Рассмотрим ряд элементов из зарубежной практики финансирования организаций строительной отрасли, актуальных для заимствования или совершенствования в России.
1. Xарактерная черта современной смешанной экономики – партнерство государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP). В экономике ряда развитых, а в последнее время – и развивающихся стран эта форма взаимодействия бизнеса и власти стала практиковаться с 1980-х гг. [2]
Механизм ГЧП широко используется в мировой практике для привлечения частного капитала с целью развития и дальнейшего управления общественной инфраструктурой.
В соответствии с классификацией Евросоюза различают договорную (концессии) и институционализированную (создание компаний со смешанным государственно-частным капиталом, переход под частный контроль уже существующего государственного предприятия) формы государственно-частного партнёрства. В Италии, например, контрактными партнёрствами являются концессии, лизинг, спонсорство и др. Институциональные формы партнёрства включают: совместные государственно-частные предприятия, совместные предприятия по восстановлению городов.
Несколько иная классификация форм государственно-частного партнёрства представлена В. Варнавским. По степени участия частного сектора в реализации прав собственности он выделяет контрактные и концессионные формы. При этом к первым относятся: поставка продукции для государственных нужд; гражданские контракты на выполнение работ и оказание общественных услуг; контракты технической помощи; субконтракты; контракты на управление. Ко вторым – лизинг и концессии. Отдельной формой партнерств рассматриваются совместные предприятия, создаваемые государством в доле с частным капиталом, имеющие множество типов в зависимости от степени участия государства, организационных форм и т.д. [1, 3]
В практике государственно-частного партнёрства наиболее распространены контракты на выполнение работ, включая строительные (строительство морских терминальных комплексов, реконструкция аэропортов, железнодорожное строительство в районах освоения новых месторождений и т. д.), а также на оказание общественных услуг, на управление, поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи.
2. В современной международной практике существует ряд механизмов, обеспечивающих надлежащую правовую защиту интересов всех участников проектного финансирования, вместе с тем, применение в российском правовом поле большинства из них не возможно вследствие отсутствия адекватной законодательной базы и/или сопряжено с повышенными юридическими рисками.
В число особенностей международного законодательства, обуславливающих применение технологий проектного финансирования в финансовой документации, входят следующие:
А) создание самостоятельной в правовом и экономическом смысле проектной структуры (компании) специального назначения для реализации проекта – специализированной компании в качестве носителя проекта со своими доходами – источником возврата инвестиционных ресурсов – Специализированное хозяйственное общество (СХО) – SPV. В России законодательство исходит из общей правоспособности любой коммерческой организации, что не позволяет адекватно использовать данный инструмент на российском рынке;
Б) существует институт специальных проектных (номинальных) счетов типа «эскроу», обеспечивающих необходимые кредиторам полномочия по распоряжению поступающими на них средствами, что с точки зрения эффективного применения и развития проектного финансирования одним из основных условий. Установлены следующие особенности данных типов счетов:
Аккумулирование средств, не принадлежащих владельцу номинального банковского счета;
Информирование владельца денежных средств об остатках на счете, операциях по счету, предъявленных требованиях, запретах и ограничениях;
Ограничение возможности распоряжения владельцем номинального банковского счета средствами, зачисленными на счет;
На денежные средства не обращается взыскание в рамках исполнительного производства;
Запрет одностороннего изменения условий и расторжения договора номинального банковского счета;
Отдельные попытки установления сопоставимого со счетом «эскроу» правового режима в российской банковской практике предпринимались, например, в форме введения механизма безакцептного списания средств с банковского счета по требованию третьего лица;
В) существует возможность государственной регистрации права ипотеки будущего объекта недвижимости, а также залога безналичных денежных средств, которые поступят на банковский счет проектной компании в будущем, т.е. возможность использования кредитором механизма обеспечительной уступки будущих денежных поступлений;
Г) предусмотрен институт управляющего обеспечением (залогом). Введение в рамках залоговой реформы в России подобного института соответствует потребностям участников рынка и предоставит дополнительные возможности по оптимизации усилий, затрачиваемых на обслуживание заложенного имущества, а также позволит закрепить правило, согласно которому решение о назначении или прекращении полномочий управляющего залогом является обязательным для всех залогодержателей и запрещает односторонний выход залогодержателей из соглашения.
3. Другим важным элементом финансирования в строительной отрасли является специфика заключаемых договоров.
В мировой практике взаимоотношения инвесторов и строителей регулируются контрактами. Для этой цели, разработаны соответствующие документы по проведению торгов и заключению договоров подряда, которые предопределяют функции отдельных участников инвестиционного процесса. Фирмы, участвующие в строительстве по поручению заказчиков являются инжиниринговыми, многие из них объединились в Международную организацию инженеров-консультантов строительного профиля БГОЮ (со штаб-квартирой в США), существующую уже более 20 лет и разрабатывающую правила и стандарты, которыми руководствуются строители США и Европы. Условия типовых контрактов, разработанные БГОТС, широко используются при выполнении международных и национальных строительных проектов.
Отличительная-особенность американской контрактной системы от российских договоров состоит в том, что контракт подписывают не только заказчик и подрядчик, но и так называемый «поручитель генподрядчика». В роли поручителя выступает страховая компания, с которой заказчик заключает соглашение, обязывающее эту компанию принять на себя ответственность за состоятельность генподрядчика. Трехстороннее соглашение между заказчиком, поручителем и генподрядчиком устанавливает обязанности поручителя и сумму, за которую поручитель взял на себя указанную ответственность. Такая тройная система контрактных договоров способствует выполнению сроков окончания строительства объектов и снижению рисков при финансировании строительства. В США в зависимости от специфики строящихся объектов используются разные формы контрактов, чаще других такие: заказчик – управляющий – подрядчик, заказчик – подрядчик, заказчик – завод – изготовитель[4].
4. Рыночные механизмы, как свидетельствует опыт США и других развитых стран, могут и должны способствовать процессу сокращения сроков морального физического износа оборудования в строительстве. Экономическая интеграция обеспечивает взаимосвязь в процессе модернизации воспроизводства на инновационной базе инвестиционного и строительного рынка, что позволяет более эффективно использовать предпринимательские и капитальные ресурсы.
В связи с этим в сфере строительства может быть востребован опыт зарубежных стран в государственно-финансовом регулировании системы управления рисками национальной инновационной системы.
Исследование опыта развитых стран (США, Японии, стран ЕС, а также Китая) с точки зрения их успехов в создании финансовых институтов инновационной инфраструктуры, и в том числе методов и инструментов управления рисками, используемых при финансировании инновационной деятельности в строительстве, позволил выделить следующие основные их формы [5, 6]:
• финансовая поддержка предприятий, реализующих инновационные проекты, для компенсации возможных рисков, в том числе процедуры льготного и упрощенного предоставление оборотного капитала и субсидий;
• снижение финансовых рисков инновационных проектов в части обеспечения проекта финансированием, особенно на первых этапах развития предприятия, путем отлаженных процедур привлечения частного венчурного капитала на выгодных условиях, включающих льготное налогообложение;
• предоставление безвозмездной государственной технологической поддержки инновационных предприятий, в том предоставление результатов научно-технических разработок, выполненных в государственных НИИ и лабораториях, оказание информационной и консультационной помощи инновационным компаниям;
• госпрограммы финансовой и технической поддержки инновационных предприятий, выполняющих НИОКР по приоритетным направлениям государственной инновационной политики (США, Япония, Великобритания, Индия, Китай);
• прямое финансирование (субсидирование, в том числе предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на финансирование инновационных проектов; предоставление займов), достигающих 50 % расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и другие);
• предоставление беспроцентных ссуд (Швеция); безвозмездные ссуды на покрытие 50 % затрат на внедрение инноваций (Германия);
• целевые дотации на проведение НИОКР (практически во всех развитых странах);
• создание фондов внедрения инноваций с учетом возможных финансовых рисков (Германия, Швейцария, Нидерланды, Франция, Англия);
• создание специальной инфраструктуры для развития страхования рисков инновационных проектов (Япония, Германия, США, Австрия, Япония и др.);
• государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков (США, Япония);
• поддержка и развитие частного венчурного инвестирования;
• создание крупных государственных организаций (корпораций, агентств) предоставляющих всестороннюю научно-техническую, финансовую и производственную помощь инновационным компаниям (США, Япония, Индия, Китай и др. страны);
• предоставление на достаточно открытых и конкурентных условиях государственных контрактов (государственных заказов) на проведение НИОКР.
Использование методов и инструментов управления рисками, используемых при финансировании инновационной деятельности на практике осуществляется как в строительстве, так и в других отраслях за рубежом. При этом учёт подобного опыта может становиться одним важных элементов, принимаемых во внимание при разработке мер по совершенствованию механизмов финансирования в строительстве.
Библиографический список
- Варнавский В. Партнёрство государства и частого сектора: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 7. С. 31–32.
- Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. — М.: Междунар. инновац. центр, 2010.
- Моттаева А.Б., Шлафман А.И. Межотраслевые и межрегиональные инновации в экономике России // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 114.
- Романовский М.В., Шкута Д.Д. Государственно-финансовое регулирование системы управления рисками национальной инновационной системы в России // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2014. № 1. С. 83-84.
- Шлафман А.И. Организация стратегического взаимодействия малого предприятия с кластером//Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб., 2002. -14 с.