Анализ зарубежных и отечественных разработок показывает важность формирования в высшем учебном заведении управленческой структуры, решающей полный комплекс задач по коммерциализации интеллектуальной собственности вуза [1,3,4]. Организация и спектр решаемых задач зависит от особенностей национального законодательства, уровня развития самоуправления вузов и местных традиций. Это могут быть подразделения вузов на правах отделов, равно как и самостоятельные хозяйствующие субъекты с частичным или полным участием университета. Сравнительный анализ различных организационных структур приведен в исследовании Anne S. York, Mark J. Ahn [1].
В Европе и США первые центры трансфера технологий в составе государственных образовательных и научных учреждений появились в сороковых-пятидесятых годах прошлого века с целью обеспечить коммерциализацию военных технологий и технологий двойного предназначения путем создания на их основе широкого спектра продукции гражданского назначения. Однако широкое развитие этой организационной формы произошло в 80-е годы прошлого века с развитием законодательства, позволяющего коммерциализовать интеллектуальную собственность, получаемую за счет государственного финансирования (закон Бая-Доула в США и др.) [2].
В России подсистема трансфера технологий как часть создающейся национальной инновационной системы стала активно развиваться в 2003-2004 годах по аналогичной причине: в эти годы впервые были приняты изменения и дополнения в законы РФ, разрешающие передачу разработчикам прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные ими за счет средств государственного бюджета [3,4].
Центры трансфера технологий, в какой бы форме они не учреждались, призваны способствовать решению главной задачи: обеспечить связь между инвесторами (государственными и частными), владельцами технологий (исследователями, исследовательскими подразделениями вуза, малыми инновационными предприятиями) и потребителями технологий (крупным бизнесом, государством).
Проведенный функциональный анализ позволил выделить и систематизировать основные виды деятельности центров трансфера технологий российских вузов, обеспечивающих эффективное функционирование механизма коммерциализации интеллектуальной собственности в рамках трех направлений.
Основная деятельность центра трансфера технологий:
1. Привлечение финансирования в развитие технологий на базе вуза:
- маркетинг имеющихся в вузе технологий, поиск заказов на разработку технологий и составление банков потенциальных заказчиков;
- осуществление контактов с крупным бизнесом и государством на предмет получения финансирования исследований;
- участие в федеральных и региональных целевых программах;
- поиск частных инвесторов («бизнес ангелов»);
- организация и сопровождение конкурсных процедур и участие в них.
В Российской Федерации доля лицензирования и передачи патентных прав (роялти) в общем объеме доходов от коммерциализации интеллектуальной собственности гораздо меньше, чем на западе. Драйвером инновационного развития вузов в настоящее время, наряду с созданием малых инновационных предприятий на прорывных направлениях технологического развития, является организация непосредственной связи между вузами и крупными предприятиями, заказывающими и оплачивающими исследования и разработки по их профилю.
2. Лицензирование и передача патентных прав на разработанные технологии:
- управление интеллектуальной собственностью, в том числе: учет, оценка и систематизация имеющихся технологий, защита интеллектуальной собственности, содействие в патентовании.
- продажа лицензий и патентных прав.
Деятельность по данному направлению в большинстве российских вузов находится в стадии становления и пока не приносит ожидаемых доходов. Россия пока значительно уступает развитым зарубежным странам по числу подаваемых патентных заявок на изобретения.
Тем не менее, лицензирование и продажа патентных прав имеют большие перспективы как эффективные способы быстрой коммерциализации интеллектуальной собственности и как источники вознаграждения исследователей и организаций-разработчиков инновационных продуктов и технологий, а потому должны находиться в центре внимания лиц, отвечающих за инновационную политику вуза, с учетом соображений, представленных ниже в настоящей статье.
3. Создание и сопровождение деятельности технологических компаний (малых инновационных предприятий) на базе технологий вуза.
Вспомогательная деятельность центра трансфера технологий:
- управление инновационной инфраструктурой вуза;
- информационное обеспечение передачи технологий вуза;
- обучение и повышение квалификации персонала;
- организация сотрудничества с другими центрами интеллектуальной деятельности.
Формирование эффективного механизма коммерциализации интеллектуальной собственности в высшей школе Российской Федерации находится на этапе становления. Для целей коммерциализации интеллектуальной собственности в развитых зарубежных странах наиболее часто применяется механизм лицензирования и передачи патентных прав крупным компаниям. При этом 72 % сделок приходится на продажу лицензий за наличные деньги, 17% – за долю акций и 11% за спонсирование исследований [2]. Лицензирование особенно широко применяется в высокотехнологичных и быстроразвивающихся секторах экономики, прежде всего, в сфере информационных технологий.
Однако, как справедливо отмечают Погребова Е. С. и Платонова Е. Е., фокусирование на лицензировании как на главном потенциальном источнике дохода вуза от коммерциализации интеллектуальной деятельности не должно закрывать более долгосрочных и фундаментальных целей которые, как правило формулируются в государственных и региональных инновационных стратегиях и программах, рассматривающих вузы как элементы отраслевых и региональных технологических кластеров [2].
Центры трансфера технологий, формируемые в вузах, призваны играть ключевую роль в обеспечении сбалансированности планирования и реализации планов коммерциализации интеллектуальной деятельности по трем рассматриваемым направлениям: лицензирование и передача патентных прав; создание инновационных компаний, осуществляющих конвертацию технологий вуза в инновационные продукты; привлечение всех видов финансирования в развитие технологий.
Библиографический список
- Anne S. York, Mark J. Ahn. University technology transfer office success factors: a comparative case study - Int. J. of Technology Transfer and Commercialisation 2012 – Vol. 11, No.1/2 pp. 26 – 50.
- Погребова Е. С., Платонова Е. Е. Зарубежный опыт коммерциализации научно – исследовательских разработок высшей школы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/category/visshie_shkoli.
- Путин поручил увеличить затраты на научные исследования до 1,77% ВВП. Аналитический обзор агентства «РИА Новости» от 07.05 2012г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ria.ru/science/20120507/643496470.html.
- Шульгин Д.Б. Трансфер университетских технологий / Д.Б.Шульгин. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004.