // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 9. – С. 41-44.
  7. Борисова А.С. Эффективность функционирования государственных структур при привлечении инвестиций в регион // Политика, государство и право. 2015. № 9.
  8. Карпушин Е.С., Патулов В.С. Последствия санкций для российской экономики // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №2. – C. 27-30.
  9. Огородникова К.В. Структура качества проекта и методы его повышения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/05/8777.
  10. Романенко И.В. Концепция и модели инновационно активного предприятия // Экономика. Бизнес. Право. 2014. № 3. С. 33-72.
  11. Карпушин Е.С., Порозова Д.В. Инновационный проект организации городской вертикальной фермы компании Pasona // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №3. – C. 42-44.
  12. Карпушин Е.С. Конфликт интересов в вопросах социальной ответственности бизнеса перед обществом // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4. C. 118.
  13. Караханова Н.Р. Содержание фаз жизненного цикла проекта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6933.
  14. Карпушин Е.С., Зоренко А.А. Сложности продвижения бренда «British Bakery»: работа над ошибками // Качество. Инновации. Образование. 2015. № 2 (117). С. 68-71.
  15. Карпушин Е.С. Перспективы импортозамещения в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 31. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5461.
  16. Жаворонкова Е.В. Использование методов управления рисками для повышения качества менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9.
  17. Карпушин Е.С., Дорохова Л.Ю. Инновационные методы управления персоналом и их значение в обеспечении конкурентоспособности организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 6. – С. 37-42.
  18. Карпушин Е.С. Взаимосвязь понятий «ошибка» и «случайное событие» в математике и технических науках // Биржа интеллектуальной собственности. 2015. № 4. С. 51-58.
  19. Карпушин Е.С., Мельникова В.В. Стратегия подготовки собственных руководящих кадров // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 10. – С. 40-44.
  20. Карпушин Е.С. Математическая модель операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №4. – C. 56-60.
  21. Карпушин Е.С. Формирование системы социально-экономических факторов для оценки профессионализма кадров и их влияния на управление деятельностью предприятий сферы услуг (на примере предприятий отрасли связи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Балтийская академия туризма и предпринимательства. СПб., 2008. – 24 с.
  22. Карпушин Е.С. Анализ операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 69-74.
  23. Карпушин Е.С. Направления модернизации автоматизированной системы управления технологическими процессами «Скала-микро» Ленинградской атомной станции // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2010, №5. – С. 61-66.
  24. Карпушин Е.С., Проводина Е.И. Особенности процесса приватизации в России и их влияние на экономику страны // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 7. – C. 23-26.
  25. Карпушин Е.С. Повышение управляемости автоматизированной системы управления технологическими процессами Ленинградской АЭС // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №1. – С. 72-77.
  26. Карпушин Е.С. Разработка алгоритма функционирования элементарного искусственного интеллекта // Международный научный журнал. М.: «Триада», 2012, №2. – C. 122-126.
  27. Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Российская киноиндустрия как часть экономики страны // ЭКО. – 2015. – № 8 (494). – С. 181-189.
  28. Карпушин Е.С. Роль человека-оператора в обеспечении безопасной работы атомной электростанции // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 47-52.
  29. Карпушин Е.С. Управление обработкой информации в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №2. – C. 60-65.
  30. Карпушин Е.С. Статистические цензы как метод представления причинно-следственных связей // Международный технико-экономический журнал. М.:  ООО «Спектр», 2012, №1. – С. 97.
  31. Карпушин Е.С. Повышение эффективности систем управления атомными электростанциями // Компетентность. М.: «Калужская типография стандартов», 2010, №8. – С. 15-19.
  32. Карпушин Е.С. Рассмотрение причинно-следственных связей как совокупности статистических цензов // Компетентность. М.: ГОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)». 2011,  №9-10. с. 56-60.
  33. Карпушин Е.С., Антонова Е.С. Музыкальная отрасль: проблемы организации экономических отношений // ЭКО. 2015. № 4. С. 184-189.
  34. Карпушин Е.С. Посредники как часть экономической системы // Биржа интеллектуальной собственности. 2014. №.11. C. 49-52.
  35. Карпушин Е.С. Назначение систем поддержки принятия решений // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 15. URL: http://technology.snauka.ru/2014/06/3943.
  36. Карпушин Е.С. Глобализация экономики как процесс усиления разделения труда и экономического развития стран // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-3 (44). С. 132-134.
  37. Карпушин Е.С. Слабости страхования как инструмента диверсификации рисков // Инженерный вестник Дона. 2014. Т. 30. № 3. С. 6.
  38. Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Влияние внешних факторов на инновационную работу организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 8. – С. 16-19.
  39. Ле Н.Ч. Психологические аспекты управления командой проекта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 (39). С. 25-28.


Все статьи автора «economist5»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: