УДК 336.1

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

Кцоева Евдокия Руслановна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация
В статье отмечаются основные проблемы использования методов финансового регулирования отраслей российской экономики, которые используются органами государственной власти и органами местного самоуправления. Определяются причины несовершенства рассматриваемых методов финансового регулирования и выдвигаются практические рекомендации по их совершенствованию.

Ключевые слова: импортозамещение, национальное хозяйство, отрасли экономики, санкции, финансовое регулирование


PROBLEMS OF PRACTICAL USAGE OF THE FINANCIAL REGULATION METHODS OF RUSSIAN NATIONAL ECONOMY

Ktsoeva Evdokia Ruslanovna
Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract
The article notes the main usage problems of financial regulation methods of sectors of Russian economy which are used by public authorities and local authorities. The causes of practical usage of the financial regulation methods of agriculture are determined and the ways of its solution are determined.

Keywords: financial regulation, import substitution, national economy, sanctions, sectors of economy


Библиографическая ссылка на статью:
Кцоева Е.Р. Проблемы применения на практике методов государственного финансового регулирования национального хозяйства России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/07/9532 (дата обращения: 28.09.2017).

Научный руководитель:

Терская Галина Алексеевна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория»

Обеспечение достаточным объемом финансовых ресурсов наиболее приоритетных отраслей экономики является одной из первоочередных задач любого государства, так как развитие отраслей национального хозяйства напрямую влияет на темпы экономического роста страны, на уровень благосостояния ее граждан и, в конечном счете, на позицию самого государства на мировой арене. Те методы и инструменты, с помощью которых государство так или иначе регулирует отраслевую структуру экономки, и определяют дальнейшие перспективы развития народного хозяйства.

Отраслевые пропорции представляют собой соотношения удельных весов отдельных отраслей, по которым можно определить характер и тенденции структурных сдвигов в экономике. Так, например, в 2014 г. доля сельского хозяйства Российской Федерации в валовой добавленнной стоимости России составила 4%, доля строительства – 6,5%, доля производства – 19%, а сферы услуг – около 60% [1]. Данный факт свидетельствует о том, что Россия – индустриальная страна, с хорошо развитым добывающим сектором и сектором услуг.

В настоящее время, для Российской Федерации проблема финансовой помощи отраслям экономики, в особенности таким, как агропромышленный комплекс, автомобильная промышленность, энергетическая отрасль и оборона  – особенно актуальна. Более того, вступление России во Всемирную торговую организацию в 2012 г. и введенные ответные санкции в 2014 г. диктуют необходимость применения более гибкой и прозрачной системы финансового воздействия на отечественную экономику и ее субъектов со стороны органов государственной власти и местного самоуправления (далее – ОГВ и ОМСУ).

Причины неравномерности развития тех или иных сегментов экономики России обусловлены целями и задачами, заложеными в бюджетной политике страны и прогнозе ее социального-экономического развития, а также условиями, которые создает государство для организаций и предпринимателей, занимающихся определенным видом деятельности. Таким образом, неравномерность развития отраслевого сектора экономики, по большей мере, порождается несовершенством методов и способов государственного финансового воздействия.

Так, агропромышленный комплекс, больше всех ощутивший влияние санкций со стороны США и Запада, находится под существенным воздействием со стороны государства. Это влияние осуществляется не прямо, а косвенно, путем создания определенных условий, в которых из-за недостаточного субсидирования и государственного регулирования была сформирована почва для спекулятивной деятельности. Доказательством тому может послужить следующий факт: с 1 октября по 1 декабря 2014 года закупочная цена на гречку в Петербурге выросла в среднем на 121% [2].

Тем не менее, государственное воздействие на сельское хозяйство носит и положительный характер. В целях обеспечения стабильного функционирования отраслей сельского хозяйства в январе 2015 г. премьер-министром России было предложено субсидировать часть процентных ставок по кредитам, выдаваемых коммерческими банками производителям, на основе ставки рефинансирования, равной 8,25% [3]. Однако данный метод финансового регулирования – субсидирование части процентной ставки по кредиту – не достаточно эффективен в силу того, что банки предоставляют кредиты  сельхозпроизводителям на основе ключевой ставки, равной 11,5%, а не ставки рефинансирования. Следовательно, возникает проблема недостаточности финансового обеспечения отрасли.

Следующим примером несовершенства государственного регулирования может послужить ситуация, сложившаяся в 2010 г. по поводу уплаты компанией «Макдональдс» НДС в размере 10% как магазина, а не 18% как ресторана [4]. Тогда Федеральная налоговая служба, основываясь на рекламном позицировании этой организации себя как ресторана, обратилась в суд с целью доказать, что применение «Макдональдсом» пониженной ставки в 10% незаконно. Сумма подлежащих к уплате налогов, по данным ФНС, составила 487,3 млн. руб. Однако, несмотря на разумные аргументы налоговой службы в пользу того, что «Макдональдс» – это сеть ресторанов, а не продовольственных магазинов, которая имеет обслуживающий персонал, соответствующую планировку зала, приспособленную для потребления пищи, судебное решение было вынесено в пользу «Макдональдс». Такая сложность в определении реального объекта налогообложения обсуловлена тем, что Налоговым кодексом не установлено каких-либо ограничений по видам деятельности налогоплательщиков, позволяющим применять пониженную ставку НДС, реализуя продовольственные товары, поименованные в п. 2 ст. 164 НК РФ.

Для того, чтобы определить дальнейшие перспективы государственного воздействия на отраслевую структуру экономики, необходимо оценить степень влияния экономико-политических явлений.  Особенно важным является рассмотрение регулирования отраслевых пропорций экономики в период ответных санкций, введенных Россией ввиду обострившейся политической ситуации. Санкции создают благоприятные условия для российских производителей, снижая их конкуренцию с мировыми производителями товаров и услуг. Импортозамещение способно не только снизить конечные цены для покупателей на производимые в стране товары, но и продвинуть национальную экономику, создав новые рабочие места.

В условиях существования Всемирной торговой организации и, соответственно, вхождении России в нее, торговля с другими странами стала вестись по международным нормам, снизились импортные пошлины, на рынок стали выходить западные производители, российские компании ощутили реальную конкуренцию, перед ними встал выбор: либо уходить с рынка, либо снижать цены. Одно из исследований показало, что наиболее всего пострадал средний бизнес, его конкурентоспособность стала низка, что привело к замещнению ряда российских товаров на рынке зарубежными [5].

Введение же санкций создало новые условия для функционирования российских компаний. Учитывая, что они были введены относительно продовольственных товаров, результат не застал себя ждать: введенное годовое эмбарго способно переориентировать российских производителей, предоставив им возможность прочно закрепиться на национальном рынке. Таким образом, геополитическая ситуация способна оказывать существенное влияние на отраслевую структуру экономики страны. Важно, чтобы ОГВ проводили именно политику, позволяющую стимулировать отечественных производителей и дальше оставаться на российском рынке со всей его экономической и политической конъюнктурой.

Итак, говоря об инструментах финансового воздействия на отраслевую структуру экономики, следует выделить две их основные группы: налоговые и бюджетные, при этом стоит учитывать, что только ими на практике применение не ограничивается. Для более качественного воздействия должны быть задействованы все возможные методы, причем не обособленно, а в совокупности. Таковы могут являться введение таможенных пошлин, финансовых санкций и др. Главная же цель проводимой политики регулирования отраслевых пропорций – это стимулирование экономического роста, который в рамках отраслей не возможен без защиты отечественных производителей. Все фазы экономического цикла, будь то подъем, пик или спад должны максимально использоваться государством и отражаться в применении им бюджетных, налоговых и прочих инструментов воздействия. Государственная финансовая политика должна проводиться с учетом современных реалий, поскольку оттого как будет выстроена отраслевая структура экономики страны и будет зависеть ее выживаемость в условиях изоляции и способность противостоять внешним угрозам.


Библиографический список
  1. ВВП России в 2014 году [Электронный ресурс]  // URL: http://newsruss.ru/doc/index.php/%D0%92%D0%92%D0%9F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_2014_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83 (дата обращения: 19.07.2015)
  2. УФАС: закупочная цена на гречку в Петербурге выросла в среднем на 121%. [Электронный ресурс] // Информационное агентство России. URL:  http://tass.ru/spb-news/1699805 (дата обращения: 04.07.2015)
  3. Медведев предложил субсидировать процентные ставки по кредитам для сельского хозяйства. [Электронный ресурс] // Banki.ru URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=7574976 (дата обращения: 17.07.2015)
  4. Почему все рестораны применяют 18% ставку НДС?.. а Макдоналдс 10%? [Электронный ресурс] //  Блог фискала. URL:  http://blogfiscal.ru/?p=5935 (дата обращения: 18.07.2015)
  5. Шохина Е. Плюсов не обнаружено.  [Электронный ресурс] // Эксперт. URL: http://expert.ru/2013/11/13/plusov-ne-obnarugeno/ (дата обращения: 21.07.2015)


Все статьи автора «Кцоева Евдокия Руслановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: