УДК 347.7

ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Жаныкулов Жумабек Есилбекович
ТОО «Global Chemicals Industries»

Аннотация
Рассматриваются институты, занимающиеся проблемами малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан. Анализируются политические меры и программы поддержки малых и средних предприятий. Изучаются основные сферы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Делаются выводы о необходимости координации и консолидации различных программ с целью достижения максимального эффекта от них.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, малое предпринимательство, малый бизнес, МСП, Республика Казахстан, среднее предпринимательство, средний бизнес


SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Zhanykulov Jumabek Esilbekovich
Global Chemicals Industries

Abstract
The institution concerned with small and medium business in Kazakhstan. Analyze policies and programs to support small and medium enterprises. We study the main areas of financial support for businesses. Conclusions about the need to coordinate and consolidate the various programs in order to achieve maximum benefit from them.

Библиографическая ссылка на статью:
Жаныкулов Ж.Е. Поддержка малых и средних предприятий в Республике Казахстан // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/11/10125 (дата обращения: 30.09.2017).

Выбор приоритетов в области развития МСП осуществляется несколькими учреждениями, главным из которых является Совет предпринимателей, который отчитывается перед Президентом и Единым координационным советом по предпринимательству при Правительстве Республики Казахстан.

Состав этих двух институтов и их высокий уровень политических позиций показывает их важность. Кроме того, существует Совет иностранных инвесторов, который также подотчетен Президенту. Основной задачей Совета является разработка рекомендаций и предложений по улучшению инвестиционного климата и стратегий для привлечения иностранных инвесторов в страну.

При переходе от уровня установления приоритетов к координации политики развития МСП, играет важную роль Министерство экономического развития и торговли. Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан является ключевым органом по реализации государственной экономической политики, включая функции координации поддержки МСП. Во время разработки и реализации государственных программ поддержки МСП, Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан и Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан являются основными государственными органами.

Следует отметить, что в 2011г., при Министерстве экономического развития и торговли был создан Комитет по развитию бизнеса, которое находится в компетенции Министерства экономического развития и торговли и выполняет функции управления и реализации развития бизнеса. Правительство намерено поддерживать развитие МСП через ряд политических мер. Основные меры, направленные на поддержку МСП, включают в себя принятие «Дорожной карты бизнеса 2020», осуществляемой Фондом развития предпринимательства «ДАМУ»; Программы «Производительность-2020», которая реализуется Казахстанским Институтом развития индустрии; «Программу привлечения инвестиций, особых экономических зон, развития и продвижения экспорта в Республике Казахстан на 2015-2019 годы», которая осуществляется «KAZNEX INVEST»; и «Программа посткризисного восстановления конкурентоспособных предприятий», осуществляемая компанией по реабилитации и управлению активами [1].

Кроме того, Правительство, через акиматы, намерено осуществить программу развития кластеров к 2016г., и Фонд «Даму» сейчас создает «предпринимательские сервисные центры», которые должны функционировать единые окна для доступа к информации, необходимой МСП и помощи по широкому спектру тем: от регистрации компаний до возможности финансирования. Считается, что проактивная политика государства в поддержке бизнеса оказывает положительное влияние на развитие МСП в период глобального экономического спада. Что касается масштабности, по оценкам, до 11 000 МСП получили более 3,7 млрд. долларов в виде кредитов от банков и было создано более 20 000 рабочих мест.

Из этого можно понять, что оказывается сильная поддержка для развития частного сектора и МСП на национальном уровне. Это стремление проявляется через общую готовность принимать политику поддержки развития частного сектора посредством реализации различных мер и инициатив. Всемирный банк в своем последнем обзоре «Doing Business» ставит Казахстан на 49-ое место по простоте ведения бизнеса и оценивает его как одну из десяти стран, добившейся наибольших улучшений по трем или более областям (открытие бизнеса, регистрация собственности и решения несостоятельности).

Это улучшение является продолжением тенденции, которая заставила Казахстан перейти с 80-го места в 2008г. на 59-е в 2012 г. Особый прогресс был достигнут в области регистрации бизнеса. Правительство РК понимает, что в целях совершенствования механизмов государственной поддержки МСП и создания условий для устойчивого развития бизнеса возникает необходимость в поиске новых инструментов поддержки бизнеса. В частности, эта поддержка рассматривается как основа укрепления предпринимательского потенциала, путем создания бизнес-среды, в которой частный капитал доступен для осуществления бизнес-идей.

Есть понимание, что только тогда МСП смогут помочь в развитии конкурентной среды и повышения инноваций. Отражая эту фундаментальную причину, основное внимание в «Дорожной карте бизнеса – 2020» сосредоточено на максимальном использовании рыночных институтов. Все меры финансовой поддержки предоставляются через коммерческие банки, во избежание чрезмерного вмешательства государства на рынке. На момент составления доклада, более 450 контрактов с субсидиями и гарантиями на общую сумму 178 млрд. тенге или 1. 2 млрд. долларов были подписаны в результате реализации «Дорожной карты бизнеса – 2020».

Фонд «Даму» является финансовым администратором программы. Фонд был создан в 1997г. для стимулирования развития малых и средних предприятий. Его единственным акционером является государственное акционерное общество «Фонд национального благосостояния» («Самрук- Казына»). Фонд «Даму» имеет 16 региональных отделений (по одному в каждой области, и два в городе Астане и Алматы). В нем работают около 270 сотрудников, в головном офисе и региональных офисах. (DAMU (2012)) Поддержка в рамках «Дорожной карты» включает в себя субсидирование процентных ставок по кредитам для предпринимателей, банковских гарантий, выдаваемых предпринимателям при получении кредитов. Поддержка предоставляется в следующих сферах [1]:

• Предоставление финансовой поддержки для новых бизнес-инициатив через субсидирование процентных ставок и предоставление кредитных гарантий при запуске новых производств в регионах

• Содействие восстановлению бизнес сектора, субсидирование процентных ставок по ранее выданным проблемным кредитам и отсрочка выплаты налогового долга, без санкций

• Поддержка экспортно-ориентированных отраслей через субсидирование процентных ставок по существующим кредитам предпринимателей, экспортирующих продукцию на внешние рынки

• Усиление предпринимательского потенциала, включая обучение начинающих предпринимателей, сервисная и консультационная поддержка ведения бизнеса, зарубежные стажировки, повышение компетенций высшего руководства частных предприятий и т.д.

Министерство регионального развития в настоящее время занимается разработкой Программы партнерства, цель которой состоит в налаживании связей между системообразующими компаниями и местными МСП, изначально в четырех регионах Казахстана. Системообразующие компании – это, как правило, крупные предприятия, преимущественно с государственным участием, нежели чем ПИИ, но опыт реализации такой программы будет актуально для налаживания связей ПИИ и МСП, и при поддержке программы могут быть сформированы более широкомасштабные связи. Поддержка будет сочетать финансовые и нефинансовые меры, а также инфраструктуру [2].

Существуют также программы, осуществляемые международными донорами. Одна из важных схем – это Business Advisory Services (BAS), осуществляемая ЕБРР. BAS предоставляет МСП разнообразные консультационные услуги, путем содействия проектам, привлекая местных консультантов, на основе разделения затрат. Программа также помогает развитию пула консультантов для оказания профессиональных услуг для МСП. ЕБРР в настоящий момент передает программу правительству. В дополнение к надзорными органам, существует Союз «Атамекен», который представляет собой объединение предпринимателей, участвует в оценке текущей ситуации в развитии МСП и политических результатов.

Существует законодательство о местном содержании, которое обязывает крупные компании и иностранных инвесторов контролировать местное содержание. Это приносит плюсы, поскольку тут акцентируется внимание на степени использования местных поставщиков, но, с другой стороны, это законодательство не согласовано с какими-либо действиями по усилению способностей местных компаний (если таковые вообще предпринимаются), и оно навязывает набор правил по закупкам, которые не способствуют созданию эффективных долгосрочных отношений и развитию цепочки поставок. В частности, это относится к тому, что контракты должны заключаться на ограниченный срок, все должны быть проходить одинаковые тендерные процедуры, и решение по выбору в тендере в первую очередь основывается на цене (с предпочтением местных поставщиков) [3].

Что касается местных стратегий налаживания связей, наблюдается значительная национальная поддержка развития МСП, но национальные стратегии не всегда эффективно соответствуют потребностям в поддержке на местном уровне. Поэтому региональные стратегии налаживания связей должны применяться, чтобы адаптировать использование национальных средств к местным условиям.

На региональном уровне, Департамент предпринимательства и промышленности акимата каждой области реализует государственную политику в области развития и поддержки МСП. Кроме того, технопарки, особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и социально-экономические корпорации вносят свой вклад в инновационную деятельность предпринимателей в регионе. Хотя, на национальном уровне, Kaznex Invest, агентство подотчетное Министерству индустрии и новых технологий, является основным органом, ответственным за продвижение Казахстана и привлечения иностранных инвестиций, в настоящее время его связи с органами в регионах слабы.

Непонятно, какие реализуются механизмы в акиматах и других органах для поддержки работы Kaznex Invest по стимулированию инвестиций. В регионах, акиматы имеют общее представление об инвестиционных приоритетах, но не ясно, какие действия предпринимаются, чтобы привлечь потенциальных инвесторов, обеспечить послеоперационными услугами новых инвесторов или отследить поток иностранных инвестиций в регионе. В общем, ощущается недостаток информации о существующих инвестициях, а также о прошлых и потенциальных запросах.

В настоящее время, в каждом регионе создаются центры обслуживания инвесторов, которые должны оказывать помощь в координации. Для надзора за соблюдением политики местного содержания, в июне 2010 года было создано Национальное агентство по развитию местного содержания. Акиматы несут ответственность за сбор статистики по местному содержанию. Они ограничиваются мониторингом, и у них нет полномочий или ресурсов, чтобы вмешаться. Это станет важной отправной точкой в определении иностранных инвесторов с потребностями в поставках, которые можно рассмотреть в рамках программы развития связей.

Еще одной организацией, ответственной за политику и меры поддержки МСП на местном/региональном уровне является Социально-Предпринимательская Корпорация (СПК). СПК на 100% принадлежит государству и контролируются Управлением Акима. Их задачей является 28 привлечение инвестиций и поддержка МСП. СПК может инвестировать в компании, но их доля не должна превышать 49%. Среди обязанностей СПК: предоставление участков и зданий в пользование частному сектору. Вполне вероятно, что социально-предпринимательские корпораций (СПК) находятся в наилучшем положении для реализации программы развития связей, судя по их задачам.

Таким же образом, они, вероятно, будут кандидатами для организации предлагаемых центров обслуживания инвесторов. Говоря в целом, человеческие ресурсы на региональном уровне, как правило, ограничены и распределяются по годовому бюджету. Тот факт, что многие учреждения имеют больше задач, чем они могут выполнить, означает, что они, как правило, работают на реактивной основе, т.е. отвечая на запросы со стороны частного сектора вместо того, чтобы генерировать возможности. Так как время тратится на ответы по запросам и работу с конкретными запросами, естественно страдает уровень общей информации и знаний.

Отсутствие координации между различными программами и отсутствие ресурсов на региональном уровне влияет на осуществление стратегий налаживания связей: важно установить четкую направленность и границы ответственности, и обеспечить достаточно ресурсов, чтобы позволить сотрудникам активно работать в рамках стратегии, создавая возможности, а не просто реагируя на запросы.


Библиографический список
  1. Омарова Н.Ю., Костусенко А.И. Взаимодействие крупного и малого предпринимательства: монография. М.: Изд-во Академия Естествознания, 2011.
  2. Быков В.М., Быкова А.В., Мандыч И.А. Формирование субъектной среды предпринимательской фирмы // Научный журнал «European Social Science Journal». № 6, 2015.- С. 45-53.
  3. Липченко Н.В., Баловнева К.С., Быков В.М. Формирование кредитной политики предприятия нефтеперерабатывающей отрасли // Российское предпринимательство. № 9, 2012.- С. 78-84.


Все статьи автора «Bykov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: