СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

Смирнов Владимир Петрович1, Ганжа Ксения Александровна2
1Дальневосточный федеральный университет, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента
2Дальневосточный федеральный университет, старший преподаватель кафедры прикладной математики, механики, управления и программного обеспечения

Аннотация
В статье рассмотрен процесс стратегического планирования в коммерческом банке в условиях активизации предпринимательской деятельности и перехода российской экономики к инновационному типу экономического роста. Выявлены основные элементы стратегического плана банка. Обоснована необходимость стратегического управления различными процессами и отношениями, а также специфическими объектами внутрибанковского управления.

Ключевые слова: анализ., банк, инновации, план, предпринимательство, решение, стратегия, управление


STRATEGIC PLANNING IN A COMMERCIAL BANK

Smirnov Vladimir Petrovich1, Ganja Xenia Alexandrovna2
1Far Eastern Federal University, PhD, Associate Professor, Department of Management
2Far Eastern Federal University, Senior Lecturer, Department of Applied Mathematics , mechanics, control and software

Abstract
The article describes the strategic planning process in a commercial bank in terms of entrepreneurship and enhancing the transition of the Russian economy to innovative growth. The basic elements of the strategic plan of the bank. The necessity of strategic control of various processes and relationships, as well as intra-specific management objects.

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнов В.П., Ганжа К.А. Стратегическое планирование в коммерческом банке // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5235 (дата обращения: 13.03.2024).

Стратегический план коммерческого банка содержит разноплановую информацию. Его содержание не у всех банков совпадает, так как «стратегию управления каждый банк определяет исходя из представлений о своем месте на рынке, финансовых и иных возможностях, сложившейся клиентуре и многих других параметров» [1, с.313]. Но основные элементы стратегического плана у разных банков общие. Они включают концепцию развития (миссию), систему целей банка, стратегию управления банком.

Концепция развития или миссия банка – это то, чем банк хочет стать в будущем, то, к чему он стремится, какое место он желает занять в экономике страны или региона.

Система целей банка строится в соответствии с концепцией (миссией) банка и включает конкретные, реальные (достижимые) и взаимно поддерживающиеся характеристики будущего состояния кредитной организации. Она выступает в форме «дерева целей». При этом первоначально формулируется система политик банка применительно ко всем предметам банковского управления. Основной целью банка является получение прибыли как положительной разницы между его доходами и расходами. Соответственно показателями эффективности деятельности банка выступают норма чистой прибыли на капитал банка (ROE – return on equity) и норма прибыльности активов (ROA – return on assets).

Концепция (миссия) банка и система его целей определяют рамки принятия управленческих решений. Система управления банком обеспечивает поиск рациональных ответов на следующие вопросы: каким должен быть размер банка; какими должны быть отношения банка с клиентами; какова должна быть степень универсализации (специализации) банка; какой должна быть модель развития банка (интенсивной, экстенсивной, инновационной); какое участие банк будет принимать в финансировании и кредитовании национального производства.

Обязательными характеристиками планирования в банке являются: альтернативный характер; гибкость; участие всего коллектива в составлении плана и контроле за его выполнением; ориентация на максимизацию конечных результатов деятельности [1, с. 313-314].

Особенности банковской деятельности определяют необходимость выделения стратегического управления различными процессами и отношениями (финансовыми, экономическими, трудовыми, технико-технологическими, организационными, правовыми, социальными), а также специфическими объектами внутрибанковского управления. Соответственно, в банке должны разрабатываться: финансовая стратегия, стратегия экономических изменений, стратегия управления персоналом, стратегия организационного развития, другие частные стратегии. Среди объектов внутрибанковского управления специалисты выделяют: привлечение ресурсов, размещение ресурсов,  собственный капитал, продуктовый ряд, маркетинг, оргструктуры, персонал и труд, информационные потоки, внутрибанковские отношения, материально-техническую базу, финансовые технологии, учет и отчетность, финансовые результаты, безопасность, связи с общественностью [1, с. 245]. По нашему мнению, банку необходимо иметь и объектные стратегии: стратегию привлечения ресурсов; стратегию размещения ресурсов; стратегию роста собственного капитала; стратегию изменения продуктового ряда; стратегию банковского маркетинга; стратегию изменения организационной структуры; информационную стратегию; стратегию развития внутрибанковских отношений; стратегию совершенствования материально-технической базы; стратегию безопасности; стратегию развития связей с общественностью.

Для обоснования стратегических ориентиров и выбора наиболее эффективных форм и способов преобразования необходимо проводить анализ и диагностику положения банка.

Во-первых, должны оцениваться факторы, воздействующие на положение всех банков страны или региона: направления экономической политики национального государства и надгосударственных структур, таких как Всемирная торговая организация, Европейский союз, Евразийский экономический союз (решение о создании которого вступает в силу с 01.01.2015 г. [2]); развитие рыночной инфраструктуры страны и банковского сектора в ее составе; изменение нормативно-правовых основ предпринимательской деятельности в целом и банковской деятельности в частности; конъюнктура товарных, денежных, валютных рынков; динамика спроса на банковские продукты и услуги (традиционные и новые).

Во-вторых, следует анализировать факторы, влияющие на конкретный банк: изменение места банка на рынке банковских продуктов и услуг и в отдельных его сегментах; расширение (сужение) круга клиентов банка; поведение конкурентов банка, их сильные и слабые стороны.

В рамках подготовки стратегических планов проводится анализ финансовой деятельности банка. Он охватывает следующие основные направления: динамику и структуру собственных средств банка; динамику и структуру привлеченных средств; динамику и структуру активов банка; динамику и структуру доходов банка; динамику и структуру прибыли банка; изменение средств на счетах клиентов; состояние кредитного и фондового портфелей банка; эффективность операций банка; ликвидность банка и его баланса; финансовую устойчивость банка.

Банки в рыночной экономике (наряду с участниками внешнеэкономической деятельности) представляют собой ярко выраженные предпринимательские структуры. Этот момент должен учитываться в стратегическом планировании. В научных публикациях отмечается, что «сущностью предпринимательства, выражающей единство его многообразных свойств и отношений, является инициативная и рискованная деятельность рыночных агентов по созданию нового или трансформации существующего капитала с целью получения предпринимательского дохода» [3, с. 17]. Смысл деятельности коммерческих банков как раз и состоит в создании нового и трансформации существующего капитала рыночных субъектов. Указывается, что «в развивающейся рыночной экономике все используемые предпринимателями элементы хозяйственной деятельности (ресурсы, факторы, условия, формы, методы, средства, результаты) со временем начинают приносить доход и превращаются в капитал» [4, с. 274]. И в этих процессах активно участвуют коммерческие банки. Создание и использование коммерческими банками наряду с другими предпринимательскими организациями интеллектуального капитала, составными частями которого являются человеческий, организационный и потребительский капитал, обеспечивает «превращение предпринимательского сектора в основной генератор инновационной активности» [5, с. 46].

В процессе стратегического (и оперативного) управления банками как предпринимательскими структурами целесообразно использовать интегративно-конвергенциальный подход, «гармонично сочетающий элементы системного, а также целевого, процессного, функционального, ситуационного, синергетического, рефлексивного и других методологических подходов» [6, с. 121].

Стратегическое планирование в банках следует использовать последовательно, сообразуясь как с внешними обстоятельствами, так и с внутренней средой, с ее особенностями. Но при этом нельзя забывать, что банки не существуют вне экономики и в значительной мере определяют ее состояние. В свою очередь и экономика предъявляет к банкам все более серьезные требования. В российской экономике развертываются интеграционные процессы, осуществляется переход к инновационному типу экономического развития [7]. Будущее любого коммерческого банка прямо и непосредственно зависит от того, насколько адекватно отвечают его действия потребностям экономики.


Библиографический список
  1. Банковское дело. Управление и технологии: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. А.М. Тавасиева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. 671 с.
  2. Россия, Белоруссия и Казахстан создали Евразийский союз. http://vz.ru/news/2014/5/29/689070.html (дата обращения 31.05.2014).
  3. Смирнов, В.П. Направления развития современного предпринимательства / Современная экономика: проблемы и решения. 2011. № 10 (22). С. 16-24.
  4. Смирнов, В.П. Научные подходы к пониманию предпринимательства / Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 272-274.
  5. Смирнов, В.П. Исследование проблем перехода регионов Дальнего Востока на инновационный путь развития / Вестник ТГЭУ. 2013. №4 (68). С. 43-48.
  6. Смирнов, В.П. Развитие теории управления предпринимательскими организациями / Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2012. № 1. С. 113-123.
  7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря2011 г. № 2277-р.


Все статьи автора «Смирнов Владимир Петрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: