ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ: ИСТОРИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Рохмина Елизавета Борисовна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Данная работа посвящена теоретическому и практическому обоснованию значимости экономического районирования, в частности для обширной и наделенной богатыми ресурсами территории России. Особое значение уделено рассмотрению базовых принципов экономического районирования (экономический, национальный, административный, перспективный принципы) и разграничению интегрального и отраслевого районирования на основе соответствующих примеров. В исследовании поднимается проблемы выбора наиболее оптимальной схемы деления территории на районы.

Ключевые слова: экономическое районирование России


ECONOMIC ZONING IN RUSSIA: HISTORY AND MEANING

Rokhmina Elizaveta Borisovna
Natioinal Research University «Higher School of Economics»

Abstract
The paper contemplates theoretical and practical explanation of economic zoning and its meaning to the public administration management, in particular in case of Russia as an immense country, possessing a great variety of natural resources. Such basic principles of economic zoning as economic, national, administrative and perspective are analyzed in the paper. The division of integral and industrial zoning is examined on the appropriate exaples. The issue of the most optimal and effective zoning scheme is raised in the research.

Библиографическая ссылка на статью:
Рохмина Е.Б. Экономическое районирование России: история и хозяйственное значение // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/03/7719 (дата обращения: 11.03.2024).

Введение

Разделение территории страны на экономические районы представляет собой важное и неотъемлемое научное средство регулирования территориального развития, которое применяется в сфере регионального планирования: при составлении статистических ведомостей, социально-экономических перспектив развития, при разработке целевых и региональных программ, при формулировке объяснений административно-территориального устройства.

В условиях становления и развития свободных рыночных отношений экономическое районирование приобретает особое значение. Оно видится необходимым для обеспечения грамотного управления территориальными единицами, наращивания его эффективности при обязательном учете специфических особенностей размещения природно-ресурсных факторов того или иного региона, а также для совершенствования размещения производительных сил каждого региона и страны в целом.

Неудивителен тот факт, что изучение данного феномена именно в контексте рассмотрения эволюционного развития обширной и наделенной богатыми ресурсами территории России приковывает к себе наибольшее внимание. Стоит также отметить, что наша страна обладает как значительным объемом работ в области теории экономического районирования, так и серьезным практическим опытом, оказавшим влияние на становление современного устройства, что придает дополнительную актуальность теме настоящей работы. Получается так, что детальное изучение хозяйства такой огромной и разнообразной страны, как Россия, невозможно без ее разделения по отдельным признакам на районы. Поэтому представляется неслучайным, что уже с ХVIII века здесь появлялись труды разных ученых по данной тематике: было собрано большое количество информации о хозяйственном районировании страны.

Итак, в качестве цели настоящей работы было поставлено выявить наиболее оптимальную схему деления территории на районы.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд определенных задач:

  • рассмотреть историю экономического районирования России, а также вклад ученых в его развитие;
  •  изучить ключевые принципы и факторы образования экономических районов России;
  • разграничить два метода экономического районирования.

Глава 1. Исторический аспект экономического районирования России

Методологические вопросы экономического районирования поднимались еще в трудах К.И. Арсеньева А.Н. Радищева, А.И. Герцена, и П.П. Семенова-Тян-Шанского. Одна из наиболее ранних работ в данной сфере принадлежит ученому-статистику К.Ф. Герману, которым в конце XVIII века был опубликован сборник статей с ключевыми характеристиками нашей страны [6]. В 1847 году Н.П. Огарев в своей работе  «Опыт статистического распределения Российской империи» закладывает в основу районирования такие понятия, как географическое положение, природные особенности, транспортную сеть и население, и придает ключевое значение специализации [5, с. 253]. Известный ученый Д.И. Менделеев также оставил след в изучении рассматриваемого феномена: в 1893 году им была выдвинута идея о разделении территории России на 14 краев на основе не только природных факторов, но и степени развития промышленности исходя из анализа топливных и сырьевых ресурсов [5, с. 254-255]. Стоит отметить, что во времена существования царской России данные предложения в сфере районирования носили исключительно познавательный характер.

Развитие научной деятельности в сфере экономического районирования берет свое начало в период построения социализма в СССР. Именно в социалистической науке впервые появилось понимание об экономическом районе, при этом не только в качестве метода обобщенного экономического познания тех или иных природных и производственных факторов на данной территории, но и в качестве модели преобразования экономики. [2, с 103-104].

Итак, в первом перспективном хозяйственном плане от 1920 года Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО) была сделана попытка экономического районирования страны, в основу которого были заложены пути развития энергетики. [5, с. 255].  И действительно, получается так, что электроэнергия – универсальный фактор, который незаменим в том или ином процессе производства. К тому же, распространение действия электростанций представляется экономически ограниченным  неким радиусом передачи, то есть иными словами – районом. Отсюда следует, что грамотно созданный план электрификации символизирует создание плана производства по определенным районам. Как отмечает Н.Н. Колосовский, план ГОЭЛРО подразумевал переход на электротягу на ключевых железных дорогах, то есть линии межрайонных сообщений, которые существенно зависели от принципов разделения труда между районами. [3, с. 104].

Задача по разработке экономического районирования в полной степени была поставлена перед Госпланом, за основу чего им был взят план ГОЭЛРО. В тезисах комиссии под представительством М.И. Калинина, образованной для обсуждения данного вопроса, говорилось о необходимости районирования на основе экономического принципа. Так, в качестве экономического района стоит выделять экономически законченную территорию страны, которая «представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства» за счет агрегирования природных факторов, накоплений в сфере культуры прошлого и населения с его способностями к производственной деятельности. Впоследствии это позволяет воссоздать на фоне четко выбранных местных ресурсов, капитала, внешней новой техники и общегосударственного плана народного хозяйства проект хозяйственного развития района на основе наиболее эффективного осуществления тех или иных возможностей при наименьшем количестве издержек. В Докладе Госплана также отмечался и результат, предполагавший то, что районы имеют специализацию в тех отраслях, имеющих возможность развиваться в наибольшей степени; обмен же между районами ограничивался определенным объемом специально направленных продуктов производства. [7, с. 55].  В результате получается так, что районирование способствует установлению глубокой взаимосвязи между своими компонентами, перечисленными выше, а также достижению наиболее благоприятной производственной комбинации, занимаясь проведением как четкого разделения труда между областями, так и их преобразования в отдельные большие хозяйственные системы.

Исходная схема Госплана имела свои недостатки. [5, с. 256].  Во-первых, в качестве негативной черты выделялось некоторое несоответствие границ районов и границ национальных образований, что, однако, в последующих работах было ликвидировано. Во-вторых, это то, что определенное количество выделенных районов (всего в проекте их предполагалось 21) были слабо развиты в экономическом плане.

Вскоре усиленное совершенствование последовало в восточных районах страны и национальных республиках, новую мощь приобрела специализация старых промышленных районов, а также мест производства сельхозпродукции, что стало причиной необходимости развития системы экономического районирования. В результате набирал свои обороты комплексный метод планирования, который позволял наилучшим образом обозначать ключевые показатели плана, наиболее точно принимать к сведению в балансах местные ресурсы, более эффективно применять в процессе производства новую технику.

В 1938-1940 годах была создана новая схема экономических районов СССР, которая демонстрировала позитивные сдвиги развития народного хозяйства Советской России в целом за счет отдельных успехов национальных республик и экономических районов. Итак, территория делилась теперь уже на 13 довольно обширных экономических районов.

В сфере развития хозяйства экономических районов государства были сформированы непростые задачи. В ключевых экономических районах давали позитивные результаты добыча топливных ресурсов, производство химических удобрений, цемента, стекла, продукции легко и пищевой промышленности – все в объеме, необходимом для обеспечения нужд каждого из этих районов. Стоит также отметить, что повышалась зависимость обширных промышленных районов от дальнего привоза продуктов, неудобных с точки зрения транспортировки, вследствие их подъема в промышленном плане и увеличения городского населения.

Итак, положительные результаты функционирования экономики, совершенствование процесса специализации и развития хозяйства государства в комплексном аспекте способствовали последующему развитию экономического районирования. В качестве основных задач были выделены: построение материально-технической основы, больших народно-хозяйственных объектов (например, интенсивных тепловых электро- и гидростанций, металлургических комбинатов). Также к этому стоит добавить  изучение их в масштабе нескольких административно-территориальных единиц, что в сумме требовало расширения и наращивания экономических связей между республиками, краями и областями. [5, с. 257].

Таким образом, в 1963 году территория СССР состояла из 18 экономических районов исходя их учета природных и экономических параметров: десять районов приходилось на территорию Российской Федерации (РФ), три – на территорию Украину. Выделялись также Прибалтийский, Среднеазиатский и Закавказский экономические районы; самостоятельными, в свою очередь, стали Казахская, Белорусская и Молдавская ССР. Однако заключительная сетка СССР состояла из 19 экономических районов: в 1982 году произошло разделение Северо-Западного района, находившегося на территории РФ. Итак, в России выделяли следующие одиннадцать районов экономического характера: Северо-Западный, Северный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. В качестве двенадцатого теперь выделяется и Калининградская область, входившая ранее в Прибалтийский экономический район, а ныне являющаяся особой экономической зоной. [8].

По мере развития рыночных отношений и установления общероссийского рынка, усиления принципа федерализма и модернизации системы управления действовавшая схема экономических районов постепенно утрачивала свою эффективность. Особенно сильно это проявлялось в период экономических рыночных реформ конца 1990-х годов. Учреждение межрегиональных ассоциаций взаимодействия по экономическим вопросам, которые занимались составлением программ развития регионов, стало неким стимулом для совершенствования системы экономического районирования. Так, указом Президента РФ от 13 мая 2000 года в России было образовано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. [9]  Федеральные округа были выделены на основании следующих принципов: общности территории, природно-ресурсных возможностей, достаточности самообеспечения, а также специализации хозяйства. [5, с. 259].  В качестве ключевых целей радикальных изменений стоит отметить: усиление государственности, недопущение разделения страны, сдерживание в разумных пределах самостоятельности субъектов для повышения авторитета центра, который в начале 1990-х годов был в некоторой степени подорван. К тому же, существовали несоответствия между законами на уровне регионов и Конституции, и, как следствие, – неустойчивое положение в политическом плане и ослабление степени федерализма. На фоне данной обстановки учреждение укрупненных семи федеральных округов, которые напрямую подчинены президенту, представлялось как нечто способное ликвидировать негативные эффекты.

К первостепенным задачам федеральных округов в плане социально-экономического развития и размещения производительных сил относят усиление взаимодействий между субъектами, которые входят в его состав. Также необходимо построение системы, способной самостоятельно удовлетворить потребности людей, его населяющих, упрочить рыночную специализацию округа, заниматься развитием социальной и производственной базой и инфраструктурой, налаживала крепкие связи не только с другими федеральными округами, но и иностранными партнерами.

Глава 2. Теоретические и практические аспекты экономического районирования России

2.1 Новый этап. Интегральное и отраслевое экономическое районирование

Экономические районы функционируют на базе общественного территориального разделения труда, что способствует массовому и наиболее результативному процессу созданию той или иной продукции и увеличению рынка. Вследствие отраслевого разделения труда, деления производства на узкоспециализированные отрасли происходит и разделение территории хозяйства на небольшие, но тесно между собой связанные регионы – специализированные экономические районы.

Итак, необходимо четко осознавать, на основании каких принципов осуществляется функционирование такого феномена, как экономическое районирование. Т.Г. Морозова [5, с. 262-263] полагает, что в качестве основополагающих принципов стоит выделять следующие: экономический, национальный и административный.

Так, экономический принцип изучает район с точки зрения специализированной части единого хозяйственного комплекса на территории страны с той или иной структурой вспомогательных и обслуживающих производств. Так, отрасли, в которых издержки труда, издержки самого процесса производства и транспортировки до потребителей отличаются невысокими размерами по отношению к этим же издержкам других районов, – и будут определять специализацию местности.

Что касается национального принципа, то он учитывает, соответственно, этнические особенности людей, населяющих тот или иной район, исходит из исторических предпосылок формирования труда и уклада жизни.

Административный же принцип сам по себе детерминирует целостность экономического районирования и территориального политико-административного построения, что позволяет районам самостоятельно и благоприятно осуществлять свое развитие, усиливать свое значение в сфере территориального разделения труда всей страны.

Стоит учитывать и перспективный принцип [1, с. 69]., требующий, чтобы все зоны, составляющие экономический район, обладали общими перспективами и целями развития как на кратко -, так и на долгосрочный период.

Рассмотрим районообразующие факторы, используя работу В.И. Меньщиковой и М.А. Пахомова, где они интерпретируются как некие «факторы-принципы». [4, с. 93-95].

Во-первых, особое значение приобретает гарантия существенной степени территориальной концентрации производства и его ресурсов. Так, важно, чтобы обширные экономические районы обладали как сильными хозяйственными комплексами, так и большим объемом производственных ресурсов высокого качества. Стоит отметить, что такая склонность к концентрации территорий на базе научно-технического прогресса и благоприятного состояния рыночного спроса в особой степени влияет на создание экономических районов.

Во-вторых, нельзя не брать во внимание такой принцип, как специализация региона: строение и границы экономического района должны формироваться таким образом, чтобы появлялись возможности для грамотной производственной специализации и образования товарных рынков. Так, исходя из того, что ключевая роль в хозяйственном аспекте Урала принадлежит черной и цветной металлургии, границы устанавливались так, чтобы объединить все центры металлургии и рудные ресурсы на рассматриваемой единой территории. Такая ситуация складывается и с другими отраслями специализации экономики Урала, что в целом дает возможность повысить производительность общественного труда за счет результативного разделения труда между районами и обмена товарами.

В-третьих, стоит отметить и территориальную комплексность хозяйства. При данном принципе экономического районирования специализация того или иного района гармонирует с его всесторонним совершенствованием. Территориальный хозяйственный комплекс представляется в виде ядра экономического района, что находит наибольше отражение в макрорегионе – большом экономическом районе. Особую значимость для экономического районирования оказывает заинтересованность в факторах социального характера, например, таких как территориальные аспекты воспроизводства трудовых ресурсов, способность выйти на новый уровень жизни населения.

Наряду с этим к факторам образования районов относят существование довольно обширных месторождений полезных ископаемых, значительный уровень плотности населения, достигнутый каждым из членов района опыт трудовой деятельности, состояние транспортной инфраструктуры. [2, с. 245].  Экономическое районирование представляет собой процесс, который может претерпевать изменения с течением времени в результате экономического развития страны под воздействием разнообразных факторов.

2.2 Современное экономическое районирование России

В настоящее время экономическое районирование нашей страны строится по типу трех ключевых звеньев или, как их еще обозначают, таксономических единиц. Стоит заметить, что подобное деление относится к интегральному экономическому районированию, которое характеризуется рассмотрением хозяйства в целом, а именно – совокупности разных отраслей как производственной сферы, так и непроизводственной. [6, с. 12-13]. Их можно классифицировать следующим образом: высшее звено (федеральные округа), среднее звено (области, края, республики), низшее звено (городские и сельские поселения). [5, с. 263-264]

Во-первых, высшее звено экономического районирования осуществляется под началом центральных республиканских органов власти в целях осуществления единого управления экономикой государства с учетом территориальных делений. Обладая довольно обширной площадью, высокой численностью населения, богатыми ресурсами, федеральный округ обладает четкой специализацией (включая 5-7 отраслей), усложненным хозяйственным комплексом.

Во-вторых, средняя таксономическая единица применяется для управления отраслями хозяйства и сферой социальной жизни общества именно в пределах своего ведения, а именно – края, области или республики. Важное место она занимает в контроле над сельским хозяйством и сферой услуг.

В-третьих, низшее звено экономического районирования представляется в виде фундамента для появления специализированных территориальных производственных комплексов. Так называемые низовые районы оказывают большое влияние на создание и осуществление программ развития хозяйства района, социально-культурного строительства; на расположение производственных и с/х предприятий, торговых сделок, бытового сервиса и питания.

Стоит обратить внимание на то, что экономические районы имеют возможность образовываться в макрорегионы (экономические зоны), которые выделяются на основе смежных природных условий, особенностями функционирования экономики, перспективами совершенствования. [5, с. 264]  В качестве основных принципов их объединения обозначают уровень хозяйственного освоения территории, соответствие основных ресурсов и уровнем их применения.  Так, территория России подразделяется на Западную (Европейская часть) и Восточную (Урал, Сибирь, Дальний Восток) экономические зоны. [2, с. 244].

Наряду с интегральным экономическим районированием выделяют также отраслевой метод, посредством которого территории подразделяются под воздействием одного признака, на основании одной хозяйственной отрасли (транспорт, промышленная или сельскохозяйственная деятельность). [1, с. 67].  В качестве основных видов данного типа районирования экономического характера выделяют: рекреационное районирование, основанное на выявлении мест туристического назначения, водохозяйственное, выделяющее зоны бассейнов рек, которое направлены на определенных водопотребителей или пользователей, землеустроительное, в результате которого происходит разграничение земель, ориентированных на разную хозяйственную деятельность – пашни, пастбища, городские, а также промышленное и сельскохозяйственное, учитывающее, например, специализацию растениеводства и животноводства.

Остановимся более подробно на последнем из указанных типов отраслевого экономического районирования. Как замечает Т.Г. Морозова, на территории нашей страны можно выделить несколько таких районов. Во-первых, это фермерские регионы с большой долей частной собственности, например, – районы земледельческого толка юга Восточной Сибири и Дальнего Востока, где эта сфера будет поддерживаться посредством вспомогательных инвестиций и субсидий со стороны государства и притягивание туда экономически активного населения. Во-вторых, выделяются регионы с комбинированием обширных коллективных и фермерских хозяйств, например, – предгорье Северного Кавказа, Поволжье, Южный Урал. В-третьих, это горные регионы и, соответственно, к ним относят субъекты Северного Кавказа, а также Алтай. В-четвертых, выделяют и регионы отгонно-пастбищного животноводства, например, – Калмыкия, Тува, Бурятия. И, наконец, в-пятых, обозначают и слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и специфическим методом землепользования – зона Севера. [5, с. 265]  Последнее представляет собой особо отягощенный регион вследствие суровых условий, зона Северного Кавказа также является представителем структурной безработицы, аграрного перенаселения. Нельзя не отметить и слабо развитую основу в финансовом плане в таких субъектах, как Тува и Калмыкия.

Заключение

Таким образом, в результате проделанной работы и изучения основ экономического районирования России можно сделать определенные выводы.

Во-первых, стоит отметить, что первые труды в сфере экономического районирования датируются XVIII веком, однако эти и последующие работы в период царского правления имели исключительно познавательное значение. Лишь в первой четверти XX века  данная сфера деятельности приобрела обширный практический характер. Условно развитие экономического районирования можно разделить на несколько этапов. В 1920-х годах был реализован план ГОЭЛРО в соответствии со схемой экономического районирования Госплана, где был выделен 21 район. В довоенные годы этот подход был усовершенствован, и образовались 13 районов. К 1963 году на территории СССР насчитывалось уже 18 районов, 10 из которых находились в РФ (а в 1982 году – 11). В настоящее время признано существование в России 12 экономических районов с включением Калининградской области в качестве особой экономической зоны.

Во-вторых, традиционно выделяют следующие принципы экономического районирования: экономический, национальный, административный и перспективный. В данном процессе учитывается вся совокупность факторов районообразования: природные факторы и наличие тех или иных ресурсов, демографические аспекты района (численность, плотность, половая и профессиональная структура населения, его трудовой опыт), техническое оснащение, особенности транспортных сетей, экономическое взаимодействие с другими районами, обоснование промышленности и сельского хозяйства.

В-третьих, были разграничены понятия интегрального и отраслевого экономического районирования: первое рассматривает всю совокупность отраслей как единство, при втором – особое внимание уделяется единственной отрасли. С интегральной точки зрения были выделены таксономические единицы: высшее звено (федеральные округа), среднее (области, края, республики), низшее (городские и сельские поселения). Отраслевое было рассмотрено на примере разделения типов районов России в сфере сельского хозяйства.

Таким образом, практика экономического районирования показала, что наиболее благоприятной и эффективной системой деления территории представляется та, что базируется на специфике природных факторов, исторической освоенности, развития научно-технического прогресса, учитывает экономические приоритеты (рост инвестиционной привлекательности и освоение сырьевых ресурсов). При этом экономический регион должен представлять собой некую специализированную часть хозяйства, эффективно использующую также внутренние экономические связи и участвующую в межрегиональном и международном разделении труда.


Библиографический список

  1. Автонова В.Ю. Развитие инструментария к проведению экономического районирования национальной экономикой в современных условиях // Научный вестник МГИИТ. – 2014. – №2 (28) . – С. 66-75.
  2. Видяпин В. И., Степанов В. И. Экономическая география России: учебник. – М.: ИНФРА-М: Российская экономическая академия. – 2006. – 491 с.
  3. Колосовский Н. Н. К вопросу об экономическом районировании //Пространственная экономика. – 2009. – №. 1. – С. 102-123.
  4. Меньщикова В. И., Пахомов М. А. Экономическая география России. – Тамбов: Першина РВ. – 2006. – С. 93-95.
  5. Морозова Т. Г. Экономическая география России. – М. : Юнити-Дана. – 2001. – 479 с.
  6. Носонов А. М., Пресняков В. Н. Курс лекций по экономическому районированию. – М. – 2011.
  7. Экономическое районирование России: Доклад Госплана III сессии ВЦИК. Издательство: ВЦИК. – 1922.
  8. Федеральный Закон от 10.01.2006 г. № 16-ФЗ. «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
  9. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». – Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/12119586/

 



Все статьи автора «Рохмина Елизавета»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: