АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ МОТИВАЦИИ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ

Ивановская Лилия Андреевна
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Аннотация
В статье идет речь о наиболее применяемых в российских банках материальных и нематериальных видах мотивации персонала. Рассматриваются адаптированные для банковской практики научные теории мотивации. Приводятся примеры реально функционирующих систем мотивации работников банковской системы. Особое внимание уделено стимулированию сотрудников при выполнении ключевых показателей эффективности (KPI). В ходе исследования применялись качественные методы (интервью и примеры реальных практик).

Ключевые слова: материальная мотивация, мотивация персонала, нематериальная мотивация, система KPI, современные тенденции поощрения банковского персонала


THE ANALYSIS OF THE FUNCTION OF MOTIVATION IN RUSSIAN BANKS

Ivanovskaya Liliya Andreevna
Natioinal Research University «Higher School of Economics»

Abstract
This article is about the most used tangible and intangible forms of motivation in Russian banks. The adapted for banking practice scientific theories of motivation are considered. The examples of actual motivation systems of employees of the banking system are provided. Particular attention is paid to promoting employees in the performance of key performance indicators (KPI). During the research qualitative methods (interviews and examples of actual practice) were used.

Keywords: intangible motivation, modern motivation in banks, staff motivation, system of KPI, tangible motivation


Библиографическая ссылка на статью:
Ивановская Л.А. Анализ реализации функции мотивации в российских банках // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/03/3970 (дата обращения: 19.03.2024).

Введение

Банки – это важнейшие экономические агенты. В рыночных условиях конкуренция среди финансово-кредитных организаций крайне высока. Ограниченность ресурсов, ужесточение банковского законодательства, нестабильная политическая ситуация в мире вынуждают банки находить наиболее эффективные способы работы для того, чтобы удержаться на рынке банковских услуг. На этом фоне особую актуальность приобретает проблема мотивации персонала, так как именно от правильно построенной системы стимулов будет зависеть результат работы сотрудников и дальнейшее развитие организации. Объектом данного исследования являются базовые процессы менеджмента. Предмет – мотивация персонала в российских банках. Целью исследования является теоретический обзор различных видов мотивации и эмпирическое обоснование их влияния на эффективное выполнение работы банковским персоналом. Для их достижения необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть системы мотивации, применяемые в российских банках
  • Проанализировать лучшие практики эффективной мотивации в банках России
  • Исследовать особенности применения KPI в системе мотивации банковского персонала
  • Выявить основные тенденции применения мотивации персонала в российских банках

1. Теория мотивации

1.1 Виды мотивации

Анри Файоль выделил пять основных функций менеджмента, одной из которых является мотивация. Мотивация – «это процесс достижения баланса между целями компании и работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих»[1, с. 5].

Современному менеджменту известно множество теорий мотивации. На мой взгляд, наиболее применимыми к банковскому персоналу можно считать содержательные теории мотивации (иерархия потребностей А. Маслоу, двухфакторная модель Ф. Герцберга) и теории «X», «Y» и «Z», представленные с позиции человеческих ресурсов.

Абрахам Маслоу в своей теории расположил 5 мотивирующих человека потребностей в строгом иерархическом порядке: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребности в уважении, потребность в самоактуализации[2, с. 60-68]. Чтобы полностью реализовать свой потенциал и самореализоваться, работник должен сначала удовлетворить низшие потребности.

В двухфакторной модели Ф. Герцберг выделял факторы мотивации («мотиваторы») и гигиенические факторы (факторы здоровья)[3, с. 30]. Первая группа факторов внутренняя, к ней относят профессиональный успех, перспективы дальнейшего развития, признание достигнутых результатов, и т.д. Считается, что при их использовании человек будет доволен своей работой и производительность его труда будет держаться на высоком уровне, в противном случае недовольства по поводу работы не наблюдается. Другая группа факторов внешняя, она представлена условиями труда, оплатой труда, отношениями с сотрудниками и руководством, и т.д. Если эти факторы присутствуют в недостаточном количестве, то работник испытывает низкую удовлетворенность от своей деятельности, но их достаточное присутствие не способно мотивировать на лучший результат [3, с. 30].

Согласно концепции «X» Дугласа Макгрегора, работники будут избегать выполнения поручений, поэтому чтобы достичь наилучших результатов, учитывая экономическую зависимость людей, необходимо стимулировать персонал в денежной форме. Напротив, теория «Y» заключается в том, что работники имеют большой потенциал, множество нестандартных идей, которые способствуют улучшению показателей организации, для их реализации менеджер в качестве стимула должен создать соответствующие условия[4, p. 33-48]. Последователь этой концепции, автор теории «Z» У. Оучи считал, что предоставление работы на всю жизнь и забота о благосостоянии обеспечит работников стабильностью, верностью компании и уверенностью в завтрашнем дне, что привет к эффективному выполнению задач организации [1].

Согласно приведенным научным теориям мотивации в российской банковской системе практикуются две формы мотивации: материальная и нематериальная.

1.2 Материальная мотивация банковского персонала в России

В системе российских банков существует ряд способов материального стимулирования работников, которые можно условно распределить на две группы – денежные и неденежные стимулы.

К первой категории кроме заработной платы (базового оклада) относят:

  • денежные премии/бонусы за выполнение целей банка или KPI[2] (выплачиваемые ежегодно, ежеквартально или по факту достижения показателей)
  • комиссионные выплаты за заключение определенного количества сделок
  • индивидуальные денежные вознаграждения за особые навыки, верность, большой стаж работы, и прочее
  • разделение прибыли банка между сотрудниками[3]
  • дополнительные пособия

В неденежную группу входят следующие виды:

  • различные виды социального и медицинского страхования
  • льготные банковские и иные услуги
  • оплата банком определённых расходов (услуги связи, транспортные издержки)
  • пенсионные отчисления[5, с. 355-356]
  • предоставление личного автомобиля, секретаря, парковочного места и прочее[4]
  • предоставление скидок и подарочных сертификатов в различные магазины, рестораны и прочее[5, с. 355-356]
  • предоставление туристических путевок [5]
  • подарки работникам и членам их семей
  • оплата обучения

1.3 Нематериальная мотивация банковского персонала в России

В настоящее время возрастает эффективность неденежных стимулов персонала. Самые часто встречаемые методы нематериального стимулирования банковских служащих таковы:

  • предоставление гибкого рабочего графика[5]
  • проведение совместного досуга всем банковским коллективом[6]
  • признание со стороны начальства
  • возможность повышения квалификации, перспектива карьерного роста, профессионального развития[7]
  • возможность участия в принятии решений, обсуждения важных для банка вопросов (включение в состав кредитного комитета, комитета по управлению активами и пассивами и т.д.)
  • Символические награды (доска почета, звание «лучший сотрудник», статья в корпоративной прессе, сувениры, таблички, футболки с надписью «за трудовые успехи») [6]
  • Зачисление в кадровый резерв банка

2. Практическое применение мотивации

2.1 Примеры мотивации персонала в российских банках 

Представленные в теоретической части формы и виды мотивации сотрудников нашли отражение в реальной практике российских банков. Ниже указаны некоторые примеры.

1. В Сбербанке придерживаются принципа «платить за достижение результата».[8] Существует градация мотивации для работников разного уровня. Менеджеры высшего звена оцениваются по системе «Приоритетных проектов»[8]. Ее суть заключается в самостоятельной постановке и координации целей с банковской стратегии топ-менеджером и дальнейшем их перенесении на нижестоящие уровни в виде декомпозированных проектов. Для оценки эффективности рядовых сотрудников при распределении премий за выполнение групповых показателей существует система «5+», в основе которой заложено 5 ключевых факторов: «личная результативность, совершенствование профессиональных знаний, инновации и оптимизация рабочего процесса, работа в команде и клиентоориентированность».[8] Отдельные категории работников тоже премируются. Так, премия операционистов зависит от объема продаж определенного банковского продукта. Также в банке есть проект «Лига талантов», цель которого включить молодых специалистов в группы для решения наиболее актуальных задач. Сбербанк предоставляет богатый соц. пакет, в который входит медицинское страхование и страховка от несчастных случаев, полностью финансируемых за счёт средств банка, дотации на питание, доплаты к пенсиям и т.д. После выхода на пенсию сотрудники банка получают дополнительную негосударственную пенсию, выплата которой ведется из расчета накопленных средств. Ежегодно в сбербанке проводят конкурс «Лучший по профессии» победа в котором даёт возможность стажироваться в лучших отделениях банка или получать дополнительное образование. Распространены в банке и символические награды: «Благодарность Президента Банка, почетные знаки отличия, медаль, почетные и юбилейные грамоты, занесение в Книгу Почета».

Дальнейшие примеры иллюстрируют отдельные элементы мотивации, которые применяются в банках.

2. В Альфа-Банке у работников заработная плата состоит из двух частей: «постоянной части – оклада, и переменной – премии в размере оклада, снижение которой оформляется приказом с указанием причин»[13], поэтому мотивация может проявляться и в виде штрафов (за грубое нарушение дисциплины, неисполнение заданий, и т.д.) путем лишений переменной части.

3. За выполнение поставленных целей в Промсвязьбанке персонал регулярно поощряется денежной премией, а победитель конкурса на лучшие продажи получает дополнительные бонусы. Лучшие идеи сотрудников поощряются подарками. Помимо этого, для сотрудников предусмотрен расширенный соц. пакет, содержание (2 опции) которого выбирает сам работник из листа льгот (в том числе оказываемыми партнерами), также банк покрывает 21 день больничных, выдает кредиты и ипотеку сотрудникам на льготных условиях, оказывает поддержку семей персонала («Подарки на рождение ребенка, отпуск на свадьбу, новогодние подарки детям, льготы для молодых мам, выходящих на работу, и другое» [9]).

4. В Росбанке особый акцент делается на повышение квалификации сотрудников и дополнительное обучение персонала. Развитая внутрибанковская система обучения включает в себя «дистанционные курсы, возможности получения дополнительных знаний на базе опыта группы Societe Generale, внутренние учебные программы и тренинги, постоянное повышение квалификации на внешних учебных курсах в России» [10] . Помимо этого, «в банке успешно внедрена система карьерного менеджмента, основу которой составляют такие процессы как ежегодная оценка деятельности персонала, карьерные интервью и карьерные комитеты»[10].

5. Абсолют банк отличается дружеской атмосферой рабочего коллектива, что делает работу в нем привлекательной для наемных работников. Отдельное внимание уделяется приобретению новых навыков сотрудниками и профессиональное развитие. Сотрудники банка могут учить английский язык, добровольно участвовать в тренингах, которые проводит банковский учебный центр. [11] Особенностью социального пакета Абсолют банка является замена полиса ДМС на оплату лечения сотрудников из банковского бюджета. Наряду с этим, персонал может получать банковские услуги на льготных условиях и специальные предложения от организаций-партнеров [11].

6. С 2008 года в банке ВТБ-24 действует система стимулирования деятельности персонала, согласно которой ежеквартальное и ежегодное премирование менеджеров происходит исходя из «показателей качества работы с клиентами, рентабельности и объемов продаж» [12], скорректированное за счет «коэффициента качества клиентского сервиса» [12].

Для того, чтобы проследить динамику и особенности применения различных видов мотивации персонала я взяла интервью у исполнительного директора банка Уралсиб, кандидата экономических наук Ахтямова Э. Ф. (см. Приложение 1). В ходе интервью удалось выяснить следующее: фундаментом мотивации является основная заработная плата, поддерживаемая на рыночном уровне, поэтому большое число работников соглашается работать там, где большую часть заработка составляет фиксированная часть, а не бонусная; денежное неформализованное стимулирование персонала эффективно применять в небольших банках; по мере развития организации и разветвлении сети филиалов по стране нужно придерживаться комбинированной системы мотивации, т. е. применять виды как материального, так и нематериального поощрения работников; банковская среда является конкурентной, поэтому для пресечения текучести кадров банки вводят специальные премии за верность организации; с увеличением наемных работников происходит «дробление» системы мотивации для различных подразделений организации, а также возникают локальные стимулы, действующие в рамках одного проекта; современные системы премирования персонала ориентированы на выполнение ключевых показателей эффективности (KPI), от достижения которых зависит размер премии, кроме того, в банках становится популярным «Balanced Scoreсard – метод каскадирования и приоритезации KPI от стратегии верхнего уровня на каждое подразделение и каждого сотрудника»; поощрение за наставничество активно вводится в систему мотивации банковских служащих.

Из приведенных примеров следует, что для достижения наиболее полного выполнение целей и задач банка недостаточно использование одной формы мотивации, необходимо сочетать материальное и нематериальное стимулирование персонала. Кроме того, нужно ранжировать систему мотивации для разных категорий менеджеров, но в то же время она должна распространяться на весь персонал, выработать систему ключевых показателей эффективности (KPI) для каждой категории банковского персонала, при этом они должны быть согласованны со стратегией банка и быть адаптированы для стадии развития банка, применять отдельные стимулы для достижения краткосрочных и долгосрочных задач банка. Так, для достижения долгосрочных целей практикуется использование опционной программы поощрения топ-менеджмента. Стоит отметить, что мотивация кроме поощрения может выражаться и в порицании.

2.2 Интервью

Ахтямов Э.Ф. исполнительный директор банка “Уралсиб”, кандидат экономических наук. 

1. Каковы особенности развития системы мотивации в банке Уралсиб?

Система мотивации персонала в банке прошла ряд этапов развития. Первоначально это была простая неформализованная система денежного стимулирования, когда по итогам квартала в зависимости от результатов выполнения финансового плана персоналу выплачивалась премия. Распределениям премии среди сотрудников занимался топ-менеджмент на основе представления руководителей структурных подразделений, которые оценивали вклад каждого сотрудника. На первых порах, когда банк был небольшой, такой порядок был достаточно эффективен. Однако по мере развития банка, превращения его в многофилиальный, был осуществлен переход от простого премирования к более сложной системе мотивации. Было разработано положение о мотивации, введена пятибалльная система оценки деятельности подразделений. В зависимости от полученной оценки зависел размер получаемого бонуса. Система постоянно совершенствовалась, так, например, помимо оценки выполнения финансовых показателей стали учитываться результаты выполнения приоритетных задач по развитию банка, его инфраструктуры, процедур и продуктов. Помимо денежных видов мотивации стали использоваться и неденежные: оплата банком услуг связи, представительских расходов, предоставление личного автомобиля, оплата медицинской страховки, оплата курсов повышения квалификации, горизонтальное и вертикальное продвижение по карьерной лестнице. Отличившихся сотрудников зачисляли в кадровый резерв. Стали использоваться и элементы нематериальной мотивации, например, поздравление на корпоративных вечерах лучших сотрудников и подразделений. Для стимулирования стабильности кадрового состава были введены выплаты за выслугу лет.

Следующий этап развития системы мотивации связан со слиянием банка Уралсиб с Автобанком и банком Никойл. Уралсиб превратился в один из крупнейших частных банков России с широкой филиальной сетью. Масштабы банка значительно увеличились, для эффективного решения усложнившихся задач необходимо было формализовать и детализировать систему показателей мотивации.

С ростом масштабов бизнеса увеличивается число сотрудников, количество подразделений, усложняются бизнес-процессы, что затрудняет задачу разработки эффективной системы мотивации. Система мотивации призвана стимулировать кадровый состав на достижение конечного результата, для этого она должна быть как минимум:

  • объективной, т.е. выплата каждому сотруднику должна быть результатом заранее известного алгоритма и в минимальной степени зависеть от субъективного мнения непосредственного руководителя;
  • комплексной, т.е. охватывать всех участников процесса;
  • ориентированной на конечный результат, которым для коммерческих организаций, как правило, является прибыль с особенностями управленческого расчета.

В Уралсибе утверждена комплексная система мотивации – это, по существу, общие принципы построения систем мотивации бизнес-подразделений и принципы мотивации подразделений поддержки. Далее в соответствии с принципами комплексной системы мотивации утверждаются системы мотивации бизнес-единиц, которые определяют алгоритм расчета бонусного фонда и его распределения между уровнями управления, подразделениями и сотрудниками в зависимости от функциональных ролей. В Уралсибе проводится мониторинг зарплат на рынке для различных категорий персонала.
Помимо систем мотивации бизнес-единиц, есть внутренние системы мотивации за кросс и предпродажи, а также локальные системы мотивации в рамках отдельных проектов.

2. Каковы особенности применения KPI для целей мотивации?

В банке существует стратегия развития, составлены стратегические карты. На основе целей, определенных стратегией, разрабатываются годовые планы банка в целом, бизнесов банка, подразделений. Устанавливаются KPI, выполнение которых обеспечивает выполнение планов. Производится декомпозиция KPI банка на KPI бизнесов, подразделений, сотрудников. Развитийные задачи банка оформляются в виде проектов со своими KPI.  При этом все ключевые показатели должны быть измеримыми. В бюджете банка предусматриваются фонды материального стимулирования в зависимости от выполнения KPI. Процедуры мотивации формализованы и регламентированы.

Для топ менеджеров банка разрабатывается опционная программа стимулирования в зависимости от выполнения долговременных KPI.

Для разработки целостной системы ключевых показателей банк применяет Balanced Scoreсard – метод каскадирования и приоритезации KPI от стратегии верхнего уровня на каждое подразделение и каждого сотрудника. В системе мотивации KPI играет роль коэффициента трудового участия, т.е. размер бонусного фонда рассчитывается на бизнес-единицу по фондообразующим показателям, а внутри подразделения распределяется с учетом исполнения индивидуального плана. Индивидуальный план сотрудника содержит определенный в соответствии с BSC для каждого уровня управления и каждой функциональной роли перечень KPI с развесовкой.

3. Какие формы нематериальной мотивации применяют в банке?

Кроме материального стимулирования очень важно использовать нематериальные формы. В условиях ограничения бюджета нематериальные формы мотивации очень важны. Они разнообразны и постоянно развиваются.

В Уралсибе выбираются лучшие сотрудники как в целом по банку, так и по отдельным бизнес-единицам. Проводятся локальные конкурсы по различным направлениям деятельности. Внедряется система наставничества, предусматривающая для наставников выплаты за подготовку кадров, а также дополнительные возможности по обучению (включая MBA).

Заключение

Таким образом в теоретической части мной были рассмотрены основные научные теории мотивации, которые имеют широкое распространение в современной российской системе финансово-кредитных организаций, а также классифицированы самые популярные виды материальной и нематериальной мотивации. В аналитической части при анализе эффекта применения различных мотивационных систем на основе интервью и примеров реальных практик поощрения сотрудников можно сделать ряд выводов и рекомендаций:

1. Достижение высоких производственных результатов и эффективного функционирования организации возможно при внедрении комплексной системы мотивации, сочетающей в себе материальные и нематериальные виды, так как именно в совокупности они способны в полной мере удовлетворить человеческие потребности (иерархию потребностей по А. Маслоу) и, следовательно, выступить в качестве мощного стимула к труду.

2. Поощрения сотрудникам должны назначаться объективно, по утвержденным в банке положениям в соответствии с предназначенным для той или иной категории персонала стимулом и с учетом должностной специфики.

3. Для наилучшей реализации целей банка система мотивации должны быть адаптивной к изменениям внешней среды и стратегии организации. Для долгосрочных и краткосрочных задач применяют разный набор стимулов.

4. В настоящее время особую актуальность приобретает система мотивации, опирающаяся на достижение ключевых показателей эффективности. Для этого целесообразно применять программу Balanced Scorecard.

Подводя итог, несмотря на то, что исследование является достаточно узким, следует отметить, что мотивация должна носить комплексный, системный характер, использовать для оценки труда измеряемые показатели, устанавливаемые для каждой категории работников.


Электронные ресурсы (дата обращения: 18.01.2014)

[1] Теория «Z». URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Theory_Z_of_Ouchi

[2] О системе KPI. URL: http://www.banki.ru/wikibank/kpi_key_performance_indicators/

[3] Формы мотивации. URL: http://hr-portal.ru/article/premiya-za-vernost-sistema-motivacii-bankovskogo-personala-kak-element-vnutrennego

[4]  Мотивация персонала. URL: http://www.elitarium.ru/2004/06/03/motivacija_personala_v_rossii.html

[5]  Неденежная мотивация. URL: http://www.elitarium.ru/2013/09/11/nedenezhnye_formy_pooshhrenija.html

[6]  Премия за верность. URL: http://hr-portal.ru/article/premiya-za-vernost-sistema-motivacii-bankovskogo-personala-kak-element-vnutrennego

[7]  Нематериальная мотивация. URL: http://www.oratorica.ru/news/articles/nematerialnaya_motivaciya

[8]  Мотивация персонала в Сбербанке. URL: http://sberbank.ru/moscow/ru/about/philanthropy/staff/302520/

[9]  Мотивация персонала в Промсвязьбанке. URL: http://www.psbank.ru/Bank/Career/Benefits

[10] Мотивация персонала в Росбанке. URL: http://www.rosbank.ru/ru/about/careers/development/

[11] Мотивация персонала в Абсолют банке URL: http://planetahr.ru/publication/3570

[12] Мотивация персонала в банке ВТБ 24.URL: http://www.rabota.ru/research/lenta_novostej/vtb_24_vvodit_novuju_sistemu_motivatsii_sotrudnikov.html

[13] Мотивация персонала в Альфа банке. URL: http://dis.ru/library/672/27989/?sphrase_id=15331


Библиографический список
  1. Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов //М.: Эксмо. – 2010. – 209 с.
  2. Маслоу А. Г. Мотивация и личность: [пер. с англ.]. – Издательский дом” Питер”, 2009. – 352 с.
  3. Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала //М.: ГроссМедиа. – 2005. – 224 с.
  4. McGregor D. The human side of enterprise //New York: McGraw-Hill – 1960.
  5. Мухаметлатыпов Р. Ф. Мотивация труда банковских работников [Текст] / Р. Ф. Мухаметлатыпов, А. С. Афонина // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 355-356. URL: http://www.moluch.ru/archive/52/6878/ (дата обращения 16.01.2014)
  6. Кирилюк К. В. Нематериальная мотивация труда банковского персонала// Научно-методический журнал «Проблемы и перспективы управления экономикой в организации». – 2010.  – №10 (спец. выпуск). URL:http://perspectives.utmn.ru/2010_10s/3.12.htm (дата обращения 17.01.2014)


Все статьи автора «Лилия Ивановская»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: