АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ МОТИВАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Филиппова Софья Дмитриевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
В работе рассмотрены классические теории трудовой мотивации персонала и их эффективное применение в The Walt Disney Company. Проведен анализ предпринимательской философии Уолта Диснея и разработанных им принципов мотивации. Приведена оценка работы этих принципов в российских компаниях.

Ключевые слова: мотивация, отрицательная мотивация, положительная мотивация, потребности, стимулирование, удовлетворенность трудом


ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE FUNCTION OF MOTIVATION ON THE EXAMPLE OF THE COMPANY IN ENTERTAINMENT INDUSTRY

Filippova Sofya Dmitrievna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
The work considers classic theories of work motivation of employees and their effective application in the Walt Disney company. It contains the analyses of enetrprenerial phylosophy of Walt Disney and motivation principles worked out by him. You can find estimation of these approaches in Russian companies.

Keywords: job satisfaction, motivation, needs, negative motivation, positive motivation, stimulation


Библиографическая ссылка на статью:
Филиппова С.Д. Анализ реализации функции мотивации на примере компании индустрии развлечений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4673 (дата обращения: 12.03.2024).

На протяжении всего времени существования типа отношений “работодатель-подчиненный”, вышестоящие в должности стремятся к достижению наиболее эффективной и результативной деятельности своих работников, поэтому вопрос правильного способа максимизации качества и скорости работы, выполняемой сотрудниками, всегда волновал руководителей.

Одним из важных движущих факторов повышения эффективности труда является мотивация, которая обеспечивает выполнение работы сотрудниками компании для достижения всех поставленных руководителями целей. Именно поэтому на каждом предприятии присутствует своя система мотивирования, которая заинтересовала бы персонал и в идеальном случае помогла бы создать команду единомышленников. Более того правильная мотивация персонала в компании способствует рациональности в потреблении ресурсов и повышению уровня мобильности кадров.

В связи с существующей на данный момент системой рыночных отношений и постоянным изменением условий на рынке труда, можно заметить, что поощрение работников при помощи денег, становится все менее вдохновляющим фактором в рабочем процессе и соответственно отходит на второй план. Для успешного функционирования предприятия требуется поиск современной и усовершенствованной модели мотивации. Все это говорит об актуальности и необходимости исследования такого процесса побуждения деловой активности людей, как мотивация.

Актуальность выбора именно компании “Дисней” для исследования обусловлена знаковой датой минувшего года. 16 октября 2013 года корпорация Уолта Диснея отметила свой 90-летний юбилей.

Проблемная ситуация данного исследования обусловлена наличием сложностей как групповой, так и персональной мотивации. Составление мотивационной схемы зависит от большого числа внешних и внутренних факторов.

Например, для определения мотивов определенной группы людей предпринимателю необходимо затратить некоторое количество времени и сил. Сам руководитель должен хорошо разбираться в психологии людей и выявлять их основные ценности. Сложности, изучения этого вопроса также поясняются тем, что люди сами плохо знают свои желания, узнав которые их можно было бы мотивировать. Необходимо отметить изменчивость их мотивов с течением времени. Так, современному работнику недостаточно удовлетворение лишь материальных потребностей, ему важно удовлетворение духовных, психологических потребностей. К тому же существует множество техник мотивации персонала, но найти и реализовать на производстве наиболее эффективную – не так просто.

Объектом моего исследования является “The Walt Disney company”, ее работники, и их потребности.

Предметом исследования являются методы мотивации работников “The Walt Disney company”, а также процесс их осуществления в компании, то есть принципы эффективного воздействия на рабочую деятельность данного производства.

Из выше перечисленных проблем можно прийти к главной цели моей работы – сделать анализ реализации функции мотивации в TWDC, выявив универсальные схемы стимулирования персонала компании.

Задачи исследования:

  • Понять, каким образом мотивация улучшает результат компании;
  • Выявить потребности современных работников, их поведение и факторы, влияющие на него (эмоциональные двигатели работников);
  • Разобраться, как мотивация поможет руководителю увеличить полезность каждого сотрудника в компании;
  • Рассмотреть разнообразные актуально и успешно действующие в современном мире мотивационные схемы на примере “The Walt Disney company” и определить возможности заимствования принципов мотивации данной компании российскими организациями;

Теоретический и методический базис

Основные концепции, заложенные в исследовании, базируются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей поступать тем или иным образом. Например, теория Маслоу, разделяющая человеческие потребности на пять категорий. Работа основывается на описании и других теорий мотивации (Ф. Тейлора, Э.Мэйо, О.Тоффлера).

1.1 Определение понятия мотивации

Обыкновенно третья по порядку, но не по значимости функция управления – мотивация, определяется как система побудительных сил, которые могут способствовать слаженному выполнению конкретных задач. Мотивация как функция управления очень важна, так как решение задач, от которых зависит достижение главной текущей цели организации, находится в прямой зависимости от слаженности и желания людей, принимающих участие в процессе.

В основе мотивации лежат человеческие потребности – осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

Для многих людей заработная плата – это и есть источник удовлетворения всех потребностей, стимул. Большая часть денежного вознаграждения, как правило, уходит на оплату средств первой необходимости.

Мнения, что работа есть необходимость, придерживался Зигмунд Фрейд, но должно ли быть так?

Согласно Карлу Марксу, труд – творческий, объединяющий процесс, так или иначе способствующий благополучию индивида, в результате которого люди получают продукты своих усилий, взаимодействуя с себе подобными [9].

Так, мотивация есть совокупность внешних факторов, заработной платы, и внутренних, заинтересованность в деле и чувство общественного долга.

1.2 Классические теории трудовой мотивации персонала и применение их в The Walt Disney Company

На основе эффективно работающей системы моральных и материальных стимулов зиждутся достижения современных организаций, построенные на основе принципов, активно развивающихся последнее столетие.

Можно выделить несколько направлений в этом процессе. Прежде всего, это раздел научного менеджмента, где стимулирование работников к повышенной производительности обращено к методикам Ф.У.Тейлора (10-е гг. XX в.). Ориентируясь на работу политэкономов XVII – XIX в., он создал концепцию экономического человека, согласно которой человек является “механизмом рабочей машины” [3]. Такие факторы, как чувства, эмоции, удовлетворенность трудом не упоминались в ней, так как теория Ф.Тейлора полностью их игнорировала. Несмотря на ее жесткость и противоречивость, по данным ученых-экспертов, занимающихся проблемами управления, она до сих пор успешно функционирует на Западе.

Если говорить о компании Дисней, то здесь мотивация персонала – целая предпринимательская философия, в которой идет постоянное усовершенствование по работе с клиентами и персоналом, а в рамках современности это не возможно без учета социально-психологических факторов. Поэтому такое связывающее звено, отвечающее за создание у работников внутренних побуждений к трудовой деятельности, как менеджер компании должен поддерживать заинтересованность в труде работников. Основные навыки менеджера компании для осуществления положительной мотивации кадров:

Таблица 1.1 «Основные навыки менеджера компании»

1 Знание личностных особенностей исполнителей
2 Знание потребностей работников
3 Учет удовлетворенности (неудовлетворенности) работников трудом
4 Применение индивидуального подхода
5 Учет межличностных отношений в группе
6 Умение поощрять и поддерживать работников
7 Знание потенциала работников
8 Знание своих возможностей

Следующее направление, которое можно выделить, связано с традицией поведенческого подхода и уже в большей мере учитывает отношения между людьми. Концепция человеческих отношений или “новый патернализм” [6] была разработана Элтаном Мэйо (20-е гг. XX в.) – одним из классиков науки управления. Она нацелена на улаживание отношений между работниками и администрацией, на быструю адаптацию работника в фирме. Теория человеческих отношений базируется на следующих идеях:

 

Таблица 1.2 «Основные идеи теории человеческих отношений»

1 Мотивация определяется социальными нормами, а не материальными стимулами, призванными удовлетворить базовые потребности работников.
2 Эффективность труда определяется удовлетворенностью работой, которая предполагает соответствующую плату, возможностью карьерного роста, разнообразной и эффективной работой.
3 Большое значение для мотивации производительного труда имеют социальное обеспечение, забота о каждом сотруднике, информирование работников о внутренней жизни организации, установление коммуникации между руководителями разных уровней и подчиненными.

В TWDC тоже уверенны, что повысить производительность труда можно и без лишних финансов, стоит пристальное внимание уделить личности каждого работника, дать возможность ему адаптироваться, стать частью сплоченной команды. В организации существует специальный алгоритм найма кадров. Для знакомства с компанией кандидаты смотрят фильм о ее истории, философии, задачах. Определившись, что это желаемое место работы, кандидат далее проходит собеседование и тестирование для определения психофизиологических характеристик, согласно которым будет предложена должность. Перед тем, как приступить к работе необходимо пройти трехдневный курс знакомства с традициями компании. В TWDC уверены, что правильная кадровая политика – залог успешной мотивации.

Работники “Диснея” имеют возможность карьерного роста, получив приглашение в другой штат или страну, а так же предложение о переходе на новую должность в ином подразделении. В этом заключается задача менеджеров по персоналу, они также объявляют о свободных вакансиях и устраивают информативные встречи. Таким образом, персонал Дисней имеют возможность получить многогранный опыт, занять управляющие позиции, что является одним из принципов мотивирования по Э.Мэйо.

Информированию работников уделяется особое внимание. В компании еженедельно публикуется газета “Disney’s eyes & ears” [11], где можно ознакомиться с новостями корпорации и персонала. Газеты доставляют по четвергам в одинаковое время. Ведение такой открытой политики по работе с сотрудниками помогало У.Дисней быть ближе к подчиненным. 

Третье направление в еще большей мере подчеркивает природу мотивов, потребностей и ценностей человека. “Иерархическая модель потребностей” [5], созданная А.Х. Маслоу (50-е гг. XX в.) классифицирует множество потребностей по нескольким критериям. Согласно теории, потребности уровнем выше будут удовлетворены в случае удовлетворения первичных потребностей.

Рис. 1.1 «Иерархия потребностей, по А. Маслоу»

Эта теория имеет важное место в управлении организацией, дав возможность менеджерам разобраться, почему сотрудники, хотят или не хотят работать, и понять, что мотивация личности определена большим числом разнообразных, со временем меняющихся потребностей.

Сегодня эта модель используется в практических целях управления. Так, корпорация Дисней стремится удовлетворить потребности и нужды, и роста. Примером заботы о самовыражении и уважении работников компании может служить случай с переименованием обыкновенных прачечных с недостатком персонала на территории отелей Дисней в “Textile Services” [12]. В таком названии нет ничего абсурдного. Данный прием способствовал притоку кадров и повышению эффективности на производстве.

Когда в текстильных службах приходилось обслуживать большое число людей, и службы не справлялись, для стимулирования работников была предоставлена возможность сотрудникам высказать свои предложения по максимизации результативности труда. Была создана творческая атмосфера на производстве. Сотрудники имеют возможность лично вести контроль над всеми сторонами деятельности сервиса (контроль бюджета, оперативное управление, разработка планов и перспектив), получая за это вознаграждение. Это не только мотивирует персонал, но и удовлетворяет его потребность самовыражения.

Для выделения четвертого направления среди концепций мотивации может быть использован внешний по отношению к мотивации, технологический критерий. Согласно теории О.Тоффлера (30-е гг. XX в.), именно внедрение информационных технологий приводит к максимальной индивидуализации работы, при которой мотивация работника так же глубоко индивидуализирована [7]. Данная концепция говорит о мире постмодернизма и новаторства, в котором нет места стандартным схемам, общим оценкам и демонстрации того, что каждый может быть полезен в той мере, в которой захочет сам.

Ли Кокерелл, 10 лет занимавший должность вице-президента по оперативному управлению Дисней, утверждает, что “Даже самые лучшие работники не смогут полностью отдаваться работе, если отсутствует определенная концепция, структурная основа. Не стоит бояться сломать структуру компании, если вы видите, что она устарела. Даже если вам кажется, что ваша система идеальна, будьте готовы изменить ее”[13].

2.1 “Предпринимательская философия” Уолта Диснея

Для полноты исследования, обратимся более детально к политике Уолта Диснея, как успешного руководителя, которому удалось добиться поставленных задач при помощи грамотной концепции мотивации и создать команду единомышленников.

История успеха У.Диснея началась с маленького мышонка и переросла в глобальный концерн, по производству мультфильмов, целую индустрию развлечений Диснейленд, канал теле- и радиовещания и даже производство лицензированных товаров.

«Дисней – прежде всего руководитель, который постоянно ищет большего, чем просто коммерческий успех. Это особый стиль руководства» – писал Д.Лоу – английский сатирик [8].

Философия управления У.Диснея – это сочетание как негативных, так и позитивных принципов мотивации. Одни видели в нем Реалиста, другие – Мечтателя, третьи – Критика [14]. 

2.2 Мотивация на стадии новых идей

Диснею, было важно донести свою только что зародившуюся идею до каждого, кто работает в его команде. Как Мечтатель, он хотел видеть в глазах окружающих энтузиазм. И было не важно, кто предложил блестящую идею, акцент делался на том, чтобы в процесс были вовлечены все, понимая, чего ждет от них начальник. Такой пример позитивной мотивации давал стимул всем работникам  вносить свои предложения и воплощать блестящие проекты.

Самые инициативные получали премию, такой подход работает и сейчас. 

2.3 Мотивация на стадии реализации

На этой стадии Дисней – Реалист, просчитывающий до мелочей идеи, предложенные коллегами, в текущей экономической ситуации, изучался рынок, проводились подсчеты. Воплотить проект в реальность в условиях кризиса помогала хорошо развитая корпоративная культура, командные ценности. Так, TWDC становилась прочнее.

2.4 Мотивация на стадии апробации

Владелец компании был и весьма критичен, используя негативный метод. “Карцер”, где ранее проходило обсуждение идей, превращался в место критики готового продукта. Руководитель придерживался психологических приемов о том, что положительное отношение Критика дает более заметную мотивацию, чем такая же реакция Мечтателя или Реалиста. Поиск ответов на сложные вопросы помогал совершенствовать работу.

Комбинирование позитивного и негативного подхода являлось неким активатором к личностному росту и повышению квалификации исполнителей. Большинство этих методов используются и современными руководителями TWDC.

2.5 Принципы “Дисней” в России

Приведенные в работе концепции мотивации активно используются в нашей стране [15]:

  • Заметные разногласия между руководителями и подчиненными в компании “Патра” привели к необходимости создания ежедневных встреч работников и топ-менеджеров, организации внутреннего радио, газеты и способа обратной связи.
  • В “Infinity travel” разработка проектов осуществляется большинством коллектива, и приветствуются предложения по усовершенствованию компании.
  • Сотрудники, нанимаемые на работу в “Уралтел” знакомятся с историей и миссией компании, смотря фильм, и проходят обучение.
  • В российском филиале “Твикс” сотрудники имеют возможность горизонтальной и вертикальной мобильности, или, переведясь в иностранный филиал, или, попробовав себя в качестве менеджера по персоналу, вместо маркетолога отдела продаж.

Концепция управления, разработанная У.Диснеем, не сможет целиком ужиться в России, в связи с особенностями российского менталитета, однако факт ее успеха в целом очевиден.

Выводы и дальнейшие перспективы исследования

В результате проектной деятельности были рассмотрены классические теории мотивации трудовой деятельности и эффективность их применения на практике в TWDC, что помогло понять, как мотивация влияет на увеличение показателей результативности работы корпорации.

Проанализировав стратегию мотивации данной компании, можно сделать вывод о ее ориентированности на различные виды потребностей и на психолого-социальные особенности человеческого поведения, которые являются эмоциональными двигателями работников. Рассмотрены потребности современных работников, как факторы, влияющие на побуждения к деловой активности. Делая вывод, важным, но далеко не единственным фактором является денежное поощрение. Однако не менее важно отношение сотрудника к организации.

Исследования философии управления по У.Диснею дает понять, важность такого импульса в работе, как мотивация, поскольку она способствует увеличению полезности каждого сотрудника в компании. Ориентированная на удовлетворение потребностей каждого работника, политика У.Диснея стремится, прежде всего, к удовлетворению высшей потребности в самовыражении.

Более того можно сделать вывод не только об эффективной работе принципов мотивации, разработанных У.Диснеем, в TWDC, но и их активном заимствовании другими глобальными корпорациями, в том числе и российскими. “Диснеевские” принципы мотивации помогают в улучшении кадровой политики, улучшению отношений между руководителями и подчиненными, созданию корпоративной культуры, увеличению эффективности каждого сотрудника команды. Все это – компоненты действенного управления любой организацией.

Таким образом, более внимательное отношение к принципам мотивации, не связанным с материальным стимулированием – это возможность побуждения персонала к активности в организации при ограниченных денежных возможностях современных компаний.


Библиографический список
  1. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  2.  Захарова Т. И. Мотивация трудовой деятельности. Учебно-методический комплекс. – Евразийский открытый институт, 2010
  3. Зотов В. В. Производительность труда “Белых воротничков”: Пер. с англ. – Прогресс, 1989.
  4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – Издательский дом “Питер”, 2013.
  5. Маслоу А. Г. Мотивация и личность:[пер. с англ.]. – Издательский дом” Питер”, 2009.
  6. Розанова В. А. Психология управленческой деятельности. – М.: Альфа-Пресс, 2006.
  7. Тоффлер О. Будущее труда //Новая технократическая волна на Западе.–М.: Прогресс. – 1986. – С. 250-275.
  8. Baldoni J. Great motivation secrets of great leaders. – McGraw-Hill, 2005.
  9. Dinsmore P. C. Human factors in project management. – American Management Associations, 1984.
  10. Tyler T. R. Why people cooperate: The role of social motivations. –PrincetonUniversityPress, 2010.
  11. http://allears.net/ae/ae.htm
  12. http://leadingwithquestions.com/latest-news/would-you-like-to-know-how-the-walt-disney-world-textile-services-lowered-their-annual-employee-turnover-rate-from-85-to-less-than-10/
  13. http://vkurse.obs.ru/node/230
  14. http://www.cadrem.ru/Materials/2005/2005_Business_world_08_%20Walt%20Disney%20Model/Walt%20Disney%20Model.shtml
  15. http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=3455


Все статьи автора «Филиппова Софья Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: