ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ

Погосян Карина Рубеновна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Данная работа направлена на анализ особенностей менеджмента в современных российских компаниях. В теоретической части рассмотрена концепция формирования российского менеджмента и его спецефика. В практической части представлено исследование особенностей менеджмента компаний ОАО «РЖД», ОАО «Альфа-Банк», ОАО «НЗХК».

Ключевые слова: концепции, менеджмент, особенности, проблемы, российские компании


THE SPECIFICS OF MANAGEMENT IN MODERN RUSSIAN COMPANIES

Pogosyan Karina Rubenovna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
The aim of this work is the analysis of features of management in modern russian companies.In the theoretical part you can see the main conceptions of formation of russian management and its specifics. In the practical part you can find the study of characteristics of management of 3 companies: "RZD", "Alfa-bank", "NCCP".

Библиографическая ссылка на статью:
Погосян К.Р. Особенности менеджмента в современных российских компаниях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4514 (дата обращения: 12.03.2024).

В настоящее время в России происходит процесс формирования менеджмента, соответствующего мировым стандартам, по средствам применения зарубежного опыта в российских реалиях, учитывая при этом национальные особенности.

Современный менеджмент, в зависимости от времени и места развития, имеет ряд общих черт и особенностей. Поэтому нельзя перенести специфические особенности менеджмента из одной культуры в другую, без негативных последствий для общества.

Актуальность моего исследования заключается в том, что общей тенденцией последних десятилетий является возрастание роли управленческой деятельности в эффективном функционировании российских компаний.

Проблема, на которой акцентируется большая часть внимания, – это принципы управленческой деятельности как отличительная особенность российских компаний. Объектом исследования является менеджмент в России, а предметом- особенности российского менеджмента в современных организациях.

Основной целью исследования является ответ на вопрос «Каковы отличительные особенности менеджмента в России и как они проявляются в управленческой деятельности различных компаний?» и поставлены следующие задачи:

  • Изучить концепции формирования российского менеджмента;
  • Выявить его основные особенности;
  • Рассмотреть особенности российского менеджмента на примере нескольких компаний;
  • Проследить проблемы российского менеджмента и пути их решения.

Теоретическая часть

Концепции формирования российского менеджмента

Множество факторов влияют на специфику российского менеджмента, однако наиболее значимым является менталитет нации.

  • Концепция копирования западной теории менеджмента. Данная концепция не отражает особенностей российского менталитета, так как «надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении». Для того чтобы применить данную концепцию достаточно сделать перевод западных учебников на русский язык. Несмотря на то, что концепцию копирования западной теории менеджмента довольно легко реализовать в России, существует опасность новых проблем и потрясений в связи с использованием не адаптированной к российским условиям теории.
  • Концепция адаптации западной теории менеджмента. Данная концепция основана на частичном приспособлении западной теории к российским условиям, а также учетом характерных черт русской ментальности. Однако здесь возникает вопрос о выборе наиболее подходящей для России западной теории. Теории, не учитывающие особенности русского менталитета, не смогут стать полезными для российской экономики и утратят сою значимость.
  • Концепция создания российской теории менеджмента. Применяя мировой опыт управления, данная концепция основывается на учете всех особенностей российской ментальности, не отрицая при этом значимости восточной и западной школ менеджмента. Российский менеджмент стремится создавать собственные формы и методы управления, отражая всю суть российского менталитета.

Специфика российского менеджмента

Анализ основных черт русского характера позволяет заметить их двойственность. Так, Прохоров А.П. отмечает: «Все русские, от грузчика до генерального секретаря, держат в своем сознании два разных варианта поведения, соответствующих стабильному и нестабильному состоянию системы управления»[1, 12]. Именно дуализм является главной чертой отечественной ментальности. Российский менеджмент занимает промежуточное положение между американским менеджментом, базирующемся на индивидуализме, и японском, основанном на психологии группизма.

Атмосфера в коллективе

Для русской модели менеджмента отношения внутри коллектива, моральный дух в коллективе как правило гораздо важнее самого бизнеса и заработной платы, что значительно отличает ее от американского менеджмента. Для человека, работающего в российском предприятии, работа является целью, а свободное время- лишь способом набраться сил перед трудовыми буднями.

Российскому менеджменту характерна жесткая субординация между руководителем и подчиненным. Воздействие осуществляется не на конкретного индивидуума, а на коллектив в целом. Доносительство в коллективе не приветствуется и считается аморальным поступком. Также не принято доносить на самого себя, указывая собственные ошибки. Более того, сотрудник компании пытается скрыть свои недочеты, избежав тем самым увольнения и денежного наказания.

Умение презентовать и выступать

Одно из важнейших свойств руководителя на западе- умение презентации (presentational skills)- не играет такой серьезной роли в России. Гораздо большей ценностью для российского менеджера является умение вести переговоры (communications skills) и наладить личный контакт.

Отсутствие проактивности

В России зачастую не приветствуются амбициозные люди, желающие добиться больших успехов и выделиться из основного коллектива своими достижениями, умом, талантом. Данная ситуация в российском менеджменте характеризуется отсутствием проактивности, что означает подчинение внешним условиям и подавление внутренних стремлений и стимулов. Отсутствие проактивности считается большим недостатком в западных компаниях.

Умение работать в команде

В иностранных компаниях данному умению отводят особое место. Для этого проводят определенные тренинги по сплочению команды, называемые “Team building”. В российских компаниях также зарождается тенденция к внедрению корпоративного духа. В крупных компаниях организуют различные тренинги, корпоративные вечеринки, совместные выездные мероприятия для сплочения коллектива. В настоящее время особо ценится коммуникабельность и умение найти подход к различным людям.

Стиль руководства

Каждой компании присущ своеобразный стиль управления. Однако существуют общие характеристики такие как умение вести переговоры, мотивировать сотрудников работать, управлять коллективом и уважать ценности компании. Российским компаниям свойствен авторитарный стиль управления с жестким контролем за принятием решений их дальнейшей реализацией и полной зависимостью сотрудников от произвола руководства.

Отношения к переменам

Одной из особенностей российских компаний является быстрое приспособление к внешним изменениям в условиях конкуренции. Именно поэтому важным условием при приеме на работу является мобильность сотрудника. Тем не менее у российских компаний в отличие от иностранных зачастую возникают проблемы с внутренней реорганизацией компании.

Готовность к неудачам

Хоть это и не желательно, Российские компании готовы порой терпеть неудачи, это является нормальным явлением для российского менеджмента. Напротив, западные менеджеры придерживаются другой методики. Для повышения производительности труда они устанавливают невыполнимые планы с нереальными показателями. В данной ситуации сотрудники мотивированы работать. И поэтому в случае неудач они все равно получают небольшую премию, а выполнение плана тем более является приятной неожиданностью для руководства.

Характерной особенностью также является продолжительная занятость сотрудника в одной компании в связи с низким уровнем миграции, небольшим выбором предприятий и важностью взаимоотношений сотрудников и руководителя.

Особенности корпоративного менеджмента

  • специфика организации кадровой службы;
  • способы достижения эффективности работы совета директоров;
  • порядок регламентации основных управленческих вопросов.

Согласно методике Э. Холла Россия принадлежит к группе стран с полихроническим восприятием времени. Так, нарушение временных рамок (опоздания, прогулы, задержки сроков выполнения работы) и некачественное выполнение работы являются скорее нормой, чем исключением. Еще одной характерной чертой является обусловленность карьерных успехов личной симпатией и родственными связями.

Практическая часть

ОАО «РЖД»

Общие сведения

ОАО «РЖД»- железнодорожная компания, начавшая свою деятельность 1 октября 2003 года. “Российские железные дороги” играют особую роль в обеспечении стабильности экономической системы России, осуществляя перевозки необходимых грузов и являясь одним из наиболее доступных видов транспорта для граждан.

Миссией компании является «удовлетворение спроса на перевозки и интеграция в Евроазиатскую транспортную систему»[6].

Главной целью компании является извлечение прибыли из предоставленных услуг по железнодорожной перевозке.

« ОАО “РЖД” перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год. В ОАО “РЖД” работают 1 300 000 сотрудников»[6].

Особенности управления в ОАО «РЖД»

К особенностям корпоративного управления относят:

  • Эффективная работа совета директоров при помощи:
  • Комитетов и комиссий, состоящих из высококвалифицированных менеджеров и созданных для разработки решений наиболее значимых проблем;
  • Членов совета директоров, вовлеченных в процесс разработки стратегии ОАО «РЖД»;
  • Расширения полномочий по утверждению сделок
  • Регламентация основных управленческих вопросов
  • Формирование единого правового пространства
  • Регулирование финансовой и хозяйственной деятельности дочерних обществ
  • Повышение эффективности управления бизнесом в дочерних обществах
  • Регулирование кадровой политики в дочерних обществах
  • Полнота информации, предназначенной для акционеров и партнеров. Информации обо всей деятельности РЖД доступна на корпоративном веб-сайте, корпоративный агентствах и в СМИ.
  • Взаимодействие с акционерами. Проведение диалогов с акционерами и участниками дочерних обществ является целью развития корпоративного управления.
  • Создание Кодекса корпоративной этики. Данный документ содержит принципы взаимодействия работников, этические принципы. Также описываются ценности бренда РЖД, ответственность перед обществом; указываются конкуренты и инвесторы. Данный кодекс создан для сплочения коллектива и ориентации коллектива на достижение общих целей.
  • Разрешение корпоративных конфликтов. Предупреждение конфликтов на ранних стадиях и незамедлительное информирование об этом совета директоров является залогом успешного функционирования Общества.
  • Высокая доля ответственности перед обществом
  • Предоставление рабочих мест населению
  • Способствует развитию инфраструктуры в регионах
  • Социальная поддержка граждан
  • Уменьшение негативного воздействия на окружающую среду
  • Внедрение мотивационных программ
  • Ипотечная программа
  • Увеличение пенсионного обеспечения
  • Поддержка молодых специалистов
  • Оздоровление в санаториях
  • Медицинское обслуживание и страхование. ОАО «РЖД» придерживается стандартов корпоративного управления, постоянно совершенствуя финансово-хозяйственную деятельность, повышая эффективность работы и инвестиционную привлекательность.

ОАО «Альфа-Банк»

Общие сведения

ОАО «Альфа-Банк» -  крупнейший банк, основанный в 1990 году и выполняющий все виды банковских операций. Банк имеет 511 отделений, в число которых входят как филиалы в нашей стране, так и несколько дочерних банков за рубежом. Главный офис Альфа-Банка находится в Москве. Примерно 21 тыс. человек работает в ОАО «Альфа-Банк».

«Миссия банка- сделать все финансовые операции простыми и удобными для клиентов» [11].

Особенности управления в ОАО «Альфа-Банк»

Политика и деловая практика Компании в области управления персоналом базируется на безусловном соблюдении Трудового кодекса РФ, других законодательных норм и Кодекса корпоративной этики ОАО «АЛЬФА-БАНК». Кодекс корпоративной этики работников определяет общие правила делового поведения, которые обязаны соблюдать все сотрудники, независимо от занимаемой должности. В данном Кодексе четко изложены корпоративные ценности, которым относят:

  • Уважение и удовлетворение просьб как внешних, так и внутренних клиентов;
  • Работа в команде является одной из основных корпоративных ценностей банка, при этом под командой понимается не только свое подразделение, но и Банк в целом. Уважительное отношение к коллегам и стремление помочь им – всячески поощряется.  Это является примером ориентации управления на группу, реализации коллективного контроля и ответственности работника перед Банком и другими сотрудниками, а так же морального духа в коллективе.
  • Личные качества сотрудника являются двигателем его карьеры. В ОАО «Альфа-Банк» это проявляется в стимуляции работников к поиску новых прибыльных идей, развитии их лидерских качеств и способности принимать решения в ситуации неопределенности. При этом, сохраняется фокусировка на достижении общей для коллектива цели.

Также к характерным чертам Альфа-Банка относят добросовестное отношение не только к деловым партнерам, но и к конкурентам. Согласно Кодексу, Банк строит отношения со своими Работниками на принципах долгосрочного сотрудничества, взаимного уважения и неукоснительного исполнения взаимных обязательств. Отличительной чертой сотрудников Банка является соблюдение делового стиля, одинаково доброжелательное отношение ко всем клиентам.

ОАО «НЗХК»

Общие сведения

ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» («НЗХК») входит в число предприятий российского ядерного топливного цикла, является дочерней компанией топливной компании «ТВЭЛ». «НЗХК» основан в 1948 году и по сей день набирает обороты в производстве.

Миссией компании является «предоставление востребованного пакета услуг (урановый продукт и ядерное топливо) для повышения конкурентоспособности электроэнергии, вырабатываемой АЭС»[14].

Особенности управления в ОАО «НКХК»

К особенностям корпоративного управления ОАО «НЗХК» относят:

  • Строгие требования к раскрытию информации (помимо годовых отчетов ежеквартально предоставляется отчетность о деятельности предприятия);
  • Право акционеров на участие в Общем собрании через своего представителя(путем выдачи доверенности), а так же вносить вопросы в повестку дня Годового общего собрания акционеров ( при наличии более 2% голосующих акций);
  • Возможность вхождения в Совет директоров инсайдеров (лица, работающие в корпорации), а так же аутсайдеров (лица, не связанные с корпорацией и управлением ею напрямую);
  • Установление стандартного размер дивидендов, равный двум рублям на одну акцию;
  • Не закрепление в уставе компании причин, по которым дивиденды по акциям могут быть не выплачены;
  • Значительное влияние федеральных законов на деятельность корпорации.

Заключение

С развитием менеджмента Россия столкнулась с рядом проблем, без решения которых интеграция в мировое сообщество неосуществима. Рассмотрим основные более подробно.

  •  Квалификация менеджеров. Зачастую в связи с малым количеством профессиональных преподавателей по менеджменту и отсутствием необходимого оборудования подготовка менеджеров не соответствует мировым стандартам.
  • Понимание сущности менеджмента. Российские руководители, именуя себя менеджерами, по сей день используют старые методы управления. Видя менеджмент лишь как управление и ведение бизнеса, порой остаются без внимания важные направления практической деятельности менеджера.
  • Отсутствие навыка принимать решения. Данный навык является ключевым в деятельности менеджера. Неспособность принимать решения и отвечать за судьбу компании может привести к банкротству, потере клиентов и сотрудников.
  • Отсутствие навыка распределять полномочия. Зачастую российские руководители выполняют ту работу, которую могли бы делегировать своим сотрудникам.
  • Отсутствие риск-менеджмента и инноваций в управлении. Страх менеджеров применять новые методы в управлении и идти на риск в связи с угрозой потери руководящей должности.
  • Экологические проблемы. Использование устаревшего оборудования и экологически небезопасных технологий в связи с их доступными ценами.
  • Неумение применять методы мотивации. В настоящее время для стимулирования сотрудника недостаточно простой похвалы и благодарности, гораздо лучше мотивирует денежная премия или поездка за рубеж за счет компании.
  • Понимание ответственности менеджмента перед обществом. Менеджеры зачастую забывают о социальной ответственности компании и ради прибыли, готовы закупать и продавать некачественные продукты.
  • Проблема налогообложения и ценообразования. По причине несовершенства системы налогообложения современным менеджерам проще обходить закон, чем соблюдать его. Рыночное ценообразование по-прежнему не отрегулировано и контролируется не законами рынка и государством, а монополистами.
  • Противоречия между региональными и федеральными законами.
  • Отсутствие навыка формировать команду. Руководителям необходимо поддерживать и поощрять способных работников и увольнять работников, не соответствующих требованиям компании.

На данный момент существует 4 пути решения существующих проблем.

  1. Восстановление системы повышения квалификации сотрудников на базе имеющихся институтов и бизнес-школ
  2. Подготовка специалистов в иностранных школах менеджмента.
  3. Использование опыта лидирующих на мировом уровне компаний.
  4. Разработка и осуществление программы подготовки менеджеров для российских компаний.

Таким образом, без знания особенностей менеджмента, проблем, с которыми сталкиваются современные менеджеры, и путей их решения российские компании не смогут функционировать ни на зарубежном рынке, ни на отечественном.


Библиографический список
  1. Тютчев Ф. И., Карамзин Н. М. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЕНТАЛИТЕТА.
  2. Щербина В. В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности //Социологические исследования. – 2001. – №. 10. – С. 48-58.
  3. Картавый М. А., Нехамкин А. Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента //Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – №. 3. – С. 11-28.
  4. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: учеб.пособие для студентов. – М.: ИКК «Дека», 1997, с. 46.
  5. Герчикова И. Н. и др. Менеджмент. – М. : Юнити-Дана, 2002.
  6. ОАО “РЖД”: URL: http://rzd.ru/
  7. СМИ об “РЖД”: URL:http://press.rzd.ru/smi/public/ru/press?STRUCTURE_ID=2&layer_id=5050&page5049_3049=127&refererLayerId=5049&id=5516
  8. Кодекс деловой этики ОАО «РЖД»//Утвержден решением совета директоров ОАО «РЖД»(протокол от 28 ноября 2012г. №19). – 2012.
  9. Герасимова К. В., Морозов С. А. РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОАО «РЖД» //Редакционная коллегия: доктор экономических наук, профессор ВН Клочков (отв. редактор); доктор экономических наук, профессор ВН Трегубов; доктор экономических наук, профессор НВ Астафьева; доктор экономических наук, профессор АН Плотников. – 2013. – С. 46.
  10. Правительство Российской Федерации. Российские железные дороги. – М. : Трансинфо, 2004.
  11. ОАО “Альфа-Банк”: URL:http://alfabank.ru/about/
  12. Кодекс корпоративной этики ОАО “Альфа-Банк”: URL:http://alfabank.ru/f/1/about/corporate_ethics/codex_2012.pdf
  13. Устав открытого акционерного общества “Альфа-Банк”: URL:http://alfabank.ru/f/1/about/corporate_governance/documents/regulations.pdf
  14. Топливная компания “ТВЭЛ”: URL:http://www.nccp.ru/about/fuel_company_tvel/
  15. Балдина Н. П. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ //Проблемы современной экономики. – 2010.
  16. Shvidenko A., Nilsson S., Roshkov V. Possibilities for increased carbon sequestration through the implementation of rational forest management in Russia //Water, Air, and Soil Pollution. – 1997. – Т. 94. – №. 1-2. – С. 137-162.
  17. Buck T. Modern Russian corporate governance: convergent forces or product of Russia’s history? //Journal of World Business. – 2003. – Т. 38. – №. 4. – С. 299-313.
  18. Belova A. G., Thompson L. S. RZD reform makes good progress //Railway Gazette International. – 2005. – Т. 60. – №. 10.
  19. Kenneth C. Moscow banks eye Russian regions //The Russia Journal Weekly. – 2003.


Все статьи автора «Карина Погосян»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: