Бюджет Приморского края в послекризисном 2010 г. разработан с учетом социально-экономического прогноза и последствий финансового кризиса. Решались задачи сдерживания государственных и муниципальных расходов в пользу обеспечения роста социальных расходов для поддержания стабильности социальной ситуации, сохранения существующего уровня жизни населения в посткризисный период, стимулирования предпринимательской активности [1].
Бюджет 2010 г. в процессе исполнения 8 раз корректировался, что связано, прежде всего, с поступлением в край значительных федеральных средств на программу подготовки Приморья к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2012 г. [3].
С учетом всех изменений бюджетные ассигнования по доходам утверждены в объеме 76 075 017,57 тыс. руб., по расходам – 98 299 370,17 тыс. руб., дефицит – 21 668 618,73 тыс. руб.
Фактически за2010 г. в краевой бюджет поступило доходов 78 068 921,41 тыс. руб. (102,6% плановых назначений), расходы бюджета составили 89 731 458,38 тыс. руб. (91,3% плана). Превышение расходов над доходами составило 11 662 536,97 тыс. руб. При этом доходов поступило на 1 993 903,84 тыс. руб. больше плановых назначений, в том числе за счет увеличения поступлений в виде налоговых и неналоговых доходов. Фактические расходы ниже плановых назначений на 8 567 911,79 тыс. руб. при этом дефицит бюджета снижен до 10 006 081,76 тыс. руб.
Бюджетные назначения по налоговым и неналоговым доходам при плане 36 038 279,00 тыс. руб. исполнены в объеме 38 110 290,71 тыс. руб. или 102,6%. Сверх плана поступило 2 072 011,72 тыс. руб.
В таблице 1 представлено исполнение плановых назначений налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета за 2010 г. [4]
Таблица 1. Исполнение плановых назначений налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета за 2010 г.
Наименование |
Утвержденный бюджет, тыс. руб. |
Кассовое исполнение, тыс. руб. |
Уровень исполнения, % |
Отклонение, тыс. руб. |
Удельный вес,% |
Налог на доходы физических лиц |
14 751 518,00 |
15 240 407,87 |
103,3 |
488 889,87 |
40,0 |
Налог на прибыль организаций |
10 299 196,00 |
11 498 775,18 |
111,6 |
1 199 579,18 |
30,2 |
Акцизы |
3 716 417,00 |
3 776 915,76 |
101,6 |
60 498,76 |
9,9 |
Налог на имущество организаций |
3 518 510,00 |
3 545 006,42 |
100,8 |
26 496,42 |
9,3 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
2 003 325,00 |
2 122 810,25 |
106,0 |
119 485,25 |
5,6 |
Транспортный налог |
774 535,00 |
812 475,58 |
104,9 |
37 940,58 |
2,1 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
585 901,00 |
616 457,55 |
105,2 |
30 556,55 |
1,6 |
Остальные налоги и неналоговые доходы |
388 877,00 |
497 442,11 |
127,9 |
108 565,11 |
1,3 |
Налог на доходы физических лиц освоен в объеме 15 240 407,87 тыс. руб., или 103,3%. Сверх плана поступило 488 889,87 тыс. руб. По сравнению с поступлениями за2009 г. рост составил 13,9%.
Налог на прибыль организаций освоен в объеме 11 498 775,18 тыс. руб. или 111,6%. Поступление сверх плана 1 199 579,18 тыс. руб., связано с постановкой на учет новых налогоплательщиков, ростом налоговой базы отдельных налогоплательщиков, участвующих в строительстве объектов саммита АТЭС.
Бюджетные назначения по акцизам на 2010 г. утверждены в сумме 3 716 417,00 тыс. руб., исполнены на 3 776 915,76 тыс. руб. или 101,6%.
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поступил в объеме 2 122 810,25 тыс. руб., бюджетные назначения перевыполнены на 6,0% или на 119 485,25 тыс. руб.
Налог на имущество организаций составил 3 518 510,00 тыс. руб. или 100,8%. Сверх плана поступило 26 496,42 тыс. руб.
Транспортный налог поступил в сумме 774 535,00 тыс. руб., годовой план исполнен на 104,9%, сверх плана поступило 37 940,58 тыс. руб.
Поступления по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами составили 616 457,55 тыс. руб., что выше плановых назначений на 30 556,55 тыс. руб. или на 5,2%. Увеличение связано с ростом объема добычи полезных ископаемых, используемых при выполнении работ на строительстве объектов саммита АТЭС (общераспространенных полезных ископаемых – щебня, грунта).
Кассовое исполнение по неналоговым доходам составило 1 096 106,35 тыс. руб., что выше бюджетных назначений на 11,40% или на 111 739,11 тыс. руб.
Основными налогами, за счет которых формируется налоговая база краевого бюджета, являются: налог на доходы физических лиц (40,0%), налог на прибыль организаций (30,2%), акцизы (9,9%), налог на имущество организаций (9,3%).
Наибольшую долю в структуре неналоговых доходов занимают платежи при пользовании природными ресурсами (23,6%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (21,3%), административные платежи и сборы (20,3%).
Платежи при пользовании природными ресурсами составили 258 856,86 тыс. руб. или 107,1% годовых бюджетных назначений.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, поступили в объеме 233 634,87 тыс. руб. или 101,7%. Наибольшая доля в этих доходах (85,4%) приходится на доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества. По данному виду дохода план перевыполнен на 0,4% или на 848,47 тыс. руб.
Исполнение плановых назначений по безвозмездным поступлениям в краевой бюджет за2010 г. приведено в таблице 2 [4].
Таблица 2. Исполнение бюджета края в 2010 г. по безвозмездным поступлениям
Наименование |
Утвержденный бюджет, тыс. руб. |
Кассовое исполнение, тыс. руб. |
Отклонение, тыс. руб. |
Уровень исполнения, % |
Безвозмездные поступления из федерального бюджета |
38 227 135,74 |
38 176 933,50 |
-50 202,25 |
99,9 |
в том числе:
дотации |
10 169 251,50 |
10 169 251,50 |
0,00 |
100,0 |
субсидии |
21 531 027,49 |
21 163 268,53 |
-367 758,96 |
98,3 |
субвенции |
4 790 474,50 |
4 873 939,81 |
83 465,31 |
101,7 |
иные межбюджетные трансферты |
1 736 171,09 |
1 963 790,41 |
227 619,32 |
113,1 |
прочие безвозмездные поступления от бюджетов государственных внебюджетных фондов |
211,16 |
6 683,24 |
6 472,08 |
3 165,1 |
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций |
1 809 602,83 |
1 781 697,20 |
-27 905,63 |
98,5 |
Всего безвозмездных поступлений |
40 036 738,58 |
39 958 630,70 |
-78 107,88 |
99,8 |
Бюджетом Приморского края на 2010 г. предусмотрены безвозмездные поступления в объеме 40 036 738,58 тыс. руб. Фактически поступило 39 958 630,70 тыс. руб., что составило 99,8% бюджетных назначений. Наибольшую долю в структуре безвозмездных поступлений составили безвозмездные поступления из федерального бюджета – 95,5%. Они поступили в объеме 38 176 933,50 тыс. руб. или 99,9% от плановых назначений.
В структуре безвозмездных поступлений из федерального бюджета основная доля (55,4%) приходится на субсидии. Они поступили в объеме 21 163 268,53 тыс. руб. Годовой план исполнен на 98,3%. Основная сумма поступивших субсидий (18 273 332,00 тыс. руб.) предназначена для инвестиций в объекты капитального строительства, находящиеся в государственной собственности Приморского края.
Дотации в бюджет края поступили в полном объеме (10 169 251,50 тыс. руб.).
Cубвенции поступили в объеме 4 873 939,81 тыс. руб. Годовой план исполнен на 101,7%. Основную их часть составили субвенции по осуществлению социальных выплат безработным гражданам – 30,3% (1 477 625,50 тыс. руб.), субвенции на обеспечение жильем отдельных категорий граждан – 26,6% (1 295 553,20 тыс. руб.) и на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан – 24,6% (1 199 149,20 тыс. руб.).
Иные межбюджетные трансферты поступили в объеме 1 963 790,41 тыс. руб., что позволило исполнить годовой план на 113,1%. Наибольшую долю занимают межбюджетные трансферты на выплату региональной доплаты к пенсии – 1 090 363,70 тыс. руб. и на повышение денежного довольствия, заработной платы, социальных выплат сотрудникам милиции – 450 955,90 тыс. руб. [10].
Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов государственных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда РФ на реализацию мер социальной программы в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам – поступили в полном объеме (6 683,24 тыс. руб.).
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций поступили в сумме 1 781 697,20 тыс. руб., что составляет 98,5% (1 809 602,83 тыс. руб.). Главный администратор данных поступлений – департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края. Средства поступили от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Таким образом, в структуре доходов бюджета Приморского края в послекризисном 2010 г. большую часть составили безвозмездные поступления (51,2%), налоговые и неналоговые доходы составили только 48,8%. Годовой план по налоговым и неналоговым доходам исполнен на 105,7%. Исполнение по безвозмездным поступлениям составило 99,8% плановых назначений. Основной вклад в доходы бюджета вносили налог на доходы физических лиц (40,2%) и налог на прибыль (30,2%).
Библиографический список
- Закон Приморского края от 25.12.2009 № 544-КЗ «О краевом бюджете на 2010 год» // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края от 25.12.2009. № 135.
- Закон Приморского края от 29.06.2010 № 633-КЗ «Об исполнении краевого бюджета за 2009 год» // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края от 30.06.10. № 153.
- Закон Приморского края от 09.11.2010 № 686-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «О краевом бюджете на 2010 год» // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края от 10.11.2010. № 166.
- Закон Приморского края от 07.07.2011 № 783-КЗ «Об исполнении краевого бюджета за 2010 год» // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края от 08.07.2011. № 192.