РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ “UTAIR”

Ступак Анастасия Александровна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Данная научно-исследовательская работа посвящена анализу функции планирования в компании «UTair». За основу работы взяты данные компании ОАО «UTair». Исследование показало значимость функции планирования в компании в достижении любых поставленных целей и миссий.

Ключевые слова: менеджмент, метод планирования, план, планирование, стратегическое планирование, цель


IMPLEMENTATION OF THE PLANNING FUNCTION IN MANAGEMENT AS AN EXAMPLE OF "UTAIR"

Stupak Anastasia Alexandrovna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
This research work is devoted to the analysis of the function of planning in the company «UTair». Basis for the work of these companies are taken «UTair». The study showed the importance of the planning function in the company in achieving any of the goals and missions.

Библиографическая ссылка на статью:
Ступак А.А. Реализация функции планирования в менеджменте на примере компании “UTair” // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4208 (дата обращения: 12.03.2024).

Тема моего научного исследования «Реализация функции планирования в менеджменте на примере компании “UTair”». Данное исследование актуально потому, что для успешного функционирования абсолютно любой компании, вне зависимости от ее размеров, количества сотрудников, структуры организации и рынка, на котором она существует, необходимо осуществлять четыре основные функции менеджмента: планирование, организация, лидерство и контроль. Однако, наиболее важной функцией является, несомненно, планирование. Неправильное планирование зачастую приводит к отсутствию какого-либо развития в компаниях, не достижению поставленных задач и максимальной эффективности работы компании, как следствие, к потери своих позиций на рынках. Сильные компании должны уделять большое внимание планированию, так как грамотное планирование является залогом успеха компании и ее лидера.

Проблему исследования можно сформулировать с помощью вопроса «важна ли роль планирования в компаниях?» и проанализировать это на примере ОАО «UTair».
Объектом данного исследования является система планирования в авиакомпании «UTair», а предметом – принципы и функции планирования в менеджменте.

Цели и задачи исследования: определить значимость планирования и правильной постановки миссии для компании; рассмотреть виды целей(какие цели ставит перед собой руководители  «UTair» и какие планы выбирают для реализации целей); проанализировать деятельность руководства «ЮТэйр» в условиях конкурентной среды; определить, все ли цели, поставленные компанией успешно реализованы; выявить факторы, затрудняющие достижение задач.

Теоретический и методический базис: разделение основных целей компании по типам, виды/цели планирования, информация о факторах, которые влияют на фирму, методы и современные походы планирования, анализ стратегического, тактического и оперативного планирования.

Введение

Чтобы приступить к планированию конкретной организации, для начала нужно сформулировать миссию организации, то есть определить для чего нужно существование данной компании? Правильное формулирование миссия является хорошим стартом для компании, ведь именно миссия определяет предназначение организации. В миссии отмечаются отличительные черты компании, не прессующие компаниям подобного рода, а также рассматриваются возможности развития и рынки. Миссия выражает наиболее значимые цели компании. Цель – это результат, на который направлена деятельность организации, то, что ее руководство пытается достичь путем взаимодействия всех составляющих компании. Для достижения поставленных целей нужен план, который является путем для их достижения. План помогает понять, что нужно предпринять для осуществления, поставленных целей. Планы делятся на одноразовые, которые вряд ли произойдут еще в будущем, и постоянные, использующиеся для периодически повторяющихся задач. Менеджеры должны контролировать деятельность всех сотрудников, чтобы все соответствовало плану. Постоянное отклонение от плана и поставленных целей постепенно разрушает компанию.1

Понятие планирования

Сам термин «планирование» объединяет цели и способы их достижений. Любой компании нельзя обойтись без планирования, так как необходимо ставить реально осуществимые задачи, принимать решения и правильно распределять ресурсы, учитывая внешние и внутренние факторы. Реализация планирования требует не только четко поставленных задач, но и хорошо организованной, скоординированной работы, которая будет контролироваться начальством.2

Виды целей и планов

Существует несколько видов целей и планов:

  • Цели, которые описывают компанию в будущем, называются стратегическими. Такие цели затрагивают все сферы компании и эти цели являются официальными, так как они отражают целенаправленную деятельность всей компании на выполнение задачи в долгосрочном периоде. Разработка стратегических планов помогает определить сроки выполнения целей, как правило это срок от 2 до 5 лет вперед. Стратегическое планирование направлено на рассмотрение и разработку новых возможностей и продуктов.3
  • Цели, поставленные для конкретных, наиболее важных отделов компании называются тактическими целями. Планы для этих целей рассчитываются не более чем на 2 года. Тактическое планирование является промежуточным между долгосрочным и краткосрочным периодами. Данный вид планирования решает вопросы, касающиеся достижения целей посредством распределения уже имеющихся ресурсов. Реализация тактических целей – большой шаг к достижению стратегических целей.
  • Операционные или оперативные цели – задачи, поставленный на данный период времени для низших отделов компании или отдельных работников. Оперативные планы реализуются в краткосрочном периоде. Оперативное планирование обеспечивает выполнение тактических целей и планов. Оперативное планирование включает в себя построение графиков для отделов и индивидуальных работников. Графики являются неотъемлемой частью планирования, потому что они устанавливают временные сроки выполнения задач. Также операционное планирование должно учитывать возможности и бюджет компании на данном этапе.4

Процесс стратегического планирования можно наглядно продемонстрировать на схеме:

Для максимально эффективной работы компании необходимо выстраивать цели в иерархическую цепочку. Оперативное планирование обеспечивает выполнение тактических планов, а тактическое планирование – стратегических целей. За осуществление стратегических целей отвечают топ-менеджеры , за тактические цели – менеджеры среднего звена и за операционные цели – менеджеры низшего звена. Так как все цели тесно связаны между собой, можно сделать вывод, что менеджеры низшего звена играют не малую роль в установление целей во время планирования. Также для эффективной постановки целей, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций:

  • цели должны быть конкретными и реально осуществимыми;
  • должны быть четко установлены сроки выполнения, поставленных целей;
  • должна быть прямая связь с вознаграждением.

Метод и подходы планирования

Помимо нескольких видов целей существует метод планирования: Управление по целям (УПЦ) – метод, при котором менеджеры определяют цели для всех отделов и сотрудников компании. УПЦ состоит из нескольких этапов: постановка целей; подготовка плана; контроль деятельности и оценка результатов.

Современным подходом планирования называется децентрализованное планирование – планирование, при котором специалисты распределены по основным подразделениям  и отделам фирмы с целью оказания помощи менеджерам задуманных стратегических целей. Для такого подхода существует группа планирования – временная группа линейных менеджеров, которые несут ответственность за осуществление целей и реализацию намеченного плана. 5

Планирование в «UTair»

Авиакомпания «UTair» (до 2002 года «Тюменьавиатранс») на данный момент – одна из ведущих российских компаний в данной области. «ЮТэйр» осуществляет грузовые и пассажирские перевозки, как на внутрироссийских, так и на международных авиалиниях. Более того, «UTair» является крупнейшим оператором вертолетных перевозок в России.

Конечно, как и все остальные крупные компании, «ЮТэйр» не сразу заняла лидирующую позицию, для этого потребовалось много времени и усилий не только менеджеров, но и всей компании в целом. Огромную роль на начальном этапе формирования компании сыграла правильно сформулированная миссия, рассчитанная не только на сотрудников организации, но и на потенциальных клиентов. Именно благодаря правильно выбранной миссии авиакомпания остается лидером и по сегодняшний день. Миссия «ЮТэйр»:

  • осуществление вертолетных работ и пассажирских перевозок , с использованием современной вертолетной и самолетной техники, как на территории России, так и за рубежом;
  • предоставление своих услуг по приемлемым ценам, с высоким уровнем безопасности и сервиса.

Более внимательное и подробное изучение компании, составление SWOT анализа и рассмотрение слабых и сильных стороны компании, а также внешней и внутренней среды помогает выявить все ключевые цели компании, которые уже успешно реализуются. В авиакомпании «ЮТэйр» успешно применяется метод планирования – управление по целям, при котором топ-менеджеры главных отделов «UTair» ставят цели для всех остальных отделов и сотрудников компании.5

Для достижение миссии необходимо ставить перед собой реально осуществимые цели. К наиболее важным стратегическим целям компании на данный момент «UTair» относятся:

  • расширение области предоставления своих услуг в первую очередь в Юго-Восточную Азию и Европу;
  • сохранение позиции ведущего вертолетного оператора на региональном рынке РФ в западных частях Сибири;
  • разработка новых услуг и рассмотрение наиболее интересных предложений клиентов насчет всех видов авиационных работ
  • подписание контрактов с компаниями, которые работают в нефтегазовом секторе, осуществление транспортных услуг для них;
  • укрепление позиции компании на международном рынках авиакомпании как поставщика авиационных услуг, в основном пассажирских перевозок с помощью самолетного парка;
  • укрепление позиции вертолетного оператора на международном рынке;

объединение с другими компаниями международного уровня, поиск необходимых партнеров, например, «UTair» и «Трансаэро», подписав договор, стали стратегическими партнерами. Теперь при возникновении внештатной ситуации пассажиры будут переданы другой компании, а также будет совместная эксплуатация о авиалиний. Также «ЮТэйр» расширяет спектр своих услуг для ООН. Кроме, традиционных работ, теперь производятся перевозки сотрудников ООН и грузовые перевозки в Африку. Более того, «ЮТэйр» сотрудничает с нефтегазодобывающими компаниями: «Сургутнефтегаз», «Газпром», «Роснефть»;

  • достижение лидирующих позиций на российском рынке, как лучшего   поставщика внутренних пассажирских авиаперевозок;
  • повышение уровня рентабельности авиакомпании; 7,8

Чтобы успешно выполнять стратегические цели необходимо реализовывать тактические цели. Сравнивая данные (годовые отчеты) авиакомпании  за последние 5 лет, можно сделать вывод, что компания успешно реализовывает свои тактические цели с помощью намеченных планов, которые затрагивают ее наиболее крупные отделы6 Рассмотрим наиболее яркие примеры:

  1. По данным на 30.10.2013 воздушный флот компании насчитывал 348 вертолетов и 165 самолетов, всего 513 воздушных судов, а уже в начале 2014 года (по данным на 26.01.2014) насчитывает 147 вертолетов и 348 вертолетов (495 судов). Сокращение количества самолетов вызвано необходимостью соответствовать новым стандартам и увеличению безопасности перелетов засчет выведение из эксплуатации старых моделей самолетов, поэтому руководство компании закупает новые, более безопасные и экономичные модели самолетов, чтобы соответствовать международным стандартам. В планы «UTair» входит увеличение самолетного парка за счет закупки 100-местных самолетов нового поколения, созданных компанией «Гражданские самолеты Сухого». Эксплуатация будет проходит не только на территории РФ, но и при полетах в Европу. К 2020 году авиакомпания планирует заменить вышедшие из эксплуатации Ту-134, Ту-154, заказав новые ближнемагистральные самолеты Як-142 и самолеты марки Airbus А-320, которые более экономичные, чем Ту-154(134).9
  2. С каждым годом авиакомпания успешно расширяет свою маршрутную сеть. В ближайшее «UTair» планирует открыть полеты по новым направлениям, которые другие компании еще не осуществляли ранее, например, из Толмачево (Новосибирск) в Даболим (Индия). А также рейсы по маршрутам Сочи-Ереван на самолетах Boeing 737-500 Таким образом, произойдет увеличение пассажирооборота, что поможет «UTair» укреплять лидирующие позиции среди авиакомпаний.
  3. С каждым годом у «UTair » появляется все больше и больше иностранных инвесторов, что позволяет ставить перед собой новые задачи, требующие большие денежный затраты, например, расширение парка. По официальным данным «Ютэйр» из годовых отчетов за 2011-2012 г. следует, что основными акционерами авиакомпании являются юридические лица и составляют около 85%(НПФ “Сургутнефтегаз” валдеет 60%), а иностранные инвесторы примерно 6%.

Теперь рассмотрим краткосрочные цели компании, которые решаются менеджерами среднего и низшего звена.10 К операционным или оперативными миссиям данной авиакомпании можно отнести:

  • Увеличение работы эффективности сотрудников. ОАО «ЮТэйр» старается поощрять и мотивировать уже имеющихся сотрудников и привлекать новых специалистов с помощью предоставления социального пакета, который включает в себя множество различных льгот (обеспечение жилье, бесплатное предоставление транспортных услуг для работника и членов его семьи и т.д.)
  • Повышение безопасности на бортах самолета: ужесточение проноса вещей на борт самолета(уменьшение габаритов и ограничение в провозе лекарств, жидкостей), повышение требований к приему на работу на должность бортпроводника(наличие дополнительных сведений и документов)
  • Повышение качества работы сотрудников разных областей, курсы для повышения квалификации или создание новых учебных центров, постоянная модернизация уже имеющихся центров. У «ЮТэйр» есть несколько учебных центров: учебный центр «Baltic Aviation Academy» (подготовка, периодический тренажер Boeing 737, Boeing 757); учебный центр НОУ «Школа бортпроводников» (подготовка бортпроводников на Boeing 757 и CRJ-200); ATR Training Center, Тулуза, Франция (подготовка пилотов ATR-42/72), УТЦ “Рощино”, Тюмень.

Руководство «ЮТэйр» успешно пользуется современным подходом планирования, то есть децентрализованным планированием. Сама компания разделена на множество отделов, как крупных, так и не очень больших, но все они играют большую роль в авиакомпании. Менеджеры отделом ставят перед собой задачи, стратегические цели о создают планы для их достижения.  Достижение стратегических целей невозможно без осуществления менее глобальных целей(тактических и оперативных). Поэтому полная реализация оперативных задач обеспечивает всеми возможностями для реализации стратегических целей и миссии компании.8

Руководство постоянно анализирует условия внешней и внутреннй среды и действует согласно своему бюджету и возможностям.

Конкуренция в вертолетной отрасли низкая, поскольку «Utair» обладает самым большим вертолетный парком, который осуществляет маршруты со сложными географическими особенностями; выполняет как частные грузовые заказы, так и пассажирские перевозки. Однако, конкуренция внутри самолетной отрасли достаточно высока, существует много крупных компаний, которые осуществляют пассажирские перевозки(«Аэрофлот», «S7»). Такие компании ведут агрессивную маркетинговую политику. Более того, барьеры для входа в отрасль высокие в следствие предъявления жестких требований к качеству обслуживания, оборудования, уровня безопасности и техники.

К сожалению, есть факторы, которые замедляют развитие компании и препятствуют достижению ее целей. «Ютэйр» обладает самым крупных авиационным парком, но невозможно  его максимальное задействование без достаточного количества пилотов. Такой фактор, как отсутствие квалифицированных кадров, затрудняет реализацию поставленных целей. Каждый год требуется около 1000 новых пилотов, когда летные училища выпускают только 300. К тому же, существует запрет найма на работу иностранных пилотов, но российские пилоты могут работать в иностранных авиакомпании и являются востребованными не только на территории РФ, но и за рубежом. Также непредвиденные резкие изменения в экономики страны и в мире могут замедлять выполнение планов, резкое повышение цен на ГСМ приводит к снижению пассажиропотока и как следствие сокращению маршрутов. Прекращение сотрудничества с некоторыми компаниями/поставщиками представляет угрозы для авиакомпании в целом, например, в 2013 году компания “ЮТэйр” разорвала партнерские соглашения с двумя поставщиками авиационного технического имущества, так как поставщики не выполнили свои обязанности. Поиск новых партнеров требует времени, особенно когда это не запланировано, приходится отходить от планов. Изменение налогового законодательства. Например, увеличение пошлин на ввоз самолетов иностранных производителей, уменьшает благосостояние компании и вынуждает повышать стоимость билетов или закупать самолеты, что также негативно сказывается на целях компании.

Руководство постоянно осуществляет контроль за деятельностью, как всех отделов, так и отдельных сотрудников, анализирует ежегодные данный, составляя не только, ежегодные отчеты, но и промежуточные, чтобы следить за динамикой развития всех компании.12

Заключение

В целом, авиакомпания «UTair» стабильно и динамично развивается, руководство учитывает внешние и внутренние факторы, влияющие как на авиационную отрасль, так и на множество других отраслей, от которых зависит компания. Безусловно, правильное и разумное планирование является неотъемлемым фактором, который постепенно приводит и задерживает авиакомпанию на лидирующих позициях. На данный период «ЮТэйр» – успешная авиакомпания, которая справедливо является лидером в авиационной отрасли, не останавливается на достигнутом, развивается, улучшает сервис, учитывая предпочтения потребителей, показывает стабильный рост в своих годовых отчетах. Именно правильное планирование вывело данную компанию на такой высокий уровень. 13


Библиографический список
  1. C. B. Saunders and F. D. Tuggel, “Corporate Goals”, Journal of General Management 5, 1980, 3-13.
  2. Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента //Таганрог: ТРТУ. – 1995.
  3. Juin, Subhasli С. “Marketing planning & strategy.” (2000).
  4. Глухов В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. – Издательский дом” Питер”, 2008.
  5. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. – Издательский дом” Питер”, 2007.
  6. King W. R. Strategic planning for management information systems //MIS quarterly. – 1978. – С. 27-37.
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%A2%D1%8D%D0%B9%D1%80
  8. http://corp.utair.ru/mission.html
  9. http://corp.utair.ru/park/index.html
  10. Wells A. T. Airport planning & management. – 1992.
  11. Mason P. Tourism impacts, planning and management. – Routledge, 2012.
  12. Голубков Е. П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации //Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – Т. 1. – №. 2. – С.
  13. http://corp.utair.ru/invest.html


Все статьи автора «Anastasia Alexandrovna»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: