УДК 005.915

СТРАТЕГИЯ СГЛАЖИВАНИЯ СЕЗОННОСТИ УСЛУГ И ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ В САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Вылегжанина Елена Владимировна
ФГБОУ ВПО Кубанский Государственный Университет
кандидат экономических наук, доцент

Аннотация
Практическая значимость статьи заключается в анализе динамики до-ходов и расходов санаторно-курортной организации для целей финансового менеджмента. Ключевая проблема этой сферы бизнеса связана с выраженной сезонностью спроса на санаторно-курортные услуги. Сформулированные ре-комендации по преодолению сезонности позволят повысить эффективность финансового менеджмента, достигнуть цели максимизации прибыли сана-торно-курортной организации.

Ключевые слова: анализ безубыточности, валовая маржа, доходы, полная себестоимость, расходы, санаторий, управление, финансовый анализ


THE STRATEGY OF SMOOTHING THE SEASONALITY OF SERVICES AND REVENUES INCREASE IN THE SANATORIUM ORGANIZATIONS

Vylegzhanina Elena Vladimirovna
Kuban State University
Candidate of Economic Sciences, Docent

Abstract
The practical significance of article is to analyze the dynamics of income and expenditures of commercial sanatorium organization for the purposes of finan-cial management. The key problem of the business is pronounced seasonality of demand for services. The recommendations about overcoming seasonality will allow to raise efficiency of financial management, to reach the purpose of profit maximization in sanatorium organization.

Библиографическая ссылка на статью:
Вылегжанина Е.В. Стратегия сглаживания сезонности услуг и повышения доходов в санаторно-курортных организациях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/09/9765 (дата обращения: 29.09.2017).

Санаторно-курортному бизнесу свойственна цикличность, которая оказывает значимое влияние на финансовый результат деятельности коммерческих организаций данной сферы. В свою очередь, на цикличность влияют внешние и внутренние факторы, состояние рынка и т.д [1]. Практика показывает, что сезонность влияет на эффективность работы санаторно-курортных учреждений. Низкая загрузка и тем более консервация материально-технической базы приводит к значительным убыткам для организации. Таким образом, проблема преодоления сезонного характера работы является безусловно актуальной для всех организаций санаторно-курортной сферы.

Объектом исследования в рамках настоящей научной статьи выступает крупное санаторно-курортное учреждение города Анапа, Краснодарского края.

Осуществляя процедуру финансового планирования как функцию финансового менеджмента, необходимо учитывать соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «издержки – объем производства (реализации) продукции – прибыль» и прогнозировать критические оптимальные величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Как видно из таблицы 1, демонстрирующей сезонный характер работы рассматриваемого санатория, финансовые результаты организации нестабильны и демонстрируют отрицательные значения в «низкий сезон». То есть 7 месяцев в году за счет того что фактическая выручка не покрывает  совокупные затраты, организация имеет убытки, замедляется оборачиваемость активов и  деловая активность [2].

Таблица 1 – Исходная информация для маржинального анализа за 2014 год

Период

Число обслуженных

койко-дней, дн.

Совокупные

затраты, тыс. руб.

Выручка, тыс. руб.

Валовая прибыль/убыток, тыс. руб.

январь

489,9

6517,6

562,1

-5955,5

февраль

2031,6

9675,6

2330,9

-7344,7

декабрь

5879,8

12927,6

6745,9

-6181,7

март

6464,9

9683,5

7417,3

-2266,2

апрель

8925,2

11019,6

10240,0

-779,6

ноябрь

17945,9

16015,7

20589,5

4573,8

май

23321,3

16340,4

26756,8

10416,3

октябрь

25056,5

15842,5

28747,5

12905,1

сентябрь

16418,1

14683,6

18836,7

4153,1

июнь

14147,7

13403,7

16231,9

2828,1

июль

8162,7

10617,6

9365,1

-1252,5

август

4383,4

8935,2

5029,1

-3906,1

ИТОГО за год

133227,0

145662,7

152852,7

7190,1

В среднем за год

11102,3

12138,6

12737,7

599,2

Операционный (маржинальный, предельный) анализ дает возможность определить значение порога безубыточности. Порог рентабельности (точка безубыточности, критическая точка, критический объем производства (реализации)) – это такой объем продаж организации, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы. Для определения этой точки независимо от применяемой методики необходимо прежде всего разделить прогнозируемые затраты на постоянные и переменные.

Следует отметить, что в традиционном бухгалтерском учете по РСФО до сих пор не разделяют затраты на переменные и постоянные, а собирают затраты по основным элементам. Ввиду того, что бухгалтерская отчетность предприятия отражает лишь совокупные затраты организации,  требуется применение специальных методик их разделения на постоянные и переменные компоненты. В теории и практике управленческого учета для этой цели используются:

-       метод высшей и низшей точек  (существует некоторая вероятность ошибки из-за того, что значение двух крайних показателей не всегда имеет репрезентативный характер);

-       методы корреляции (графические);

-       метод наименьших квадратов (дисперсии),

Именно наименьших квадратов позволяет наиболее точно определить состав общих затрат и содержание в них постоянной и переменной составляющих. Основной задачей при изучении корреляционных зависимостей является парная корреляция, т.е. зависимость между двумя признаками (результативным и одним из факторных). Основными задачами при изучении корреляционных зависимостей являются: отыскание математической формулы, которая бы выражала эту зависимость Y от X и  измерение тесноты такой зависимости.

Для разделения совокупных затрат организации на постоянную и переменную часть воспользуемся встроенными возможностями программы Еxcel. То на начальном этапе в табличном редакторе Еxcel вручную вводится массив данных по двум переменным Х и Y (количество обслуженных койко-дней и совокупные затраты), а затем все остальные вычисления программа выполняет автоматически за счет встроенных функций. Поэтому в настоящем параграфе мы не ставим задачу привести полную совокупность используемых в расчетах статистических формул, а комментируется практический смысл показателей.

На рисунке 1 представлен график фактических совокупных затрат организации за 2014 год с нанесением следующих данных:

а)     нанесены точки совокупных затрат за каждый месяц (переменная Y) с учетом фактически обслуженных за период койко-дней (переменная Х).

б)    обозначена линия тренда. Визуально очевидно, что наилучшим образом представленную связь между переменными описывает линейный тренд.

в)     нанесено уравнение постоянных затрат, отражающее линейную зависимость совокупных затрат (y) от объема оказанных санаторно-курортных услуг (x) вида y = ax+b.

Y=0,3622x + 8117,2

Рисунок 1 – Расходы санатория в 2014 г.

Уровень постоянных ежемесячных затрат характеризует коэффициент  b = 8117.2 тыс. руб. Переменным затратам на 1 койко-день соответствует коэффициент a = 0,3662 тыс. руб. или 366,2 рубля.

Практическое значение линейного уравнения поведения совокупных затрат  заключается в возможности расчета их объема (y) для любых значений показателя «количество обслуженных койко-дней»  (х).

г)     Оценена теснота связи между переменными Х и Y. При подборе линии тренда Excel автоматически рассчитывает значение величины R2 (коэффициент детерминации), которая характеризует достоверность аппроксимации. В статистике R2  - это доля дисперсии зависимой переменной, объясняемая рассматриваемой моделью зависимости, то есть объясняющими переменными. Для модели парной линейной регрессии коэффициент детерминации равен квадрату обычного коэффициента корреляции между y и x (R). Чем ближе значение R2 к единице, тем надежнее линия тренда аппроксимирует исследуемый процесс. Модели с коэффициентом детерминации выше 80 % можно признать достаточно хорошими (коэффициент корреляции превышает 90 %). В нашем случае R2 = 0,8971, то есть составленное линейное уравнение хорошо отражает тесноту связи между переменными Х и Y (количеством обслуженных койко-дней и совокупными затратами).

Имея данные о структуре совокупных расходов организации, становится возможным выполнить расчет ключевых показателей маржинального анализа в таблице 2.

Значение порога рентабельности, равное 11862 тыс. руб. в месяц указывает  на минимально необходимый (критический) объем доходов предприятия, который позволил бы покрыть всю сумму постоянных и переменных затрат организации.

Разработка комплекса мероприятий по преодолению сезонности в качестве начального этапа предполагает анализ сезонности в разрезе каждой программы лечения санатория. Отметим, что в своей деятельности рассматриваемый санаторий предлагает и реализует базовую санаторно-курортную путевку.  То есть в позиционировании продукта нет четкой дифференциации разнонаправленных программ.  Логично, что в основе стратегии предприятия должно лежать  понимание, что в разные сезоны года, в зависимости от обострения разных хронических заболеваний,  пациент (клиент, отдыхающий) хочет приобрести путевку, нацеленную именно на лечение его конкретного заболевания. Общая санаторно-курортная путевка слабо мотивирует. Пациент с проблемами опорно-двигательного аппарата хочет видеть в рекламе программу «Здоровый позвоночник и суставы». Пациент с ожирением – программу «Коррекция веса» и т.д. При этом для клиента важно знать, что данная программа профильная для конкретного санатория. Поэтому нет необходимости заявлять о большом количестве программ, а выбрать именно те, которые профильные, под реализацию которых у санатория есть полноценная материально-техническая база, соответствующие природные факторы и высокая квалификация медицинского персонала. С точки зрения финансового менеджмента принципиально важно существенно снизить влияние сезонности на среднегодовую загрузку санатория и обеспечить на этой основе увеличение доходов организации.

Стратегия и конкретные мероприятия по преодолению сезонности загрузки санатория должны быть детально проработаны специалистами по маркетингу, так как не лежат в функциональном поле финансового менеджера. Проработанная система мероприятий должна как минимум обеспечить прирост доходов санатория до значения 11862 тыс. руб. в месяцы «низкого сезона» (январь, февраль, март, апрель, май, ноябрь, декабрь). То есть, заполняя плановую часть таблицы 2 на следующий год, мы указываем эти минимально необходимое значение по строке выручка.

Таблица 2 – Показатели маржинального анализа за 2014 год, тыс. руб.

Показатели

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Итого

за год

Фактические

Количество обслуженных койко-дней, к/дн.

490

2032

5880

6465

8925

17946

23321

25056

16418

14148

8163

4383

133227

Совокупные расходы

8295

8853

10247

10459

11350

14617

16564

17193

14064

13242

11074

9705

145663

Постоянные расходы

8117

8117

8117

8117

8117

8117

8117

8117

8117

8117

8117

8117

97406

Переменные расходы

177

736

2130

2342

3233

6500

8447

9076

5947

5124

2957

1588

48256

Выручка

562

2331

6746

7417

10240

20589

26757

28748

18837

16232

9365

5029

152853

Валовая маржа

385

1595

4616

5076

7007

14089

18310

19672

12890

11107

6409

3441

104596

Валовая прибыль

-7733

-6522

-3501

-3042

-1110

5972

10192

11555

4773

2990

-1709

-4676

7190

Порог рентабельности

11862

11862

11862

11862

11862

11862

11862

11862

11862

11862

11862

11862

142345

Запас финансовой прочности

-11300

-9531

-5116

-4445

-1622

8727

14895

16885

6975

4370

-2497

-6833

10507

Коэфф.сезонности

0,044

0,183

0,530

0,582

0,804

1,616

2,101

2,257

1,479

1,274

0,735

0,395

12

Планируемые

Количество обслуженных койко-дней, к/дн.

10339

10339

10339

10339

10339

18787

20806

21170

16142

12351

10339

10339

161629

Совокупные расходы

11862

11862

11862

11862

11862

14922

15653

15785

13964

12591

11862

11862

155950

Постоянные расходы

8117

8117

8117

8117

8117

8117

8117

8117

8117

8117

8117

8117

97406

Переменные расходы

3745

3745

3745

3745

3745

6805

7536

7668

5847

4474

3745

3745

58544

Выручка

11862

11862

11862

11862

11862

21554

23871

24289

18520

14170

11862

11862

185439

Валовая маржа

8117

8117

8117

8117

8117

14749

16335

16621

12673

9696

8117

8117

126895

Валовая прибыль

0

0

0

0

0

6632

8218

8504

4556

1579

0

0

29489

Порог рентабельности

11862

11862

11862

11862

11862

11862

11862

11862

11862

11862

11862

11862

142345

Запас финансовой прочности

0

0

0

0

0

9692

12009

12427

6658

2308

0

0

43093

Коэфф.сезонности

0,768

0,768

0,768

0,768

0,768

1,395

1,545

1,572

1,198

0,917

0,768

0,768

12

Для месяцев с июня по октябрь включительно проставим ранее рассчитанные в таблице 2 прогнозные значения с учетом возможного снижения выручки на 2,5% под воздействием неблагоприятной внешней экономической конъюнктуры и среднего относительного изменения продаж санатория за 2010-2014 годы.

Таким образом, реализуя рассчитанный в таблице 3 план продаж с менее выраженной сезонностью, организация за счет оптимизации соотношения доходов и расходов, будет иметь возможность увеличить валовую прибыль в 4 раза, обеспечивая улучшения финансовой устойчивости [3].

Таблица 3 – Векторы оптимизации показателей маржинального анализа

Показатели

Значение

Изменение

Фактическое

за 2014 год

План

Абсолютное

Относительное, %

Количество обслуженных койко-дней, к/дн.

133227

161629

+28402

121,3

Совокупные расходы

145663

155950

+10287

107,1

Постоянные расходы

97406

97406

0

100,0

Переменные расходы

48256

58544

+10288

121,3

Выручка

152853

185439

+32586

121,3

Валовая маржа

104596

126895

+22299

121,3

Валовая прибыль

7190

29489

+22299

в 4 раза

Порог рентабельности

142345

142345

0

100,0

Запас финансовой прочности

10507

43093

+32586

410,1

Отметим, что приведенные расчеты могут быть уточнены, в случае если рассматриваемый санаторий г.Анапа  будет корректировать ценообразование, закладывая более высокую наценку в высокий сезон. Эффективным резервом дальнейшего увеличения доходов организации  может быть дифференцированное ценообразование.


Библиографический список
  1. Управление маркетингом на предприятиях санаторно-курортной сферы в регионе Большого Сочи. Фирюлин В.Ф. диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Государственный университет управления. Москва, 2008
  2. Вылегжанина Е.В. Анализ количественных показателей деловой активности российских предприятий. Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2012. № 2 (2). С. 85-93.
  3. Упрощенный метод оценки финансовой устойчивости предприятия. Гребенникова В.А., Кулинченко Е.А. Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. № 1 (1). С. 179-182.


Все статьи автора «Вылегжанина Елена Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: