Тема управления эффективностью бизнеса в настоящий момент очень популярна. Высокая динамичность современной деловой среды означает, что скорость, с которой в ней происходят изменения, стремительно растет. Чтобы оставаться конкурентоспособными, предприятия должны приспосабливаться к постоянно меняющейся среде. Этот факт подтверждает практика, которая показывает, что если организация не уделяет внимания переменам, которые происходят со спросом, ценами, поведением конкурентов, она перестает быть эффективной.
Эффективность является одной из характеристик качества системы, ее способности производить определенный эффект. Экономическая эффективность отражает способность системы производить в процессе своего функционирования экономический эффект. Чем больше экономический эффект (результат) и меньше для получения этого результата было затрачено ресурсов, тем выше экономическая эффективность. В ряде случаев оценка экономической эффективности ограничивается соотношением между полученными результатами и затратами на его получение.
Такое определение сформировалось исторически в работах неоклассической экономической школы (А. Пигу, X. Лейбенстайн и др.).
Оценка эффективности действующего предприятия имеет целью определить его будущее. При этом в любой момент времени мы располагаем данными лишь о деятельности организации в прошлом. А если в прошлом определенные действия принесли определенные результаты, это еще не означает, что та же последовательность действий в будущем приведет к аналогичному результату, который уже был получен ранее.
Независимо от размера предприятия показатели эффективности призваны прогнозировать будущее, оценивать прошлое, а также мотивировать и вознаграждать сотрудников.
Если речь идет о крупных предприятиях, то помимо этого показатели эффективности должны обобщаться по уровням организации снизу вверх, распределяться каскадом сверху вниз, а также способствовать сопоставлению эффективности между бизнес-единицами и функциональными подразделениями. Итого мы имеем семь свойств, которые характеризуют показатели эффективности и их назначение на предприятии (рис. 1).
Рисунок 1. Свойства, характеризующие показатели эффективности деятельности
Можно выделить четыре различных типа показателей эффективности: рыночную оценку, финансовые, нефинансовые показатели, а также показатели затрат (табл. 1).
Таблица 1 – Типы показателей эффективности
Тип показателей |
Преимущества |
Недостатки |
Рыночная оценка компаний | Является средством измерения эффективности всей компании в целом, но не отдельных бизнес-единиц, функциональных подразделений и рабочих групп;
на западе она широко используется для мотивации и вознаграждения высшего руководства компаний
|
Обращена в будущее в той мере, в которой финансовый рынок отражает в своих оценках информацию, относящуюся к денежным потокам в будущем;
не помогает сравнивать показатели эффективности внутри компании; способности российского фондового рынка к адекватной оценке предприятий весьма ограничены, поэтому рыночная оценка компании в России возможна лишь с применением специальных методов оценки бизнеса |
Финансовые | Глубже проникают в структуру организации и могут применяться для решения более широкого круга задач по сравнению с рыночной оценкой;
служат индикаторами эффективности как компании в целом, так и ее бизнес-единиц; находят широкое применение в сфере мотивации и вознаграждения персонала; помогают осуществлять сравнение эффективности различных бизнес-единиц
|
Скорее обращены в прошлое, чем в будущее, поскольку отражают уже достигнутые результаты;
содержат в себе мало контрольной информации, необходимой для принятия стратегических решений; не могут служить индикаторами эффективности функциональных подразделений или рабочих групп |
Нефинансовые | Всеобъемлющи, существует огромное множество нефинансовых показателей, с помощью которых можно охарактеризовать практически все процессы, происходящие в организации | Большинство нефинансовых показателей не применимо для подразделений с отличной от данного специализацией;
сложность агрегирования нефинансовых показателей для обобщения оценки эффективности нескольких подразделений |
Показатели затрат | Можно обобщать снизу вверх, с уровня исполнителей до верхнего уровня организации, и последовательно распределять сверху вниз;
поддаются прямому сравнению на любом из уровней организации независимо от их функционального назначения
|
Измеряют эффективность не полностью;
обращены в прошлое
|
Важным обстоятельством является то, что эффективность предприятия в целом определяется соотношением между аллокативной и адаптивной эффективностью. Поэтому исследования, направленные на оценку взаимодействия и выявление взаимосвязи между эффективностями различного типа, а также их вклада в общую эффективность системы (синергетическую эффективность), представляются весьма перспективными.
Анализ исследований в области изучения эффективности функционирования предприятий показал, что в настоящее время не существует единого методологического подхода к ее определению.
Представляется, что эффективность экономической системы вообще и предприятия в частности должна оцениваться комплексно с учетом всех видов деятельности (производственной, финансовой, инвестиционной). Одним из возможных магистральных направлений в разработке системной модели оценки и управления эффективностью является использование бинарного критерия эффективности, совокупно отражающего продуктивность распределения ресурсов и результативность выполнения целей предприятия.
Рассмотрение существующих определений капитализации позволяет сделать вывод, что явление капитализации может рассматриваться двояко. С одной стороны, капитализация – это экономическое явление, показатель, которым можно охарактеризовать компанию в конкретный момент времени. С другой стороны, капитализация – это процесс увеличения стоимости компании. Факторами, влияющими на формирование величины капитализации прибыли, будут выступать все факторы, определяющие уровень фактической чистой прибыли предприятия за предшествующий анализируемый период (объем продаж, эффективность использования ресурсов, система налогообложения и т.п.), макро- и микроэкономические факторы, обуславливающие деятельность предприятия (процентная ставка, уровень безработицы, уровень инфляции; объем продаж, уровень социальной активности предприятия, уровень профессионализма менеджмента предприятия). Чем эффективнее деятельность предприятия и чем ниже риски – тем выше величина капитализации прибыли.
Изучение моделей анализа эффективности функционирования промышленного предприятия показало, что, несмотря на существующие различия, они вместе с тем имеют и общие черты, такие, например, как: оценка эффективности строится на основании видения и стратегии предприятия; эффективность деятельности оценивается как финансовыми, так и нефинансовыми показателями, число которых ограничено; оценка эффективности предполагает учет интересов различных групп (акционеров, потребителей, работников и др.); отмечается повышение клиентоориентированности бизнес-процессов; показываются причинно-следственные связи между стратегией и операционной деятельностью, между целями и результатами. Наиболее продуктивными методиками на современном этапе развития менеджмента будут методы оценки эффективности функционирования предприятий на основе EVA и АВРА.
Библиографический список
- Абдукаримов И.Т., Тен Н.В. Инновация и модернизация как средство достижения научно-технического прогресса в России // Социально-экономические явления и процессы . 2011. № 9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsiya-i-modernizatsiya-kak-sredstvo-dostizheniya-nauchno-tehnicheskogo-progressa-v-rossii (дата обращения: 11.10.2015).
- Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: практикум/Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – 3-е изд., перераб.– М.: ИКЦ «Дело и Сервис», 2008. – 144 с.
- Жулега И.А. Методология анализа финансового состояния предприятия: монография / И. А. Жулега; ГУАП. – СПб., 2006. – 235 с.: ил. С. 95.
- Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 424 с.
- Мазурова И.И., Белозерова Н.П., Леонова Т.М., Подшивалова М.М. Анализ эффективности деятельности предприятия: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 113 c.