УДК 65:004

ПРАКТИКУМ ПО БИЗНЕС-ИНЖИНИРИНГУ

Точилкина Татьяна Евгеньевна
Финансовый университет при Правительстве РФ
к.т.н., доцент, доцент кафедры «Бизнес-информатика»

Аннотация
В статье представлены ключевые положения методики выполнения учебного проекта по бизнес-инжинирингу. Методика разработана для студентов, обучающихся по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» заочной формы обучения. Ключевые положения методики включают перечень этапов выполнения учебного проекта, ссылок на методические материалы, необходимые для выполнения этапов.

Ключевые слова: архитектура предприятия, бизнес-инжиниринг, инжиниринг предприятия, методика, моделирование, практикум, проект


PRACTICAL TRAINING ON BUSINESS ENGINEERING

Tochilkina Tatiana Evgenievna
Financial University under the Government of the Russian Federation
PhD in Technical Science, Associate Professor, Chair of Business Informatics

Abstract
The article presents the key points of technique of training project on business engineering. The technique is developed for the students in the direction of 080500.62 "Business Informatics". Key points include a list of steps in the execution of the training project, links to training materials required to perform steps.

Keywords: business engineering, enterprise architecture, modeling, project, technique, workshop


Библиографическая ссылка на статью:
Точилкина Т.Е. Практикум по бизнес-инжинирингу // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6925 (дата обращения: 28.09.2017).

В последние голы в современном менеджменте активно развивается управленческая технология бизнес-инжиниринга – «технология проектирования эффективных организаций» [1]. В качестве основы для интегрированного описания деятельности предприятия бизнес-инжиниринг использует архитектурную модель предприятия (архитектуру предприятия).

Согласно учебному плану подготовки бакалавров по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» заочной формы обучения в Финансовом университете студенты должны выполнить учебный проект по бизнес-инжинирингу. Данный учебный проект является одной из форм аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов [2].

Основными целями учебного проекта по бизнес-инжинирингу являются

- закрепление и комплексное использования полученных знаний и навыков из предшествующих дисциплин в ходе выполнения учебного проекта;

- отработка навыков командной работы;

- практика оформления результатов научных исследований, выполненных группой исследователей.

При выполнении учебного проекта используются знания и навыки следующих предшествующих дисциплин [2]: «Моделирование бизнес-процессов», «Архитектура предприятия», «Управление жизненным циклом ИС», «Информационные системы управления производственной компанией», «Базы данных», «Архитектура корпоративных информационных систем», «Методология и технологии проектирования информационных систем», «Программная инженерия», «Управление ИТ-проектом», «Экономика информационных систем».

В качестве инструментальных средств для поддержки этапов учебного преокта по бизнес-инжинирингу рекомендуются программные продукты, которые студенты освоили в ходе изучения предшествующих дисциплин: MS Word, MS Excel, MS Visio, MS Project, CA ERwin Process Modeler, ARIS Business Architect, ARIS Express, Star UML, BizAgi Process Modeler, Archi.

Учебный проект выполняется командой студентов.

Отчет по проектному практикуму может стать основой для научной статьи и/или научного доклада на конференции.

Команда студентов имеет право выбрать одну из заявленных кафедрой «Бизнес-информатика» тем, или тема проекта может быть предложена студентами и согласована с руководителем проектного практикума.

По результатам выполненной работы команда студентов оформляет единый отчет, включающий следующие структурные элементы согласно [3]: титульный лист; список исполнителей; задание; содержание; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложения.

Оформление страниц отчета «Титульный лист», «Список исполнителей», «Задание» производится согласно требованиям кафедры «Бизнес-информатика».

Задание содержит описание бизнес-кейса, включая краткое описание бизнеса, формулировку бизнес-проблемы, а также постановку задачи инжиниринга.

Структурный элемент отчета Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. Содержание должно быть создано автоматически с помощью инструмента «Оглавление» в MS Word. Содержание начинается на странице с номером «4».

Отчет команды по практикуму должен быть представлен в едином файле.  Общий объем отчета составляет 50-60 страниц, включая таблицы, рисунки.

Задание на проектный практикум студенты получают на первом практическом занятии. Задание выполняется в течение учебного семестра самостоятельно командой студентов. Единый отчет по практикуму, выполненный командой студентов, передается преподавателю в электронном виде на электронный адрес преподавателя. По итогам проверки преподаватель может высказать замечания, которые должны быть учтены в окончательной версии отчета по контрольным работам. Окончательная версия отчета должна быть представлена преподавателю как в электронном, так и в печатном виде. На титульном листе отчета должны присутствовать подписи всех участников команды.

Итоговая электронная версия отчета должна включать: файл отчета по контрольным работам, файлы всех разработанных моделей, шаблонов и отчетов. Все файлы должны быть собраны в одну папку и архивированы. Название папки должно включать номер группы и фамилии студентов.

Этапы выполнения учебного проекта по бизнес-инжинирингу

1. Сформировать проектную команду. Выбрать руководителя команды учебного проекта [2].

2. Выбрать тему учебного проекта. Дать краткую характеристику объекта инжиниринга: выбранной компании и выбранных проблем в деятельности компании. Сформулировать задание на бизнес-инжиниринг [2, 4].

3. Спланировать проект по бизнес-инжинирингу с помощью специализированных программных средств, например, MS Project [2, 5, 6].

Планирование проекта включает создание иерархической структуры работ; планирование ресурсов; распределение ролей и обязанностей среди участников учебного проекта; организацию удаленного взаимодействия между участниками команды; календарное планирование; планирование бюджета учебного проекта.

4. Сформировать образ будущего компании согласно Заданию [2, 7].

Этап включает изучение и описание окружения компании, формирование миссии компании; определение и описание ограничений и возможностей (внешних и внутренних), определение бизнес-целей; определение результатов деятельности организации, включая целевые рынки, бренды, продукты, услуги.

5. Разработать комплексную модель «AS IS» деятельности компании, провести анализ деятельности компании на основе разработанных моделей [2, 7, 8, 9].

Обратить внимание, что для каждой диаграммы должно быть дано соответствующее текстовое описание.

Разработка разных аспектов и уровней комплексной модели компании выполняется на основе знаний и навыков, полученных в результате изучения предшествующих дисциплин учебного плана с помощью программных продуктов, освоенных в процессе изучения предшествующих дисциплин, например, CA ERwin Process Modeler, ARIS Business Architect, ARIS Express, Star UML, BizAgi Process Modeler, Archi.

6. Разработать предложения по инжинирингу компании [2, 4, 6].

Результатом этапа является краткое текстовое описание предлагаемых вариантов инжиниринга.

7. Для каждого варианта инжиниринга разработать комплексную модель «TO BE». Данный этап выполняется аналогично этапу 5.

8. Сформировать список критериев для выбора лучшего варианта бизнес-инжиниринга [4, 7].

9. Провести оценку вариантов инжиниринга по списку критериев. Результаты оценки оформить в виде таблицы. Выбрать лучший вариант инжиниринга, используя данные из таблицы.

10. Сформулировать требования к ИС поддержки выбранного варианта инжиниринга компании [10, 11].

Разработка требований к ИС должна основываться на знаниях и навыках, полученных из предшествующих дисциплин, в том числе в процессе проектирования информационных систем, разработки технического задания на создание ИС.

11. Провести план/фактный анализ выполненного учебного проекта по бизнес-инжинирингу, используя специализированные средства, например, MS Project [2, 5]

12. Подготовить Заключение по учебному проекту.

13. Оформить единые отчет команды студентов по учебному проекту согласно требованиям кафедры.

14. Отправить преподавателю электронную версию единого отчета для проверки.

15. Внести исправления, если таковые получены от преподавателя.

16. Распечатать отчет, подписать титульный лист, сшить отчет. Сформировать электронный архив материалов по проекту, отправить архив преподавателю.

Оценивание результатов учебного проекта осуществляется с учетом следующих групп критериев:

- роли (ролей) каждого участника команды в проекте, а также фактической части работы, выполненной каждым участником, указанной в отчете по в разделе «Список исполнителей»;

- формальных критериев, связанных с соблюдением требований к оформлению отчета по практикуму;

- критериев оценки отчета по содержанию, включая оценку соответствия содержания работ заявленной теме, заданию, соответствия содержания разделов их названию, самостоятельности в изложении, качества введения, основных разделов отчета, заключения, качества подбора используемых источников.

С помощью представленной в статье методики студенты могут на основе знаний и навыков из предшествующих дисциплин учебного плана самостоятельно выполнить учебный проект по бизнес-инжинирингу, отработать навыки командной работы, а также навыки оформления результатов научных исследований, выполненных группой исследователей.


Библиографический список
  1. Манифест бизнес-инжиниринга, новой революции в управлении// Бизнес Инжиниринг Групп. 2014.. URL: http://bigc.ru/about/manifest/ (дата обращения: 30.12.2014).
  2. Точилкина Т.Е. Проектный практикум по бизнес-инжинирингу. Рабочая программа дисциплины для студентов, об учающихся по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» (программа подготовки бакалавра) (заочная форма обучения) – М.: Финансовый университет, кафедра «Бизнес-информатика», 2014. – 18 с.
  3. ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
  4. Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе: Пер. с англ. / М. Хаммер, Д. Чампи. — 4-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 .— 288 с.
  5. Управление проектами: Учебное пособие / Мазур И.И. [и др.]; Под общ. ред. И.И.Мазура, В.Д.Шапиро. — 8-е изд. / стереотип. — М.: Омега-Л, 2012. — 960 с.
  6. Тельнов Ю.Ф., Федоров И.Г. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 207 с.
  7. Точилкина Т.Е. Методика разработки модели бизнес-процесса // Сборник статей Международной научно-практической конференции “Актуальные вопросы модернизации науки” 22 мая 2014 г. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 109-118.
  8. Принципы создания информационных систем и моделирования бизнес-процессов с использованием пакета программ AllFusion Modeling Suite: учеб.-метод. пособие. Ч.1. Автоматизированная информационная система моделирования бизнес-процессов AllFusion Process Modeler / Т.Е. Точилкина [и др.]. — М.: изд. АБиК М-ва финансов РФ, 2007. — 144 с.
  9. Точилкина Т.Е. Моделирование архитектуры предприятия с Archi // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6308 (дата обращения: 17.11.2014).
  10. ГОСТ 34.602-89 Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.
  11. ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем.


Все статьи автора «Точилкина Татьяна Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: