УДК 332.87

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА: АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ашхотова Мадина Вячеславовна1, Лымарева Ольга Александровна2
1Кубанский государственный университет, студенка магистратуры
2Кубанский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики предприятия, регионального и кадрового менеджмента»

Аннотация
Данная статья посвящена анализу существующей системы управления жилищно-коммунального хозяйства. Выявляются проблемы и противоречия, существующие в данной отрасли. Предлагаются перспективные направления модернизации экономических отношений в отрасли.

Ключевые слова: дотации, жилищно-коммунальное хозяйство, собственники жилья, субсидирование, тарифы, управ-ление, управляющие компании


THE FEATURES OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT TRENDS OF RUSSIAN HOUSING AND UTILITIES SECTOR: ANALYTICAL ASPECTS

Ashkhotova Madina Vyacheslavovna1, Lymareva Olga Aleksandrovna2
1Kuban state University, master's student
2Kuban state University, Candidate of economic Sciences, docent of the Department "Economy of enterprise, regional and personnel management"

Abstract
This article is devoted to the analysis of the existing system of management of housing and communal services. Identifies the problems and contradictions that exist in the industry. Offered promising directions of modernization of economic relations in the industry.

Keywords: grants, homeown-ers, housing and communal services, management, management companies, subsidies, tariffs


Библиографическая ссылка на статью:
Ашхотова М.В., Лымарева О.А. Особенности функционирования и тенденции развития российского жилищно-коммунального хозяйства: аналитический аспект // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/11/10132 (дата обращения: 30.09.2017).

Переход к рыночной экономике сопровождался значительными преобразованиями во всех сферах национальной экономики России – промышленности, образовании, сельском хозяйстве и других сферах. Эти изменения не обошли стороной и жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ), являющееся по своим объемам, одной из наиболее значимых отраслей экономики.

Реформирование ЖКХ в Российской Федерации (РФ) началось в 90-е годы. За прошедший период была сформирована законодательная и нормативно-методическая база, ставшая фундаментом для перехода этой сферы на рыночные принципы хозяйствования и укрепления социально-экономической составляющей ЖКХ, в котором сконцентрированы интересы практически всего населения страны. Основными нормативными документами, регламентирующими экономическую и хозяйственную деятельность организаций жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации являются: федеральный закон “О товариществах собственников жилья” и «Жилищный кодекс».

Надо отметить, что на сегодняшний день, в обществе, все более усиливается социальная напряженность, обусловленная реформированием ЖКХ, при стабильно низком качестве услуг и нарастающем износе основных фондов. Кризисное состояние ЖКХ обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением. Это обусловлено высокими затратами в отрасли, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентных отношений и, как следствие, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Совершенствование социально-экономических отношений в ЖКХ в целом, и на уровне отдельных муниципальных образований в частности, требуют исследования теоретических и практических основ реформирования ЖКХ и выявления особенностей системы управления данной сферой с разработкой стратегии управления тарифами, для повышения эффективности и качества обслуживания населения жилищно-коммунальными услугами.

Ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в ЖКХ России, можно охарактеризовать как системный кризис. В отрасли наиболее ярко проявляются проблемы, связанные с необходимостью модернизации экономики и ее перехода на рыночные принципы функционирования.

ЖКХ региона представляет собой самостоятельную отрасль народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.

На уровне муниципалитета ЖКХ представляет собой многоотраслевое хозяйство, сочетающее в себе целый комплекс социально-экономических отношений по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. В него входит целый ряд взаимозависимых, и в то же время достаточно автономных предприятий и организаций социальной и производственной сферы, чья деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах.

Рассмотрим основные проблемы, без решения которых невозможно восстановление полноценного функционирования отрасли. Большей частью они связаны с переходом к новым условиям хозяйствования. Наиболее важной из них является проблема финансирования. То есть, существующая в России система дотаций и перекрестного субсидирования. Данная система приводит к тому, что конечный потребитель не заинтересован оплачивать полностью образовавшуюся за собой задолженность, перекладывая свои обязательства на третьих лиц. При этом дотации поступают напрямую организациям сферы ЖКХ, что, соответственно, приводит к снижению заинтересованности конечного потребителя в уменьшении затрат. Он начинает воспринимать оплату услуг как налог, не понимая, как и куда она расходуется. Такое отношение к своим обязательствам приводят к тому, что потребитель  считает поставку  коммунальных услуг компетенцией государства.

В свою очередь такая неграмотность потребителей в данной сфере услуг является одной из преград в принятии эффективных решений по управлению своим имуществом.

Говоря же о самих затратах, здесь имеет место еще одна из проблем становления жилищно-коммунального хозяйства. Так как стоимость произведенной услуги складывается из понесенных затрат, предприятия обычно  заинтересованы не в повышении эффективности своей деятельности, а в увеличении своих затрат и обоснований данной необходимости. Таким образом, происходит значительный рост тарифов, при том, что проблем со сбытом даже в таком случае не возникает, т.к. большая часть предприятий в сфере ЖКХ являются монополистами в своей деятельности. В конечном итоге у предприятий нет стимула к повышению эффективности производства, что не позволяет снижать себестоимость продукции, а монопольное производство приводит к отсутствию оптового рынка услуг.  Все это приводит к отсутствию рыночного регулирования объемов производства, качества и стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, перечисленные выше причины по сей день препятствуют реформированию и дальнейшему развитию сферы ЖКХ.

В качестве наглядного примера успешного реформирования в данной сфере можно рассмотреть опыт зарубежных стран, где сами собственники жилья заинтересованы в развитии рынка управленческих услуг. Основной принцип, чаще всего реализуемый заграницей и прослеживающийся в разных подходах, основывается на слаженном тандеме государства и частных фирм. То есть частные фирмы предоставляют услуги потребителю, а подведомственные органы осуществляют защиту их прав и гарантию выполнения установленных стандартов качества. Особенно данная система эффективна при децентрализованном управлении с контролем по возникающим отклонениям.

При такой практике управления собственники выступают в роли юридического лица, принимающего управленческие решения, а их исполнение доверяется профессиональной управляющей организации на основании договора. В то же время так у собственников появляется возможность в самостоятельном регулировании собственных средств. Вся эта система позволяет добиться достаточно высокого уровня управления домами, которая может соответствовать запросам и возможностям потребителей, не снижая при этом качества услуг и соблюдая демократические нормы принятия управленческих решений собственниками.

В отличие от зарубежных стран  в России управляющие компании стремятся выполнять весь спектр жилищно-коммунальных услуг самостоятельно, не привлекая по возможности сторонние организации. Предоставляя все необходимые услуги, начиная от управления и заканчивая обслуживанием и ремонтом домов, в организации со временем начинает снижаться качество оказываемых ею ЖКУ. Поэтому для достижения высокой экономической эффективности деятельности необходимо разделение организаций на более специализированные, как показывает опыт развитых стран. Развитие рынка в такой ситуации позволяет намного увеличить количество организаций, работающих в сфере ЖКХ, что приводит к возрастанию конкуренции. В последствие это приводит к снижению себестоимости услуг и отсутствию возможности в завышении цены конкретной организации на свои услуги.

По нашему мнению, зарубежная практика в сфере ЖКХ является более оптимальной и эффективной в условиях рыночной экономики, при которой выигрывают все стороны – государство, частные компании и сами потребители. Поэтому необходимо ориентируясь на системы развитых стран вырабатывать свой подход в создании эффективного аппарата управления в отрасли ЖКХ. Однако чтобы это стало возможно необходимо устранить существующую на данный момент систему дотаций и перекрестного субсидирования. Одним из предлагаемых вариантов по решению вопроса перекрестного субсидирования может быть повышение тарифов на электроэнергию, что позволит рационализировать систему распределения ресурсов. Само же управление в сфере ЖКХ следует выделить в отдельный вид деятельности, а управляющим компаниям поставить определенные требования, которым они должны отвечать для осуществления своей деятельности и быть конкурентоспособной на рынке жилищно-коммунальных услуг. Так одним из таких требований необходимо установить обязательное страхование рисков по гражданской и материальной ответственности.

На данный момент в России вносятся определенные коррективы в законодательстве жилищно-коммунальной отрасли, постепенно ведущие к повышению качества оказания ЖКУ. В качестве примера можно привести принятие закона №255-ФЗ от 21.07.2014г. «О лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ», т.е. управление многоквартирными домами может осуществляться только на основании лицензии. Таким образом государство хочет повысить профессионализм управляющих компаний, а также убрать с рынка организации, которые не справляются со своими обязанностями, некачественно обслуживают жилой фонд.

Еще одним из примеров может послужить принятие закона №209-ФЗ от 21.07.2014г. «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», основной целью которого было обеспечение всех сторон необходимой информацией о ЖКХ и повышение качества предоставляемых услуг.

На настоящий момент существует необходимость создания благоприятных условий широкого вовлечения частного бизнеса в ЖКХ. Для этого необходимо совершенствовать тарифное регулирование, изменить механизм ценообразования с переходом к экономически обоснованным и долгосрочным тарифам при одновременной социальной поддержкой малоимущих граждан. Достижению стабильности в долгосрочном периоде исключительно важны новые механизмы взаимодействия частного бизнеса и органов власти, а также исключение монополизма банков и компаний для создания равных возможностей для всех участников рынка.

Комплексное решение изложенных выше проблем, по нашему мнению, будет способствовать успешной модернизации и реформированию ЖКХ России и обеспечит его стабильное функционирование в будущем.


Библиографический список
  1. Глазунов С.Н., Жилищный вопрос в России. Проблемы и перспективы. – М.: Дело, 2006. – 176 с.
  2. Кирсанов, С.А. Зарубежный опыт управления многоквартирными домами //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. – 2011. – № 10. – с. 12-23.
  3. Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник, 2010. – 286с.
  4. Федеральный закон №255-ФЗ от 21.07.2014г. «О лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ»
  5. Федеральный закон №209-ФЗ от 21.07.2014г. «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»
  6. Закономерности устойчивого развития региональной экономики // Ашхотов А.М.Ашхотов В.Ю. Terra Economicus. 2007. Т. 5. № 4-4. С. 28-29
  7. Особенности государственной политики управлению занятостью в промышленно развитых странах. Лымарева О.А., Таланова А.В. // Общество: политика, экономика, право. 2015. № 2. С. 29-31.
  8. Развитие  конкурентных преимуществ предприятия в условиях экономического кризиса// Лымарева О.А., Топольян Е.Л. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 4-2 (43). С. 55-57.
  9. Сравнительная оценка функционирования субъектов хозяйственной деятельности в регионе// Ашхотов В.Ю.Багова О.И. Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2009. № 17. С. 29-34.


Все статьи автора «Ашхотова Мадина Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: