В последнее время иностранные банки активизируют свою деятельность в России. Активное распространение иностранных банков в нашей стране началась с середины 2000-х гг., что сопровождалось притоком иностранного капитала в российский банковский сектор, и привело к повышению общей инвестиционной привлекательности России. По состоянию на 1 ноября 2014 года в России работает 77 банков со стопроцентным иностранным капиталом. Такая активизация объясняется политикой ЦБ, который приветствует приход иностранного капитала в Россию, создавая для иностранных банков соответствующие благоприятные условия.
Иностранным банкам в России удается работать эффективнее, чем российским кредитным организациям, поскольку они поддерживают авторитет головного банка на мировом уровне, тем самым обладают более качественным и более развитым сервисом, что привлекает как российских клиентов, так и поддерживает иностранных. Рентабельность иностранных банков выше российских. Во многом это обуславливается более жесткой политикой контролирования расходов банка. Также многие дочерние банки могут подпитываться от основного банка, что позволяет им более устойчиво работать на рынке банковских операций.
Нюансы российского законодательства таковы, что в России не могут функционировать иностранные банки как таковые, поэтому именно филиалов зарубежных банков в России нет, на рынке действуют их «дочки», то есть отдельные юридические лица, полностью регулируемые местным законодательством и нормативами Банка России, но все же признаются иностранными банками, так как в их уставном капитале присутствую иностранный капитал. При наступлении каких либо финансовых трудностей «головной» банк поможет своей «дочке». Потому иностранные кредитные организации выглядят надежнее и устойчивее в глазах россиян, но при этом кризис за рубежом может подорвать доверие со стороны российских клиентов.
Запрет на открытие филиалов иностранных банков в России имеет конкретную цель – создание равных условий работы для российских и иностранных кредитных организаций.
Иностранные банки являются примером для российских, так как они предоставляют большее количество услуг, множество разнообразных и нестандартных продуктов, инновационное обслуживание нового поколения, что способствует развитию конкуренции, и позволяет, в большинстве своем работать значительно эффективнее и экономичнее российских коллег.
Для менеджмента в коммерческом банке, приход на рынок иностранных банков предполагает изучение особенностей деловых культур разных стран, повышение эффективности межкультурного и международного взаимодействия, и, как результат, воспитание культурной грамотности и перенос прогрессивного опыта управления других стран в Россию.
В российских банках, гораздо меньшее внимание уделяется корпоративной культуре, ее формированию, поддержанию. Отношение к персоналу в этом контексте является вопросом особой важности. В наше время значение высококвалифицированного и дорогого работника стремительно возрастает. Для иностранных банков, в этой области характерны следующие особенности:
- сильная корпоративная культура и требования к внешнему виду, дисциплине и т.д.;
- большие затраты обучение персонала (тренинги личностного развития, аттестации, проверки знаний, конкурсы);
- структура менеджмента, в том числе отношения с персоналом, более строгие.
Каждая должность подразумевает четкую регламентацию обязанностей и деятельность, за пределами которых не представляется возможной. В российских же банках, каждая конкретная должность подразумевает выполнение косвенных работ, что с одной стороны приводит к универсальности сотрудника, а с другой, рассеивает внимание и влечет к допуску ошибок, которые портят репутацию банка в общем. Российские банки стремятся перенимать иностранный опыт, хотя многие нововведения в менеджменте затруднены.
Прямой перенос каких-либо западных методик в любую российскую компанию не возможен, так как наш менталитет не может адаптироваться под западный, поэтому перенимаются только малые крупинки, и в основном с опозданием на от 3 до 5 лет, а иногда и более.
При реализации нововведений в области корпоративного управления перед менеджерами встает ряд проблем: требуется оценить качество внедряемой методики, сроки ее внедрения, морально-психологический климат в коллективе и т. д.
Наиболее общие моменты, которые стоит позаимствовать в иностранных банках – это способы организации управления, взаимодействия и подчиненности подразделений, качество стратегического планирования, а также организации своего рабочего времени, а также распределение полномочий.
Но при всем этом, на российском рынке также достаточно сильно распространен уход иностранных банков с российского рынка. Существует несколько причин прекращения деятельности иностранных банков в России:
- падение рентабельности капитала российских банков, что обусловило снижение эффективности вложений во всю банковскую сферу;
- постоянные нестабильности российского рынка, к которой не готовы иностранные банки;
-ошибочная маркетинговая стратегия;
- недостаточный объём привлечения финансирования от материнских структур при возникновения острого дефицита ликвидности;
- банки не сумели адаптироваться к российским реалиям;
- недооценили возможности местного рынка;
- не смогли эффективно использовать свои конкурентные преимущества.
Сами же банки ссылаются на две причины:
- Смена стратегии развития головного банка, которая не приживется в России
- Ужесточение государственного регулирования банковской деятельности.
Российский рынок оказался слишком специфичен для многих международных банков, сильные рыночные позиции в розничном или корпоративном сегментах удалось завоевать в России очень небольшому количеству иностранных банков, так что процесс их ухода продолжится и в дальнейшем. В связи с этим, можно сделать вывод, что неграмотная стратегия развития, неправильная организация финансового менеджмента, даже в иностранных банков может привести как к сдаче основных позиций на рынке, так и к банкротству или уходу с рынка.
Библиографический список
- Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 30.09.2013) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп.).
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп).
- http://www.ra-national.ru
- Основы банковского менеджмента: Учебное пособие. Под ред. О.И. Лаврушина – М.: ИНФРА – М, 2003.
- Галанов В. А.. Основы банковского дела: учебник. — М.: ФОРУМ ИНФА М. — 288 с. — (Профессиональное образование)., 2008