При составлении бюджета организации зачастую основное внимание уделяется его расходной части, а доходная часть недостаточно детализируется и недостаточно обосновывается. Правильный выбор методов прогнозирования доходов компании и учет всех существенных факторов, влияющих на значение прогноза, позволят сделать его более точным [1].
Объектом исследования в рамках настоящей научной статьи выступает крупное санаторно-курортное учреждение города Анапа, Краснодарского края.
Прогноз доходов для санаторно-курортной организации необходим не только для определения будущих финансовых показателей, а прежде всего для разработки стратегии и тактики на прогнозный период. Нужно помнить, что прогноз – не самоцель. Поэтому методы прогнозирования не должны быть особо точными, а должны лишь корректно отражать специфику бизнеса и верно указывать направления управленческих решений, принимаемых компанией.
Все методы прогнозирования, используемые при анализе, можно разделить на 2 основные группы: экспертные и статистические методы.
Большая часть статистических методов прогнозирования основана на построении тренда, то есть математического уравнения, описывающего поведение прогнозируемого показателя. Наиболее распространенным примером такого уравнения является зависимость объема продаж от времени. Динамика показателя может описываться как прямой линией (линейный тренд), так и кривой (нелинейный тренд). Помимо времени в уравнение линии тренда могут входить предыдущие значения прогнозируемого показателя (авторегрессия), усредненные значения (метод скользящего среднего) и т. д.
Для составления прогноза доходов необходимо определить будущие значения объема продаж компании в натуральном выражении и оценить изменения в ценовой политике. Их произведение даст прогноз доходов компании в стоимостном выражении.
а) На начальном этапе планирования доходов требуется идентификация и максимальный учет факторов.
б) Затем необходимо понять, как релевантные факторы будут изменяться с течением времени.
в) Для каждого варианта прогноза доходов необходимо разработать соответствующий ему сценарий расходов.
г) Для своевременной идентификации отклонений от прогноза нужно разработать набор контрольных показателей.
Далее, следуя представленному выше алгоритму выполним прогнозирование доходов санатория. Прогноз объема его выручки будет являться результатом изучения и динамических изменений таких факторов как:
– прошлый объем продаж;
– изменение рыночной конъюнктуры и общей экономической ситуации;
– доходность продукции;
– ценовая политика;
– имеющиеся мощности (для санатория – коечной мощности);
– затраты.
Исходной информационной базой для выполнения прогноза доходов от основной деятельности санатория будет выступать фактический ряд динамики выручки за 4 предыдущих года (рисунок 1). Стоит отметить, что для повышения точности прогноза, рекомендуется по возможности привлекать как можно больший объем исторических данных.
Рисунок 1 – Сезонность выручки санатория г.Анапа
Учитывая, что деятельность санаторно-курортных организаций демонстрирует ярко выраженную сезонность, для санатория важно учитывать их в процессе финансового планирования [2].
Практическая методика расчета плана продаж санатория в настоящем параграфе будет включать следующие этапы:
Этап 1. Расчет коэффициентов сезонности по прошлым периодам продаж;
а) Подготовка данных по ежемесячным продажам
б) Определение среднемесячных продаж по каждому году (с помощью формулы СРЗНАЧ в редакторе Excel, либо делением общей суммы продаж за год на 12 месяцев),
в) Расчет коэффициентов сезонности по формуле: Ксезонности = Si / sS
где Si – фактическая сумма продаж определённого месяца,
sS – среднемесячная сумма продаж за год.,
г) Усреднение коэффициентов сезонности по одним и тем же месяцам разных годов, чтобы сгладить влияние различных случайных факторов, которые могли повлиять на продажи. Именно эти усредненные коэффициенты сезонности и будут являться основой для последующих операций.
Практические расчеты представлены в таблице 1.
Этап 2. Расчет плановых показателей продаж на основе усредненных коэффициентов сезонности и тенденции роста (падения). Расчет среднего темпа роста выручки санатория выполним по формуле средней геометрической.
Тр2011-2012 = (161072 / 164873)*100 = 97,7
Тр2012-2013 = (186687/161072)*100 = 115,9
Тр2013-2014 = (152853/186687)*100 = 81,9
Таблица 1 – Расчет коэффициентов сезонности санатория г.Анапа
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
Итого за год |
Средне- месячное значение |
|
Выручка от санаторно-курортных услуг | ||||||||||||||
2011 год |
0 |
0 |
3 498 |
12 535 |
14 754 |
22 675 |
24 974 |
25 738 |
19 974 |
14 773 |
10 302 |
15 647 |
164 873 |
13 739 |
2012 год |
495 |
0 |
106 |
4 659 |
13 840 |
26 900 |
25 347 |
26 338 |
21 171 |
13 990 |
13 585 |
14 641 |
161 072 |
13 423 |
2013 год |
3 103 |
3 085 |
8 986 |
12 397 |
17 700 |
26 002 |
29 276 |
26 923 |
22 638 |
18 237 |
11 785 |
6 555 |
186 687 |
15 557 |
2014 год |
562 |
2 331 |
6 746 |
7 417 |
10 240 |
20 589 |
26 757 |
28 748 |
18 837 |
16 232 |
9 365 |
5 029 |
152 853 |
12 738 |
В среднем за 2011-2014гг. |
1 040 |
1 354 |
4 834 |
9 252 |
14 133 |
24 041 |
26 588 |
26 937 |
20 655 |
15 808 |
11 259 |
10 468 |
166 371 |
13 864 |
Коэффициенты сезонности | ||||||||||||||
2011 год |
0,00009 |
0,00007 |
0,25461 |
0,91234 |
1,07385 |
1,65035 |
1,81770 |
1,87332 |
1,45377 |
1,07521 |
0,74985 |
1,13885 |
12 |
1 |
2012 год |
0,03689 |
0,00007 |
0,00792 |
0,34707 |
1,03106 |
2,00406 |
1,88834 |
1,96224 |
1,57723 |
1,04226 |
1,01208 |
1,09079 |
12 |
1 |
2013 год |
0,19949 |
0,19829 |
0,57759 |
0,79687 |
1,13772 |
1,67136 |
1,88185 |
1,73057 |
1,45516 |
1,17223 |
0,75752 |
0,42134 |
12 |
1 |
2014 год |
0,04413 |
0,18299 |
0,52960 |
0,58231 |
0,80391 |
1,61642 |
2,10059 |
2,25688 |
1,47881 |
1,27431 |
0,73523 |
0,39482 |
12 |
1 |
В среднем за 2011-2014гг. |
0,07015 |
0,09535 |
0,34243 |
0,65965 |
1,01163 |
1,73555 |
1,92212 |
1,95575 |
1,49124 |
1,14100 |
0,81367 |
0,76145 |
12 |
1 |
Таким образом, усредненный темп роста объема продаж за 4 года демонстрирует снижение на 2,5%. В соответствии с алгоритмом именно эту тенденцию следует экстраполировать на следующий период для расчета прогнозного значения.
Но как было отмечено ранее, на данном этапе должны быть учтены дополнительные внешние факторы и тренды: рыночная конъюнктура и ее изменение, а также общая экономическая ситуация. В данной связи приводим кратную характеристику развития рынка санаторно-курортных услуг, понимание которой позволит правильно задать прирост (падение) продаж санатория на прогнозный период.
В 2013-2014 г/ экономика России фактически балансировала на грани рецессии. По оценкам BusinesStat в 2013 гjle стоимостный объем рынка санаторно-курортных услуг в России вырос на 4,4% и составил 101,7 млрд руб. Стоимостный объем рынка растет вопреки снижению натурального объема благодаря увеличению средней цены оказываемых услуг. Основным фактором роста стоимостного объема является повышение цен на гостиничные услуги.
За последние 5 лет средняя цена санаторно-курортных услуг выросла на 28,6% и достигла 1736,8 руб. на человека в день в 2013г. Рост цен обусловлен развитием премиум-сегмента санаторного рынка, появлением более дорогих услуг, а также инфляцией. BusinesStat не оптимистичен в своем видении рынка: в прогнозируемом периоде из-за кризисных изменений в экономике аналитики ждут снижения и численности потребителей, и среднего количества дней пребывания в санатории, из-за чего натуральный объем рынка значительно сократится. По прогнозам BusinesStat, из-за существенного снижения натурального объема рынка санаторно-курортных услуг стоимостной объем рынка также сократится, несмотря на увеличение средней цены санаторно-курортных услуг. Прогнозируется рост средней цены санаторно-курортных услуг на 15%, что вызвано увеличением издержек санаторно-курортных организаций, связанных с ослаблением рубля (увеличение цен на продукты питания, медикаменты, медицинское оборудование и т. д.).
Таким образом, реальная макроэкономическая ситуация и состояние рынка санаторно-курортных услуг в стране, подтверждают, что наиболее вероятные значения объема продаж санатория на следующий год при прочих равных условиях (то есть при неизменной внутренней среде организации, без реализации кардинальных изменений) будут демонстрировать тенденцию к снижению. Таким образом, имеем основания принять в дальнейших расчетах усредненный темп роста объема продаж за 4 года на уровне 97,5%.
Тогда прогнозный объем продаж на следующий период составит:
152 853 × 0,975 = 149 032 тыс. руб.
Для расчета значений прогнозного объема продаж по месяцам используем значения коэффициентов сезонности.
Этап 3. В дополнение к выполненным расчетам должен быть учтен внутренний план развития организации (совокупность запланированных стратегических и тактических мероприятий) и выполнена экспертная корректировка рассчитанных плановых показателей.
Таблица 2 – Прогнозирование выручки санатория г.Анапа
Прогнозируемое снижение доходов санатория является веской причиной для разработки комплекса мероприятий, направленных на повышение и сглаживание сезонности доходов организации
Библиографический список
- Вылегжанина Е.В. Стратегия сглаживания сезонности услуг и повышения доходов в санаторно-курортных организациях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/09/9765 (дата обращения: 05.11.2015).
- Вылегжанина Е.В. Анализ доходов и расходов санаторно-курортной организации // Международный научный журнал: журнал. – Вып. 6 [Электронный ресурс]. URL:http://www.inter-nauka.com/issues/2015/6/342(дата обращения: 05.11.2015).