УДК 331

РЫНОК ТРУДА И РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ

Исламова Алсу Анасовна
Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
студентка второго курса экономического факультета

Аннотация
Проблема сбалансированного развития рынка труда и рынка образовательных услуг является одной из актуальных проблем современного общества. В статье рассмотрена франчайзинговая образовательная модель как вариант решения данной проблемы.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, рынок труда, трудоустройство, франчайзинговая модель


THE LABOUR MARKET AND THE MARKET OF THE EDUCATIONAL SERVICES: PROBLEMS OF THE BALANCED DEVELOPMENT

Islamova Alsu Anasovna
Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga) Federal University
second-year student of the Faculty of Economics

Abstract
The problem of the balanced development of the labour market and the market of educational services is one of the urgent problems of modern society. The article describes the educational franchise model as a solution to this problem.

Библиографическая ссылка на статью:
Исламова А.А. Рынок труда и рынок образовательных услуг: проблемы сбалансированного развития // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/11/10171 (дата обращения: 26.05.2017).

Одним из основных задач каждого государства является создание благоприятных условий для поддержания экономического развития и социальной стабильности общества, что невозможно в рыночном экономике без хорошо организованных предприятий. Не зря современный рынок труда предъявляет высокие требования к трудовым ресурсам, которые на сегодняшний день тяжело обеспечить в полном объеме. В связи с этим возникают множество проблем. Поэтому одной из главных задач, стоящих сегодня перед Россией, является создание условий для формирования механизмов эффективного взаимодействия между сферами образования и рынком труда.

В настоящее время российское общество находится в сложной социально-политической и экономической ситуации. Выпускники учебных заведений не могут найти работу в связи с недостаточной квалификацией, во многом обусловленной слабой готовностью средне-специальных и высших учебных заведений к изменениям, отвечающим серьезным переменам в экономико-отраслевой и социальной конъюктуре предприятий [3].

Ни для кого не секрет, что чуть ли ни в каждом объявлении о вакансии указано требование помимо высшего образования и наличие опыта работы. Но откуда взять опыт работы молодому выпускнику?

Но с другой стороны, зачем работодателю вузовский «полуфабрикат», когда можно взять на работу более опытного специалиста со стажем работы. Ведь для «доподготовки» молодого специалиста нужны дополнительные финансовые средства и время. Поэтому работодатель воспринимает выпускников вуза, как исходный материал для подготовки хорошего специалиста, а знания, полученные в вузе, являются лишь фундаментом для создания полноценного сотрудника. В такой ситуации работодатель обращает внимание на готовность и способность выпускника к «доподготовку» и усвоению своей специальности, где большую роль играет быстрота усвоения материала [2].

Выпускник и сам понимает, что ему не хватает практических навыков и знаний в области изученной профессии, что способствует долговременному поиску работы, а в отдельных случаях даже к трудоустройству не по специальности.

Как показывает современная теория и практика, специализированный работник дает больше экономический эффект. В связи с этим выпускники с широким кругозором, хорошей подготовкой востребованы на рынке труда работодателями. Поэтому во время подбора кадров российские компании прибегают к неформальным каналам взаимодействия с вузами. Они просят знакомых руководителей вузов подобрать более способного кандидата [5].

В зарубежных странах используется франчайзинговая модель. «Сущность образовательного франчайзинга заключается в том, что между учебным заведением и предприятием заключается договор коммерческой концессии. В этом договоре оговариваются основные условия сотрудничества, права и обязанности сторон, финансовые договоренности, срок действия договора и т. д» [1].

При франчайзинговой модели предприятие получает выгоду, так как обучение происходит непосредственно в производственной среде, что не требует дополнительных затрат на покупку и подготовку оборудования для обучения. Также при этой системе происходит экономия времени, ведь практическая «доподготовка» происходит во время обучения студента в вузе, а не после его окончания. Если даже предприятию приходится вложить некоторые дополнительные финансовые затраты, то это позже компенсируется трудоустройством в это предприятие хорошо подготовленных работников, что не требует дополнительных средств на «доподготовку», а также более высоким уровнем производительности труда молодого специалиста, что повышает эффективность производства.

И учебное заведение решает свою проблему практической подготовки студентов без лишних финансовых затрат. При этом у преподавателей вуза появляется возможность повышать квалификацию в процессе работы на производстве, а у персонала предприятия расширяется круг общетеоретического познания в своей сфере деятельности.

Франчайзинговая модель также предоставляет возможность студенту зарабатывать денег, тем самым облегчает финансовое состояние семьи.  Теперь студент сам способен оплатить часть суммы за обучение, что позволяет ослабить степень финансового участия родителей в обеспечении доступа к образованию.

Во время СССР связующим звеном рынка образовании и рынка труда являлось государственное распределение. После окончания вуза государство трудоустраивал молодых специалистов на определенный срок по местам работы.

После ухода государства из социальной жизни, после приватизации эту систему отменили. Но сейчас Федеральное агентство по делам молодежи предлагает вернуть государственное распределение студентов-бюджетников. По их мнению, такая мера поможет студентам лучше освоить профессию, а российские компании смогут решить проблему кадрового голода [6].

В связи с научно-техническим прогрессом возникла еще одна проблема – несоответствие имеющихся профессий и уровней квалификации разных категорий граждан. Специалисты, попавшие в такую ситуацию, теряют не только работу, а утрачивают полностью профессию. Такая ситуация имеет долговременный характер, так как получение новой работы для этих категорий людей будет возможно только с переподготовкой, переквалификацией.

Таким образом, проблема сбалансированного развития рынка труда и рынка образовательных услуг неоднозначна и требует решения, так как неразрывно связана с экономикой страны в целом. И  России еще нужно сделать очень многое в этом сложном и противоречивом процессе.


Библиографический список
  1. Ерохина Л.И., Нечитайло А.А.,  Нечитайло С.А. Франчайзинг в образовании// СГАУ. 2011.
  2. Мониторинг экономики образования: Спрос на рабочую силу – мнение работодателей: Информационный бюллетень. М., 2006.
  3. Фатихова Л.Э., Сулиманова А.Р.,Чибугаева С.Г. Региональные особенности занятости и безработицы молодежи в Республике Татарстан.//Молодой ученый. 2014.№21.С.448-449.
  4. Фатихова Л.Э.,Сарварова Р.Р., К вопросу о проблеме миграции молодежи.//Молодой ученый.2014.№21. С 445-447.
  5. Федюкин И., Шмаров А. Годный, необученный // Эксперт. 2005. № 6.
  6. Электронный ресурс  : [http://www.fa.ru/dep/press/about-us/Pages/Raspredelenie-vypusknikov-vozvrat-v-SSSR-ili-shans-.aspx]


Все статьи автора «Исламова Алсу Анасовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: