РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА ПРИМЕРЕ БИЗНЕСА «СТИХОТВОРЕЦ»

Багдасарян Армен Хачатурович
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Аннотация
Статья посвящена созданию стратегии компании в отрасли продажи текстов в стихотворной форме. Проанализированы основные конкуренты в данной области, составлены важные критерии и условия создания наилучшей стратегии для развития бизнеса в отрасли. Отражены ресурсы, способные помочь в развитии нового малого бизнеса. На основе проделанного исследования можно понять, каким образом нужно создавать бизнес в отрасли продажи текстов в стихотворной форме.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, малый бизнес, организация предприятия, отрасль продажи текстов в стихотворной форме, разработка стратегии, стратегия развития


CREATING A STRATEGY AND COMPETITIVE ADVANTAGES USING BUSINESS "СТИХОТВОРЕЦ" AS A BASIS.

Bagdasaryan Armen Khachaturovich
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
This scientific work represents the possibility of creating a business in the area of sales the texts in poetic form. All rivals were analyzed in these sphere and the main criteria of efficiency were compiled. This article can help to understand what strategy should people take up for creating an efficient and profitable business.

Keywords: choosing a way of developing, competitive advantages, creating a strategy, texts in poetic form, texts sales


Библиографическая ссылка на статью:
Багдасарян А.Х. Разработка стратегий и конкурентных преимуществ на примере бизнеса «Стихотворец» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/03/3942 (дата обращения: 12.03.2024).

Большинство людей уже в детстве задумываются о создании своего собственного бизнеса. Путь к реализации своих идей всегда сложен, а в некоторых случаях и вовсе не достижим. В данном исследовании я буду рассматривать, и анализировать свою развивающуюся маленькую организацию, которая основана на продаже текстов в стихотворной форме. Целью исследования будет являться выявление правильной для компании стратегии. Я проведу анализ конкурентного рынка и буду подчеркивать различные особенности всех организаций в данной отрасли. Именно эти особенности помогут выстроить собственную, возможно успешную, стратегию и будут являться задачами исследования. Что касается актуальности исследования, то стихотворная форма постепенно возвращает себе популярность, и это будет доказываться на протяжении всего исследования. Если в поиске социальной сети Вконтакте написать: «Стихи на заказ», то мы получим вот такой список сообществ (рис.1), и уже можно говорить о некотором спросе на данное благо.

Рисунок 1 – Список сообществ социальной сети Вконтакте

Прежде чем переходить к стратегии развитии, хотелось бы описать бизнес-идею проекта. Как уже было сказано, суть проекта заключается в продаже текстов в стихотворной форме. То есть люди, желающие как-то удивить своих родных, друзей и близких, могут заказать текст на любую тему, и уже в очень краткие сроки получить его. Получить свой заказ они смогут по электронной почте либо же с помощью социальных сетей. Говоря о социальных сетях важно не забывать, что благодаря этой технологии людям удобнее построить коммуникацию. И неважно, какая это коммуникация: между участниками проекта либо между заказчиком и исполнителем. Поэтому актуально использовать именно эту давнюю разработку. Можно сказать, что все операции данного бизнеса будут проводиться через интернет.

Исследование разделено на несколько этапов:

I.            Анализ 3 главных конкурентов.

II.            Обобщение конкурентных преимуществ.

III.            Разработка собственной стратегии и анализ пяти конкурентных сил по модели Портера.

Этап 1.

В Интернете существует большое количество организаций, которые занимаются похожим бизнесом. Кто-то использует социальные сети, кто-то использует интернет-сайты. Хотелось бы дополнить, что на данном этапе исследования не происходит глубокого анализа компаний, в большинстве будет сказано о их внутренней среде. Первая компания, которая будет рассмотрена, имеет название: «Стихи на заказ, профессионально, недорого!»[1]. Данный проект сайта не имеет, и его создатели пользуются лишь социальной сетью Вконтакте. В группе компании на момент исследования состоит 15665 участников, и она является самой первой в списке групп по запросу: «Стихи на заказ». «Внутренность» сообщества довольно-таки насыщенна: присутствуют обсуждения, аудиозаписи, много записей на стене группы. Основным преимуществом этой организации является большое количество участников, так как этот критерий является основным для отображения группы в начале списка поиска. Имя главного администратора: Виталий Александров. Он привлекал своих посетителей с помощью предоставления им бесплатных стихотворений, то есть, Виталий показывал свое мастерство в написании стихотворений, которые он собирается продавать. Можно назвать это преимуществом организации. Сама же организации была основана 15 мая 2013 года, а ее работа приостановлена 17 января 2014. Если внимательно прочесть условия группы, то можно увидеть, что стоимость одного четверостишия составляет 300 рублей. Пока сложно сказать, много это или мало. Указанный срок предоставления готового заказа составляет 3-5 дней («Более срочные заказы не выполняются»)[2]. Получается, что после 8 месяцев работы, у группы было около 20 заказчиков. После некоторых подсчетов можно получить то, что Виталий заработал не менее 6000 рублей за 8 месяцев (считалось, что заказчик требовал всего лишь одно четверостишие). Выручка довольно-таки неплохая, принимая во внимание тот факт, что в бизнес не вложено ни копейки. Подведем итоги анализа первой компании (табл.1)

Таблица 1 – Анализ конкурента «Стихи на заказ, профессионально, недорого!»

Название

Цена за четверостишие

Количество участников группы

Количество людей, исполняющих заказы

Срок выполнения заказа

Особенности

Стихи на заказ, профессионально, недорого!

300 рублей

15665 человек

1

3-5 дней

Предоставление бесплатных стихотворений, как образец работы, простота контакта с исполнителем заказа

Теперь будет рассмотрена организация «Rifmaslog.ru»[3], которая вышла на рынок со своим собственным сайтом (табл. 2). Первое впечатление о сайте очень приятное, так как краски сайта привлекают посетителя, что говорит о желании компании привлечь аудиторию. На главной странице сайта уже можно увидеть, что стоимость одного стихотворения (заказа) составляет 400 рублей. Это цена выше, чем у первого конкурента. Скорее всего, стоимость стихотворения выше из-за оплаты сайта проекта. Компания основана 11 мая 2013 года, что примечательно. Именно в этом месяце была основана и компания нашего первого конкурента. Можно предположить, что в этот момент существовал повышенный спрос на стихотворный тексты. До 20.01.2014 на сайте была заполнена страница «Об авторах», на которой была биография одного автора, но сейчас там сказано, что ведутся работы по созданию целого союза авторов, которые будут исполнять заказы. Их количество на данный момент не указано, но подобные действия уже свидетельствуют о том, что у проекта есть клиенты, и нужно расширяться. В какой-то степени они рискуют, потому что не могут точно прогнозировать поведение клиентов. Также у компании присутствует определенная скидка на стихотворения тем людям, которые опубликуют на своей странице в социальной сети ссылку на сайт их компании, которая составляет 10% от суммы заказа. На странице «Творчество» указано, что исполнители заказов готовы писать стихотворения практически на все темы, что является очень важным преимуществом. Также, как и при рассмотрении первой компании, у этого проекта есть примеры бесплатных работ для своих заказчиков, которые могут оценить уровень мастерства исполнителей. У организации «Rifmaslog.ru» существует два вида заказов: обычный (2 часа) и срочный (20 минут) по ценам 300 рублей и 500 рублей соответственно. Оплата заказов производится посредством электронной коммерции («QIWI WALLET», «Яндекс. Деньги», «WebMoney»). Также компания предоставляет услугу написания слов к уже существующим музыкальным композициям, но в этом исследовании она подробно рассматриваться не будет.

Таблица 2 – Анализ конкурента «Rifmaslog.ru»

Название

Средняя цена

Количество людей, исполняющих заказы

Срок выполнения заказа

Скидки

Особенности

Rifmaslog.ru

400 рублей

Более 2

Обычный (2 часа)

Срочный (20 минут)

10% при публикации ссылки на сайт компании в любой социальной сети.

Возможность срочного заказа, написание стихов под известную музыку

Пришло время рассмотреть последнюю в данном исследовании компанию под названием:  «Авторский блог Татьяны Мокосий»[4]. Как можно было заметить, все три компании представляют собой совершенно разный способ рекламы своих услуг. Первые два способа – это Группа в социальной сети и сайт в Интернете. Третий способ представляет собой разновидность сайта, но как таковым не является. Называется данный способ – блог. Обычно блоги используют для того, чтобы выражать свое мнение или вести виртуальный общедоступный дневник, но Татьяна Мокосий уже не первая, кто практикует эту систему в рамках создания бизнеса. В данном случае она предоставляет возможность заказать стихотворения абсолютно на любые темы, как и в двух предыдущих компаниях. Татьяна уже исполнила более 500 заказов и в их числе есть написание собственных песен, что очень сильно отличает ее от других конкурентов. Что касается цен, то тут у Татьяны составлена целая таблица, в которой она указывает стоимость конкретных услуг. (табл. 3)

Таблица 3 – Цены на услуги в компании «Авторский блог Татьяны Мокосий»

 

Если заказ срочный, то сумма заказа удваивается. Также присутствуют скидки постоянным клиентам. Заказ сделать очень просто, заполнив специальную форму, что является огромным преимуществом. В качестве способа коммуникации Татьяна использует электронную почту и общение через сайт. Возможно, в этом есть и свои минусы, ведь коммуникация по телефону намного удобнее. Хочется напомнить, что две предыдущие компании предоставляли свой номер для связи. В блоге есть еще одно преимущество: люди могут комментировать работу и отзываться о качестве заказов прямо на сайте.  Теперь, после анализа, можно составить таблицу, как и в предыдущих двух случаях (табл.4)

Таблица 4 – Анализ конкурента «Авторский блог Татьяны Мокосий»

Название

Цена за четверостишие, руб.

Количество исполнителей

Количество клиентов

Скидки

Особенности

Авторский блог Татьяны Мокосий

350-450

1

Более 500

10% при достижении суммы 6000 рублей за все предыдущие заказы

Возможность увидеть работу автора, удобная форма для заказа стихотворения.

Этап 2.

Цель второго этапа исследования выделить преимущества выше проанализированных конкурентов для дальнейшего их использования в разработке стратегии данного бизнеса. Перед этим можно выделить общие черты всех трех конкурентов:

  1. Исполнение заказов удаленно (чаще на дому), помещение для данного малого бизнеса не требуется (только если компания не достигла максимума в удаленном доступе, и ей стало необходимо расширяться)
  2. Цена на заказ обычного четверостишия в среднем составляет 317 рублей, хотя, по мнению автора исследования, стоимость несколько завышена, так как данная услуга в некоторых источниках предоставляется бесплатно, хотя и не так качественно.
  3. Каждая компания предоставляет бесплатные примеры своей работы.
  4. Исполнители заказов могут контактировать с их заказчиками посредством Интернета.
  5. Темы стихотворений для заказа не имеют границ: их бесконечное множество.

Хорошо видно то, что были перечислены практически все составляющие компаний, то есть практически все следует одной модели стратегии, но кто-то ее немного усовершенствовал, а кто-то посчитал, что эти преобразования и эта модернизация не имеют смысла.

По мнению автора работы, у данного бизнеса существуют некоторые критерии, которые помогут выделиться из общей массы организаций. Одним из них является удобство составления заявки на заказ. Если форма заполнения заявки будет сложной и будет включать множество пунктов, то клиент просто не захочет ее заполнять. Это связано с отсутствием свободного времени у людей и возросшим процентом ленивых людей.  Еще одним важным критерием является время выполнения заказа. Написание стихотворения (3-4 четверостишия) в среднем занимает у человека 25 минут, то есть если выполнять заказы именно с такой периодичностью, то клиент будет доволен.

Соответствие требованиям заказа также можно отнести к стандартным критериям данного бизнеса. Чем лучше исполнители будут выполнять заказ, то есть итоговый результат будет соответствовать всем требованиям заказчика, тем больше будут довольны клиенты. Из этого следует, что нужно квалифицированные в этой области люди, которые горят желанием работать и «творить».

Подводя итоги 1 и 2 этапов, надо сказать, что после анализа конкурентов и выявления их преимуществ перед  другими можно смело переходить к разработке стратегии бизнеса «Стихотворец». Именно этому будут посвящены два следующих этапа исследования.

Этап 3.

После тщательного анализа конкурентов были выявлены некоторые преимущества, которые будут задействованы в разработке наиболее оптимальной стратегии, позволяющей приносить прибыль с минимальными затратами.

Давно известно, что во всем существуют альтернативы, поэтому авторы работы буду выбирать наилучшие из вариантов, чтобы достичь поставленной цели исследования.

Итак, существует 4 основных варианта развития у данного бизнеса: социальные сети, сайт в интернете, блог, бюро.

1. Социальные сети.

Особенности: не требует затрат; возможность бесплатной раскрутки (сервис Fastintop[5]), удобство общения с заказчиками.

2. Сайт в интернете.

Особенности: большое разнообразие оформления, общая доступность, существует барьер коммуникаций, требует вложений.

3. Блог.

Особенности: большое разнообразие оформления, бизнес одного человека, заказчики недоверчивы, требует вложений.

4. Бюро.

Особенности: требуется помещение, которое, скорее всего, не окупится.

Логичнее из всех этих альтернатив выбрать вариант №1, так как затрат он не требует и по эффективности не уступает трем остальным вариантам. Времени, возможно, потребуется больше, чем в других случаях, но торопиться никуда не надо. Хотелось бы напомнить, что в ходе исследования была выяснена средняя цена за одно четверостишие, которая составляет 317 рублей. Если мыслить здраво, то за такую сумму можно купить целую книгу (сборник стихотворений или сочинений[6]), поэтому стоимость за четверостишие будет установлена в разы ниже: 50 рублей. Так как это малый бизнес, то цена вполне устраивает его владельцев.

В созданной в социальной сети группе будут различные примеры работ, чтобы заказчики могли убедиться в хорошем качестве услуг. Именно вот эта особенность была выделена в ходе исследования. Также, необходимо опубликовать в группе данные о том, что исполнители готовы писать стихотворения на любую тему. Это, безусловно, привлечет ценителей стихотворной формы.

Существует множество групп в социальных сетях, которые практические каждый день выкладывают стихи на «размытые» темы совершенно бесплатно, но при этом платных услуг не предлагают. Большинство подобных стихотворений написано неизвестными авторами, и говорить об их качестве не приходится. В случае с бизнесом «Стихотворец» совершенно другая ситуация. Стихотворения будут выкладываться авторами каждый день и совершенно бесплатно, без потери качества. Также заказчикам будет предложена возможность добровольно материально помочь проекту. Теперь пора перейти к выбору способа оплаты. Список компаний, занимающихся электронной коммерцией очень велик, но в этой работе мы будем анализировать лишь несколько из них. Рассмотрены будут следующие системы:

  1. Яндекс. Деньги
  2. QIWI-кошелек
  3. WebMoney
  4. RBK Money

Автор работы утверждает, что читатель узнает только 3 первых названия из них, и это будет совершенно нормально, так как они занимают наибольшую долю данного рынка. В данном исследовании авторы пользуются результатом анализа на одном из бизнес-форумов[7]. Денежная система WebMoney является наилучшим вариантом для бизнеса, поэтому именно она будет использована для различных денежных операций. Сейчас существует множество терминалов оплаты, в которых присутствует система WebMoney. Процесс создания счета очень сложен, но все это сделано для безопасности денежных средств.

Можно сказать, что автор уже разработал стратегию, по которой будет двигаться организация в самом начале. Теперь можно перейти к анализу пяти конкурентных сил по модели Майкла Портера. Автор работы уже исследует конкурентную среду в данной отрасли, смотря на свой собственный бизнес.

Принципы пяти сил Портера были разработаны в 1979 году профессором Гарвардского Университета Майклом Портером. Его методика включает в себя следующие направления:

  • анализ угрозы появления продуктов заменителей
  • анализ угрозы появления на рынке новых игроков
  • анализ рыночной власти поставщиков
  • анализ рыночной власти потребителей
  • анализ уровня конкурентной борьбы

Исследование будет проводится по данному образцу.[8]

Первый шаг: оценка конкурентоспособность товара компании и уровня конкуренции на рынке. (табл. 5, табл. 6, табл. 7)

Таблица 5 – Угрозы со стороны товаров-заменителей

Параметр оценки

Оценка параметра

Товары заменители «цена-качество»

3

2

1

Существуют и занимают высокую долю на рынке

 Существуют, но только вошли на рынок и их доля мала

Не существуют

2

Итоговая оценка

2

2 балла

Средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей

Таблица 6 – Уровень внутриотраслевой конкуренции

Параметр оценки

Оценка параметра

3

2

1

Количество игроков

Высокий уровень насыщения рынка

Средний уровень насыщения рынка (3-10)

Небольшое количество игроков (1-3)

3

Темп роста рынка

Стагнация или снижение объема рынка

Замедляющийся, но растущий

Высокий

1

Уровень дифференциации продукта на рынке

Компании продают стандартизированный товар

Товар на рынке стандартизирован по ключевым свойствам, но отличается по дополнительным преимуществам

Продукты компаний значимо различаются между собой

1

Ограничение в повышении цен

Жесткая ценовая конкуренция на рынке, отсутствуют возможности в повышении цен

Есть возможность к повышению цен только в рамках покрытия роста затрат

Всегда есть возможность к повышению цены для покрытия роста затрат и повышения прибыли

1

Итоговый балл

6

6 баллов

Средний уровень внутриотраслевой конкуренции

Таблица 7 – Оценка угрозы входа на рынок новых игроков с помощью оценки высоты входных барьеров

Параметр оценки

Оценка параметра

3

2

1

Экономия на масштабе при производстве товара или услуги

отсутствует

существует только у нескольких игроков рынка

значимая

3

Сильные марки с высоким уровнем знания и лояльности

отсутствуют крупные игроки

2-3 крупных игрока держат около 50% рынка

2-3 крупных игрока держат около 80% рынка

3

Дифференциация продукта

низкий уровень разнообразия товара

существуют микро-ниши

все возможные ниши заняты игроками

2

Уровень инвестиций и затрат для входа в отрасль

низкий (окупается за 1-3 месяца работы)

средний (окупается за 6-12 месяцев работы)

высокий (окупается более чем за 1 год работы)

2

Доступ к каналам распределения

доступ к каналам распределения полностью открыт

доступ к каналам распределения требует умеренных инвестиций

доступ к каналам распределения ограничен

3

Политика правительства

нет ограничивающих актов со стороны государства

государство вмешивается в деятельность отрасли, но на низком уровне

государство полностью регламентирует отрасль и устанавливает ограничения

2

Готовность существующих игроков к снижению цен

игроки не пойдут на снижение цен

крупные игроки не пойдут на снижение цен

при любой попытке ввода более дешевого предложения существующие игроки снижают цены

1

Темп роста отрасли

высокий и растущий

замедляющийся

стагнация или падение

3

Итоговый балл

19

19 баллов

Высокий уровень угрозы входа новых игроков

Второй шаг: оценка рыночной власти покупателей на рынке. (табл. 8)

Таблица 8 – Оценка угрозы потери потребителей

Параметр оценки

Оценка параметра

3

2

1

Доля покупателей с большим объемом продаж

более 80% продаж приходится на нескольких клиентов

незначительная часть клиентов держит около 50% продаж

объем продаж равномерно распределен между всеми клиентами

1

Склонность к переключению на товары субституты

товар компании не уникален, существуют полные аналоги

товар компании частично уникален, есть отличительные характеристики, важные для клиентов

товар компании полностью уникален, аналогов нет

2

Чувствительность к цене

покупатель всегда будет переключаться на товар с более низкой ценой

покупатель будет переключаться только при значимой разнице в цене

путь абсолютно не чувствителен к цене

2

Потребители не удовлетворены качеством существующего товара на рынке

неудовлетворенность ключевыми характеристиками товара

неудовлетворенность второстепенными характеристиками товара

полная удовлетворенность качеством

3

Итоговая оценка

8 баллов

8 баллов

Средний уровень угрозы ухода клиентов

Третий шаг:  оценка угрозы для данного бизнеса со стороны поставщиков. (табл.9)

Таблица 9 – Оценка поставщиков с точки зрения стабильности, надежности и способности к повышению цен

Параметр оценки

Оценка параметра

2

1

Количество поставщиков

незначительное количество поставщиков или монополия

широкий выбор поставщиков

2

Ограниченность ресурсов поставщиков

ограниченность в объемах

неограниченность в объемах

1

Издержки переключения

высокие издержки к переключению на других поставщиков

низкие издержки переключения на других поставщиков

1

Приоритетность направления для поставщика

низкая приоритетность отрасли для поставщика

высокая приоритетность отрасли для поставщика

2

Итоговая оценка

6

6 баллов

Средний уровень влияния поставщиков

Из проведенного анализа можно сделать определенные выводы: данный товар находится на среднем уровне замены со стороны товаров-заменителей; конкуренция в данной отрасли невелика, и в основном конкурируют маленькие компании; барьеров на вход в отрасль практически нет, поэтому любая новая компания уже может соперничать с более развитыми; средний уровень угрозы ухода потребителей; бизнес в данной отрасли не сильно зависит от поставщиков, так как всегда можно найти другого.

Заключение

В заключение автор работы хочет сказать, что именно по такому пути будет развиваться компания «Стихотворец». Каждый раз, когда человек задумывается о развитии бизнеса, ему необходимо составить стратегию действий и тщательно проанализировать основных конкурентов, так как именно у них можно найти какие-либо преимущества, как это и было сделано в данной работе. Желательно пользоваться таким же планом действий и следовать проделанным в данной работе этапам.


[3] http://rifmaslog.ru/

[8] http://powerbranding.ru/biznes-analiz/porter-model/praktika-analiza


Библиографический список
  1. Группа в социальной сети Вконтакте: «Стихи на заказ, профессионально, недорого» http://vk.com/stihvk
  2. Сайт заказа стихотворений «Rifmaslog.ru» http://rifmaslog.ru
  3. «Авторский блог  Татьяны Мокосий» http://stihipro.com/stihi-na-zakaz/
  4. Пример анализа пяти конкурентных сил модели Майкла Портера http://powerbranding.ru/biznes-analiz/porter-model/praktika-analiza/
  5. Анализ систем электронной коммерции http://businesslike.ru/?showtopic=649
  6. Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера. Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006. III глава. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. 5 часть. Модель конкурентных сил Портера http://www.aup.ru/books/m98/3_5.htm
  7. Группа в социальной сети Вконтакте: «Стихотворец» http://vk.com/sstihi2014
  8. Ссылка на видео в Youtube: http://www.youtube.com/watch?v=p1AxVPPNP4U


Все статьи автора «ppp1513917»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: